Педагогическое обоснование
Конспект воспитательного мероприятия.
Тема мероприятия: Деловое общение: СПОР
Форма проведения мероприятия: беседа (час общения из цикла: «Толерантность»).
Предварительная подготовка: на предыдущем часе куратора общения был проведен тест по психологии на тему «Выявление……….» (была затронута проблема существования споров и ссор между учащимися).
Педагогическое обоснование.
На предыдущем часе общения, в ходе беседы, было выявлено, что между одногрупниками иногда вспыхивают споры, но они быстро решаются: «Покричим друг на друга, обижаемся, а потом все забывается».
Для того, чтобы группа стала более дружна необходимо, чтобы такие конфликты не заканчивались криком, а приводили к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины.
Цель воспитательного мероприятия:
- познакомить студентов с целями споров, принципами ведения споров;
- обсудить проблему агрессии во время спора;
- выявить сторонников и противников спора среди учащихся.
Оборудование: доска, тексты с принципами.
Оформление: на доске написана тема часа общения, в аудитории стулья поставлены по кругу.
Литература:
1. Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.
2. Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
Ход беседы:
Ведущий: Ребята, ответьте, пожалуйста на вопрос: «Часто ли вы вступаете в спор?»
Возможный ответ: Да/Нет
Ведущий: И чем, как правило, заканчиваются эти споры? Вы приходите к единому мнению с противником, каждый остается при своем мнении или как-то еще?
Ответ.
Ведущий: Действительно, сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен уметь правильно вести спор.
Попробуйте дать определение спору.
Ответ.
Ведущий: Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.
Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.
Сейчас мы разделимся на две группы.
Каждая из групп попробует сформулировать по две конструктивной и деструктивной цели.
Ответы групп.
Ведущий может сформулировать не названные цели:
конструктивные цели ведения спора:
* обсудить все возможные варианты решения проблемы;
* выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
* привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;
* опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
* привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
* оценить возможных единомышленников и противников.
Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:
* расколоть участников спора на две непримиримые группы;
* завести решение проблемы в тупик;
* опорочить идею и ее авторов;
* превратить дискуссию в схоластический спор;
* используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;
* разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.
Ведущий: чаще всего споры возникают спонтанно. Но при ведении спора, по мнению В.И. Андреева (известный психолог теории конфликтов), нужно всегда руководствоваться следующими принципами:
· Принцип предварительной подготовки к ведению спора.
· Принцип терпимого отношения к инакомыслящим.
· Принцип последовательного анализа альтернатив.
· Принцип корректного ведения спора.
· Принцип «отстранения» в процессе ведения спора.
· Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора.
· Принцип поэтапного продвижения к истине.
· Принцип уважения личности оппонента.
- Принцип аргументированной конструктивной критики.
Давайте попробуем разобраться, что же понимается под каждым из этих принципов. Разбейтесь по два-три человека, я раздам вам тексты с пояснениями, касающимися того или иного принципа, а вы в течении трех минут подготовитесь, а потом по очереди расскажите суть своего принципа всем ребятам.
Ответы групп.
Ведущий:
Известный американский психолог Дейл Карнеги в третий части своей книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая называется «12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения», предлагает очень интересные суждения, выводы и правила по поводу спорных ситуаций, поэтому я обратил на них внимание. Вот что он пишет.
«... В мире существует только один способ одержать верх в споре – это уклониться от него. В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будите чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен Вашей победой. А ведь: «Человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле».
Давайте обсудим это высказывание. Согласны вы с ним или нет?
Ответ.
Ведущий:
Подводя итог нашей беседы, хотелось бы узнать ваше мнение: важно ли знать, как правильно вести спор, какими принципами при этом руководствоваться?
И действительно, когда вы усвоите технику ведения спора, научитесь управлять собой, тогда вы избавите себя от многих негативных ситуаций и плохого настроения.
Ребята высказывают свое мнение.
Ведущий: Спасибо за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.
Принцип терпимого отношения к инакомыслящим.Сутьпринципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.
Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.
Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам.
Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.
Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.
Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим.
Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.
Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.
Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.
Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.