Посвященную подведению итогов

От автора

К родителям!Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внима­ние только на то, насколько правильно малы­ши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и по­могает расширить словарный запас, формиру­ет умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грам­матики.

Кроме того, логопед может подготовить ре­бенка к усвоению грамоты, если у него есть ка­кие-то проблемы с речью, и к дальнейшему бо­лее успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необ­ходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели — полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной ра­боты будут низкими, а занятия очень продол­жительными даже у самого хорошего специа­листа.

Итак, вам потребуется не больше полу­часа, чтобы выявить, есть ли у вашего ре­бенка проблемы с речевым развитием.

К воспитателям!Эта книга поможет вам при обследовании детей не только быстро вы­явить группу риска по речевому развитию, но и использовать полученные данные при диагно­стике результатов обучения по разделу «Разви­тие речи».

К логопедам!Вы можете использовать эту книгу для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей до­школьного возраста в условиях массового об­следования детей-дошкольников.

Прочитайте обязательно!

Предлагаемая вашему вниманию книжка предназначена для проведения экспресс-диаг­ностики уровня сформированности речи у де­тей дошкольного возраста старше 4,5 лет. Это возраст, в котором у детей начинает формироваться умение составлять рассказ или, как го­ворят специалисты, связное высказывание мо­нологического характера.

Существует несколько причин, почему важ­но знать, правильно ли формируется речь у ре­бенка в дошкольном возрасте.

1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не зна­чит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глу­пый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специали­стов как можно раньше, чтобы они не стали пре­пятствием для его полноценного развития и ус­пешного обучения.

2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодоле­нию, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребен­ка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специ­алисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сде­лает вашего ребенка более успешным и счаст­ливым.

3. Даже незначительные недостатки в разви­тии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В ре­зультате ваш умный, талантливый ребенок полу­чает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить! Обратитесь к специали­сту, если в результате проведенной вами диаг­ностики обнаружатся недостатки развития речи,
даже, с вашей точки зрения, незначительные.

Не экономьте время на общении с ре­бенком!

Не бойтесь обращаться к специалисту!

■ Как работать с книгой?

В книге представлены следующие разделы:

Обследование связной речи— составле­ние рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии кар­тинок

Обследование грамматического строя речи— составление предложений по картин­кам, проверка сформированности навыка со­гласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои»с именами существительными, использования предложно-падежных конст­рукций, навыков словообразования и слово­изменения.

Обследование навыка звукопроизношенияна ограниченном речевом материале, вы­явление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

Обследование слоговой структуры сло­ва.Проверяется, правильно ли ребенок произ­носит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.

Обследование фонематического вос­приятия.Задачей этого раздела является вы­явление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родно­го языка, воспринимая их на слух.

Уровень сформированности словарно­го запасаребенка, темпговорения, беглость речи, наличие запинок,качество голосаи дру­гие параметры можно определить по ходу все­го тестирования.

Совсем необязательно, что вам придется штудировать всю книгу. Если ребенок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), переходите к разделу «Обследова­ние фонематического восприятия»,пропус­кая другие разделы.

Если с первой страницы у малыша возни­кают трудности, внимательно читайте параметры оценки и выполняйте обследование по предложенному алгоритму, т. е. в определен­ной последовательности.

Обратите внимание на последнюю стра­ницу,

посвященную подведению итогов.

Наши рекомендации