Глава iii психология воина, или состояние активного противодействия

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................... 2

ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК...................................................................................................................... 5

ГЛАВА II РАДОГОРА............................................................................................................................. 12

ГЛАВА III ПСИХОЛОГИЯ ВОИНА, ИЛИ СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ...................... 24

ГЛАВА IV СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА...................................................................................................... 32

ГЛАВА V ВОИНСКАЯ ЭТИКА................................................................................................................ 37

ГЛАВА VI ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................. 47

ПОСЛЕСЛОВИЕ.................................................................................................................................... 71


ПРЕДИСЛОВИЕ

С точностью определить дату возникно­вения в Европе кулачного боя — как самостоятельного вида состязания — не может, пожалуй, никто. Но со всей уверенностью мож­но утверждать, что борьба и фехтование в пре­делах евроазиатского континента возникли го­раздо раньше.

Причины этого запаздывания, вероятнее всего, коренятся в особенностях человеческой биомеханики и техники. Если мы попробуем проследить ключевые этапы развития, например, человеческой руки, то в значительной сте­пени проясним ситуацию.

Для этого нам придется использовать тео­ретические данные антропологии. Мы знаем, что, соответственно данным этой науки, чело­век своей эволюцией во многом обязан разви­тию своего опорно-двигательного аппарата, а точнее, своей кисти и прямохождению. Именно эти два фактора создали прецедент возникно­вения всеобщей планетарной модели сознания, вызвавшей развитие человеческого мозга.

Подавляющему большинству населения нашей страны известно, что возникновению руки предки человека обязаны своей жизни на дере­вьях. Благодаря строению кисти предки чело­века получили возможность двигаться по дере­вьям в любом направлении.

При таком движении кисть выполняет фун­кцию захвата сучьев. Таким образом, древней­шими функциями руки можно считать схваты­вание и отпускание. Постепенно к ним добави­лась и третья функция — удержание.

Древнейший триглав, который нашел свое выражение через деятельность человеческих рук, имеет вид: схватывание —удержание — отпускание.

Сначала руками схватывали определенные предметы, будь то сучья или камни. Из этих зачаточных способностей выросли все фехто­вальные и метательные практики.

Параллельно друг другу стали развивать­ся два стратегически различных типа сознания. Один был направлен на усиление физической мощи человека с помощью подручных техни­ческих средств (палочный бой, метание орудий, фехтование), другой на увеличение функциональных возможностей собственно организма человека.

Проследим различие этих направлений на примере способа добывания пропитания. По­ложим, что добычу можно убить с помощью ду­бины или камня, но ее также можно схватить руками и, например, задушить или сломать позвоночник, в процессе удержания. При этом оба способа, с точки зрения достижения резуль­тата, оправданны, так как оба дают возможность выживания, значит, оба способа законны. Но тем не менее один человек хватает дубину, что­бы ударить — другой хватает жертву руками.

Очевидно, выбор зависит от личных воз­можностей, предрасположенности и целесооб­разности. Кстати, существует еще несколько типов сознания, которые, впрочем, не являют­ся прообразами сознания воина, поэтому здесь мы о них говорить не будем.

Мы перенесемся в плоскость историческо­го времени, оставив за гранью повествования десятки тысяч лет эволюции человека в облас­ти боевого применения своего тела и различ­ных вспомогательных средств, служащих этой цели. Попробуем проанализировать состояние дел в развитии рукопашного боя древнейших европейских цивилизаций.

К примеру, цивилизации периода антич­ности развивали различные формы состязатель­ной культуры, которые так или иначе оказыва­ли влияние на боевые эквиваленты рукопашно­го боя. И все же долгое время существовали только два основных вида рукопашного боя — борьба и фехтование. Различные соединения и комбинации техники этих двух видов на терри­тории всей Европы и образовали этнически и во многом функционально различные разновид­ности рукопашного боя, применяемого на вой­не.

Техника ударов невооруженной рукой и ногами стала развиваться в результате перено­са ударных стереотипов фехтования на возмож­ности невооруженного человеческого тела.

В Европе, с развитием традиционных ви­дов состязательной культуры, стали развивать­ся и различные виды кулачного боя, в которых борьба и фехтование были представлены либо вспомогательных технических приемов, либо во­обще исключались из сферы применения. Ку­лачные бои были известны в Этрурии, на ост­рове Крит, в Греции, Риме, на Британских ос­тровах, и, конечно, во всех обширнейших зем­лях славян, германцев и кельтов.

Кулачные бои были в большом почете, хотя и нисколько не затмевали славы борьбы и фехто­вания.

Вообще, для Европы характерна бросаю­щаяся в глаза бесконфликтность сосуществова­ния различных видов культуры противостоя­ния. Именно КУЛЬТУРЫ, а не какого-нибудь вида, состоящего целиком из формальных уп­ражнений, до одури заучиваемых долгими го­дами только потому, что какому-то полу мифическому персонажу эти упражнения помогли съездить по физиономии своему противнику!

Думаю, читателю станут более понятны мои эмоции, если я приведу здесь несколько акси­ом, которые способны вызвать сомнения только у личностей с явным упадком умственных спо­собностей.

Во-первых: знание нескольких приемов и умение их выполнять никогда не смогут вам га­рантировать в реальном бою даже минимума безопасности.

Во-вторых: даже если вы в совершенстве знаете техническую базу только одного вида боя, например, только борьбы или только фехтова­ния, вы сможете успешно действовать в рамках изученного вами вида. При нарушении привыч­ной для вас схемы боя ваша боеспособность сни­жается до минимума.

В-третьих: даже если вам чудом удалось до автоматизма отработать наиболее типичные дей­ствия в самом широком спектре боевых ситуа­ций и тем самым намного поднять свое умение над умением большинства, вы все равно его быстро утратите, например, прекратив свои тренировки хотя бы на месяц.

Тупик, в который загнали себя представи­тели большинства современных видов боя, ни­когда бы не возник, будь у них больше внима­ния к военной истории Европы в целом и Руси в частности.

Любая зрелая состязательная культура народа, как правило, включает в себя по несколько видов борьбы, кулачного боя, фехтования, боя ногами, а также прикладные виды рукопашного боя, имеющие военное значение. Даже детские игры и забавы на территории всей Европы несли на себе яркий отпечаток воинских традиций и в большинстве случаев были призваны сызмальства развивать воинский навык.

Замечу, кстати, что детские игры России и Европы очень часто не просто похожи, а повто­ряют друг друга до мелочей, особенно те из них, которые служили формами подготовки будущих воинов.

Это обстоятельство говорит в пользу су­ществования в прошлом громадного комплекса европейской состязательной культуры, который если и проигрывает восточным единоборствам в пестроте и разнообразии ответвлений, то в эффективности, простоте и проработанности боевого навыка даст Востоку сто очков вперед.

Для наглядности попробуйте проследить оставшиеся с древнейших времен танцы и игры народов Европы. При некоторой наблюдатель­ности вы без посторонней помощи сможете составить неплохую коллекцию боевых элемен­тов и даже связок.

Итак, постоянный физический труд, раз­нообразие видов состязательной культуры при их идейном и функциональном единстве, а также солидный фундамент из обще развивающих игр и забав, органично вплетающийся через танце­вальную культуру в боевой навык, и создают явление, обозначенное мною ранее как комп­лекс европейской состязательной культуры.

Только когда вы владеете культурой при­менения своего тела в бою и в обычной жизни, грамотно и эффективно используя ресурс свое­го организма, вы сможете адекватно противо­стоять действиям своего врага. Скажу яснее:

если вы поставили себе цель выйти на грань владения БОЕВОЙ КУЛЬТУРОЙ, то вы просто обязаны овладеть культурой применения ору­жия. Только когда искусство владения своим телом соединяется с искусством владения ору­жием, можно говорить об овладении ВОИНС­КОЙ КУЛЬТУРОЙ.

На стыке борьбы и фехтования родился кулачный бой. С того самого момента, когда люди вместо палки или тела противника сжали в руке пустоту, и начинается отсчет существо­вания кулачного боя. Выяснилось, что и голой рукой можно победить. А это уже серьезный шаг в развитии абстрактного мышления и в развитии боевых способностей. С этого момен­та люди научились "бить пустотой", теперь даже пустота превратилась в смертельное оружие.

О том, как этим оружием пользовались на Руси, и рассказывает лежащая перед вами книга.

ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК

Не так давно, в конце шестидесятых годов двадцатого века, состоялся пос­ледний бой стенка на стенку. Пожалуй, именно об этом виде кулачного боя дольше всего сохра­нялась историческая память в среде крестьянс­кого и рабочего люда. Что же мы еще помним кроме этого? Легче перечислить, что мы забы­ли, ведь забыли мы почти все.

Во многих традициях мира при анализе корней боевого искусства принято обращаться к двум видам источников — историческим хро­никам и эпическим произведениям. Как прави­ло, сторонники "научного" подхода привыкли начинать отсчет времени существования како­го-либо явления с момента его первого упоми­нания в исторических документах. Но ведь для того, чтобы о явлении упомянули, оно должно уже существовать. Более того, явление может не упоминаться в источниках не потому, что оно отсутствует, а как раз наоборот. Например, борьба и кулачный бой упоминаются в русских летописях чрезвычайно редко. Это происходит только потому, что явления такого рода были настолько обыденной практикой, что на них попросту не обращали внимания. Зато народ­ные былины вещают нам об этом постоянно. Думаю, не стоит отворачиваться от нашего по­этического наследия, лучше попробуем его про­анализировать.

Поводился ведь Васька Буслаевич

Со пьяницы, со безумницы,

С веселыми удалыми добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которова возьмет он за руку,— Из плеча тому руку выдернет;

Которова заденет за ногу, — То из гузна ногу выломит;

Которова хватит поперек хребта, — Тот кричит-ревет, окарачь ползет...

Строки из былины о Василии Буслаеве поражают прежде всего своим натурализмом и отсутствием должной гиперболизации. Да и сюжет знаком с детства многим моим соотече­ственникам. Пьяный разгул, как правило, в России перерастает в драки. Но нас интересуют прежде всего сами формы "увечного" боя. А они просты и действенны, как следует из былины. Например, удары по спине или поперек хреб­та; сразу вспоминается и удар в полруки да по­перек груди, вероятно, это один тип ударов, направленный на поражение широких поверх­ностей тела, таких, как грудь и спина. Да и способы выламывания конечностей тоже описа­ны вполне ясно, в основе этой механики лежит рывок за конечность — с проворотом.

А и будет день ко вечеру,

От малова до старова

Начали уж ребята боротися,

А в ином кругу в кулки битися;

От тое борьбы от ребячия,

От тово бою от кулачнова

Началася драка великая.

Отрывок из былины повествует об ежеве­чернем обычае новогородцев устраивать борьбу и кулачные бои, в которых принимает участие все мужское население, начиная с самых ма­леньких и заканчивая стариками. Поединки, проводимые с соблюдением правил, иногда пе­рерастали в массовые побоища, и тогда:

Молоды Василей стал драку разнимать,

А иной дурак зашел с носка,

Ево по уху оплел,

А и тут Василий закричал громким

голосом...

Зайти с носка мог прежде всего только тот, кто на носок востер, то есть хорошо борол­ся с применением техники ног, да не просто боролся, а еще и бил ногами на уровень голо­вы. Однако подробному анализу техники драки ногами посвящена моя следующая книга — "Рус­ская драка ногами". Темой теперешнего иссле­дования является все-таки кулачный бой.

Прямое отношение к русскому кулачному бою имеет и следующий отрывок из былины о Василии Буслаеве:

Разгорячилось у него да ретиво сердце,

Расходилися у него могучий плечики,

Размахались у него да белы ручушки.

Возможно, многие решат, что былина это не тот источник, которому можно доверять. Но ведь в приводимых отрывках нет ничего невозможного, а как раз наоборот бросается в глаза реалистичность и логичность происходя­щего. Былинная строка также помогает понять содержание, например, пословиц.

Как я тебе дам пинка, так тебя семь лет голенищами понесет!

Не видал кулаков, так пожалеет своих боков!

Такую заушину дам, что трое суток трезвон в голове будет!

Как хвачу, так запоешь суру с перехватом!

У меня рука легка — была бы шея крепка!

Сам наг пойду, но и тебя без рубахи пущу!

Не говори худого слова да в рожу.

Отмочалить бока.

Своротить салазки.

Перевалить со щеки на щеку.

Поставить фонари под глазами.

Пересчитать ребра.

Положить в лоск.

Хлестануть по шапке.

В сусала да под микитки.

Высоко замахнулся, да низко стеганул.

Хоть себе досадить, а недруга победить.

Хоть разорваться, да не поддаться.

Не дорога лодыга, дорога обида!

Не тычь пальцем — обломишь!

Чем ругаться, лучше собраться и подраться!

Кулак не сласть, а без него не шасть.

Бьют не ради мученья, а ради ученья.

Побьют, так скажи спасибо за науку.

Ежовая голица — учить мастерица.

Чужую бороду драть — свою подставлять.

Не силой берут, а уменьем.

Напролом идут — голов не жалеют.

Не хватай за бороду, сорвешься — убьешься.

Драться дерись, а за тычком не гонись.

Не все в ус, ино и в рыло.

Не за всяким тычком гонись.

По чужую голову идти свою нести.

Уж о значении пословиц и рассказывать не нужно, они говорят сами за себя. Важно толь­ко не забывать, что пословицы отражают широ­ко распространенные народные нравы и прини­маются нашим сознанием как не требующие доказательств.

Кроме пословиц и былин существуют хотя и детские, но в полном смысле слова народные игры, вырабатывающие навык, жизненно необ­ходимый для будущих кулачников. Вот, к при­меру, игра, называющаяся "слепок". В ней по жребию выбирается игрок, которого ставят к стене. Остальные игроки подходят к нему, каж­дый с такими словами: "Я у печки стою, щелч­ки варю, приговариваю!" После этого каждый бьет водящего ладонью по спине, потом играю­щие сразу разбегаются в стороны. Водящий, или "слепок", догоняет беглецов, и тот, кого он ударит рукой, становится "слепком", от кото­рого он сам спасается бегством. По аналогич­ным правилам проходит и игра в пятнашки, из­вестная всем с детства. А вот еще одна игра, называющаяся "горячее место". На земле кру­гом или чертой обозначается "горячее место". Вожак по жребию становится недалеко от этого места и охраняет его. Задача игроков — проник­нуть за линию, задача вожака — не пустить на горячее место игрока, поэтому вожак бьет игра­ющих или ловит. Побитый делается помощни­ком водящего и вместе с ним ловит игроков. Прорвавшийся на горячее место может отды­хать там, пока все игроки не сделаются помощ­никами водящего. Когда все игроки побиты и переловлены, игра начинается сначала. Водя­щим становится тот, которого побили первым.

Из того же разряда игра "ястреб и голу­би". Водящий, выбираемый по жребию, назы­вается ястребом, игроки — голубями. Ястреб прячется. Когда голуби слишком близко подхо­дят к убежищу ястреба, он выбегает из засады и бьет или ловит голубей. Побитый становится ястребом и прячется.

Есть и зимние игры, способствующие раз­витию необходимых в бою навыков. Взять хотя бы известные всем "снежки". Вырабатывание навыков свили и навыков точного метания как нельзя лучше формирует стереотипы движения, необходимые бойцу.

Были игры и более сложные, так сказать, игры для будущих "телохранителей". Напри­мер, игра, называющаяся "масло". Одного из играющих сажают на санки, а другой его возит. Остальные стараются "отведать масла", то есть ударить сидящего на санках, а возница защи­щает его от удара. Причем, если возница кого ударит, пропустивший удар сразу становится "масло", а тот, кого он бил, становится возницей.

Это далеко не полный перечень детских игр, построенных на умении наносить удары и предотвращать их. Разумеется, что это только начальные формы подготовки, призванные с самого раннего детства приучить детей к ударам.

Иначе как, по-вашему, без предваритель­ной психологической и физической подготовки возможно участие в боях на затравку, для раззадоривания взрослых? Да и обычные улич­ные драки между детьми тоже нельзя не учиты­вать. Эти доказательства дополняются свиде­тельствами русских историков и иностранных хроникеров, на которые я ссылался в своей книге "Русская профессиональная драка".

Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах. Это были бои: сам на сам (один на один), стенка на стенку (строй против строя) и сцепные (каждый за себя).

Вероятно, самым древним видом массово­го кулачного боя следует считать сцеплялку -свалку. Существует много названий этой заба­вы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка, сцеплялка. Кстати, всем изве­стная детская игра "царь горы" не что иное, как сцеплялка - свалка, перенесенная на холм. Это говорит в пользу бытования такого рода боев среди всех возрастов мужского населения, кро­ме разве стариков. Сцепной бой можно назвать чисто русским явлением, так как сохранился он только у нас.

Сравнительный анализ этого вида кулач­ного боя позволяет выделить две его разновид­ности. Первую из них справедливее было бы назвать бой толпа на толпу, потому что он представлял собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюде­ния строя, врассыпную. Задача — обратить противника в бегство. Истоки возникновения боя можно отнести к тому периоду военной ис­тории русов, когда они бились без соблюдения строя.

Вторая разновидность сцеплялки пред­ставляла собой действо, где каждый бился сам за себя или (что одно и то же) один против всех. Несмотря на свою жесткость и недоста­точную популярность в сравнении с другими видами, бой сам за себя оказался на удивление живучим. Так, еще в конце XIX века, по свиде­тельству Н. С. Разина, в Царицыне (нынешний Волгоград) бытовала сцеплялка- свалка, где каж­дый бился сам за себя. По словам Разина, "здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием". В. И. Даль считал эту разновидность боя самой жестокой в сравнении с другими видами.

С технической точки зрения, чтобы хоро­шо драться в условиях свального боя, необхо­димы, как минимум, следующие качества: вы­сокий уровень реакции, широкий кругозор, умение передвигаться одновременно с нанесе­нием удара, хорошая увертливость и, самое главное, умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Далеко не последнюю роль играют сила и точность удара, а также Динамическая выносливость. Вот перед нами и cфopмиpoвaлcя идеальный образ уличного бойца.

Со всей ответственностью могу вас заве­рить, что сцеплялка не терпит искусственных ограничений. Например, не срабатывают зап­реты на удары в какую-либо часть тела. Потому что каждый хочет освободить пространство вок­руг себя, а это с неизбежностью приводит к использованию чисто рефлекторных и ситуа­тивных элементов типа подсечек и подножек. Удары ногами — тоже вынужденная мера. Во­обще в условиях сцеплялки невозможно осоз­нанно оценивать ситуацию. Например, невоз­можно провести задуманный силовой бросок — тут же со всех сторон начинают бить сцепив­шихся, так как они превращаются в легкую мишень для окружающих. Зато очень хорошо и органично применяется техника динамической борьбы, которую мы называем охотницким боем.

Одна из народных пословиц ярко иллюст­рирует впечатление, производимое на зрителей этой техникой: "Сбил да поволок — ажио брыз­ги в потолок".

Тем не менее не спешите думать, что сцеп­ной бой, кроме травм и увечий, ничего не при­носит. В конце концов, каким бы жестким ни был сцепной бой, в нем всегда остается элемент игры, превращающий это состязание в увлека­тельную, затягивающую забаву. Более того, считаю сцепной бой непременным звеном в под­готовке хорошего бойца, способного драться не только в бою один на один, но и в бою один со многими.

Безусловно, самыми массовыми и популяр­ными можно считать бои стенка на стенку. Они проходили, как правило, в зимнее время, что связано, скорее всего, с большим количеством народных праздников, выпадавших на это вре­мя года. Буквально все исследователи солидар­ны во мнении, что разгул кулачных боев при­ходился на Масленицу. О стеношных боях, про­водимых летом, упоминаний не встречается вовсе. Летом кулачные бои проходили в основ­ном по приглашению бояр, один на один, и то крайне редко. Это связано, на мой взгляд, с тем, что теплое время года очень загружено работой, и поэтому собрать полноценную стен­ку было невозможно. Но никаких ритуальных ограничений на эту забаву в теплое время года никогда не существовало.

В некоторых источниках встречаются объяснения другого рода. Теплое время года несло с собой войны и многочисленные набеги как с Востока, так и с Запада, и поэтому забавы в это время были недопустимой роскошью, к тому же русские дружины всегда были немногочисленны. Некоторую роль в сезонности кулачно­го боя играло и то обстоятельство, что стенка в большинстве случаев ставилась на льду реки или озера. Другой ровной площадки, способ­ной вместить большое количество народа, подчас найти было невозможно. Однако бои могли проводиться и в исторически закрепившихся местах, например, на площадях или островах.

Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними — юноши и неже­натые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Встречаются упоминания о том, что, бывало, проходили два боя одновременно. Например, дрались ребячьи стенки, и рядом шел бой взрослых, женатых мужиков. Хотя лично мое мнение — дети не способны долго держать строй; он, как правило, разваливается и начинается бой толпа на толпу. К этому выводу я пришел за время своей преподавательской деятельности. Однако бесспорно то, что моло­дежь нужна была для "разогрева" интереса у зрителей, как говорили раньше, для "затравки".

Сами бои назначались в определенный день, и до этого дня набирались команды. Закликалы ходили по домам и сманивали на свою сторону бойцов, кого вином, кого подарками.

Правила боев везде были разные. Наибо­лее распространенный комплекс включал в себя следующие требования: присевшего и лежачего не бить, в спину не бить, закладок в руках не иметь, не захватывать одежду противника.

В разных местностях существовали и дополнительные ограничения. Например: по ры­лам не бить, ногами не бить, с крыла не бить, не бить с подножкой.

Далеко не всегда запрещались какие-либо действия только из соображений безопасности. Например, в спину никогда не били потому, что нельзя ломать строй и догонять ударами в спину прорвавшегося противника. Этим зани­мались записные бойцы, стоявшие за каждой из стенок и встречавшие прорвавшихся своими ударами.

Думаю, пришло время рассказать о зада­чах стеношного боя. Дело в том, что практичес­ки никто из исследователей не понимает, зачем нужно было обратить противника в бегство или хотя бы вынудить его к отступлению. А призыв стеношных бойцов: "Ни шагу назад!" — откуда он? Правила были таковы, что для победы нуж­но было загнать врага за границу поля.

Полем называлась территория, на которой проходил бой. Вытеснить противника за поле —

это все равно что взять вражеское знамя. По­этому заявление адептов "новой русской тради­ции", что выигрывала только та стенка, кото­рая прорвется через другую, совершенно наду­манно и необоснованно. Дело в том, что строй будет прорываться всегда. Именно для этого у каждой из команд существовали надежа -бойцы.

Это они, закусив зубами шапку, прорыва­ли строй противника, сразу выбивая из него по несколько человек. Именно "надежу" и встре­чали записные бойцы, а иногда и ватагу про­рвавшихся вслед за ним противников, тогда за стенкой тоже начинался бой, только по своим правилам. Здесь строй соблюдать необязатель­но, тут нужно другое умение. Плотные ряды бойцов вытесняют более слабую стенку к той самой черте, которая для одних означает побе­ду, для других — поражение.

Относительно техники боя — позволю себе несколько, на мои взгляд, важных замечании. Стойка бойцов была левосторонней. Это зна­чит, что левая нога находится впереди, левая рука вместе с плечом выдвинута вперед и закры­вает голову, правая нога отставлена в упор на­зад, правая рука находится у груди в техничес­ком элементе, который называется в славяно-горицкой борьбе — буздыган.

Неустойчивость позиции — сбоку — ком­пенсируется плотностью строя. Из-за таких ус­ловий построения наносить хлесткие удары вразмашку невозможно. Зато вполне годятся толчки, тычки, а также удары, соединяющие в себе пробивную и вытесняющую функции. Ак­тивно использовались толчки раскрытой ладо­нью, остановки удара в рукавицу ("мерцание"), много было защитных элементов, которые оха­рактеризованы хронистами как подставки пред­плечьями. Кроме того, существовали и формы защиты воротом тулупа. Имитация этих движе­ний в славяно-горицкой борьбе называется за­пах, или греко-римская защита, так как эти же движения совпадают с имитацией действий щитом в бою.

Что касается запретов на удары ногами, это, как мне видится, чисто технический запрет, предусмотренный правилами для сохранения равновесия бойца. Запрет на захват одежды — чисто стилевая мера, говорящая нам о том, что борьба и кулачный бой в стенке были четко разграничены.

Что касается тактических построений стеношного боя, то замечу одну деталь, ускольз­нувшую от внимания исследователей. Иногда так называвшийся надежа-боец проходил сквозь строй соперников без видимых осложнений, за ним строй мгновенно смыкался, чтобы не про­пустить в оставленный для надежи коридор его последователей.

Это сильно напоминает средневековую так­тику ведения боя, когда воина, вооруженного двуручным мечом, пропускали через свои по­рядки и, сомкнув щиты, продолжали бой. Де­лалось это для того, чтобы избежать урона, на­носимого строю такими бойцами. А за строем его будут ждать... как, например, в римских легионах ждали своего часа знаменитые триарии.

Настало время разобраться, кто же были эти воины, способные драться с надежа -бойца­ми и сами могущие занять их место. Все гово­рит за то, что это были профессиональные бой­цы, мастера самосхода. Бой сам на сам, или, как теперь принято говорить, один на один, все­гда был самым почитаемым и популярным ви­дом боя в России.

Бои сам на сам проводились по приглаше­нию заинтересованной стороны или на кругах по вызову. То есть в первом случае существо­вал организатор боя, во втором случае это было стихийным волеизъявлением соревнующихся. В случае, если бойцы приглашались организа­торами, бои назначались на определенный день. Бои другого рода происходили на различных праздниках или ярмарках, где всегда находи­лось большое количество желающих помериться силой и побиться на кулачках.

Относительно техники ведения боя можно лишь добавить, что некоторые бойцы использо­вали близкую к современному боксу левостороннюю стоику с вытянутой в сторону против­ника левой рукой. Русские кулачники били ко­роткими боковыми ударами, называвшимися — под силу, длинными боковыми с размаха (затрещинка), прямым тычком (прямой с подтока). Популярны были также удары предплечьями, называвшиеся с крыла, которые из-за своей раз­рушительной силы иногда запрещались в стен­ке. Били в основном в голову (нижняя челюсть, виски, переносица), в солнечное сплетение (в душу) и под ребра (под микитки). Применя­лось множество обманных движений, а также отскоков, нырков и отшагиваний с плоскости развития удара.

Попытаемся теперь восстановить тактичес­кие построения в русском кулачном бою. Бе­зусловно, самой разнообразной тактической схе­мой обладала сцеплялка - свалка, ведь против­ники окружали бойцов со всех сторон: техни­ческая схема сцеплялки органично вплеталась в тактические построения, это делало данный вид наиболее ценным в прикладном плане. Следующее место по сложности тактических действий отдельного бойца занимает бой один на один. Однако это было уже единоборство, которое помогало продемонстрировать достоин­ства каждого из бойцов и чистоту стиля. (Хотя задача здесь была уже другой по сравнению со сцеплялкой; поэтому в единоборстве с успехом можно было применять стойку стеношного боя почти без изменений.)

В свою очередь тактика стенки подчиняла тех­нику задачам группового боя. На селе держа­лись плотного строя, в городе дрались в одну или в две шеренги. Бойцы становились в наи­более выгодном для своей команды порядке. Вперед выступали единым строем, не допуская разрывов. Всегда старались приходить на вы­ручку соседям, для этой цели иногда выделя­лись резервы, призванные вступить в бой в решающий момент.

Среди кулачников были выдающиеся бой­цы, способные в одиночку или вдвоем -втроем противостоять целой стенке или толпе. Совер­шенно естественно, что и в сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже оказывались первыми из первых.

Завершая разговор о кулачном бое, хоте­лось бы напомнить читателю о том, что это ис­следование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так на­зываемого "сермяжного" умения, заключающе­го в себе способы боя, широко распространен­ные среди наиболее близких к стереотипам рус­ской драки.

Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно практиковавшихся вплоть до конца XIX века.

ГЛАВА II РАДОГОРА

Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.

Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa — символизиру­ет собой стихию Огня, находящегося в непрес­танном Движении. Третий слог — Гор — сим­волизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога "до", объе­диняющего первый и последний, то это части­ца, указывающая на полноту действия, напри­мер: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "дос­пехи") и, наконец, достоинство. Именно пол­нота действия, которую в русском языке при­нято обозначать словом Дело, ставит в зависи­мость друг от друга Движение и Смысл (Идею).

В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением, по­рождающее Дело. На языке древнерусского сим­волизма Радогора — это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть

без воздуха (движение невозможно без органи­зующей идеи), а воздух не может прийти в дви­жение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и яв­ляется внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зави­сит от нее.

Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога — бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с бере­гов которой они когда-то вышли! Неуди­вительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".

В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет свой гра­фический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.

Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.

В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и по­этому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на мно­гогранность смыслов, скрывающихся за ними.

Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно орга­низованному наступательному кулачному бою.

Само название школы помогает расшиф­ровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда стро­ился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большин­ство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые уда­ры бьются в основном при одновременном вы­ходе к противнику в диагональ, что соответ­ствует принципу движения по дуге или в комби­нации с круговыми перемещениями.

Радогора делится на три группы техничес­ких элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно пря­мым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.

В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, при­меняемых в Радогоре и пришедших из практи­ки стеношного боя. А если учесть, что вся сис­тема основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Ра­догора так эффективна.

Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читате­лю школ восточно-азиатского и европейского бокса.

Прежде всего, "русский бокс"1 — в тради­ционном своем виде — никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении — на­пример, только как вид состязательной культу­ры русского народа или только как вид при­кладного единоборства. Кроме того, виды рус­ского кулачного боя были насыщены обряднос­тью, что тоже нельзя не учитывать.

И состязательность, и прикладной навык,' и обряд — все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.

По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулач­ного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25—30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка...

Не знаю, как в других местах, а, напри­мер, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количе­ства боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бескон­тактного каратэ.

Раз нельзя поставить стенку, то всегда мож­но набрать народу на сцеплялку — скажет чи­татель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание по­пробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.

Вот и получается, что традиционная рус­ская система воспитания воинского навыка раз­рушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.

Наши рекомендации