Глава iii психология воина, или состояние активного противодействия
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................... 2
ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК...................................................................................................................... 5
ГЛАВА II РАДОГОРА............................................................................................................................. 12
ГЛАВА III ПСИХОЛОГИЯ ВОИНА, ИЛИ СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ...................... 24
ГЛАВА IV СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА...................................................................................................... 32
ГЛАВА V ВОИНСКАЯ ЭТИКА................................................................................................................ 37
ГЛАВА VI ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................. 47
ПОСЛЕСЛОВИЕ.................................................................................................................................... 71
ПРЕДИСЛОВИЕ
С точностью определить дату возникновения в Европе кулачного боя — как самостоятельного вида состязания — не может, пожалуй, никто. Но со всей уверенностью можно утверждать, что борьба и фехтование в пределах евроазиатского континента возникли гораздо раньше.
Причины этого запаздывания, вероятнее всего, коренятся в особенностях человеческой биомеханики и техники. Если мы попробуем проследить ключевые этапы развития, например, человеческой руки, то в значительной степени проясним ситуацию.
Для этого нам придется использовать теоретические данные антропологии. Мы знаем, что, соответственно данным этой науки, человек своей эволюцией во многом обязан развитию своего опорно-двигательного аппарата, а точнее, своей кисти и прямохождению. Именно эти два фактора создали прецедент возникновения всеобщей планетарной модели сознания, вызвавшей развитие человеческого мозга.
Подавляющему большинству населения нашей страны известно, что возникновению руки предки человека обязаны своей жизни на деревьях. Благодаря строению кисти предки человека получили возможность двигаться по деревьям в любом направлении.
При таком движении кисть выполняет функцию захвата сучьев. Таким образом, древнейшими функциями руки можно считать схватывание и отпускание. Постепенно к ним добавилась и третья функция — удержание.
Древнейший триглав, который нашел свое выражение через деятельность человеческих рук, имеет вид: схватывание —удержание — отпускание.
Сначала руками схватывали определенные предметы, будь то сучья или камни. Из этих зачаточных способностей выросли все фехтовальные и метательные практики.
Параллельно друг другу стали развиваться два стратегически различных типа сознания. Один был направлен на усиление физической мощи человека с помощью подручных технических средств (палочный бой, метание орудий, фехтование), другой на увеличение функциональных возможностей собственно организма человека.
Проследим различие этих направлений на примере способа добывания пропитания. Положим, что добычу можно убить с помощью дубины или камня, но ее также можно схватить руками и, например, задушить или сломать позвоночник, в процессе удержания. При этом оба способа, с точки зрения достижения результата, оправданны, так как оба дают возможность выживания, значит, оба способа законны. Но тем не менее один человек хватает дубину, чтобы ударить — другой хватает жертву руками.
Очевидно, выбор зависит от личных возможностей, предрасположенности и целесообразности. Кстати, существует еще несколько типов сознания, которые, впрочем, не являются прообразами сознания воина, поэтому здесь мы о них говорить не будем.
Мы перенесемся в плоскость исторического времени, оставив за гранью повествования десятки тысяч лет эволюции человека в области боевого применения своего тела и различных вспомогательных средств, служащих этой цели. Попробуем проанализировать состояние дел в развитии рукопашного боя древнейших европейских цивилизаций.
К примеру, цивилизации периода античности развивали различные формы состязательной культуры, которые так или иначе оказывали влияние на боевые эквиваленты рукопашного боя. И все же долгое время существовали только два основных вида рукопашного боя — борьба и фехтование. Различные соединения и комбинации техники этих двух видов на территории всей Европы и образовали этнически и во многом функционально различные разновидности рукопашного боя, применяемого на войне.
Техника ударов невооруженной рукой и ногами стала развиваться в результате переноса ударных стереотипов фехтования на возможности невооруженного человеческого тела.
В Европе, с развитием традиционных видов состязательной культуры, стали развиваться и различные виды кулачного боя, в которых борьба и фехтование были представлены либо вспомогательных технических приемов, либо вообще исключались из сферы применения. Кулачные бои были известны в Этрурии, на острове Крит, в Греции, Риме, на Британских островах, и, конечно, во всех обширнейших землях славян, германцев и кельтов.
Кулачные бои были в большом почете, хотя и нисколько не затмевали славы борьбы и фехтования.
Вообще, для Европы характерна бросающаяся в глаза бесконфликтность сосуществования различных видов культуры противостояния. Именно КУЛЬТУРЫ, а не какого-нибудь вида, состоящего целиком из формальных упражнений, до одури заучиваемых долгими годами только потому, что какому-то полу мифическому персонажу эти упражнения помогли съездить по физиономии своему противнику!
Думаю, читателю станут более понятны мои эмоции, если я приведу здесь несколько аксиом, которые способны вызвать сомнения только у личностей с явным упадком умственных способностей.
Во-первых: знание нескольких приемов и умение их выполнять никогда не смогут вам гарантировать в реальном бою даже минимума безопасности.
Во-вторых: даже если вы в совершенстве знаете техническую базу только одного вида боя, например, только борьбы или только фехтования, вы сможете успешно действовать в рамках изученного вами вида. При нарушении привычной для вас схемы боя ваша боеспособность снижается до минимума.
В-третьих: даже если вам чудом удалось до автоматизма отработать наиболее типичные действия в самом широком спектре боевых ситуаций и тем самым намного поднять свое умение над умением большинства, вы все равно его быстро утратите, например, прекратив свои тренировки хотя бы на месяц.
Тупик, в который загнали себя представители большинства современных видов боя, никогда бы не возник, будь у них больше внимания к военной истории Европы в целом и Руси в частности.
Любая зрелая состязательная культура народа, как правило, включает в себя по несколько видов борьбы, кулачного боя, фехтования, боя ногами, а также прикладные виды рукопашного боя, имеющие военное значение. Даже детские игры и забавы на территории всей Европы несли на себе яркий отпечаток воинских традиций и в большинстве случаев были призваны сызмальства развивать воинский навык.
Замечу, кстати, что детские игры России и Европы очень часто не просто похожи, а повторяют друг друга до мелочей, особенно те из них, которые служили формами подготовки будущих воинов.
Это обстоятельство говорит в пользу существования в прошлом громадного комплекса европейской состязательной культуры, который если и проигрывает восточным единоборствам в пестроте и разнообразии ответвлений, то в эффективности, простоте и проработанности боевого навыка даст Востоку сто очков вперед.
Для наглядности попробуйте проследить оставшиеся с древнейших времен танцы и игры народов Европы. При некоторой наблюдательности вы без посторонней помощи сможете составить неплохую коллекцию боевых элементов и даже связок.
Итак, постоянный физический труд, разнообразие видов состязательной культуры при их идейном и функциональном единстве, а также солидный фундамент из обще развивающих игр и забав, органично вплетающийся через танцевальную культуру в боевой навык, и создают явление, обозначенное мною ранее как комплекс европейской состязательной культуры.
Только когда вы владеете культурой применения своего тела в бою и в обычной жизни, грамотно и эффективно используя ресурс своего организма, вы сможете адекватно противостоять действиям своего врага. Скажу яснее:
если вы поставили себе цель выйти на грань владения БОЕВОЙ КУЛЬТУРОЙ, то вы просто обязаны овладеть культурой применения оружия. Только когда искусство владения своим телом соединяется с искусством владения оружием, можно говорить об овладении ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.
На стыке борьбы и фехтования родился кулачный бой. С того самого момента, когда люди вместо палки или тела противника сжали в руке пустоту, и начинается отсчет существования кулачного боя. Выяснилось, что и голой рукой можно победить. А это уже серьезный шаг в развитии абстрактного мышления и в развитии боевых способностей. С этого момента люди научились "бить пустотой", теперь даже пустота превратилась в смертельное оружие.
О том, как этим оружием пользовались на Руси, и рассказывает лежащая перед вами книга.
ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК
Не так давно, в конце шестидесятых годов двадцатого века, состоялся последний бой стенка на стенку. Пожалуй, именно об этом виде кулачного боя дольше всего сохранялась историческая память в среде крестьянского и рабочего люда. Что же мы еще помним кроме этого? Легче перечислить, что мы забыли, ведь забыли мы почти все.
Во многих традициях мира при анализе корней боевого искусства принято обращаться к двум видам источников — историческим хроникам и эпическим произведениям. Как правило, сторонники "научного" подхода привыкли начинать отсчет времени существования какого-либо явления с момента его первого упоминания в исторических документах. Но ведь для того, чтобы о явлении упомянули, оно должно уже существовать. Более того, явление может не упоминаться в источниках не потому, что оно отсутствует, а как раз наоборот. Например, борьба и кулачный бой упоминаются в русских летописях чрезвычайно редко. Это происходит только потому, что явления такого рода были настолько обыденной практикой, что на них попросту не обращали внимания. Зато народные былины вещают нам об этом постоянно. Думаю, не стоит отворачиваться от нашего поэтического наследия, лучше попробуем его проанализировать.
Поводился ведь Васька Буслаевич
Со пьяницы, со безумницы,
С веселыми удалыми добрыми молодцы,
Допьяна уже стал напиватися,
А и ходя в городе, уродует:
Которова возьмет он за руку,— Из плеча тому руку выдернет;
Которова заденет за ногу, — То из гузна ногу выломит;
Которова хватит поперек хребта, — Тот кричит-ревет, окарачь ползет...
Строки из былины о Василии Буслаеве поражают прежде всего своим натурализмом и отсутствием должной гиперболизации. Да и сюжет знаком с детства многим моим соотечественникам. Пьяный разгул, как правило, в России перерастает в драки. Но нас интересуют прежде всего сами формы "увечного" боя. А они просты и действенны, как следует из былины. Например, удары по спине или поперек хребта; сразу вспоминается и удар в полруки да поперек груди, вероятно, это один тип ударов, направленный на поражение широких поверхностей тела, таких, как грудь и спина. Да и способы выламывания конечностей тоже описаны вполне ясно, в основе этой механики лежит рывок за конечность — с проворотом.
А и будет день ко вечеру,
От малова до старова
Начали уж ребята боротися,
А в ином кругу в кулки битися;
От тое борьбы от ребячия,
От тово бою от кулачнова
Началася драка великая.
Отрывок из былины повествует об ежевечернем обычае новогородцев устраивать борьбу и кулачные бои, в которых принимает участие все мужское население, начиная с самых маленьких и заканчивая стариками. Поединки, проводимые с соблюдением правил, иногда перерастали в массовые побоища, и тогда:
Молоды Василей стал драку разнимать,
А иной дурак зашел с носка,
Ево по уху оплел,
А и тут Василий закричал громким
голосом...
Зайти с носка мог прежде всего только тот, кто на носок востер, то есть хорошо боролся с применением техники ног, да не просто боролся, а еще и бил ногами на уровень головы. Однако подробному анализу техники драки ногами посвящена моя следующая книга — "Русская драка ногами". Темой теперешнего исследования является все-таки кулачный бой.
Прямое отношение к русскому кулачному бою имеет и следующий отрывок из былины о Василии Буслаеве:
Разгорячилось у него да ретиво сердце,
Расходилися у него могучий плечики,
Размахались у него да белы ручушки.
Возможно, многие решат, что былина это не тот источник, которому можно доверять. Но ведь в приводимых отрывках нет ничего невозможного, а как раз наоборот бросается в глаза реалистичность и логичность происходящего. Былинная строка также помогает понять содержание, например, пословиц.
Как я тебе дам пинка, так тебя семь лет голенищами понесет!
Не видал кулаков, так пожалеет своих боков!
Такую заушину дам, что трое суток трезвон в голове будет!
Как хвачу, так запоешь суру с перехватом!
У меня рука легка — была бы шея крепка!
Сам наг пойду, но и тебя без рубахи пущу!
Не говори худого слова да в рожу.
Отмочалить бока.
Своротить салазки.
Перевалить со щеки на щеку.
Поставить фонари под глазами.
Пересчитать ребра.
Положить в лоск.
Хлестануть по шапке.
В сусала да под микитки.
Высоко замахнулся, да низко стеганул.
Хоть себе досадить, а недруга победить.
Хоть разорваться, да не поддаться.
Не дорога лодыга, дорога обида!
Не тычь пальцем — обломишь!
Чем ругаться, лучше собраться и подраться!
Кулак не сласть, а без него не шасть.
Бьют не ради мученья, а ради ученья.
Побьют, так скажи спасибо за науку.
Ежовая голица — учить мастерица.
Чужую бороду драть — свою подставлять.
Не силой берут, а уменьем.
Напролом идут — голов не жалеют.
Не хватай за бороду, сорвешься — убьешься.
Драться дерись, а за тычком не гонись.
Не все в ус, ино и в рыло.
Не за всяким тычком гонись.
По чужую голову идти свою нести.
Уж о значении пословиц и рассказывать не нужно, они говорят сами за себя. Важно только не забывать, что пословицы отражают широко распространенные народные нравы и принимаются нашим сознанием как не требующие доказательств.
Кроме пословиц и былин существуют хотя и детские, но в полном смысле слова народные игры, вырабатывающие навык, жизненно необходимый для будущих кулачников. Вот, к примеру, игра, называющаяся "слепок". В ней по жребию выбирается игрок, которого ставят к стене. Остальные игроки подходят к нему, каждый с такими словами: "Я у печки стою, щелчки варю, приговариваю!" После этого каждый бьет водящего ладонью по спине, потом играющие сразу разбегаются в стороны. Водящий, или "слепок", догоняет беглецов, и тот, кого он ударит рукой, становится "слепком", от которого он сам спасается бегством. По аналогичным правилам проходит и игра в пятнашки, известная всем с детства. А вот еще одна игра, называющаяся "горячее место". На земле кругом или чертой обозначается "горячее место". Вожак по жребию становится недалеко от этого места и охраняет его. Задача игроков — проникнуть за линию, задача вожака — не пустить на горячее место игрока, поэтому вожак бьет играющих или ловит. Побитый делается помощником водящего и вместе с ним ловит игроков. Прорвавшийся на горячее место может отдыхать там, пока все игроки не сделаются помощниками водящего. Когда все игроки побиты и переловлены, игра начинается сначала. Водящим становится тот, которого побили первым.
Из того же разряда игра "ястреб и голуби". Водящий, выбираемый по жребию, называется ястребом, игроки — голубями. Ястреб прячется. Когда голуби слишком близко подходят к убежищу ястреба, он выбегает из засады и бьет или ловит голубей. Побитый становится ястребом и прячется.
Есть и зимние игры, способствующие развитию необходимых в бою навыков. Взять хотя бы известные всем "снежки". Вырабатывание навыков свили и навыков точного метания как нельзя лучше формирует стереотипы движения, необходимые бойцу.
Были игры и более сложные, так сказать, игры для будущих "телохранителей". Например, игра, называющаяся "масло". Одного из играющих сажают на санки, а другой его возит. Остальные стараются "отведать масла", то есть ударить сидящего на санках, а возница защищает его от удара. Причем, если возница кого ударит, пропустивший удар сразу становится "масло", а тот, кого он бил, становится возницей.
Это далеко не полный перечень детских игр, построенных на умении наносить удары и предотвращать их. Разумеется, что это только начальные формы подготовки, призванные с самого раннего детства приучить детей к ударам.
Иначе как, по-вашему, без предварительной психологической и физической подготовки возможно участие в боях на затравку, для раззадоривания взрослых? Да и обычные уличные драки между детьми тоже нельзя не учитывать. Эти доказательства дополняются свидетельствами русских историков и иностранных хроникеров, на которые я ссылался в своей книге "Русская профессиональная драка".
Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах. Это были бои: сам на сам (один на один), стенка на стенку (строй против строя) и сцепные (каждый за себя).
Вероятно, самым древним видом массового кулачного боя следует считать сцеплялку -свалку. Существует много названий этой забавы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка, сцеплялка. Кстати, всем известная детская игра "царь горы" не что иное, как сцеплялка - свалка, перенесенная на холм. Это говорит в пользу бытования такого рода боев среди всех возрастов мужского населения, кроме разве стариков. Сцепной бой можно назвать чисто русским явлением, так как сохранился он только у нас.
Сравнительный анализ этого вида кулачного боя позволяет выделить две его разновидности. Первую из них справедливее было бы назвать бой толпа на толпу, потому что он представлял собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюдения строя, врассыпную. Задача — обратить противника в бегство. Истоки возникновения боя можно отнести к тому периоду военной истории русов, когда они бились без соблюдения строя.
Вторая разновидность сцеплялки представляла собой действо, где каждый бился сам за себя или (что одно и то же) один против всех. Несмотря на свою жесткость и недостаточную популярность в сравнении с другими видами, бой сам за себя оказался на удивление живучим. Так, еще в конце XIX века, по свидетельству Н. С. Разина, в Царицыне (нынешний Волгоград) бытовала сцеплялка- свалка, где каждый бился сам за себя. По словам Разина, "здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием". В. И. Даль считал эту разновидность боя самой жестокой в сравнении с другими видами.
С технической точки зрения, чтобы хорошо драться в условиях свального боя, необходимы, как минимум, следующие качества: высокий уровень реакции, широкий кругозор, умение передвигаться одновременно с нанесением удара, хорошая увертливость и, самое главное, умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Далеко не последнюю роль играют сила и точность удара, а также Динамическая выносливость. Вот перед нами и cфopмиpoвaлcя идеальный образ уличного бойца.
Со всей ответственностью могу вас заверить, что сцеплялка не терпит искусственных ограничений. Например, не срабатывают запреты на удары в какую-либо часть тела. Потому что каждый хочет освободить пространство вокруг себя, а это с неизбежностью приводит к использованию чисто рефлекторных и ситуативных элементов типа подсечек и подножек. Удары ногами — тоже вынужденная мера. Вообще в условиях сцеплялки невозможно осознанно оценивать ситуацию. Например, невозможно провести задуманный силовой бросок — тут же со всех сторон начинают бить сцепившихся, так как они превращаются в легкую мишень для окружающих. Зато очень хорошо и органично применяется техника динамической борьбы, которую мы называем охотницким боем.
Одна из народных пословиц ярко иллюстрирует впечатление, производимое на зрителей этой техникой: "Сбил да поволок — ажио брызги в потолок".
Тем не менее не спешите думать, что сцепной бой, кроме травм и увечий, ничего не приносит. В конце концов, каким бы жестким ни был сцепной бой, в нем всегда остается элемент игры, превращающий это состязание в увлекательную, затягивающую забаву. Более того, считаю сцепной бой непременным звеном в подготовке хорошего бойца, способного драться не только в бою один на один, но и в бою один со многими.
Безусловно, самыми массовыми и популярными можно считать бои стенка на стенку. Они проходили, как правило, в зимнее время, что связано, скорее всего, с большим количеством народных праздников, выпадавших на это время года. Буквально все исследователи солидарны во мнении, что разгул кулачных боев приходился на Масленицу. О стеношных боях, проводимых летом, упоминаний не встречается вовсе. Летом кулачные бои проходили в основном по приглашению бояр, один на один, и то крайне редко. Это связано, на мой взгляд, с тем, что теплое время года очень загружено работой, и поэтому собрать полноценную стенку было невозможно. Но никаких ритуальных ограничений на эту забаву в теплое время года никогда не существовало.
В некоторых источниках встречаются объяснения другого рода. Теплое время года несло с собой войны и многочисленные набеги как с Востока, так и с Запада, и поэтому забавы в это время были недопустимой роскошью, к тому же русские дружины всегда были немногочисленны. Некоторую роль в сезонности кулачного боя играло и то обстоятельство, что стенка в большинстве случаев ставилась на льду реки или озера. Другой ровной площадки, способной вместить большое количество народа, подчас найти было невозможно. Однако бои могли проводиться и в исторически закрепившихся местах, например, на площадях или островах.
Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними — юноши и неженатые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Встречаются упоминания о том, что, бывало, проходили два боя одновременно. Например, дрались ребячьи стенки, и рядом шел бой взрослых, женатых мужиков. Хотя лично мое мнение — дети не способны долго держать строй; он, как правило, разваливается и начинается бой толпа на толпу. К этому выводу я пришел за время своей преподавательской деятельности. Однако бесспорно то, что молодежь нужна была для "разогрева" интереса у зрителей, как говорили раньше, для "затравки".
Сами бои назначались в определенный день, и до этого дня набирались команды. Закликалы ходили по домам и сманивали на свою сторону бойцов, кого вином, кого подарками.
Правила боев везде были разные. Наиболее распространенный комплекс включал в себя следующие требования: присевшего и лежачего не бить, в спину не бить, закладок в руках не иметь, не захватывать одежду противника.
В разных местностях существовали и дополнительные ограничения. Например: по рылам не бить, ногами не бить, с крыла не бить, не бить с подножкой.
Далеко не всегда запрещались какие-либо действия только из соображений безопасности. Например, в спину никогда не били потому, что нельзя ломать строй и догонять ударами в спину прорвавшегося противника. Этим занимались записные бойцы, стоявшие за каждой из стенок и встречавшие прорвавшихся своими ударами.
Думаю, пришло время рассказать о задачах стеношного боя. Дело в том, что практически никто из исследователей не понимает, зачем нужно было обратить противника в бегство или хотя бы вынудить его к отступлению. А призыв стеношных бойцов: "Ни шагу назад!" — откуда он? Правила были таковы, что для победы нужно было загнать врага за границу поля.
Полем называлась территория, на которой проходил бой. Вытеснить противника за поле —
это все равно что взять вражеское знамя. Поэтому заявление адептов "новой русской традиции", что выигрывала только та стенка, которая прорвется через другую, совершенно надуманно и необоснованно. Дело в том, что строй будет прорываться всегда. Именно для этого у каждой из команд существовали надежа -бойцы.
Это они, закусив зубами шапку, прорывали строй противника, сразу выбивая из него по несколько человек. Именно "надежу" и встречали записные бойцы, а иногда и ватагу прорвавшихся вслед за ним противников, тогда за стенкой тоже начинался бой, только по своим правилам. Здесь строй соблюдать необязательно, тут нужно другое умение. Плотные ряды бойцов вытесняют более слабую стенку к той самой черте, которая для одних означает победу, для других — поражение.
Относительно техники боя — позволю себе несколько, на мои взгляд, важных замечании. Стойка бойцов была левосторонней. Это значит, что левая нога находится впереди, левая рука вместе с плечом выдвинута вперед и закрывает голову, правая нога отставлена в упор назад, правая рука находится у груди в техническом элементе, который называется в славяно-горицкой борьбе — буздыган.
Неустойчивость позиции — сбоку — компенсируется плотностью строя. Из-за таких условий построения наносить хлесткие удары вразмашку невозможно. Зато вполне годятся толчки, тычки, а также удары, соединяющие в себе пробивную и вытесняющую функции. Активно использовались толчки раскрытой ладонью, остановки удара в рукавицу ("мерцание"), много было защитных элементов, которые охарактеризованы хронистами как подставки предплечьями. Кроме того, существовали и формы защиты воротом тулупа. Имитация этих движений в славяно-горицкой борьбе называется запах, или греко-римская защита, так как эти же движения совпадают с имитацией действий щитом в бою.
Что касается запретов на удары ногами, это, как мне видится, чисто технический запрет, предусмотренный правилами для сохранения равновесия бойца. Запрет на захват одежды — чисто стилевая мера, говорящая нам о том, что борьба и кулачный бой в стенке были четко разграничены.
Что касается тактических построений стеношного боя, то замечу одну деталь, ускользнувшую от внимания исследователей. Иногда так называвшийся надежа-боец проходил сквозь строй соперников без видимых осложнений, за ним строй мгновенно смыкался, чтобы не пропустить в оставленный для надежи коридор его последователей.
Это сильно напоминает средневековую тактику ведения боя, когда воина, вооруженного двуручным мечом, пропускали через свои порядки и, сомкнув щиты, продолжали бой. Делалось это для того, чтобы избежать урона, наносимого строю такими бойцами. А за строем его будут ждать... как, например, в римских легионах ждали своего часа знаменитые триарии.
Настало время разобраться, кто же были эти воины, способные драться с надежа -бойцами и сами могущие занять их место. Все говорит за то, что это были профессиональные бойцы, мастера самосхода. Бой сам на сам, или, как теперь принято говорить, один на один, всегда был самым почитаемым и популярным видом боя в России.
Бои сам на сам проводились по приглашению заинтересованной стороны или на кругах по вызову. То есть в первом случае существовал организатор боя, во втором случае это было стихийным волеизъявлением соревнующихся. В случае, если бойцы приглашались организаторами, бои назначались на определенный день. Бои другого рода происходили на различных праздниках или ярмарках, где всегда находилось большое количество желающих помериться силой и побиться на кулачках.
Относительно техники ведения боя можно лишь добавить, что некоторые бойцы использовали близкую к современному боксу левостороннюю стоику с вытянутой в сторону противника левой рукой. Русские кулачники били короткими боковыми ударами, называвшимися — под силу, длинными боковыми с размаха (затрещинка), прямым тычком (прямой с подтока). Популярны были также удары предплечьями, называвшиеся с крыла, которые из-за своей разрушительной силы иногда запрещались в стенке. Били в основном в голову (нижняя челюсть, виски, переносица), в солнечное сплетение (в душу) и под ребра (под микитки). Применялось множество обманных движений, а также отскоков, нырков и отшагиваний с плоскости развития удара.
Попытаемся теперь восстановить тактические построения в русском кулачном бою. Безусловно, самой разнообразной тактической схемой обладала сцеплялка - свалка, ведь противники окружали бойцов со всех сторон: техническая схема сцеплялки органично вплеталась в тактические построения, это делало данный вид наиболее ценным в прикладном плане. Следующее место по сложности тактических действий отдельного бойца занимает бой один на один. Однако это было уже единоборство, которое помогало продемонстрировать достоинства каждого из бойцов и чистоту стиля. (Хотя задача здесь была уже другой по сравнению со сцеплялкой; поэтому в единоборстве с успехом можно было применять стойку стеношного боя почти без изменений.)
В свою очередь тактика стенки подчиняла технику задачам группового боя. На селе держались плотного строя, в городе дрались в одну или в две шеренги. Бойцы становились в наиболее выгодном для своей команды порядке. Вперед выступали единым строем, не допуская разрывов. Всегда старались приходить на выручку соседям, для этой цели иногда выделялись резервы, призванные вступить в бой в решающий момент.
Среди кулачников были выдающиеся бойцы, способные в одиночку или вдвоем -втроем противостоять целой стенке или толпе. Совершенно естественно, что и в сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже оказывались первыми из первых.
Завершая разговор о кулачном бое, хотелось бы напомнить читателю о том, что это исследование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так называемого "сермяжного" умения, заключающего в себе способы боя, широко распространенные среди наиболее близких к стереотипам русской драки.
Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно практиковавшихся вплоть до конца XIX века.
ГЛАВА II РАДОГОРА
Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.
Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa — символизирует собой стихию Огня, находящегося в непрестанном Движении. Третий слог — Гор — символизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога "до", объединяющего первый и последний, то это частица, указывающая на полноту действия, например: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "доспехи") и, наконец, достоинство. Именно полнота действия, которую в русском языке принято обозначать словом Дело, ставит в зависимость друг от друга Движение и Смысл (Идею).
В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением, порождающее Дело. На языке древнерусского символизма Радогора — это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть
без воздуха (движение невозможно без организующей идеи), а воздух не может прийти в движение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и является внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зависит от нее.
Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога — бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с берегов которой они когда-то вышли! Неудивительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".
В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет свой графический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.
Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.
В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и поэтому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на многогранность смыслов, скрывающихся за ними.
Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно организованному наступательному кулачному бою.
Само название школы помогает расшифровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда строился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большинство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые удары бьются в основном при одновременном выходе к противнику в диагональ, что соответствует принципу движения по дуге или в комбинации с круговыми перемещениями.
Радогора делится на три группы технических элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно прямым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.
В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, применяемых в Радогоре и пришедших из практики стеношного боя. А если учесть, что вся система основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Радогора так эффективна.
Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читателю школ восточно-азиатского и европейского бокса.
Прежде всего, "русский бокс"1 — в традиционном своем виде — никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении — например, только как вид состязательной культуры русского народа или только как вид прикладного единоборства. Кроме того, виды русского кулачного боя были насыщены обрядностью, что тоже нельзя не учитывать.
И состязательность, и прикладной навык,' и обряд — все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.
По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулачного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25—30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка...
Не знаю, как в других местах, а, например, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количества боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бесконтактного каратэ.
Раз нельзя поставить стенку, то всегда можно набрать народу на сцеплялку — скажет читатель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание попробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.
Вот и получается, что традиционная русская система воспитания воинского навыка разрушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.