Проблема соотношения обучения и развития:
Природа детства
Детство – это понятие культурно -историческое (Лев Семенович Выготский). Детство удлиняется со временем. Не просто удлинение, а качественное изменение.
Понятие роста и развития
Рост – это количественное изменение в процессе усовершенствования какой-нибудь психической функции. Например увеличение кол-ва слов в активном лексиконе.
Развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями психической функции, возникновением в ней определенных новообразований. Закон перехода количества в качество.
Понятие роста и развития тесно связано с понятием системный процессы (Л.С. Выготский), который сформулировал системный принцип изучения системного развития
Специфика методов исследования в возрастной психологии:
- наблюдение
1920 г. в Ленинграде, клиника нормального развития детей, организована Н. М. Щеловановым. Сюда были помещены дети без родителей.
В 1924 г. Арнольд Луций Гезелл впервые предложил использовать кинокамеру для фиксации поведения детей.
в 1925 Михаил Яковлевич Басов разработал методику наблюдения за детьми раннего возраста – цель преодолеть субъективизм в описании поведения детей.
Ограничение – огромная трудоемкость, зато защита от профанов.
- Лонгитюдный метод или метод длинника или метод продольных срезов – включается в длительном исследовании в условиях наблюдения и эксперимента с одими и теми же людьми. Первый лонгитюд был начат в 1927-1959, 89 новорожденных из 63 семей, под конец осталось 71 человек. Минимальная продолжительность исследования – 1 год. Этот метод предложил А. Л. Гезелл
- Метод поперечных срезов, базируется исключительно на тестировании. Предложен Альфредом Бине
- Близнецовый метод, Гезелл
- Метод изучения продуктов деятельности, 1939 Франк –проективный)
- Метод психобиографический, предложила Шарлотта Бюллер
Закономерности и динамика психического развития
Теории психического развития:
- психоаналитические, З. Фрейд, А. Фрейд. Мелани Кляйн
- рекапитуляции – Стенли Холл
- конвергенции двух факторов У. Штерн
- операциональная теория развития интеллекта в периоды детства
- эпигинетическая теория психосоциального развития Эрик Эриксон
- культурно-историческая теория о происхождении высших психических функций Л. С. Выготский
- концепция развития морального сознания Лоренс Кольберг
- женская концепция нравственности Кэрон Гиллиган
- теория интенциональности Шарлотта Бюлер
Биологические и социальный факторы развития психики
В какой мере какой фактор влияет не установлено до сих пор.
Каждый из них определяет развитие психики.
Направления
Биологизаторские
- психоаналитические
- Теория рекапитуляции
- теория Жана Пиаже (условно)
Социологизаторские
Джон Уотсон – создатель бихевиоризма. Дайте мне десяток здоровых ребятишек.
Торндайк – обучал детей интуиции
Скиннер
Толмен
Н.Н. Ладыгина-Котс
В. Келлог
Штерн в теории конвергенции принял попытку объединить Б и С. Если Б правы и С правы, то истина посредине.
Выготский – ни среда ни наследственность не могут определить результатов психического развития ребенка вне активности проявления ребенка.
Чем старше человек тем на него в большей степени влияет биологическая среда
Проблема соотношения обучения и развития:
Позиции:
1. Бихевиоральная. Отмечали что обучение и развитие – это тождественные процессы, совпадающие с приобретением навыков.
2. Курт Коффка. Один из создателей гештальт-психологии (структурной). Принцип структуры и принцип развития. Коффка выделял развитие-созревание и развитие-обучение. Развитие-созревание он рассматривал как обусловлено биологическими факторами. Развитие-обучение – это возрастание способности какой либо психической функции, в рез-те ее тренировки.
3. Жан Пиаже - обучение подстраивается под внутренние закономерности развития интеллекта. Интеллект – это своеобразный механизм адаптации (приспособление) ребенка к среде. Развитие первично, обучение вторично.
4. Лев Семенович Выготский – зона ближайшего развития. «Только то обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.» Уровень актуального развития – то что может выполнять ребенок без участия взрослого. ЗБР – это область созревающих психических процессов.
Условия и движущие силы психического развития
Движущими силами психического развития являются противоречия:
- между потребностями человека и внешними обстоятельствами; Из автобиографии Сидни Шелдона. Сидни 17 лет, квартира-пакет с таблетками-бурбон-налил-чуть выпил-горсть таблеток-отец-что ты делаешь-ничего-что случилось-это снотворное-зачем-собираюсь покончить с собой-это твоя жизнь и ты можешь сделать с ней что захочешь-прогулка-расскажи мне все-нет денег для колледжа-отказали в рассказах-дальше будет ничего-нет ты никогда не будешь знать что будет завтра-не закрывай книгу слишком скоро-решил отложить самоубийство.
Ты не знаешь что на следующей странице романа, тебе самому придется ее написать
- между нарастающими способностями и старыми формами деятельности и поведения;
- между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения ранее сложившимися формами и способами поведения;
- между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями;
Речь здесь о диалектических противоречиях между старым и новым. Движущей слой психического развития человека явл. противоречия между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание было сформулировано Л. С. Выготским, Леонтьевым, Д.Б. Элькониным
Четыре группы условий психического развития:
1. Врожденные св-ва организма создают анатомо-физиологические предпосылки формирования новых видов психической деят-ти, но не определяют их содержания и структуру.
2. Общечеловеческие природные особенности: ЦНС, строение и величина головного мозга от 900 до 1500. Н.Н. Ладыгина-Котс
В. Келлог проделали эксперимент: младенец, младенец шимпанзе
3. Индивидуальные особенности нервной системы (сила—слабость)
4. Социальные условия. Самое трудное – это остаться человеком. Проблема Маугли. Каспар Хаузер 10 лет провел в погребе, был наследником княжеского рода.
Проблема возрастной периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину (1904-1984), считал себя учеником Выготского
Две закономерности
1. Ребенок от рождения социальное существо, так как в ходе своего развития постоянно включен в две системы отношений: ребенок-взрослый (Р-В), ребенок – социальный предмет (напр. игрушка) (Р-СП)
В системе Р-В ребенок усваивает мотивы поведения, характер взаимоотношений между людьми, морально-этические нормы, модели поведения в обществе
В системе Р-СП идет усвоение свойств предметного мира, соц. функций предметов, способов обращения с предметом. По мнению Эльконина уже начиная с погремушки ребенок социализируется как субъект детельности.
2. Непрерывность и конфликтность психического развития ребенка.
В период онтогенеза возможны кризисы, однако кризисы не фатальны. Характер протекания критических периодов зависит от поведения взрослых. Павел Петрович Блонский выделил два типа периодов в развитии психики ребенка: стабильные и критические.
Стабильные осущ. медленно и постепенно. Критические – стремительно, быстро, конфликтно.
Три особенности критических периодов по Выготскому:
а) границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине возрастного периода. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития обнаруживают трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения.
в) Негативный характер развития. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое отчетливо выступает во всех стабильных периодах, периоды кризиса как бы затухают, временно приостанавливаются. На первый план выдвигаются процессы свертывания и распада того, что образовывалось на предыдущей ступени развития. Ребенок теряет интересы, направлявшие ранее всю его деятельность. Но негативным содержанием не исчерпывается развитие в кризисный период!
Кризисы на стыке периодов и эпох
История открытия кризисов
1. Кризис полового созревания (пубертатный)
2. Кризис 3-х лет
3. Кризис 7 лет
4. Кризис одного года
5. Факт рождения
Каждый период характеризуется следующими показателями:
1. Определенной социальной ситуации развития, то есть той конкретной формой отношений, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период.
2. Основным или ведущим видом деятельности – это такая деятельность в процессе осуществления которой в психике ребенка
появляются качественные изменения
3. Основные психические новообразования – те которые отличают один период от другого.
Эти показатели взаимосвязаны: возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию развития; Ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречия и закономерно ее разрушают.
Возрастная периодизация развития по Эльконину
Эпоха | Период | Возраст | Ведущая система | Ведущий вид деят-ти | Осн. психиатр. новообразования |
Раннее детство | Младенческий | Рождение - 1 год | Р-В | Эмоцион. общение с матерью | Потребность в общении с себе подобными. Сенсорно-перцептивные процессы. |
Раннее детство | 1-3 лет | Р-СП | Предметно-манипулятивный | ||
Детство | Дошкольник | 3-7 | Р - В | Сюжетно-ролевая игра | |
Младший школьник | 7-10 (11) | Р - СП | Учебная деятельность | ||
Отрочество | подростковый | 10(11)-15 | Р - В | Общение со сверстниками | |
Ранняя юность | 15-17 | Р - СП | Учебно-профессиональная |
Мы видим з деятельности общения и 3 предметные деятельности
Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксон (1902-1994)
Эпигенез – это учение согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное нововобразование органов ии частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Это учение возникло на рубеже 17-18 вв. в противовес префформизму (предобразую)
префформизм- учение о наличии в половых клетках материальных структур предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающего из него организма.
Эриксон применил эпигенетический принцип к объяснению развития личности.
Развитие личности это ступенчатый процесс; переход от одной стадии к другой, результат не только биологического роста но и возрастания соц. взаимодействий, расширения социального кругозора.
Общество способствует развитию социальных возможностей человека, предъявляя свои ожидания к нему. В каждой культуре ожидания общества имеют свою специфику.
Стадии развития – это результат эпигенетически развертывающегося «плана личности», наследуемого генетически:
каждая стадия наступает в определенное для нее время (критический период. Полноценная личность формируется только путем прохождения всех стадий последовательно.
Ритуализация – это повторяющиеся формы поведения.
Ритуал не тоже что и ритуализм.
Ритуал – повторяющиеся формы поведения в определенных условиях. Например поцелуй при встрече. Эмоционально окрашены и насыщенны, отличаются близостью.
Критерии ритуальных действий по Эриксону:
- общее значение для всех участников взаимодействия при различиях между индивидуумами.
-
Стадия | Возраст | Содержание кризиса | Рез-ты психосоциального развития | Условия полноценного психосоциального развития личности | Стадии ритуализации | |
позитивные | негативные | |||||
Орально-сенсорная | Рождение - 1 год | Базовое доверие/базовое недоверие | Отсутствие тревоги в отсутствии матери. Способность к эффективному удовлетворению биологических побуждений, спокойный сон, легкое кормление, доверие к себе и к матери | Чувство покинутости и безнадежности, страх, подозрительность, опасения, острая депрессия у младенца, хроническое состояние печали | Качество ухода за ребенком. Уверенность матери в правильности своих действий. Любовь и близость, благоговение в ритуализации. Единство родителей в принципах воспитания. Согласие родителей с культурой. | Взаимность, близость, потребность взаимного узнавания проявляется в ежедневных приветствиях матери и ребенка. Ритуал внушающий благоговение. |
Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия против сомнения и стыда. Борьба против чувства стыда и сомнение в своих действиях за свою независимость и самостоятельность. | Автономия, сила воли, произвольность, возрастающее чувство самостоятельности, утверждение автономного «Я». Способность сотрудничать, чувство независимости, стремление проверить свои возможности. | Излишняя формализация в ритуале, «одержимость формальной стороной»(Э. Эриксон), амбивалентность, сомнение и стыд, неуверенность в себе, слабоволие, робость, стремление настаивать. | Готовность родителей постепенно предоставлять детям свободу, самим контролировать свои действия. Контроль родителей, забота и любовь к ребенку, помощь ребенку в совместной деятельности, поддержка, разумная дозволенность. | Различение добра и зла. Появляется способность различать то что вызывает одобрение и порицание «хорошее» и «нехорошее». Ребенок учится следовать правилам и требованиям. |
Локомоторно-генитальная или возраст игры | 3-6 лет | Инициативность против чувства вины. Развитие инициативы и переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. | ||||
Эгоидентичность – это целостность личности., Это переживание чувства устойчивости и непрерывности своего Я.
Групповая идентичность формируется параллельно с Эго-идентичностью благодаря ориентированности воспитания ребенка на включении его в соц. группу на присущее данной группе мироощущение.
Литература
Эрик Эриксон «Детство и общество»
Теория личности Хьел, Зиглер
Обухова
Кулагина Возрастная психология
Социум влияет на развитие человека на протяжении всей его жизни. Он задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.