Квазиэксперимента льны en лапы
Дружинин В.Н.
Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.:
ИНФРА-М, 1997.-256 с.
ISBN 5-86225-460-9
Учебное пособие содержит материалы стандартного курса "Экспериментальная психология" для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.
ISBN 5-86225-460-9
ББК;
ДРУЖИНИН В.Н., 1997 ИНФРА-М, 1997
3.0 3. iПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие...............................................................................................5
Глава 1 Научное исследование, его принципы и структура.....................................9
1.1.0 методологии науки.....................................................................9
1.2. Исследование...............................................................................13
1.3. Теория и ее структура...................................................................18
1.4. Научная проблема........................................................................21
1.5. Гипотеза........................................................................................22
1.6. Основные общенаучные исследовательские методы...............26
Глава 2 Эмпирические методы в психологии.........................................................33
2.1. Психологическая наука как выбор.............................................33
2.2. Вновь о методологии....................................................................37
2.3. Классификация методов психологического
исследования..................................................................................39
2.4. Неэкспериментальные психологические методы....................45
Глава 3 Психология психологического эксперимента...........................................55
3.1. Экспериментальное общение.....................................................55
3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность.......................63
3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.......................69
3.4. Личность испытуемого и ситуация эксперимента....................72
Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического
эксперимента.............................................................................................85
4.1. Организация и проведение экспериментального
исследования..................................................................................85
4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент..................99
4.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного
соответствия"...............................................................................102
4.4. Экспериментальная выборка.................................................^.106
4.5. Экспериментальные переменные и способы
их контроля..................................................................................! 13
Глава 5 Экспериментальные и неэкспериментальные планы.............................. 132
5.1. Экспериментальные планы.......................................................132
5.2.Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные
планы............................................................................................156
5.3. Корреляционные исследования...............................................165
5.4 Некоторые перспективы развития планирования
исследований............................................................................... 176
Глава 6 Психологическое измерение.............................................................. .....179
6.1. Элементы теории психологических измерений...................... 179
6.2. Виды психологических измерений.......................................... 190
6.3. Тестирование и теория измерений...........................................192
6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста..........203
6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)........................................206
Глава 7 Интерпретация и представление результатов........................................221
7.1. Результаты исследования, их интерпретация
и обобщение.................................................................................221
7.2. Форма представления результатов исследования...................227
7.3. Требования к оформлению научной статьи.............................234
Заключение..............................................................................................240
Список литературы..................................................................................241
Приложение
1. Этические принципы проведения исследований
на человеке (АРА, 1973)..............................................................248
2. Образец анкеты после проведенного эксперимента..................250
3. Правила подготовки рукописи для публикации
в "Психологическом журнале"..................................................251
ПРЕДИСЛОВИЕ
До начала 80-х годов психологическая наука в нашей стране напоминала, образно говоря, форму перевернутой пирамиды, стоящей на своей вершине. Большинство отечественных психологов занимались исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть — прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощьлюдям.
Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, написанием популярных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, практической психологии и к тому, что в США называют self-help, возрос необычайно. Интерес же к фундаментальным исследованиям, а тем более — к их методам у студентов психологических факультетов снизился.
Кроме того, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте.
Главным пособием для студентов-психологов, изучающих технику проведения психологического эксперимента, считается учебник Р.Готтсданкера "Основы психологического эксперимента" (1982), удачно переведенный профессорами МГУ И.А.Измайловым и В.В.Петуховым. Книга Готтсданкера при всей популярности изложения и доступности все же, на мой взгляд, не охватывает многообразия проблем, возникающих при планировании и проведении современного психологического эмпирического исследования.
Монография Д.Кэмпбелла "Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях", вышедшая в 1980 г. в издательстве "Прогресс" под общей редакцией М.И.Бобневой, рассчитана на более компетентного читателя и вряд ли может рассматриваться как учебник (при всех достоинствах работы).
Термин "экспериментальная психология" имеет, по крайней мере, четыре значения.
Под экспериментальной психологией понимают вслед за В. Вунд-том, С.Стивенсом и др. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к
экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. Многотомник "Экспериментальная психология" под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже отражает эту точку зрения. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Типичным учебником, который предлагает студентам такое понимание экспериментальной психологии, является "Экспериментальная психология человека" М.В.Мэтлин (М. W.Matlin. "Human Experimental Psychology". Monterey, California, 1979).
Термин "экспериментальная психология" психологи часто используют, расширяя его значение, для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом. Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. Классическим учебником такого рода стала "Экспериментальная психология" Ф.Дж.МакГигана {F.G.McGuigan. "Experimental Psychology. Methods of research". N.J., 1993). Подобные учебники похожи на учебники по математической статистике для гуманитариев.
С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Студенты, прослушав этот курс, должны получить представление о "теоретическом и эмпирическом знании в психологии; специфике психологического эксперимента; экспериментальной психологии деятельности; естественных и искусственных видахдеятельности; экспериментальной психологии сознания личности".
Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Еще в 1909/10 учебном году он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже — при Московском психологическом институте (ныне — Психологический институт РАО).
Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее — по методике эксперимента в психологии: "Тот курс, который я хочу вам предложить, должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. Название "Введение в методику экспериментальной психологии" было
бы самым правильным обозначением данного курса". Представление о содержании курса, читавшегося Челпановым, дает учебник "Введение в экспериментальную психологию" (1915).
Семинарий Челпанова включал в себя и психологический практикум.
"В семинарий принимаются только те студенты, которые имеют в виду избрать своей специальностью научную разработку психологии. Поэтому студент, предполагающий поступить в семинарий, должен подвергнуться некоторому испытанию в его действительном интересе к научным занятиям по психологии.
На первом году пребывания в университете студент только слушает курсы психологии и других философских дисциплин. В конце года он сдает collegium по этим предметам и, в случае удовлетворительной сдачи, он принимается в члены просеминария по экспериментальной психологии. На втором году проходит практически экспериментальную психологию в объеме предлагаемого руководства и в то же время продолжает слушать теоретические курсы по психологии и другим философским дисциплинам. На третьем году он принимается в члены психологического семинария, участвует в семинариях по общей и экспериментальной психологии и, кроме того, непременно участвует в качестве испытуемого в самостоятельных исследованиях, которые ведут старшие члены семинария. Такое участие является прекрасной школой для развития самонаблюдения и для ознакомления с тем, как ведутся самостоятельные занятия. И только на четвертом году пребывания ему предоставляется тема для самостоятельной работы.
Я считаю чрезвычайно полезным для практиканта после того, как он переработает практикум, взять какое-либо известное исследование и повторить его во всех деталях. Это является очень хорошим средством для ознакомления с деталями психологической методики.
В просеминарий я принимаю обыкновенно 18 человек, не больше. Мне кажется, что это число может в самых больших университетах удовлетворить тех, кто предполагает сделаться специалистом по психологии. Участники разбиваются на шесть групп. В каждой группе практикант попеременно должен быть экспериментатором, испытуемым и протоколистом. Наблюдения и измерения, произведенные практикантом, должны быть им тщательно запротоколированы и в недельный срок представлены руководителю занятий. В случае неудовлетворительного исполнения работы практикант должен повторить ее еще раз" (Г.И. Челпанов, 1915).
В современных научных программах психологический практикум отделен от курсов общей и экспериментальной психологии. Со--
Правды о цветах нет, есть науки ботаника
Виктор Шкловский
ГЛАВА 1
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА
Содержание. Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Основные направления методологии научного ис-следованиялОтапы научного исследования. Принципы научного исследования. Типы научного исследования. Структура научной тео-рии^Постановка проблемы и выдвижение гипотезы^виды гипотез. Классификация исследовательских методов.
Основные понятия. Наука, эмпирическое знание, теоретическое знание, верификация, фальсификация, метод, исследование, факт, предмет, объект, теория, моделирование, измерение, идиографичес-кий подход, номотетический подход.
1.1.0 методологии науки
Сегодня психологи могут оставить попытки убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология — наука, на психологический метод распространяются все требования к научному методу.
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее — научный работник — это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом "истинность — ложность".
Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые вы-
ражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
Однако теориями не исчерпывается научное знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале "эмпирическое—теоретическое знание": единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.
Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука какдея-тельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия "метод" можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.
Что такое норма исследования? На этот вопрос можно ответить, обратившись к понятию " нормальная наука", которое было предложено Т.Куном. Он выделяет два разных состояния науки, революционную фазу и фазу "нормальной науки": «"Нормальная наука" означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений... В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко, в их первоначальной форме, учебниками — элементарного или повышенного типа». С понятием "нормальная наука" связано понятие "парадигма". Парадигма— это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.
Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии становление парадигмы определено работами В.Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественно-научный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы претензии ни выдвигались критиками лабораторного эксперимен-
та, на принципы организации естественно-научного исследования ориентируются психологи, если они стремятся быть научными работниками. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.
Огромный вклад в развитие современной научной методологии середины и конца XX в. внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Файера-бенд, П.Холтон и ряд других выдающихся философов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной деятельности исследователей. Особое внимание на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, химию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Изменился сам подход к науке и жизни в науке. В XIX в. ученый, обнаружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение жизни отстаивать ее от критических нападок и наполнять ею умы студентов с кафедры — наука не очень-то отличалась от философии, — надеясь на истинность и неопровержимость своих взглядов.'Отсюда—принцип верифицируемости, фактической подтверждаемое™ тео-рии, выдвинутый О.Контом..В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Ученый в течение активной научной жизни мог для объяснения экспериментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последовательно ряд теорий, отвергающих друг друга! Он перестал отождествлять себя со своей идеей, "паранойяльная" установка оказалась неэффективной и была отвергнута.'Теория уже не считалась сверхценностью и превратилась во временный инструмент, который^как резец или фрезу можно затачивать, но;'в конце концов он подлежит замене.
Итак, любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки а Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а среди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные.Жаждая теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформулировал правило: "Мы не знаем — мы можем только предполагать".
С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных гипотез. Излогики критическо-
t-o рационализма исходят современная теория статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.
Принцип потенциальной опровержимости научной теории По-ппер назвал принципом фальсифицируемое™.
Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы-(гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).*
О чем говорит эта схема? В первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.
Ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность единому методу получения нового знания.
Но»метод, вытекающий из модели науки, предложенной Поппе-ром, как раз нового знания дать не может; он лишь способен опровергнуть старое знание или оставить его открытым для дальнейшей критики, что напоминает отсрочку приговора.
Новое знание рождается в форме научного предположения — гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построение модели реальности и теории — это процессы интуитивные и творческие. Они — за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.
Эксперимент с этих позиций является лишь методом отбора, контроля, "выбраковки" недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое — наблюдением, а теоретическое — путем рациональной обработки интуитивных догадок.
Помимо метода есть еще одна постоянная часть в конструкции научного исследования, а именно — проблема, "рамка", в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и метод.
Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются гипотезы и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, но старые проблемы остаются, рождаются новые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования, i
Многие ученые склонны классифицировать не "науки" (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.
Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда бе-
рется новое знание, но показывает, как умирает старое. В чем-то он схож с синтетической теорией эволюции, которая до сих пор не может объяснить возникновение новых видов, но хорошо прогнозирует процесс их стабилизации и исчезновения.
( Как человек, идея рождается необязательно и случайно, но умирает неизбежно и закономерно.
Итак, парадигма современного естествознания стала основой психологического метода.'.
^Л.1. Исследование
Отлюбой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки — постижение истины, то его способ — научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение особенностей нарциссической личности Э.Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин "злокачествен ной агрессии". Программа К.Левина стала основой постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б.Ф.Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы породила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группового мышления и т.д.
Исследования по своему характеру можно разделить'на фундаментальные и прикладные,монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное ис-следование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование
проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисцип-линярныеисследоеання проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования: генетические; в области инженерной психофизиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексныеис-следования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Любое исследование включает в себя ряд необходимых,этапов_ На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи, что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если исследователь сомневается в результатах, полученных до него, он решает воспроизвести исследование по методике, предложенной предшественниками. На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения этой или аналогичных задач^ Наиболее творческий момент — в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление. Создание Б.Скиннером "проблемного ящика" послужило основой для проведения серии исследований по оперантному научению животных. Изобретение Г.Эббингаузом "бессмысленных слогов" способствовало открытию ряда интересных закономерностей работы долговременной памяти. Предложенный Ф.Гальтоном метод сравнения психических особенностей близнецов положил начало современным психогенетическим исследованиям.
Следующим очень важным этапом является формулировки предположении — гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.
Проведение исследований по намеченному плану— следующий этап. Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания. 6 Исследования по цели их проведения можно разделить на нескол ько_гипов_К первому относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично. под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями "методом тыка": "Попробуем так, может, что-то и получится". Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.
Второй-тип — критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание.
И наконец, последний тип —воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другим исследователем^ Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны про верить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим
исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
Теория естественно-научного исследования опирается наряд очевидных предположений. Во-первых, мы считаем, что время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Причина не может быть раньше следствия. Во-вторых, мы полагаем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области. Наконец, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени. И завтра, и послезавтра, и через энное количество лет время простой сенсомоторной реакции человека на световой сигнал должно варьировать в экспериментально установленных на сегодняшний день пределах. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса, например мыслительного, который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы (с поправкой на особенности самого исследуемого объекта). В любом случае последовательность этапов решения задачи, а именно — постановка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональное решение, конкретное решение, проверка решения и доказательство, — одна и та же. Российский психолог, изучающий последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и британский.
Наконец, научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир.
Итак, научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования (объективным). До недавнего времени предполагалось, что научный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако
"квантово-механическая революция в научном мышлении, происшедшая в начале XX в., породила иной подход.
Известный методолог П.Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получены данные.
Требования, которые я привел выше, относятсякидеальному исследованию и егоидеальному результату. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он — другой в каждый следующий момент времени. Пространство не изотропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, непохожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уникальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношения с испытуемыми, точность регистрации и на особенности интерпретации данных.
Реальное исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вынуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий исследования мы полагаем идентичными. Себя же считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины, а нежеланием заработать деньги или угодить научному руководителю.
Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Термин "реальное исследование" может навести на мысль о том, что эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом деле такое пред-
ставление — иллюзия. В ходе любого "реального исследования" ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предметаисследования, как бы "контролируется" экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование или наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющими на результат — на поведение испытуемых и фиксацию его параметров. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим входе исследования. Обобщим сказанное выше простейшей схемой:
Соответствие реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью.
Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней вялидностью.
И наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую, валидность, поскольку план "идеального исследования" строится исходя из теоретической идеализации реальности -- гипотез исследования. (Содержание этих понятий будет полнее раскрыто при рассмотрении специфики психологического эксперимента.)
1.3. Теория и ее структура
Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой систе мой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий — базиса теории.
Существует множество форм неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипо-18