Четверка – стабильность, основание
Итак, они стали ждать. Это был первый раз, когда они подали проект на грант, а это всегда несколько пугает. В течение многих месяцев они ничего не слышали о своем проекте. Руководитель уверял их, что все нормально – процесс получения гранта всегда длится от 6 до 9 месяцев. Они изо всех сил старались сохранять терпение и прилежно работали в лаборатории над текущими задачами, зная, что, если они выиграют грант, то им придется потом компенсировать потраченное на него время. Шло время; они потихоньку вели свои исследования и планировали, как они будут ставить эксперименты, молясь. Чтобы им предоставили необходимые для этого средства. Райан чувствовал себя так, будто от решения этого вопроса зависит вся его научная карьера, поскольку это была его идея и он вложил в нее огромное количество сил и энергии.
Пятерка – нестабильность, перемены.
Однажды руководитель пригласил их к себе в офис и сообщил плохие новости. Бюджет Национального Научного Фонда был урезан в результате тайного соглашения с бюджетной комиссией Конгресса. Вследствие этого прошение о предоставлении гранта не могло быть удовлетворено, так как в текущем году Фонд мог профинансировать лишь несколько научных проектов. Их институту было рекомендовано сосредоточить внимание на решении текущих задач и подождать с фундаментальными исследованиями. Так проект погиб из-за политических маневров. Профессор попытался как-то обнадежить ребят – финансирование исследований осуществляется на основе долговременных циклов, множество других исследователей тоже лишились своих грантов в этом году, но они все равно пришли в отчаяние. Они вернулись к работе, гадая, смогут ли они выдержать нелегкую судьбу ученых и хватит ли у них сил и возможностей, чтобы постоянно, на протяжении всей жизни снова и снова ставить свою карьеру в зависимость от того, удовлетворят ли власти очередное прошение. Они поняли, почему их профессор проводил в лаборатории не так уж много времени – ему приходилось все время писать заявки и выбивать финансирование для своей лаборатории и студентов. У них даже начали появляться мысли, а не стоит ли послать все к черту и уйти работать на производство, плюнув на свои мечты об академической науке.
Шестерка – гармония, течение.
Через несколько месяцев в ситуации наметился просвет. Они поняли, что все, что с ними случилось, было нормальной частью исследовательского процесса, и что им просто нужно еще некоторое время плыть по течению, не возлагая слишком больших надежд на этот грант и стараясь оставаться гибкими. Они осознали, что степень доктора наук поможет в будущем найти хорошую работу вне зависимости от того, чем именно они решат заниматься. Они возобновили попытки работать и даже обрели часть былого энтузиазма. Тем временем профессор искал другие источники финансирования взамен утраченных денег Национального Научного Фонда – ведь Райан и Сьюзан были не единственными его студентами, которые не получили грантов в том году. Имея более широкое видение этой области науки, он понял, что надо искать корпоративного спонсора, который был бы заинтересован в применении разработок фундаментальной науки в сфере компьютерных технологий.
Профессор предложил аспирантам еще раз переписать проектное предложение именно в таком ключе. На этот раз им сопутствовал успех – хотя в определенном смысле им и пришлось пойти на компромисс, и то, чем им предстояло заниматься, имело лишь опосредованное отношение к основной теме их исследований. Тем не менее, это была возможность постепенно двигаться к намеченной цели. В течение следующих двух лет они разрабатывали и вели первый собственный исследовательский проект, который увенчался скромными, но положительными результатами.
Семерка – вызов.
Теперь начались настоящие испытания – понравиться спонсорам и написать пару статей для публикации – ничто в сравнении с написанием диссертации и ее защитой перед комиссией опытных преподавателей. Им пришлось не только показать, что их проект был хорошо организован и проведен и принес отличные результаты, но и доказать, что он полностью оригинален и имеет непосредственное отношение к ведущимся в данной области фундаментальным разработкам. Членами комиссии являются заведующий кафедрой и несколько светил науки, известных своим умением жестко критиковать, и тем, что довели нескольких студентов, чьи работы были не совсем, с их точки зрения, совершенны, во время экзамена до слез. Эти люди держали их будущее в своих руках. Последние полгода Райан и Сьюзан только и делали, что писали и переписывали свои диссертации, подбивая все последние разработки по данной теме, пытаясь предугадать любые возможные вопросы, возражения и критические замечания, и репетируя текст речи друг перед другом и перед своим научным руководителем. В качестве тренировки каждый из них сделал презентацию диссертации для одногрупников во время обеденного перерыва. Эта аудитория была настроена не менее критично, но отличалась гораздо большим дружелюбием. B вот настал великий день. Они прошли устный экзамен и были уведомлены, что их диссертации приняты. Ура! После того, как закончилась вечеринка по случаю защиты, ребята осознали, что только что сделали лишь самый первый шаг в своей долгой и многообещающей карьере, и что впереди их ожидает еще много тяжкой работы.
Восьмерка – зрелость.
Закончив аспирантуру Райан поступает на работу в компьютерную корпорацию и продолжает исследования. Сьюзан занимается научной работой в Массачусетском Технологическом Институте. Долгие годы они не теряют связи друг с другом. Через десять лет Райан получает пост руководителя исследовательского отдела, а Сьюзан зарабатывает стаж. Райан субсидирует работы некоторых учеников Сьюзан. Параллельно с собственными проектами они продолжают плодотворное научное сотрудничество. Оба становятся признанными и уважаемыми специалистами. Сьюзан каждый день сражается за фонды для своих студентов, а Райан с боями отстаивает бюджет своего научного отдела в рамках корпоративного финансирования. Так или иначе, но оба не только выжили, но и научились работать внутри системы и обеспечивать свои исследования.
Девятка – изобилие.
Результатом исследований Райана оказывается весьма прибыльное изобретение в области технологий производства жестких Пентаклей, которое тут же выводит компанию на позицию лидеры рынка. Райан предлагают пост вице-президента по исследованиям и проектированию, который он принимает. В компании появляется целое поколение молодых исследователей, чьи работы обещают новую волну инноваций. Райан получает Первую технологическую премию и дает массу интервью журналам по веб-дизайну. Он начинает посвящать больше времени стратегическому планированию и дизайнерским конференциям на производственном уровне. Несмотря на то, что теперь у него под началом большой отдел и дело его жизни наконец-то получило всеобщее признание, он вскоре понимает, сколько новых тревог и головной боли принесла ему эта должность – например, подбор персонала и производственная документация, с которыми он никогда раньше не сталкивался. Тем временем Сьюзан тоже возглавила свой отдел в Массачусетском Технологическом Институте и стала главным редактором престижного научного журнала. Она номинировалась на премию Национальной Академии Наук и получила множество других наград. Ее ждало признание и связанные с ним новые заботы, поглощавшие все ее время. Временами научные пререкания коллег становились слишком нудными, но решение споров теперь входило в ее обязанности. Сьюзан начинает задумываться, как так получилось, что вместо любимой науки она стала заниматься административной работой, и неожиданно понимает, что все самое интересное и необычное у нее, возможно уже позади.