Автоматическое письмо мистера Уэльса Мистер
Уэльс пишет автору:
«Я не думаю, что можно найти какую-либо связь между тем, что я читаю, и достигнутыми мною результатами. Совершенно определенно могу сказать, что я не читал ничего из того, что вы опубликовали на эту тему. Я сознательно не читал „Рэймонда“ и книги, подобные этой повести, для того чтобы не испортить своих собственных результатов. „Труды“ Общества психических исследований, которые я читал в то время, как вы знаете, никоим образом не касались того, что было бы связано с состоянием „жизни после смерти“. Так или иначе в разное время я получил результаты (как можно видеть из моих записок), подтверждающие, что при устойчивых условиях существования после смерти, они (духи. — Ред.) имеют тела, не видимые нашему глазу. Духовные тела, как и человеческие тела в земном мире, имеют определенную плотность. Они подобны по своим очертаниям реальным телам, но гораздо красивее. Духи не имеют возраста, не чувствуют боли, не стремятся к богатству и не страдают от бедности; они носят одежду и принимают пищу, но не спят (хотя и упоминают о похожем состоянии, которое они называют „лежать в оцепенении“. Подобное состояние, которое не раз испытывал и я сам, отдаленно напоминает бодрствование под гипнозом). После непродолжительного периода, более короткого, чем земная жизнь, они переходят в следующую стадию существования, в которой приобретают схожие мысли, вкусы и чувства, притягивающие их друг к другу. Встречаются среди них и женатые пары, причем это не обязательно супруги, воссоединившиеся после смерти, поскольку любовь между мужчиной и женщиной возможна и здесь. Но она свободна от противоречий, которые зачастую мешают реализовать семейное счастье, настраивая супругов друг против друга. Сразу же после смерти люди переходят в полубессознательное расслабленное состояние, длительность которого у каждого индивидуума разная. Они не понимают, что такое телесная боль, но испытывают время от времени некоторое „умственное беспокойство“. „Болезненная смерть“ — понятие для них абсолютно неведомое. Религиозные вероучения ничего не говорят о жизни после смерти. На самом же деле она неизмеримо счастливее земной.
Я не получал никаких слов, близких по значению слову „работа“ в загробном мире, но говорят, что духи одержимы разнообразными интересами. Возможно, что там существует иной взгляд на этот процесс: если мы воспринимаем слово „работа“ только в одном смысле: „работать, чтобы жить“, то все жизненные потребности духов удовлетворяются сами собой неким мистическим образом. Я никогда не получал синонима понятия „временное наказание“, но я выяснил, что люди начинают там новую жизнь, направленную на интеллектуальное и моральное совершенствование, которого они не смогли достичь в земной жизни. Высшее счастье для них, это помощь тем, кто прибыл в загробный мир, обладая низкими моральными качествами, и кому не сразу удается в полной мере оценить свое новое состояние и насладиться им».
Notes
Примечания
1
Emma Hardindge Britten. «Modern American Spiritualism: A Twenty Year’s Record».
2
Emma Hardinge Britten. «Nineteenth Century Miracles».
3
Charles L. Tweedale. «Man’s Survival After Death».
4
Campbell-Holms. «The Facts of Psychic Science and Philosophy».
5
Смит Адам (1723–1790) — шотландский экономист и философ.
6
Унитарная церковь — религиозное движение, отвергавшее догмат Троицы и учение о грехопадении, а также его таинства. Унитарии преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. В XVII веке они обосновались в Великобритании, а с первой половины XIX века центр движения переместился в США.
7
Полхем Кристофер (1661–1751) — шведский изобретатель и инженер, чьи многочисленные разработки внесли важный вклад в прогресс технических наук. Родился на острове Готланд. Его семья носила фамилию Полхаммар. Полхем поменял фамилию в 1716 году после того, как получил звание пэра. Окончил университет Упсалы, работал горным инженером. С середины 1690–х читал лекции по инженерному делу во многих европейских университетах.
Полхем работал над созданием собственных проектов оборудования для сельского хозяйства, кораблестроения, горной и текстильной промышленности. Начал работу по проектированию канала, соединяющего Гетеборг с Балтийским морем, опубликовал множество научных работ. С 1735 года президент вновь образованной Королевской Академии наук. Умер в Стокгольме.
8
Браге Тихо (1546–1601) — выдающийся датский ученый, один из создателей современной астрономии. Задолго до изобретения телескопа проводил точнейшие астрономические наблюдения.
9
Swedenborg Emanuel: Heaven and Hell; The New Jerusalem.
**
Члены американской секты, практикующие жизнь в общинах и соблюдающие обет безбрачия. Движение шейкеров (или трясунов) зародилось в Англии в 1747 году. В США первая секта появилась в 1776 году. Пик расцвета секты приходится на 1840-1860-е годы. Шейкеры вели независимый образ жизни, их собрания сопровождались своеобразными церемониями, танцами, возгласами; часто члены общины впадали в состояние транса, что по их убеждению доказывало существование Святого Духа.
11
Карлейль Томас (1795–1881) — английский буржуазный философ и историк, пропагандировавший немецкую идеалистическую философию и романтизм, близкий к пантеизму. История общества согласно его учению — это биографии великих людей. Карлейль — сторонник исторического круговорота теорий.
12
Сторонники Национального соглашения, правили Шотландией с 1638 по 1651 год. Во время Реставрации ковенанторами называли тех, кто противостоял епископату и некоторым догматам шотландской церкви и подвергался за это гонениям со стороны англичан за свои религиозно-националистические выступления. Голландия поставляла сторонникам движения деньги и оружие. Современные историки сравнивают шотландских ковенанторов с IRA (Ирландской освободительной армией).
13
Один из трех законодательных актов, регулирующих систему выборов в Британии. Первый из них принят правящей партией Вигов в марте 1831 года и отменен спустя месяц победившей партией Тори.
14
Английские полицейские, направлявшиеся правительством в Шотландию для поддержания порядка. Со стороны шотландских ковенанторов возникло противостояние, подобное партизанской войне, развернувшейся в вересковых зарослях Шотландии.
15
Река в Шотландии.
16
Первая мировая война (1914–1918).
17
Амвросий Медиоланский (340–397) — епископ, который способствовал введению в западноевропейскую певческую практику восточных музыкальных форм. Амвросианские гимны («Те Deum», «Deus creator omnium») написаны на стихотворные формы античной поэзии. Названное его именем амвросианское пение — пение Миланской (Медиоланской) церкви — древнейший вид хорового искусства в христианской церкви. Наиболее ранние его произведения относятся к XI–XII векам.
18
Baxter Robert. Narrative of Facts, Characterizing the Supernatural Manifestations, in Members of Mr. Irving Congregation, and other Individuals, in England and Scotland, and formerly in the Writer Himself.
19
Одна из поздних форм древнеиранской дуалистической религии, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Главное ее содержание — учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла. Потомки приверженцев Заратуштры бежали из Персии в Индию в X веке от преследований мусульман и образовали коммуны в Бомбее и его окрестностях.
Как и зороастризму, парсизму присущи идеи о загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении Девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на христианство и иудаизм.
20
Оуэн Роберт (1771–1858) — английский социалист-утопист, последователь рационализма, атеист.
21
В 1832 году шотландским священником Эдвардом Ирвингом и членом Британского парламента Генри Драммондом была основана религиозная секта ирвингитов. Члены этой секты верили во второе пришествие Христа. Собираясь возродить ранние церковные апостольские организации, секта частично следовала общекатолической церковной практике. Ее влияние было достаточно сильным вплоть до конца XIX века.
22
Апполион (греч. калька древнееврейского слова «аваддон (абаддон)» — уничтожение, прекращение бытия (Кн. Иова 28, 22; Притчей Соломоновых 15, 11). В Откровении Св. Иоанна (9, 11) — имя ангела бездны.
23
Баньян Роберт (1628–1688) — английский пуританский писатель, служил в парламентской армии, впоследствии стал баптистским проповедником. После Реставрации осужден за отправление баптистских религиозных служб, провел 12 лет в заключении. Автор книги о спиритизме «Эра милосердия».
24
Представители крайнего крыла протестантского движения в Англии в XVI–XVII веках.
25
От англ. quakers (букв. — трясущиеся); самоназвание — Общество друзей. Секта нонконформистов, образованная в Англии Джорджем Фоксом, принявшим can священника в 1647 поду. Отвергала формальные обряды в богослужении. Подвергалась гонениям. В настоящее время секта действует в США, Великобритании и странах Восточной Африки.
26
Сокращенное название Королевского госпиталя в Бетлеме, основанного в 1247 году; первая психиатрическая больница в Англии.
27
«Holy Wisdom», «The Sacred Roll».
28
Морган, сэр Генри (1635–1688) — пират из Уэльса. Один из первых колонистов на Ямайке, принимавший участие в борьбе с испанскими завоевателями острова. Назначен губернатором Ямайки.
29
Olcott Henry. People from the Other World.
30
Hardinge Britten E. Modern American Spiritualism.
31
Jackson Andrew Davis. The Magic Staff.
32
Мормоны — «Святые последнего дня», члены религиозной секты, основанной в США в 1-й половине XIX века Джоном Смитом.
33
Месмерист, т. е. гипнотизер. Слово происходит от имени Франца Антона Месмера (1733–1815) — австрийского медика, доктора медицины, использовавшего свой магнетический дар для лечения больных.
34
Гален (Galenus Claudius, 129–199) — древнеримский философ и врач греческого происхождения.
35
Davis A. J. Harmonial Philosophy.
36
Davis A. J. Great Harmonia.
37
De Morgan. Mrs. From Matter to Spirit. 1863.
38
Davis A. J. Principles of Nature.
39
Davis A. J. Nature’s Divine Revelations.
40
Davis A. J. The Philosophy of Spiritual Intercourse.
41
Cook E. W. Retrogression in Art.
42
Summerland — «Страна вечного лета».
43
Granvil Joseph. Saducismus Triumphatus.
44
1 фут = 0,30 м.
45
Dale Owen Robert. Footfalls on the Boundary of Another World. 1860, p. 287.
46
Протестантская церковь, действующая главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от Англиканской церкви и требуя последовательного методичного соблюдения религиозных предписаний.
47
Американский ученый-энциклопедист (1706–1790), представитель американского Просвещения, публицист, идеолог национально-освободительного движения. Один из авторов Декларации независимости США (1776). Как естествоиспытатель известен главным образом своими трудами по электричеству. Эндрю Джексон Дэвис утверждал, что неоднократно общался с духом Б. Франклина, который в качестве объяснения природы сообщений с потусторонним миром предложил открытый им метод электрических колебаний.
48
Capron E.W. Modern Spiritualism, p. 310–313.
49
Hardinge Britten E. Autobiography, p. 40.
50
Kane Elisha. The Love Letters of Dr. Elisha Kane.
51
Гретна Грин (Gretna Green) — деревушка на границе Англии и Шотландии, известная тем, что там для вступления в брак не требовалось никаких предварительных формальностей.
52
Лондонское диалектическое общество образовано в 1867 году под председательством Джона Леббока. Ставило основной целью предоставление своим членам возможности неограниченного обмена идеями. Обществом была организована комиссия для выяснения природы спиритических явлений.
53
«The Spiritualist», Vol. VIII, p. 299.
54
1 дюйм = 2,5 см.
55
«Light». 1884, p. 170.
56
Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) — химик-органик, академик Петербургской Академии наук (1871), приверженец спиритизма.
57
Аксаков Александр Николаевич (1832–1903) — переводчик, сочинений по спиритизму и магнетизму.
58
«Light», 1884, р. 39.
59
«The Spiritualist», Vol. IV, p. 138; Vol. VII, p. 66.
60
«Light», 1882, p. 239–240.
61
Уэсли Джон (1703–1791) — основатель методизма. Священник Англиканской церкви, Уэсли руководил небольшой группой верующих (1729–1735) в Оксфорде, именовавших себя методистами. Джон Уэсдц тем не менее относил себя к последователям Англиканской церкви выделяя методизм в отдельную секту. С 1784 года работал в Америке.
62
«Light», 1888, р. 619.
63
Underhill Leah. The Missing Link in Modern Spiritualism. Knox & Co. New York, 1885.
64
Рише Шарль (1850–1935), французский физиолог и иммунолог лауреат Нобелевской премии (1913), автор книг по оккультизму.
65
См. главу 14.
66
У. Дж. Кроуфорд — внештатный лектор Королевского университета в Белфасте. Читал лекции по механике и инженерному делу. Увлекался экспериментальными исследованиями в области психики. Проводил серии опытов с известными медиумами. Умер в 1921 году.
67
Биссон Жюльетт — вдова известного французского общественного деятеля Адольфа Биссона, который входил в состав комиссии по изучению сеансов известных итальянских медиумов, посетивших Париж в ноябре 1898 года.
68
Нотцинг Шренк — немецкий ученый. Проводил первые исследования эктоплазмы (1908–1913), работал вместе с мадам Биссон. Ими написана совместная книга — «Явления материализации» (Phenomena of Materialisation).
69
Аэндорская волшебница — библейский персонаж, предсказательница будущего, способная вызывать души мертвых (1-я Кн. Царств, 28, 19).
70
Религиозная секта баптистов, веривших во Второе Пришествие Христа.
71
Персонажи известного романа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).
72
Теннисон Альфред (1809–1892), Браунинг Роберт (1812–1898) английские поэты; Лонгфелло Генри Уодсуорт (1807–1882) — американский поэт.
73
Edmonds John W., Dexter George T. Spiritualism. M.D., New York, 1853, p.36.
74
Толедо — город на северо-западе штата Огайо, в США.
75
Редактор издания «The Spiritual Telegraph» («Спиритический телеграф»).
76
1 фунт = 0,409 кг.
77
Hare R. Experimental Investigation of the Spirit Manifestations.
78
Capron E. W. Modern Spiritualism, p. 359–363.
79
Modern Spiritualism, p. 375.
80
Moder Spiritualism, p. 197.
81
Experimental Investigation of the Spirit Manifestations, p. 54.
82
Агассис Жан Луи (1807–1873) — швейцарский естествоиспытатель. С 1846 года жил в США. Выступал против дарвинизма, отстаивая неизменность видов.
83
Britten Hardinge Emma. Faiths, Facts and Frauds of Religious History.
84
Министр юстиции.
85
Healing of the Nations, 530 p.
86
Церковный суд инквизиции над женщинами, обвиняемыми в ведовстве. Происходил в городе Салем — столице штата Орегон. После I варварских пыток «ведьм» сжигали на костре.
87
Конституция США того времени законодательно утверждала существование рабства, но Линкольн пришел к заключению, что главнокомандующий армией мог отменить его на время военных действий (речь идет о Гражданской войне 1861–1865 годов). Предварительный проект Декларации от 22 сентября 1862 года получил поддержку военного командования. Декларация от 1 января 1863 года разрешала прием чернокожего населения США в ряды армии.
88
Уэбстер Даниэль (1782–1852) — американский государственный деятель и дипломат.
89
Элиот Джордж (настоящее имя Мэри Энн Эванс), 1819–1880, английская писательница.
90
Memoir of Augustus De Morgan, p. 221–222.
91
Crowe, Mrs. The Night Side of Nature.
92
Автор книги «Прямые и окольные пути» (Grattan Colley. High Ways and Bye Ways).
93
Автор книги «Видения и звуки» (Spicer Henry. Sights and Sounds).
94
Секуляризация — освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.
95
Брэйд Джеймс (1795–1860) — шотландский врач, которой предложил термин «гипноз» и впервые использовал гипноз в клинической практике в 1840 году.
Фарадей Майкл (1791–1867) — английский химик и физик, создатель учения об электромагнитном поле; руководимый идеей о единстве сил природы, исследовал химические действия электрического тока, раскрыл связи между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом; был очень религиозным человеком.
Карпентер — современник Брэйда и Фарадея, врач-физиолог, открыл принцип идеомоторики, названный его именем, утверждающий, что «направление движения определяется представлением об известном движении».
96
British National Association of Spiritualists.
97
Wallace Alfred Russel. On Miracles and Modern Spiritualism. 1875.
98
Howitt William. Spiritualism and Science. — «The Times», December 26, 1872.
99
British Association for Advancement of Science. Далее — Британское объединение.
100
«The Spiritualist», April 11, 1879, p. 170.
101
The Psychological Review, Vol. II, p. 546.
102
Society of Psychical Research (S. P. R.).
103
Anima Mundi — вселенская душа (лат.).
104
Home Daniel Dunglas. Incidents in my Life.
105
Gordon, Mrs. Home Life of David Brewster. 1869.
106
Бульвер Литтон Эдуард (1803–1873) — лорд, английский писатель и политический деятель, изначально либерал, позже придерживался консервативных взглядов.
107
Bell Robert. Stranger than Fiction.
108
Lang Andrew. Historical Mysteries, p. 236.
109
Теккерей Уильям Мейкпис (1811–1863) — английский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия» (1848).
110
Никодим в христианском предании — тайный ученик Иисуса Христа из числа фарисеев и «начальников иудейских».
111
Home D. D. Light and Shadows of Spiritualism.
112
Z’ollner Fridrich. Transcendental Physics.
113
Члены нонконформистской ассоциации автономных церквей. Придерживались доктрин Кальвина и признавали право на участие в делах церкви всех верующих. Первая независимая конгрегация была организована Робертом Брауном (1580).
114
Первое соборное послание апостола Павла к коринфянам (Новый Завет). В своем послании апостол Павел излагает догматическое учение о воскресении мертвых.
115
Crookes W. Researches in the Phenomena of Spiritualism. S. P. R. Proceedings, Vol. VI, p. 98.
116
Nickols T. L. A Biography of the Brothers Davenport. London, 1864.
Nickols T. L. Supramundane Facts in the Life of Rev. J. B. Fergusou, LL.D. London. 1665. Cooper Robert. Spiritual Experiences: Including Seven Months with the Brothers Davenport. London, 1667.
117
«Шкаф» или «кабинет» — специальное устройство, похожее на шкаф, закрывавшееся дверцами или занавесками, куда помещался медиум во время сеансов материализации.
118
A Biography of the Brothers Davenport, p. 87–88.
119
Houdini. A Magician Among the Spirits.
120
Спинтарископ — устройство, демонстрирующее выделение альфа-лучей под воздействием радия.
121
«Трубка Крукса» — запаянная вакуумная трубка, используемая в рентгенологии.
122
«Quarterly Journal of Science».
123
Fournier d’Albe E. E. Life of Sir William Crookes. 1923.
124
«The Spiritualist», 1874, p. 270.
125
«The Spiritualist», July 17, 1874, p. 29.
126
Crookes William. Researches in the Phenomena of Spiritualism.
127
Maryatt Florence. There Is No Death, p. 143.
128
Notzing Shrenck, Dr. Phenomena of Materialization.
129
Crookes William. Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 10.
130
Назван по имени медиума мисс Кетлин Голигер. Доктор Кроуфорд провел с ней в 1914–1920 годах серию экспериментов, результаты которых отражены в его трудах: «The Reality of Psychic Phenomena» (1917), «Experiments in Psychical Science» (1919) и «The Psychic Structures at the Goliger Circle» (1921).
131
Марджери — псевдоним миссис Крэндон, известного медиума. См. гл. 22.
132
Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 95.
133
Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 86.
134
Angelo Brofferio. Fur den Spiritismus. Leipzig, 1894, p. 319.
135
«The International Psychic Gazette», December, 1917, p. 61–62.
136
Olcott Henry. Old Diary Leaves.
137
«New York Daily Graphic», October-November, 1874.
138
Olcott Henry. People from the Other World.
139
Блаватская Елена Петровна (1831–1891) — в девичестве фон Гад-Роттерштерн. Дочь полковника, родилась в городе Екатеринославе. Путешествовала по Европе, Америке, Индии и Египту. Во время кочевой жизни развила способности медиума. В 1875 году вместе с полковником Олкоттом основала в Нью-Йорке Теософическое общество (вскоре центр его переместился в Индию, где существует и поныне). Основы своей теории она изложила в трудах: «Раскрытая Изида» (1877), «Тайная доктрина» (1887) и «Ключ к теософии» (1889). Была уличена мистером Ходжсоном в шарлатанстве. Ходжсон нанес сокрушительный удар по теософии; многие из теософических обществ распались.
140
Теософия (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; дословно богопознанне) — учение Е. П. Блаватской, претендовавшее на то, чтобы «научными» методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности и, в конечном счете, обеспечить человеку райское блаженство после смерти. Добиться этого, выявив скрытые «духовные силы», могут только теософы, обладающие тайными знаниями (оккультизмом). Теософия объединяла в себе элементы различных западных и восточных религий (буддизм, индуизм).
141
Simulacrum — подобие, видимость; тень (мертвеца), привидение (лат).
142
People From the Other World, p. 460.
143
«Banner of Light», February 6, 1875.
144
Pyle Howard. Buccaneers, p. 178.
145
«The Spiritualist», Vol. IX, p. 2.
146
«The Spiritualist», Vol. IX, p. 2.
147
Цолльнер Фридрих (1834–1882) — профессор физики и астрономии в Лейпцигском университете.
148
Maxwell J. Metapsychical Phenomena, p. 405.
149
MacCabe Joseph. Spiritualism. A Popular History from 1847, p. 161.
150
Zollner F. The Widow’s Mite, p. 276.
151
Он же: Transcendental Physics, p. 34–35.
152
Curtis James. Rustlings in the Golden City.
153
Один из шести штатов Австралии.
154
Truesdell. Spiritualism, Bottom Facts.
155
«Spook Swindles».
156
«Light», 1886, p. 433.
157
Нонконформисты — протестанты, которые не подчинялись доктринам официальной английской церкви. Секты нонконформистов: конгрегаторы, баптисты, пресвитериане и методисты. Многие пресвитериане и баптисты в XVIII веке примкнули к унитариям.
158
«Banner of Light», December 15, 1881.
159
S. P. R. Proceedings (Труды Общества психических исследований), Vol. IV, p. 38.
160
Ломброзо Чезаре (1835–1909) — итальянский психиатр и криминалист.
161
Брэдлаф Чарльз (1833–1891) — английский радикальный политический и общественный деятель, атеист и республиканец.
162
Хаксли Томас Генри (1825–1895) — английский ученый — биолог, последователь учения Дарвина.
163
Shorter Thomas. Confessions of the Truth Seeker.
164
«The Spiritual Magazine», 1872, p. 3–15.
165
«Light». 1887, p. 391.
166
Супруги Кюри: Пьер (1859–1906) — французский физик; Мария (Склодовская-Кюри; 1867–1934) — по национальности полька, с 1891 работала во Франции, физик и химик. Супруги Кюри — создатели учения о радиоактивности, лауреаты Нобелевской премии (1903).
167
Geley Gustav. L’Ectoplasmie et la Clairvoyance, 1924, p. 402.
168
«Light», 1909, p. 356.
169
«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)». Vol. VI, November 1894, p. 334, 360.
170
«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)».
171
Primo facie — на первый взгляд (лат.).
172
Carrington Hereward. Eusapia Palladino and Her Phenomena. 1909.
173
«Annals of Psychical Science», 1908, p. 181.
174
Carrington Hereward. Eusapia Palladino and Her Phenomena, p. 250–251.
175
Lombroso Cesare. After Death — What? 1909.
176
Bartlett George С. The Salem Seer.
177
Нибуорт — Нибуорт Хауз, поместье лорда Бульвера Литтона в Хатфордшире, на юго-востоке Англии.
178
Bulwer Lytton Edward G. The Strange Story.
179
Вергилии Марон Публий (70–19 до н. э.) — римский поэт, автор героического эпоса «Энеида» о странствующем троянце Энее и известного сборника пастушеских песен «Буколики» (42–38 до н. э.); Камоэнс (Камоинш) Луиш ди (1524 или 1525–1580) — португальский поэт эпохи Возрождения; Сервантес Сааведра Мигель де (1547–1616) — испанский писатель, автор знаменитого роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
180
Предполагается, что их появление связано с мысленной концентрацией фанатиков на язвах на теле распятого Христа.
181
Psychological Review, Vol. I, p.224.
182
D’Esperance. Shadow Land.
183
Davis A. J. The Magic Stuff.
184
Turvey Vincent. The Beginnings of Seership.
185
Эманация — истечение, исхождение чего-либо от некоего иного (лат. emanatio).
186
Aksakov Alexander. A Case of Partial Dematerialization.
187
Oxley William. Angelic Revelations.
188
D’Esperance. Shadow Land, p. 328.
189
Medium and Daybreak, 1893, p. 46.
190
Aksakov Alexander. A Case of Partial Dematerialization, p. 181.
191
Farmer J. S. Twixt Two Worlds.
192
Hellenbach Lazar. Prejudices of Mankind.
193
Apparition Medianimique — медиумическое привидение (фр.).
194
«The Spiritualist», May 12, 1876, p. 221.
195
«Journal of S. P. R.», June, 1886, p. 282–324.
196
«Light», 1886, p. 309.
197
«S. P. R. Proceedings», Vol. IV, p. 416–487.
198
«Medium and Daybreak», 1878, p. 698, 730; «The Spiritualist», 1879, Vol. XIV, p. 83, 135.
199
«Light», 1886, p. 324.
200
Oxon M. A. Spirit Teachings, 1883.
201
Oxon M. A. Higher Aspects of Spiritualism, 1880.
202
Cox Sergeant. What am I?.
203
Lillie Arthur. Modern Mystics and Modern Magic, p. 72.
204
Oxon M. A. Spirit Teachings, 1883.
205
Trethewy A. W. The «Controls» of Stainton Moses, 1923.
206
Oxon M. A. Spirit Identity, 1879; Psychography, 2nd edition 1882.
207
«S. P. R. Proceedings», Vol. IX, p. 245–353; Vol. XI, p. 34–113.
**
В этой главе в ряде случаев полное название Общества психических исследований заменено аббревиатурой ОПИ.
209
Psychological Society of Great Britain.
210
Bennett Edward T. Twenty Years of Psychical Research, 1904, p. 21–22.
211
Имеется в виду Британская национальная ассоциация спиритов.
212
«Light», 1883, р. 54.
213
Modus vivendi — способ (со)существования (лат.).
214
Lodge Oliver. The Survival of Man., 1909, p. 6.
215
Besant, Mrs. H. P. Blavatsky and the Masters of Wisdom.
216
Саул (Савл) — еврейское имя Павла — первопрестольного апостола, не знавшего Христа в его земной жизни и не входившего в числе двенадцати апостолов, но почитаемого наравне с апостолом Петром. Первоначально активный участник гонений на христиан, он ослеп после явления ему света и голоса Господня. По молитве христианина Анании исцелился от слепоты, принял крещение и стал проповедником христианства.
217
«Light», 1901, р. 523.
218
«S. P. R. Proceedings», Vol. VI, p. 509, цитируется по статье М. Saqe, «Mrs. Piper and the S. P. R.».
219
Hodgon’s Report, Dr. — «S. P. R. Proceedings», Vol. XIII. p. 284–582.
220
Sage M. Mrs. Piper and the S.P.R., p. 98.
221
Funk I. The Psychic Riddle, p.38.
222
Агностик (от греч. agnostos — непознаваемый) — человек отрицающий познаваемость объективного мира.
223
«S. P. R. Proceedings», Vol. XXI, p. 375.
224
Richet Charles. Thirty Years of Psychical Research.
225
Еврипид (ок. 480–406 гг. до н. э.) — греческий поэт-драматург.
226
«Hercules Furens» — драма Сенеки о Геркулесе (Сенека Люций Анней, ок. 4. до н. э. — 65. н. э. — римский стоик).
227
Лэндор Уолтер Сэвидж (1775–1864) — английский поэт и эссеист, автор книги «Воображаемые беседы литераторов и государственных мужей»; Вергилий (70–19 гг. до н. э.) — римский поэт; Гораций (65-8 гг. до н. э.) — римский поэт.
228
Славься, вечный Рим (лат.).
229
«S. P. R. Proceedings», Vol. XXV, p. 54.
230
Тузидидес (455–400 гг. до н. э.) — грек, афинский историк, автор «Истории Пелопоннесских войн», резко отрицательно относился к милитаристской политике родных Афин.
231
Кэнонгейт — город, на месте которого был основан Кембридж.
232
Ermacora G. B. Essays from Unseen.
233
Brackett E. A. Materialized Apparitions, p. 106.
234
Turvey Vincent. Beginnings of Seership, p. 55.
235
D’Esperance E. Shadow Land, 1897, p. 229.
236
«The Spiritualist», 1873, p. 83.
237
D’Esperance E. Shadow Land, p. 254–255.
238
Rogers E. D. Life and Experience, p. 58.
239
«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 305.
240
«The Spiritualist», 1873, p. 82–83.
241
Brackett E. A. Materialized Apparitions.
242
Richet Ch. Thirty Years of Psychical Research.
243
«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 273.
244
«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 288.
245
Как уже говорилось выше, Марта Беро и Ева К. — псевдонимы Евы Каррьер. — Ред.
246
Richet Ch. Thirty Years of Psychical Research, p. 508.
247
Notzing Schrenck. Phenomena of Materialisation.
248
В файле — глава 18, рисунок «Эксперимент, проведенный в институте метафизики…» — прим. верст.
249
Geley Gustave. From the Unconscious to the Conscious.
250
Похожие «перчатки» можно увидеть в Психологическом колледже, расположенном в доме 59 по Холланд-парк или в Музее психики на Виктория-стрит, Эбби-Хауз, в Вестминстере. — Авт.
251
Crawford W. J.: The Reality of Psychic Phenomena, 1917; Experiments in Psychical Science, 1919; The Psychic Structures at the Goliqer Circle. 1921.
252
Crawford W. J. The Psychic Structures at the Goliger Circle, 1921, p. 19.
253
«S. P. R. Proceedings», Vol. XXXII, p. 209–343.
254
Скорее всего, имеется в виду Генри Вон (1622–1695) — поэт-метафизик из Уэльса, который опубликовал несколько томов прозы на метафизические и религиозные темы. Известен своими мистическими взглядами на природу.
255
Не считая тех случаев, когда он видел на материализованные лица и фигуры. — Авт.
256
«The Spiritualist», November 1, 1873.
257
Wallace A. R. On Miracles and Modern Spiritualism, 1901, p. 198.
258
«The Spiritual Magazine», 1862, p. 562; 1863, p. 34–41.
259
Mumler W. H. Personal Experiences of William H. Mumler in Spirit Photography. Boston, 1875.
260
Houghton Georgiana. Chronicles of the Photographs of Spiritual Beings, & c., 1882, p. 2.
261
Wallace A. R. On Miracles and Modern Spiritualism, p. 196–197.
262
«British Journal of Photography», August 1873.
263
«Human Nature», 1875, p. 152.
264
«The Spiritualist», Vol. VI–VII (1875); «Human Nature», Vol. IX, p. 334.
265
Изобретенный в 1851 году англичанином Ф. Скоттом Арчером влажно-коллодийный процесс в фотографии был не менее сложен, чем дагерротип, но значительно дешевле последнего. В нем использовалась стеклянная пластинка, покрытая слоем коллоида — основой для светочувствительных кристаллов серебра. Она позволяла получить негатив, значительно улучшавший качество изображения. Пластинка обладала светочувствительностью только во влажном состоянии и поэтому должна была быть использована сразу после приготовления. В этом состояло одно из неудобств нового метода, не позволявшего использовать заранее заготовленные пластинки.
266
Маорийская война в Новой Зеландии (1840–1872) — война коренного населения этой страны (маори) против английских колонизаторов.
267
Город на юго-западе штата Калифорния (США).
268
Coates James. Photographing the Invisible, 1921; Glendinning Andrew. The Veil Lifted, 1894.
269
Human Nature, Vol. VIII, IX, 1874–1875.
270
Human Nature, Vol. VIII, p. 390.
271
Light,1908, p. 526; 1909, p. 290, 307, 329.
272
Light, 1920, p. 190.
273
American Society for Psychical Research, March 1922, p. 132–147.
274
Кенотаф (греч. kenotaphos) — буквально: пустая могила; монумент или мавзолей, воздвигнутый в честь кого-либо, кто не захоронен в этом месте. Кенотаф в Уайт-холле в Лондоне воздвигнут в честь жертв первой мировой войны по проекту Эдвина Льютиенса.
275
«Psychic Science», July 1925.
276
Уже после того, как эти строки были написаны, автор решил проверить леди-медиума и дал ей собственные пластинки, которые он сам же пометил и проявил. Он получил при этом в восьми проведенных экспериментах шесть психических результатов. — Авт.
277
Henslow, Dr. Proofs of the Truths of Spiritualism, p. 218.
***
Восковые (парафиновые) слепки с конечностей материализованных фигур можно было заполнить жидким гипсом и получить отливку, в точности повторяющую все линии и складки кожи.
279
См. «Голоса» Асборна Мура, с. 433 (Moore Usborne. The Voices. 1913).
280
«Journal of S. P. R.», Vol. Ill (1887), p. 131.
281
Апокатастасис — рецидив, или ухудшение состояния.
282
Ноннус (род. 410) — греческий поэт, автор мифологической эпопеи «Дионисиакес».
283
Имеется в виду «Дельфийский оракул» — говорящая статуя в храме Аполлона в греческом городе Дельфы.
284
Vox Divina — «глас священный» (лат.).
285
См. примечание в главе 16 /в файле — примечание № 185 — прим. верст./.
286
«The Spiritual Magazine», 1872, p. 45.
287
«The Spiritualist», Vol. I, p. 38.
288
Отчет о заседания Лондонского диалектического общества (1871), с. 201.
289
«Journal of S. P. R.», Vol. IV, p. 127.
290
Moore Usborne. The Voices, 1913, p. 324–325.
291
Wolfe N. B. Startling Facts in Modern Spiritualism.
292
«Spiritual Notes», Vol. I, p. 262, IV.
293
Randall Edward C. The Dead Have Never Died.
294
Moore Usborne. Glimpses of the Next State.
295
«Proceedings American S. P. R.», 1913, Vol. VII, p. 570–788.
296
«Proceedings American S. P. R.», 1913, Vol. VII, p. 581.
297
Bradley H. Dennis: Towards the Stars; The Wisdom of the Gods.
298
Denton William. Nature’s Secrets. 1863.
299
«Revue Metapsychique», juin 1921.
300
«L’Ectoplasmie», p. 278.
301
«Книга духов».
302
Kardec Allan. The Mediums Book, 1861; The Gospel as Explained by Spirits, 1864; Heaven and Hell, 1865; «Genesis», 1867.
303
Kardec A. What is Spiritism?; Spiritism Reduced to its Simlest Expression.
304
Аллан Кардек воспитывался у знаменитого швейцарского педагога Ц. Г. Песталоцци (1746–1827) — создателя теории развивающего обучения, предусматривающего соединение обучения с производительным трудом. Впоследствии он изучал медицину, право и языки.
305
«La Revue Spirite».
306
Kardec A. Le Livre des Esprits, 1856 (introduction).
307
«The Spiritual Magazine», 1876, p. 35.
308
«The Spiritual Magazine», 1876, p. 57.
309
«The Spiritualist», Vol. VII (1875), p. 74–75.
310
Pezzani M. The Plurality of Existences.
311
«The Spiritualist», Vol. VII, p. 165.
312
Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541) — врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии; Агриппа Генрих Корнелиус (1456–1535) — ученый, философ, основоположник учения о естественной магии; Гельмонт ван Йоханн Баптиста (1579–1644) — фламандский химик, исследовал процессы ферментации, интересовался медициной Парацельса; Беме Якоб (1575–1624) — немецкий философ-пантеист, сохранивший тесную связь с теологией.
313
Du Prel Carl. Philosophy of Mysticism. 2 Vols. 1889 (перевод Ч. К. Мэсси).
314
Du Prel Carl. A Problem for Conjurers.
315
Von Hartmann Eduard. The Philosophy of the Unconscious.
316
Von Hartmann Eduard. Spiritism. 1885.
317
«Light», 1885, p. 404. He следует путать адвоката Чарльза Карлтона Мэсси и поэта Джеральда Мэсси. Хотя они оба являлись спиритами, но не были связаны друг с другом. — Авт.
318
Июль 1924 года.
319
Мадзини Джузеппе (1805–1872) — вождь республиканско-демократического крыла итальянского национально-освободительного движения Рисорджименго; считал участие в этом движении религиозным долгом каждого итальянца.
320
Гарибальди Джузеппе (1807–1882) — один из вождей Рисорджименго, национальный герой Италии, пытался вооруженной силой освободить Рим от власти пап, приветствовал Парижскую коммуну.
321
Brofferio Angelo. Per lo Spiritismo. Milan, 1892.
322