Автоматическое письмо мистера Уэльса Мистер

Уэльс пишет автору:

«Я не думаю, что можно найти какую-либо связь между тем, что я читаю, и достигнутыми мною результатами. Совершенно определенно могу сказать, что я не читал ничего из того, что вы опубликовали на эту тему. Я сознательно не читал „Рэймонда“ и книги, подобные этой повести, для того чтобы не испортить своих собственных результатов. „Труды“ Общества психических исследований, которые я читал в то время, как вы знаете, никоим образом не касались того, что было бы связано с состоянием „жизни после смерти“. Так или иначе в разное время я получил результаты (как можно видеть из моих записок), подтверждающие, что при устойчивых условиях существования после смерти, они (духи. — Ред.) имеют тела, не видимые нашему глазу. Духовные тела, как и человеческие тела в земном мире, имеют определенную плотность. Они подобны по своим очертаниям реальным телам, но гораздо красивее. Духи не имеют возраста, не чувствуют боли, не стремятся к богатству и не страдают от бедности; они носят одежду и принимают пищу, но не спят (хотя и упоминают о похожем состоянии, которое они называют „лежать в оцепенении“. Подобное состояние, которое не раз испытывал и я сам, отдаленно напоминает бодрствование под гипнозом). После непродолжительного периода, более короткого, чем земная жизнь, они переходят в следующую стадию существования, в которой приобретают схожие мысли, вкусы и чувства, притягивающие их друг к другу. Встречаются среди них и женатые пары, причем это не обязательно супруги, воссоединившиеся после смерти, поскольку любовь между мужчиной и женщиной возможна и здесь. Но она свободна от противоречий, которые зачастую мешают реализовать семейное счастье, настраивая супругов друг против друга. Сразу же после смерти люди переходят в полубессознательное расслабленное состояние, длительность которого у каждого индивидуума разная. Они не понимают, что такое телесная боль, но испытывают время от времени некоторое „умственное беспокойство“. „Болезненная смерть“ — понятие для них абсолютно неведомое. Религиозные вероучения ничего не говорят о жизни после смерти. На самом же деле она неизмеримо счастливее земной.

Я не получал никаких слов, близких по значению слову „работа“ в загробном мире, но говорят, что духи одержимы разнообразными интересами. Возможно, что там существует иной взгляд на этот процесс: если мы воспринимаем слово „работа“ только в одном смысле: „работать, чтобы жить“, то все жизненные потребности духов удовлетворяются сами собой неким мистическим образом. Я никогда не получал синонима понятия „временное наказание“, но я выяснил, что люди начинают там новую жизнь, направленную на интеллектуальное и моральное совершенствование, которого они не смогли достичь в земной жизни. Высшее счастье для них, это помощь тем, кто прибыл в загробный мир, обладая низкими моральными качествами, и кому не сразу удается в полной мере оценить свое новое состояние и насладиться им».

Автоматическое письмо мистера Уэльса Мистер - student2.ru

Notes

Примечания

1

Emma Hardindge Britten. «Modern American Spiritualism: A Twenty Year’s Record».

2

Emma Hardinge Britten. «Nineteenth Century Miracles».

3

Charles L. Tweedale. «Man’s Survival After Death».

4

Campbell-Holms. «The Facts of Psychic Science and Philosophy».

5

Смит Адам (1723–1790) — шотландский экономист и философ.

6

Унитарная церковь — религиозное движение, отвергавшее догмат Троицы и учение о грехопадении, а также его таинства. Унитарии преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. В XVII веке они обосновались в Великобритании, а с первой половины XIX века центр движения переместился в США.

7

Полхем Кристофер (1661–1751) — шведский изобретатель и инженер, чьи многочисленные разработки внесли важный вклад в прогресс технических наук. Родился на острове Готланд. Его семья носила фамилию Полхаммар. Полхем поменял фамилию в 1716 году после того, как получил звание пэра. Окончил университет Упсалы, работал горным инженером. С середины 1690–х читал лекции по инженерному делу во многих европейских университетах.

Полхем работал над созданием собственных проектов оборудования для сельского хозяйства, кораблестроения, горной и текстильной промышленности. Начал работу по проектированию канала, соединяющего Гетеборг с Балтийским морем, опубликовал множество научных работ. С 1735 года президент вновь образованной Королевской Академии наук. Умер в Стокгольме.

8

Браге Тихо (1546–1601) — выдающийся датский ученый, один из создателей современной астрономии. Задолго до изобретения телескопа проводил точнейшие астрономические наблюдения.

9

Swedenborg Emanuel: Heaven and Hell; The New Jerusalem.

**

Члены американской секты, практикующие жизнь в общинах и соблюдающие обет безбрачия. Движение шейкеров (или трясунов) зародилось в Англии в 1747 году. В США первая секта появилась в 1776 году. Пик расцвета секты приходится на 1840-1860-е годы. Шейкеры вели независимый образ жизни, их собрания сопровождались своеобразными церемониями, танцами, возгласами; часто члены общины впадали в состояние транса, что по их убеждению доказывало существование Святого Духа.

11

Карлейль Томас (1795–1881) — английский буржуазный философ и историк, пропагандировавший немецкую идеалистическую философию и романтизм, близкий к пантеизму. История общества согласно его учению — это биографии великих людей. Карлейль — сторонник исторического круговорота теорий.

12

Сторонники Национального соглашения, правили Шотландией с 1638 по 1651 год. Во время Реставрации ковенанторами называли тех, кто противостоял епископату и некоторым догматам шотландской церкви и подвергался за это гонениям со стороны англичан за свои религиозно-националистические выступления. Голландия поставляла сторонникам движения деньги и оружие. Современные историки сравнивают шотландских ковенанторов с IRA (Ирландской освободительной армией).

13

Один из трех законодательных актов, регулирующих систему выборов в Британии. Первый из них принят правящей партией Вигов в марте 1831 года и отменен спустя месяц победившей партией Тори.

14

Английские полицейские, направлявшиеся правительством в Шотландию для поддержания порядка. Со стороны шотландских ковенанторов возникло противостояние, подобное партизанской войне, развернувшейся в вересковых зарослях Шотландии.

15

Река в Шотландии.

16

Первая мировая война (1914–1918).

17

Амвросий Медиоланский (340–397) — епископ, который способствовал введению в западноевропейскую певческую практику восточных музыкальных форм. Амвросианские гимны («Те Deum», «Deus creator omnium») написаны на стихотворные формы античной поэзии. Названное его именем амвросианское пение — пение Миланской (Медиоланской) церкви — древнейший вид хорового искусства в христианской церкви. Наиболее ранние его произведения относятся к XI–XII векам.

18

Baxter Robert. Narrative of Facts, Characterizing the Supernatural Manifestations, in Members of Mr. Irving Congregation, and other Individuals, in England and Scotland, and formerly in the Writer Himself.

19

Одна из поздних форм древнеиранской дуалистической религии, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Главное ее содержание — учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла. Потомки приверженцев Заратуштры бежали из Персии в Индию в X веке от преследований мусульман и образовали коммуны в Бомбее и его окрестностях.

Как и зороастризму, парсизму присущи идеи о загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении Девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на христианство и иудаизм.

20

Оуэн Роберт (1771–1858) — английский социалист-утопист, последователь рационализма, атеист.

21

В 1832 году шотландским священником Эдвардом Ирвингом и членом Британского парламента Генри Драммондом была основана религиозная секта ирвингитов. Члены этой секты верили во второе пришествие Христа. Собираясь возродить ранние церковные апостольские организации, секта частично следовала общекатолической церковной практике. Ее влияние было достаточно сильным вплоть до конца XIX века.

22

Апполион (греч. калька древнееврейского слова «аваддон (абаддон)» — уничтожение, прекращение бытия (Кн. Иова 28, 22; Притчей Соломоновых 15, 11). В Откровении Св. Иоанна (9, 11) — имя ангела бездны.

23

Баньян Роберт (1628–1688) — английский пуританский писатель, служил в парламентской армии, впоследствии стал баптистским проповедником. После Реставрации осужден за отправление баптистских религиозных служб, провел 12 лет в заключении. Автор книги о спиритизме «Эра милосердия».

24

Представители крайнего крыла протестантского движения в Англии в XVI–XVII веках.

25

От англ. quakers (букв. — трясущиеся); самоназвание — Общество друзей. Секта нонконформистов, образованная в Англии Джорджем Фоксом, принявшим can священника в 1647 поду. Отвергала формальные обряды в богослужении. Подвергалась гонениям. В настоящее время секта действует в США, Великобритании и странах Восточной Африки.

26

Сокращенное название Королевского госпиталя в Бетлеме, основанного в 1247 году; первая психиатрическая больница в Англии.

27

«Holy Wisdom», «The Sacred Roll».

28

Морган, сэр Генри (1635–1688) — пират из Уэльса. Один из первых колонистов на Ямайке, принимавший участие в борьбе с испанскими завоевателями острова. Назначен губернатором Ямайки.

29

Olcott Henry. People from the Other World.

30

Hardinge Britten E. Modern American Spiritualism.

31

Jackson Andrew Davis. The Magic Staff.

32

Мормоны — «Святые последнего дня», члены религиозной секты, основанной в США в 1-й половине XIX века Джоном Смитом.

33

Месмерист, т. е. гипнотизер. Слово происходит от имени Франца Антона Месмера (1733–1815) — австрийского медика, доктора медицины, использовавшего свой магнетический дар для лечения больных.

34

Гален (Galenus Claudius, 129–199) — древнеримский философ и врач греческого происхождения.

35

Davis A. J. Harmonial Philosophy.

36

Davis A. J. Great Harmonia.

37

De Morgan. Mrs. From Matter to Spirit. 1863.

38

Davis A. J. Principles of Nature.

39

Davis A. J. Nature’s Divine Revelations.

40

Davis A. J. The Philosophy of Spiritual Intercourse.

41

Cook E. W. Retrogression in Art.

42

Summerland — «Страна вечного лета».

43

Granvil Joseph. Saducismus Triumphatus.

44

1 фут = 0,30 м.

45

Dale Owen Robert. Footfalls on the Boundary of Another World. 1860, p. 287.

46

Протестантская церковь, действующая главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от Англиканской церкви и требуя последовательного методичного соблюдения религиозных предписаний.

47

Американский ученый-энциклопедист (1706–1790), представитель американского Просвещения, публицист, идеолог национально-освободительного движения. Один из авторов Декларации независимости США (1776). Как естествоиспытатель известен главным образом своими трудами по электричеству. Эндрю Джексон Дэвис утверждал, что неоднократно общался с духом Б. Франклина, который в качестве объяснения природы сообщений с потусторонним миром предложил открытый им метод электрических колебаний.

48

Capron E.W. Modern Spiritualism, p. 310–313.

49

Hardinge Britten E. Autobiography, p. 40.

50

Kane Elisha. The Love Letters of Dr. Elisha Kane.

51

Гретна Грин (Gretna Green) — деревушка на границе Англии и Шотландии, известная тем, что там для вступления в брак не требовалось никаких предварительных формальностей.

52

Лондонское диалектическое общество образовано в 1867 году под председательством Джона Леббока. Ставило основной целью предоставление своим членам возможности неограниченного обмена идеями. Обществом была организована комиссия для выяснения природы спиритических явлений.

53

«The Spiritualist», Vol. VIII, p. 299.

54

1 дюйм = 2,5 см.

55

«Light». 1884, p. 170.

56

Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) — химик-органик, академик Петербургской Академии наук (1871), приверженец спиритизма.

57

Аксаков Александр Николаевич (1832–1903) — переводчик, сочинений по спиритизму и магнетизму.

58

«Light», 1884, р. 39.

59

«The Spiritualist», Vol. IV, p. 138; Vol. VII, p. 66.

60

«Light», 1882, p. 239–240.

61

Уэсли Джон (1703–1791) — основатель методизма. Священник Англиканской церкви, Уэсли руководил небольшой группой верующих (1729–1735) в Оксфорде, именовавших себя методистами. Джон Уэсдц тем не менее относил себя к последователям Англиканской церкви выделяя методизм в отдельную секту. С 1784 года работал в Америке.

62

«Light», 1888, р. 619.

63

Underhill Leah. The Missing Link in Modern Spiritualism. Knox & Co. New York, 1885.

64

Рише Шарль (1850–1935), французский физиолог и иммунолог лауреат Нобелевской премии (1913), автор книг по оккультизму.

65

См. главу 14.

66

У. Дж. Кроуфорд — внештатный лектор Королевского университета в Белфасте. Читал лекции по механике и инженерному делу. Увлекался экспериментальными исследованиями в области психики. Проводил серии опытов с известными медиумами. Умер в 1921 году.

67

Биссон Жюльетт — вдова известного французского общественного деятеля Адольфа Биссона, который входил в состав комиссии по изучению сеансов известных итальянских медиумов, посетивших Париж в ноябре 1898 года.

68

Нотцинг Шренк — немецкий ученый. Проводил первые исследования эктоплазмы (1908–1913), работал вместе с мадам Биссон. Ими написана совместная книга — «Явления материализации» (Phenomena of Materialisation).

69

Аэндорская волшебница — библейский персонаж, предсказательница будущего, способная вызывать души мертвых (1-я Кн. Царств, 28, 19).

70

Религиозная секта баптистов, веривших во Второе Пришествие Христа.

71

Персонажи известного романа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).

72

Теннисон Альфред (1809–1892), Браунинг Роберт (1812–1898) английские поэты; Лонгфелло Генри Уодсуорт (1807–1882) — американский поэт.

73

Edmonds John W., Dexter George T. Spiritualism. M.D., New York, 1853, p.36.

74

Толедо — город на северо-западе штата Огайо, в США.

75

Редактор издания «The Spiritual Telegraph» («Спиритический телеграф»).

76

1 фунт = 0,409 кг.

77

Hare R. Experimental Investigation of the Spirit Manifestations.

78

Capron E. W. Modern Spiritualism, p. 359–363.

79

Modern Spiritualism, p. 375.

80

Moder Spiritualism, p. 197.

81

Experimental Investigation of the Spirit Manifestations, p. 54.

82

Агассис Жан Луи (1807–1873) — швейцарский естествоиспытатель. С 1846 года жил в США. Выступал против дарвинизма, отстаивая неизменность видов.

83

Britten Hardinge Emma. Faiths, Facts and Frauds of Religious History.

84

Министр юстиции.

85

Healing of the Nations, 530 p.

86

Церковный суд инквизиции над женщинами, обвиняемыми в ведовстве. Происходил в городе Салем — столице штата Орегон. После I варварских пыток «ведьм» сжигали на костре.

87

Конституция США того времени законодательно утверждала существование рабства, но Линкольн пришел к заключению, что главнокомандующий армией мог отменить его на время военных действий (речь идет о Гражданской войне 1861–1865 годов). Предварительный проект Декларации от 22 сентября 1862 года получил поддержку военного командования. Декларация от 1 января 1863 года разрешала прием чернокожего населения США в ряды армии.

88

Уэбстер Даниэль (1782–1852) — американский государственный деятель и дипломат.

89

Элиот Джордж (настоящее имя Мэри Энн Эванс), 1819–1880, английская писательница.

90

Memoir of Augustus De Morgan, p. 221–222.

91

Crowe, Mrs. The Night Side of Nature.

92

Автор книги «Прямые и окольные пути» (Grattan Colley. High Ways and Bye Ways).

93

Автор книги «Видения и звуки» (Spicer Henry. Sights and Sounds).

94

Секуляризация — освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

95

Брэйд Джеймс (1795–1860) — шотландский врач, которой предложил термин «гипноз» и впервые использовал гипноз в клинической практике в 1840 году.

Фарадей Майкл (1791–1867) — английский химик и физик, создатель учения об электромагнитном поле; руководимый идеей о единстве сил природы, исследовал химические действия электрического тока, раскрыл связи между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом; был очень религиозным человеком.

Карпентер — современник Брэйда и Фарадея, врач-физиолог, открыл принцип идеомоторики, названный его именем, утверждающий, что «направление движения определяется представлением об известном движении».

96

British National Association of Spiritualists.

97

Wallace Alfred Russel. On Miracles and Modern Spiritualism. 1875.

98

Howitt William. Spiritualism and Science. — «The Times», December 26, 1872.

99

British Association for Advancement of Science. Далее — Британское объединение.

100

«The Spiritualist», April 11, 1879, p. 170.

101

The Psychological Review, Vol. II, p. 546.

102

Society of Psychical Research (S. P. R.).

103

Anima Mundi — вселенская душа (лат.).

104

Home Daniel Dunglas. Incidents in my Life.

105

Gordon, Mrs. Home Life of David Brewster. 1869.

106

Бульвер Литтон Эдуард (1803–1873) — лорд, английский писатель и политический деятель, изначально либерал, позже придерживался консервативных взглядов.

107

Bell Robert. Stranger than Fiction.

108

Lang Andrew. Historical Mysteries, p. 236.

109

Теккерей Уильям Мейкпис (1811–1863) — английский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия» (1848).

110

Никодим в христианском предании — тайный ученик Иисуса Христа из числа фарисеев и «начальников иудейских».

111

Home D. D. Light and Shadows of Spiritualism.

112

Z’ollner Fridrich. Transcendental Physics.

113

Члены нонконформистской ассоциации автономных церквей. Придерживались доктрин Кальвина и признавали право на участие в делах церкви всех верующих. Первая независимая конгрегация была организована Робертом Брауном (1580).

114

Первое соборное послание апостола Павла к коринфянам (Новый Завет). В своем послании апостол Павел излагает догматическое учение о воскресении мертвых.

115

Crookes W. Researches in the Phenomena of Spiritualism. S. P. R. Proceedings, Vol. VI, p. 98.

116

Nickols T. L. A Biography of the Brothers Davenport. London, 1864.

Nickols T. L. Supramundane Facts in the Life of Rev. J. B. Fergusou, LL.D. London. 1665. Cooper Robert. Spiritual Experiences: Including Seven Months with the Brothers Davenport. London, 1667.

117

«Шкаф» или «кабинет» — специальное устройство, похожее на шкаф, закрывавшееся дверцами или занавесками, куда помещался медиум во время сеансов материализации.

118

A Biography of the Brothers Davenport, p. 87–88.

119

Houdini. A Magician Among the Spirits.

120

Спинтарископ — устройство, демонстрирующее выделение альфа-лучей под воздействием радия.

121

«Трубка Крукса» — запаянная вакуумная трубка, используемая в рентгенологии.

122

«Quarterly Journal of Science».

123

Fournier d’Albe E. E. Life of Sir William Crookes. 1923.

124

«The Spiritualist», 1874, p. 270.

125

«The Spiritualist», July 17, 1874, p. 29.

126

Crookes William. Researches in the Phenomena of Spiritualism.

127

Maryatt Florence. There Is No Death, p. 143.

128

Notzing Shrenck, Dr. Phenomena of Materialization.

129

Crookes William. Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 10.

130

Назван по имени медиума мисс Кетлин Голигер. Доктор Кроуфорд провел с ней в 1914–1920 годах серию экспериментов, результаты которых отражены в его трудах: «The Reality of Psychic Phenomena» (1917), «Experiments in Psychical Science» (1919) и «The Psychic Structures at the Goliger Circle» (1921).

131

Марджери — псевдоним миссис Крэндон, известного медиума. См. гл. 22.

132

Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 95.

133

Researches in the Phenomena of Spiritualism, p. 86.

134

Angelo Brofferio. Fur den Spiritismus. Leipzig, 1894, p. 319.

135

«The International Psychic Gazette», December, 1917, p. 61–62.

136

Olcott Henry. Old Diary Leaves.

137

«New York Daily Graphic», October-November, 1874.

138

Olcott Henry. People from the Other World.

139

Блаватская Елена Петровна (1831–1891) — в девичестве фон Гад-Роттерштерн. Дочь полковника, родилась в городе Екатеринославе. Путешествовала по Европе, Америке, Индии и Египту. Во время кочевой жизни развила способности медиума. В 1875 году вместе с полковником Олкоттом основала в Нью-Йорке Теософическое общество (вскоре центр его переместился в Индию, где существует и поныне). Основы своей теории она изложила в трудах: «Раскрытая Изида» (1877), «Тайная доктрина» (1887) и «Ключ к теософии» (1889). Была уличена мистером Ходжсоном в шарлатанстве. Ходжсон нанес сокрушительный удар по теософии; многие из теософических обществ распались.

140

Теософия (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; дословно богопознанне) — учение Е. П. Блаватской, претендовавшее на то, чтобы «научными» методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности и, в конечном счете, обеспечить человеку райское блаженство после смерти. Добиться этого, выявив скрытые «духовные силы», могут только теософы, обладающие тайными знаниями (оккультизмом). Теософия объединяла в себе элементы различных западных и восточных религий (буддизм, индуизм).

141

Simulacrum — подобие, видимость; тень (мертвеца), привидение (лат).

142

People From the Other World, p. 460.

143

«Banner of Light», February 6, 1875.

144

Pyle Howard. Buccaneers, p. 178.

145

«The Spiritualist», Vol. IX, p. 2.

146

«The Spiritualist», Vol. IX, p. 2.

147

Цолльнер Фридрих (1834–1882) — профессор физики и астрономии в Лейпцигском университете.

148

Maxwell J. Metapsychical Phenomena, p. 405.

149

MacCabe Joseph. Spiritualism. A Popular History from 1847, p. 161.

150

Zollner F. The Widow’s Mite, p. 276.

151

Он же: Transcendental Physics, p. 34–35.

152

Curtis James. Rustlings in the Golden City.

153

Один из шести штатов Австралии.

154

Truesdell. Spiritualism, Bottom Facts.

155

«Spook Swindles».

156

«Light», 1886, p. 433.

157

Нонконформисты — протестанты, которые не подчинялись доктринам официальной английской церкви. Секты нонконформистов: конгрегаторы, баптисты, пресвитериане и методисты. Многие пресвитериане и баптисты в XVIII веке примкнули к унитариям.

158

«Banner of Light», December 15, 1881.

159

S. P. R. Proceedings (Труды Общества психических исследований), Vol. IV, p. 38.

160

Ломброзо Чезаре (1835–1909) — итальянский психиатр и криминалист.

161

Брэдлаф Чарльз (1833–1891) — английский радикальный политический и общественный деятель, атеист и республиканец.

162

Хаксли Томас Генри (1825–1895) — английский ученый — биолог, последователь учения Дарвина.

163

Shorter Thomas. Confessions of the Truth Seeker.

164

«The Spiritual Magazine», 1872, p. 3–15.

165

«Light». 1887, p. 391.

166

Супруги Кюри: Пьер (1859–1906) — французский физик; Мария (Склодовская-Кюри; 1867–1934) — по национальности полька, с 1891 работала во Франции, физик и химик. Супруги Кюри — создатели учения о радиоактивности, лауреаты Нобелевской премии (1903).

167

Geley Gustav. L’Ectoplasmie et la Clairvoyance, 1924, p. 402.

168

«Light», 1909, p. 356.

169

«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)». Vol. VI, November 1894, p. 334, 360.

170

«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)».

171

Primo facie — на первый взгляд (лат.).

172

Carrington Hereward. Eusapia Palladino and Her Phenomena. 1909.

173

«Annals of Psychical Science», 1908, p. 181.

174

Carrington Hereward. Eusapia Palladino and Her Phenomena, p. 250–251.

175

Lombroso Cesare. After Death — What? 1909.

176

Bartlett George С. The Salem Seer.

177

Нибуорт — Нибуорт Хауз, поместье лорда Бульвера Литтона в Хатфордшире, на юго-востоке Англии.

178

Bulwer Lytton Edward G. The Strange Story.

179

Вергилии Марон Публий (70–19 до н. э.) — римский поэт, автор героического эпоса «Энеида» о странствующем троянце Энее и известного сборника пастушеских песен «Буколики» (42–38 до н. э.); Камоэнс (Камоинш) Луиш ди (1524 или 1525–1580) — португальский поэт эпохи Возрождения; Сервантес Сааведра Мигель де (1547–1616) — испанский писатель, автор знаменитого роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).

180

Предполагается, что их появление связано с мысленной концентрацией фанатиков на язвах на теле распятого Христа.

181

Psychological Review, Vol. I, p.224.

182

D’Esperance. Shadow Land.

183

Davis A. J. The Magic Stuff.

184

Turvey Vincent. The Beginnings of Seership.

185

Эманация — истечение, исхождение чего-либо от некоего иного (лат. emanatio).

186

Aksakov Alexander. A Case of Partial Dematerialization.

187

Oxley William. Angelic Revelations.

188

D’Esperance. Shadow Land, p. 328.

189

Medium and Daybreak, 1893, p. 46.

190

Aksakov Alexander. A Case of Partial Dematerialization, p. 181.

191

Farmer J. S. Twixt Two Worlds.

192

Hellenbach Lazar. Prejudices of Mankind.

193

Apparition Medianimique — медиумическое привидение (фр.).

194

«The Spiritualist», May 12, 1876, p. 221.

195

«Journal of S. P. R.», June, 1886, p. 282–324.

196

«Light», 1886, p. 309.

197

«S. P. R. Proceedings», Vol. IV, p. 416–487.

198

«Medium and Daybreak», 1878, p. 698, 730; «The Spiritualist», 1879, Vol. XIV, p. 83, 135.

199

«Light», 1886, p. 324.

200

Oxon M. A. Spirit Teachings, 1883.

201

Oxon M. A. Higher Aspects of Spiritualism, 1880.

202

Cox Sergeant. What am I?.

203

Lillie Arthur. Modern Mystics and Modern Magic, p. 72.

204

Oxon M. A. Spirit Teachings, 1883.

205

Trethewy A. W. The «Controls» of Stainton Moses, 1923.

206

Oxon M. A. Spirit Identity, 1879; Psychography, 2nd edition 1882.

207

«S. P. R. Proceedings», Vol. IX, p. 245–353; Vol. XI, p. 34–113.

**

В этой главе в ряде случаев полное название Общества психических исследований заменено аббревиатурой ОПИ.

209

Psychological Society of Great Britain.

210

Bennett Edward T. Twenty Years of Psychical Research, 1904, p. 21–22.

211

Имеется в виду Британская национальная ассоциация спиритов.

212

«Light», 1883, р. 54.

213

Modus vivendi — способ (со)существования (лат.).

214

Lodge Oliver. The Survival of Man., 1909, p. 6.

215

Besant, Mrs. H. P. Blavatsky and the Masters of Wisdom.

216

Саул (Савл) — еврейское имя Павла — первопрестольного апостола, не знавшего Христа в его земной жизни и не входившего в числе двенадцати апостолов, но почитаемого наравне с апостолом Петром. Первоначально активный участник гонений на христиан, он ослеп после явления ему света и голоса Господня. По молитве христианина Анании исцелился от слепоты, принял крещение и стал проповедником христианства.

217

«Light», 1901, р. 523.

218

«S. P. R. Proceedings», Vol. VI, p. 509, цитируется по статье М. Saqe, «Mrs. Piper and the S. P. R.».

219

Hodgon’s Report, Dr. — «S. P. R. Proceedings», Vol. XIII. p. 284–582.

220

Sage M. Mrs. Piper and the S.P.R., p. 98.

221

Funk I. The Psychic Riddle, p.38.

222

Агностик (от греч. agnostos — непознаваемый) — человек отрицающий познаваемость объективного мира.

223

«S. P. R. Proceedings», Vol. XXI, p. 375.

224

Richet Charles. Thirty Years of Psychical Research.

225

Еврипид (ок. 480–406 гг. до н. э.) — греческий поэт-драматург.

226

«Hercules Furens» — драма Сенеки о Геркулесе (Сенека Люций Анней, ок. 4. до н. э. — 65. н. э. — римский стоик).

227

Лэндор Уолтер Сэвидж (1775–1864) — английский поэт и эссеист, автор книги «Воображаемые беседы литераторов и государственных мужей»; Вергилий (70–19 гг. до н. э.) — римский поэт; Гораций (65-8 гг. до н. э.) — римский поэт.

228

Славься, вечный Рим (лат.).

229

«S. P. R. Proceedings», Vol. XXV, p. 54.

230

Тузидидес (455–400 гг. до н. э.) — грек, афинский историк, автор «Истории Пелопоннесских войн», резко отрицательно относился к милитаристской политике родных Афин.

231

Кэнонгейт — город, на месте которого был основан Кембридж.

232

Ermacora G. B. Essays from Unseen.

233

Brackett E. A. Materialized Apparitions, p. 106.

234

Turvey Vincent. Beginnings of Seership, p. 55.

235

D’Esperance E. Shadow Land, 1897, p. 229.

236

«The Spiritualist», 1873, p. 83.

237

D’Esperance E. Shadow Land, p. 254–255.

238

Rogers E. D. Life and Experience, p. 58.

239

«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 305.

240

«The Spiritualist», 1873, p. 82–83.

241

Brackett E. A. Materialized Apparitions.

242

Richet Ch. Thirty Years of Psychical Research.

243

«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 273.

244

«Annals of Psychical Science», Vol. II, p. 288.

245

Как уже говорилось выше, Марта Беро и Ева К. — псевдонимы Евы Каррьер. — Ред.

246

Richet Ch. Thirty Years of Psychical Research, p. 508.

247

Notzing Schrenck. Phenomena of Materialisation.

248

В файле — глава 18, рисунок «Эксперимент, проведенный в институте метафизики…» — прим. верст.

249

Geley Gustave. From the Unconscious to the Conscious.

250

Похожие «перчатки» можно увидеть в Психологическом колледже, расположенном в доме 59 по Холланд-парк или в Музее психики на Виктория-стрит, Эбби-Хауз, в Вестминстере. — Авт.

251

Crawford W. J.: The Reality of Psychic Phenomena, 1917; Experiments in Psychical Science, 1919; The Psychic Structures at the Goliqer Circle. 1921.

252

Crawford W. J. The Psychic Structures at the Goliger Circle, 1921, p. 19.

253

«S. P. R. Proceedings», Vol. XXXII, p. 209–343.

254

Скорее всего, имеется в виду Генри Вон (1622–1695) — поэт-метафизик из Уэльса, который опубликовал несколько томов прозы на метафизические и религиозные темы. Известен своими мистическими взглядами на природу.

255

Не считая тех случаев, когда он видел на материализованные лица и фигуры. — Авт.

256

«The Spiritualist», November 1, 1873.

257

Wallace A. R. On Miracles and Modern Spiritualism, 1901, p. 198.

258

«The Spiritual Magazine», 1862, p. 562; 1863, p. 34–41.

259

Mumler W. H. Personal Experiences of William H. Mumler in Spirit Photography. Boston, 1875.

260

Houghton Georgiana. Chronicles of the Photographs of Spiritual Beings, & c., 1882, p. 2.

261

Wallace A. R. On Miracles and Modern Spiritualism, p. 196–197.

262

«British Journal of Photography», August 1873.

263

«Human Nature», 1875, p. 152.

264

«The Spiritualist», Vol. VI–VII (1875); «Human Nature», Vol. IX, p. 334.

265

Изобретенный в 1851 году англичанином Ф. Скоттом Арчером влажно-коллодийный процесс в фотографии был не менее сложен, чем дагерротип, но значительно дешевле последнего. В нем использовалась стеклянная пластинка, покрытая слоем коллоида — основой для светочувствительных кристаллов серебра. Она позволяла получить негатив, значительно улучшавший качество изображения. Пластинка обладала светочувствительностью только во влажном состоянии и поэтому должна была быть использована сразу после приготовления. В этом состояло одно из неудобств нового метода, не позволявшего использовать заранее заготовленные пластинки.

266

Маорийская война в Новой Зеландии (1840–1872) — война коренного населения этой страны (маори) против английских колонизаторов.

267

Город на юго-западе штата Калифорния (США).

268

Coates James. Photographing the Invisible, 1921; Glendinning Andrew. The Veil Lifted, 1894.

269

Human Nature, Vol. VIII, IX, 1874–1875.

270

Human Nature, Vol. VIII, p. 390.

271

Light,1908, p. 526; 1909, p. 290, 307, 329.

272

Light, 1920, p. 190.

273

American Society for Psychical Research, March 1922, p. 132–147.

274

Кенотаф (греч. kenotaphos) — буквально: пустая могила; монумент или мавзолей, воздвигнутый в честь кого-либо, кто не захоронен в этом месте. Кенотаф в Уайт-холле в Лондоне воздвигнут в честь жертв первой мировой войны по проекту Эдвина Льютиенса.

275

«Psychic Science», July 1925.

276

Уже после того, как эти строки были написаны, автор решил проверить леди-медиума и дал ей собственные пластинки, которые он сам же пометил и проявил. Он получил при этом в восьми проведенных экспериментах шесть психических результатов. — Авт.

277

Henslow, Dr. Proofs of the Truths of Spiritualism, p. 218.

***

Восковые (парафиновые) слепки с конечностей материализованных фигур можно было заполнить жидким гипсом и получить отливку, в точности повторяющую все линии и складки кожи.

279

См. «Голоса» Асборна Мура, с. 433 (Moore Usborne. The Voices. 1913).

280

«Journal of S. P. R.», Vol. Ill (1887), p. 131.

281

Апокатастасис — рецидив, или ухудшение состояния.

282

Ноннус (род. 410) — греческий поэт, автор мифологической эпопеи «Дионисиакес».

283

Имеется в виду «Дельфийский оракул» — говорящая статуя в храме Аполлона в греческом городе Дельфы.

284

Vox Divina — «глас священный» (лат.).

285

См. примечание в главе 16 /в файле — примечание № 185 — прим. верст./.

286

«The Spiritual Magazine», 1872, p. 45.

287

«The Spiritualist», Vol. I, p. 38.

288

Отчет о заседания Лондонского диалектического общества (1871), с. 201.

289

«Journal of S. P. R.», Vol. IV, p. 127.

290

Moore Usborne. The Voices, 1913, p. 324–325.

291

Wolfe N. B. Startling Facts in Modern Spiritualism.

292

«Spiritual Notes», Vol. I, p. 262, IV.

293

Randall Edward C. The Dead Have Never Died.

294

Moore Usborne. Glimpses of the Next State.

295

«Proceedings American S. P. R.», 1913, Vol. VII, p. 570–788.

296

«Proceedings American S. P. R.», 1913, Vol. VII, p. 581.

297

Bradley H. Dennis: Towards the Stars; The Wisdom of the Gods.

298

Denton William. Nature’s Secrets. 1863.

299

«Revue Metapsychique», juin 1921.

300

«L’Ectoplasmie», p. 278.

301

«Книга духов».

302

Kardec Allan. The Mediums Book, 1861; The Gospel as Explained by Spirits, 1864; Heaven and Hell, 1865; «Genesis», 1867.

303

Kardec A. What is Spiritism?; Spiritism Reduced to its Simlest Expression.

304

Аллан Кардек воспитывался у знаменитого швейцарского педагога Ц. Г. Песталоцци (1746–1827) — создателя теории развивающего обучения, предусматривающего соединение обучения с производительным трудом. Впоследствии он изучал медицину, право и языки.

305

«La Revue Spirite».

306

Kardec A. Le Livre des Esprits, 1856 (introduction).

307

«The Spiritual Magazine», 1876, p. 35.

308

«The Spiritual Magazine», 1876, p. 57.

309

«The Spiritualist», Vol. VII (1875), p. 74–75.

310

Pezzani M. The Plurality of Existences.

311

«The Spiritualist», Vol. VII, p. 165.

312

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541) — врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии; Агриппа Генрих Корнелиус (1456–1535) — ученый, философ, основоположник учения о естественной магии; Гельмонт ван Йоханн Баптиста (1579–1644) — фламандский химик, исследовал процессы ферментации, интересовался медициной Парацельса; Беме Якоб (1575–1624) — немецкий философ-пантеист, сохранивший тесную связь с теологией.

313

Du Prel Carl. Philosophy of Mysticism. 2 Vols. 1889 (перевод Ч. К. Мэсси).

314

Du Prel Carl. A Problem for Conjurers.

315

Von Hartmann Eduard. The Philosophy of the Unconscious.

316

Von Hartmann Eduard. Spiritism. 1885.

317

«Light», 1885, p. 404. He следует путать адвоката Чарльза Карлтона Мэсси и поэта Джеральда Мэсси. Хотя они оба являлись спиритами, но не были связаны друг с другом. — Авт.

318

Июль 1924 года.

319

Мадзини Джузеппе (1805–1872) — вождь республиканско-демократического крыла итальянского национально-освободительного движения Рисорджименго; считал участие в этом движении религиозным долгом каждого итальянца.

320

Гарибальди Джузеппе (1807–1882) — один из вождей Рисорджименго, национальный герой Италии, пытался вооруженной силой освободить Рим от власти пап, приветствовал Парижскую коммуну.

321

Brofferio Angelo. Per lo Spiritismo. Milan, 1892.

322

Наши рекомендации