Список сокращений и список символических обозначений. 54 страница

Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п. 1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного Ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия О. п. фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл отождествление О. п. и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности,особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эльконину—Давыдову).

На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п. представляет собой сложный конгломерат делового (социально-ролевого) и личностного общения, причем соотношение компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, «истории» их взаимоотношений, совпадения-несовпадения их целей и мотивов,а также целого ряда ситуативных характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их Осуществления. 7. Как правило, О. п. пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно-принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому следует прибавить разный социальный опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлексируемые учениками и часто забываемые учителем).

Осознание необходимости социально-психологической оптимизации и гуманизации учебного процесса привело Леонтьева к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (Леонтьев А. А., 1979; 1996). Несмотря на то что данная дефиниция относится к не очень строгим «определениям-идеалам», введение этого понятия — чрезвычайно важный шаг: во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также развитие ученического коллектива; во-вторых, потому что очеловечивание начинает затрагивать и учителя как субъекта О. п. и одного из субъектов учебной деятельности. (И. А. Мещерякова.)

ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ(англ. objective psychology) — общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественнонаучном смысле слова) наблюдения (см. Метод объективного наблюдения).Однако предметом такого наблюдения и исследования в различных направлениях О. п. назывались разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова,поведение как внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме,«соотносительная деятельность» организма в рефлексологии В. М. Бехтерева,совокупность реакций в реактологии К. Н. Корнилова и др. В узком смысле слова О. и. обычно называют бихевиоризм.(Е. Е. Соколова.)

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии)(англ. objective method).

1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

2. В узком смысле О. м. противопоставляется интроспекции — и обозначает способы изучения внешних, поддающихся регистрации реакций испытуемых. См. Вызванные потенциалы, Метод объективного наблюдения, Методы электрофизиологические, Непроизвольные реакции, Полиэффекторный метод, Порог сенсорный, Психофизиология.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ —см. Внимания объем.

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ— см. Кратковременной памяти объем.

ОБЪЕМ ПАМЯТИ— см. Памяти объем.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— см. В. Дильтей.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ(англ. general aptitude, gift) — уровень развития общих способностей,определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О. о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании О. о. выдвинул в середине XIX в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта (1929), которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим факторомумственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных интеллектуальных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора»(Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признается наличие как О. о., так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о 2 видах О. о.: интеллектуальной и творческой одаренности (креативности).В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. (В. Н. Дружинин)

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ(англ. gifted children) — дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (см. Одаренность общая).

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше др. формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). См. Талант.

Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности,не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей — только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально-психологические различия, Индивидуальность).

О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты).Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

ОДИОЗНЫЙ(от лат. odiosus — ненавистный, противный) — неприятный, нежелательный, вызывающий отрицат. отношение; напр., одиозная личность.

ОДОРИМЕТРИЯ —см. Ольфактометр.

ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА(англ. Oseretsky scale)— методика обследования психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления отклонений в развитии. О. м. ш. включает пробы для испытания статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений, силы движений и синкинезии.О. м. ш., составленная в 1930 г., широко распространена в психологии и психиатрии многих стран. Тесты проверены на большом количестве психически здоровых и больных детей и считаются одним из методов отбора.

ОККАЗИОНАЛИЗМ —см. Дуализм.

ОККАЗИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ(от лат. occasionalis — случайный) — значение, не соответствующее общепринятому (нормативному) употреблению, носящее индивидуальный характер, обусловленное специфическим контекстом и индивидуальным опытом. Антоним: Узуальное значение.

ОКТАВА(от лат. octava — восьмая).

1. Интервал частот (напр., звука), верхняя граница которого вдвое превышает нижнюю.

2. Стихотворная строфа из 8 строк.

ОКУЛОГИРАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ(англ. oculogyral illusion)— см. Адекватный раздражитель, Окулогравическая иллюзия.

ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ(от лат. oculus — глаз + греч. gravis — тяжелый) — зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной иллюзии (кажущееся движение светового стимула в темноте после вращения тела вокруг вертикальной оси) тем, что возникает под влиянием ускорений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О. и.часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения (пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из пикирования — вверх. О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных характеристик видимых объектов.

ОКУЛОГРАФИЯ — см. Электроокулография.

ОЛИГОФРЕНИЯ — см. Умственная отсталость.

ОЛЬФАКТОМЕТР(от лат olfaceo — обоняю + греч. metron — мера) — устройство (прибор) для измерение остроты обоняния,т. е. для ольфактометрии (син. одориметрия).

Наиболее распространен О. Цваардемакера (Zwaardemaker) — полый и пористый цилиндр, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями. Степень погружения трубки в цилиндр дозирует количество вещества, поступающего через открытое отверстие трубки в нос испытуемому, когда он принюхивается. Единица измерения остроты обоняния — ольфактия (англ. olfactie),она характеризуется величиной погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом и выражается в сантиметрах. Если при обонятельном ощущении трубка погружается на 1 см, то острота обоняния равна 1 ольфактии.

Для измерения остроты обоняния также используют метод импульсной подачи воздуха в носовую полость с помощью О. Эльсберга и Леви. Этот тип О. представляет собой герметический сосуд с пахучим веществом, имеющий 2 трубки; одна трубка вставляется в нос, а через др. с помощью шприца нагнетается определенное количество воздуха, вытесняющего пары пахучего вещества. Единицей измерения остроты обоняния, или «обонятельным коэффициентом», служит минимальное количество поданного в нос воздуха в кубических сантиметрах, вызывающее обонятельное ощущение. «Обонятельный коэффициент» достаточно постоянен для каждого вещества.

При определении остроты обоняния различают порог ощущения (появление «какого-то запаха») и порог распознавания (различение и опознание запаха). Порог ощущения всегда ниже порога распознавания, который зависит также от осведомленности испытуемого о данном запахе.

ОМОНИМЫ(от греч. homos — одинаковый + onyma, onoma — имя) — слова с разным значением, которые, однако, одинаково пишутся и произносятся. Напр., в англ. языке О. являются слова pupil (ученик и зрачок), а также iris (радужка глаза и радуга); в рус. языке омонимичны коса (крестьянское орудие) и коса (из волос), язык (анатомический орган вкуса и речи и система знаков).

ОНАНИЗМ(англ. onanism;по имени библейского персонажа Онана) — сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения эрогенных зон (гениталий) или путем психологического возбуждения. Син. ипсация, мастурбация, рукоблудие.

Выделяют несколько типов О.: а) допубертатный(О. раннего возраста) — детская генитальная игра, связанная с исследованием ребенком собственного тела; б) пубертатныйО. (мастурбация периода юношеской гиперсексуальности); в) заместительныйО.— возникает после нач. половой жизни в связи с нерегулярностью половых отношений или неудовлетворенностью ими (чаще наблюдается у женщин); г) вынужденный,навязчивый О., являющийся единственной формой половой жизни; д) взаимныйО.у гомосексуалов. В качестве особого типа выделяют психологическийО.— фантазии на сексуальные темы с переживанием оргазма без мастурбации и любых др. манипуляций.

Все эти виды О. имеют так мало общего, что старый спор о вреде или пользе О. вызван некорректной постановкой вопроса. Причиной сложившегося в конце XVIII — нач. XIX вв. мнения, что О. вызывает ухудшение памяти, умственных способностей и даже безумие, были наблюдения над пациентами психиатрических больниц, которые часто мастурбируют на глазах персонала. Такое обобщение совершенно неправомерно, т. к. навязчивый О. этих пациентов является следствием психического и эмоционального одиночества, отсутствия моральных запретов и невозможности др. способов удовлетворения.

Допубертатный О. может свидетельствовать о скрытом протекании эндокринного или психического заболевания, однако чаще всего он провоцируется или естественной исследовательской деятельностью ребенка, или механическим раздражением гениталий тесной одеждой, или действиями родителей, которые по незнанию щекочут и целуют эрогенные зоны ребенка, или же раздражением промежности глистами-острицами.

Наиболее массовый пубертатный О. По разным данным считается, что к нему прибегают 70-90% юношей и 30-60% девушек. Данные о возрастном пике пубертатного О. также не совсем согласованы (напр., 13-15 и 14-15 лет у мальчиков); ясно, что такие данные и не м. б. абсолютными, поскольку зависят от нач. полового созревания. Этот вид О. — временное явление, возникающее в пубертате и представляющее собой средство удовлетворения биологической потребности, которую индивид, в силу возраста и социального статуса, не может удовлетворить адекватным путем. В этом случае О. служит для снятия физиологического дискомфорта, и практика О. прекращается с началом регулярной половой жизни. Многие современные авторы (Г. С. Васильченко, А. Кинзи, А. М. Свядощ и др.) считают его средством саморегуляции половой функции. Имеются сведения, что среди мастурбировавших в юности больше всего сексуально здоровых и, наоборот, среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами потенции — никогда не мастурбировавших (Васильченко, 1977). В пубертатном возрасте тревожным сигналом служит навязчивый характер О. Половое удовлетворение при О. не является полноценным из-за полного отсутствия коммуникативности, эмоциональной связи, которая важна для нормальной взрослой сексуальности. Подросток прекрасно осознает, что занимается чем-то «грязным» и недостойным, безуспешно пытается преодолеть себя и, терпя поражение, испытывает чувство вины, неполноценности. К этому нужно добавить страх перед последствиями, возникающими из-за сексологической безграмотности. Подросток может связать с привычкой к О. все свои жизненные и учебные неудачи, а это часто приводит к невротизации. У взрослых (особенно мужчин) страх «расплаты» за юношеский О. нередко приобретает навязчивый характер и связывается с любыми неудачами в сексуальной сфере (онанофобия). Еще одним психологически неблагоприятным фактором является то, что О., как правило, сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, условно-рефлекторное закрепление которых может привести к созданию нереалистического эталона, по сравнению с которым первый реальный сексуальный опыт может показаться бледным и разочаровывающим. Ввиду того что негативные переживания подростка по поводу О. гораздо опаснее самого О., совершенно недопустимо стыдить и стращать его. Наибольшую пользу приносит «позитивная педагогика» — сексуальное просвещение, улучшение коммуникативных качеств, помощь в нахождении интересных занятий, своего места в обществе сверстников, организации досуга, занятий спортом. (И. А. М.)

ОНАНОФОБИЯ —см. Онанизм.

ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ(англ. oneirism)— расстройство сознания,состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений. О. с. с. наблюдается при глубоко расположенных опухолях мозга,снижающих тонус коры, при инфекционных и некоторых психических заболеваниях. Физиологической основой О. с. с. является тормозное (или фазовое) состояние коры головного мозга,при котором сильные и слабые раздражения (или их следы) начинают вызывать одинаковую реакцию (уравнительная стадия, или фаза) или слабые раздражители (или их следы) приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители или их следы (парадоксальная стадия). См. Парабиоз, Сознания патология.

ОНТОГЕНЕЗ(англ. ontogenesis)— развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза).О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ(от греч. ontos — бытие + psyche — душа + logos — разум) — научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом — представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг)и гуманистической психологии (А. Маслоу,Р. Мэй, К. Роджерс). О.можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии — «4-й силы» в современной психологии. О. менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык).

Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин-се(сущность в себе) — внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявленияжизни, организованные в виде психологических комплексов;5) сознательно-логическое «я»— психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.

С т. зр. О., человек — продукт собственного бессознательного,в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: «Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем». По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се — универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.

Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше «благополучие» определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного «я». В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше «я».

Подобная ситуация порождает то, что в О. называется «экзистенциальной шизофренией».Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия.(А. Б. Орлов.)

Добавление:Термин «О.» трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология,находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытийности. На самом деле, психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия—сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: «как океан объемный шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами» (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет,С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера) и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко.)

ОНТОТЕРАПИЯ— является одним из практических воплощений и приложений онтопсихологии.Будучи изначально индивидуальной клинической практикой (А. Менегетти, 1995), О. получила впоследствии (подобно человеко-центрированному подходу в психотерапии К. Роджерса)экстенсивное развитие, осуществив экспансию в такие области, как педагогическая психология и психология семьи, социальная и политическая психология.

В практической работе онтотерапевта клиент имеет дело с чрезвычайно компактным и одновременно интенсивным вариантом глубинной психотерапии (6-7 встреч по 30-40 мин, с частотой 2 раза в нед). Если вы хотите пройти курс классического психоаналитического лечения, но не располагаете для этого ни терпением, ни временем, ни соответствующими финансовыми средствами, то вам следует обратиться к услугам онтотерапевта. Не связывая себя ни детальным анализом ваших психических травм в раннем детстве, ни изучением ваших многочисленных комплексов и архетипов, ни обсуждением тонкостей трансферных и контртрансферных отношений в процессе лечения, онтотерапевт уже в ходе первичного приема попытается установить с вами контакт на уровне вашего бессознательного.Для этого он обратится к интерпретациям образов ваших сновидений — той реальности, которая говорит о вас больше, нежели общеупотребительный язык вашего «логического я».

Характер онтотерапевтических интерпретаций построен на оппозиции голоса вашей сущности в себе (Ин-се) и искажающих влияний монитора отклонения, на оппозиции позитивности и негативности в вашей жизни. Определенность и даже директивность такого рода интерпретаций сочетается в О. с предоставлением клиенту ответственности и полной свободы выбора. Озвучив голос вашего Ин-се и показав вам ваши ошибки как следствия влияний вашего монитора отклонения, онтотерапевт каждый раз оставляет вас в ситуации внутреннего (весьма непростого) выбора. Характерная клиентура онтотерапевта — люди, страдающие от своей зависимости, несамостоятельности, дезориентированные, лишенные собственных внутренних опор и ориентиров, постоянно совершающие в своей жизни ошибки. Однако имеется тенденция перехода от работы с психически и психологически неблагополучной клиентурой к работе с благополучными и преуспевающими людьми (учеными, журналистами, артистами, художниками, бизнесменами, политиками) в целях предельно полной реализации их творческого и личностного потенциала.

Подобно др. вариантам психотерапии О. располагает широким спектром процедур и техник, в ряду которых наряду с толкованием образов сновидений необходимо указать индивидуальную и групповую имагогику,кинотерапиюи музыкотерапию.

Имагогика (от лат. in me ago — акция во мне) представляет собой специальную психотерапевтическую процедуру, позволяющую клиенту войти в поток сна как перманентной психической активности. Менегетти (1992) указывает, что «человек постоянно видит сны... Но дело обстоит т. о., что люди не знают об этом, они этого не замечают. И достаточно "устранить" сознание "я", как сон обнаруживает себя: сон представляет собой постоянную психическую активность». С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцируемого транса, в котором возникает динамичный ряд зрительных образов, напоминающих сновидение. «Сон — это бессознательная имагогика, а имагогика — это, напротив, сознательный сон». Содержание, возникающее в ходе имагогической процедуры, интерпретируется тем же способом, что и сон.

Вспомогательными техниками онтотерапевта являются кинотерапия и музыкотерапия. Кинотерапия позволяет изучать и актуализировать символическое содержание кинофильмов в соответствии с онтопсихологической техникой интерпретации сновидений; т. о., кинотерапия — это метод изучения структуры и механизмов бессознательного. Музыкотерапия — экспрессивная техника, направленная на высвобождение субъективного функционального ритма клиента, на снятие различных соматических барьеров и зажимов на пути к проксимо-кинетической самореализации человека, представляющей собой важный аспект его общей самореализации. Характер движений человека во время сеансов музыкотерапии и возникающие при этом образы также служат содержанием для онтопсихологического анализа бессознательного. (А. Б. Орлов.)

ОПЕРАНТНЫЙ (инструментальный) РЕФЛЕКС— см. Условный рефлекс.

Наши рекомендации