Опыт применения опросника агх)я у подростков с неврозами
Прежде чем приступить к описанию особенностей оценки вос-питательной практики родителей их детьми-подростками, стра-дающими неврозами, представляется целесообразным выделить основные характеристики невротических реакций и невротиче-ских развитий, встречающихся преимущественно у школьников в возрасте 12—16 лет. Это отсутствие успехов в учебе при нор-мальном умственном развитии, устойчивые признаки угнетен-ности и подавленности настроения, усталости и переутомления, незаинтересованность и раздражительность при выполнении школьных заданий. Сюда следует добавить выраженное чувство неполноценности в отношениях с товарищами, учителями, ро-дителями и поведении в целом. Уход в себя, характеризующийся чрезмерной застенчивостью и тревогой, недостаточность внима-ния на уроках, неспособность к длительному сосредоточению, жалобы на плохое самочувствие. Подобные эмоциональные на-рушения в той или иной степени присущи 1/3 школьников, и если не принимать соответствующих превентивных мер (меди-ко-психолого-педагогического характера), то с течением време-ни состояние детей с эмоциональными нарушениями ухудшается, и социальная дезадаптированность становится очевидной. Большую часть этих детей следует рассматривать как «больных», так как они сами не в состоянии разрешить свои трудности без профессиональной помощи медиков и психологов, активно сотрудничающих с учителями и родителями.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в воз-никновении, течении и лечении которого ведущая роль принад-лежит психологическим факторам. Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов, могут быть подразделены на следующие группы: психическая травма; пред-шествующие невротические характерологические радикалы; на-
рушения системы отношений и, прежде всего, дисгармония семейного воспитания.
В результате исследования подростков с помощью опросника АВОК был обнаружен тот факт, что образы отцов и матерей резко отличаются друг от друга. Если у отца образ рельефный, выразительный, то матери оцениваются как «ни то, ни се» с об-щей тенденцией недооценки по всем шкалам. Совпадение на-блюдается только по шкале «непоследовательность» воспитатель-ного воздействия родителей, которая занимает у тех и у других среднюю позицию, в отличие от того же показателя у подростков с нарушениями поведения, где он крайне высок.
Шкала позитивного интереса
Сравнение оценок по шкале «позитивного интереса» не обна-руживает каких-либо существенных различий, разве что только меж-ду нормативной выборкой и подростками-невротиками в оценках матерей, где больные неврозами подростки (мальчики и девочки) в большей степени указывают на выраженность этого показателя. Однако, если взглянуть на это со стороны специфики восприятия этих образов норме и при неврозах, прежде всего в глаза бросается тот факт, что содержательно образ «позитивной матери» у подро-стков с неврозами резко отличается от аналогичного образа у адап-тированных подростков. Оба эти образа достаточно ярки, но в то же время абсолютно различны в плане психологических проявлений.
Так, дети, больные неврозами, наделяют своих матерей собственными противоречиями, т.е. мать кротка и в то же время самоуверенна, послушна и непримирима и т.д., тогда как здоровые подростки оценивают их «позитивный интерес» по степени проявления власти и критического отношения к детям.
Образы отцов по этому параметру относительно сходны.
Шкала директивностй
По шкале «директивности» наибольшие различия обнаружи-ваются в оценках отцов, где больные неврозами отмечают выра-женность данного фактора по сравнению с оценками социально адаптированных подростков. Однако практическое отсутствие от-личий по данной шкале у матерей легко объясняется с той же разницей в восприятии этой характеристики, т.е. в отношении матерей социально-психологические характеристики, приписы-ваемые им подростками с неврозами, негативны.
Шкала враждебности
При сравнительной характеристике оценок в группах соци-ально адаптированных подростков и подростков с неврозами об-ращают на себя внимание различия в оценках матери и отца по шкале «враждебности», причем в группе подростков с неврозами матери не характеризуются этим качеством в отличие от отцов, которые в описаниях имеют тенденцию к «враждебности» (боль-ше выражено у подростков с неврозами). Следует также отме-тить, что больные неврозами несколько иначе, чем здоровые опи-сывают образ собственно «враждебной» матери. В понимании подростков с неврозами «враждебная» мать склонна к потворст-вованию, пассивности по отношению к личностным проблемам ребенка, в ее образе отсутствуют проявления властности.
Шкала автономности
В плане же «автономности» особых различий в выборках не обнаружено. Есть некоторая тенденция к снижению балльных оценок в характеристике отцов подростков, больных неврозами.
В целом же, получив характерное соотношение профилей ма-тери и отца по АООК — достаточно рельефный профиль отца (высокая «директивность» и «враждебность» на фоне низкой ав-тономности) и малодифференцированный образ матери (с пре-имущественной ориентировкой на заниженные оценки по всем шкалам), следует иметь в виду отмеченные выше различия в по-нимании и восприятии характеристик АБОКу подростков в норме и больных неврозами.