Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцино принимать ритмическую форму. Она особенно оче-видна тамі, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов, следующшх друг за другом. По ним мы можем судить и о равно-мерности применяемой человеком энергии, и о пространствен-ном односэбразии его движений. Именно таким ритмическим раз-дражителеем является музыка.
Музыкса выступает и как средство для отвлечения от беспоко-ящих челсовека мыслей, и как средство успокоения и даже лече-ния. Больішое значение играет музыка как средство борьбы с пе-реутомлеыием. Музыка может задавать определенный ритм перед
началом работы, настраивать на глубокий отдых во время пере-рыва.
Использование музыки как средства повышения производи-тельности труда основано на положительном эмоциональном воз-действии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.
Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологиче-ское воздействие на организм производят только хорошо извест-ные классические и народные мелодии. Поэтому, используя му-зьгку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учи-тывать соответствующие вкусы отдельных людей.
Научные исследования показали, что построение большинст-ва музыкальных произведений великих мастеров подчинено стро-гой математической логике, которая, конечно же, не осознава-лась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачиваю-щуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат меха-низмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпа-дение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению В.СЛобзина и М.М.Решетникова, и создает то прекрас-ное чувство удовлетворения, обычно характеризуемое как эстети-ческое восприятие. Музыкальное произведение, полностью состо-ящее из неожиданностей («какофония»), также, как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям. Конечно же, помимо рассмотренных эффектов, существенное значение име-ют культурные установки и социализация восприятия.
Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускула-тура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, какрит-мический раздражитель, стимулирует физиологические процес-сы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на че-ловека в процессе труда можно понять, исходя из учения А.А.Ух-томского о доминанте.
Проявление доминантного возбуждения в определенной со-вокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.
И вот тогда дополнитгельный ритмический раздражитель спо-собен как бы раскачатіь центральный нервный прибор и уско-рить процесс усвоения рритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащцего в основе образования доминанты.
Физиологические исгследования показывают, что в ритмиче-ских движениях при рабботе руководящая роль принадлежит кор-ковым динамическим сстереотипам, но в них активное участие принимают и подкорко)вые области центральной нервной систе-мы. Это говорит о связзи ритма движений с органическими по-требностями и эмоциошальными состояниями человека. \
Ритмы отдельных оріганов человека всегда соразмерны. Между4 ритмом движений и ритшом внутренних органов существует опреде-ленная связь, регулируешая специальным нервным механизмом — моторно-висцеральныміи рефлексами. Ритмические движения пред-ставляют собой единую (функциональную систему — двигателъный стереотип. Используя мугзьпсукакритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности ш экономичности энергетических затрат.
Выявлено, что ритмьы маршей, рассчитанных на то, чтобы со-провождать отряды воійск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки дегйствительно можно идти очень долго, не испытывая сильной устгалости. В то же время марши, звучащие во время парадных шес;твий, более энергичны, их темп усилива-ют до 72 тактов в минууту — это несколько превышает нормаль-ный ритм человеческогго сердца в спокойном состоянии, поэтому эти марши с ритмом 2//4, 4/4 оказывают бодрящее мобилизую-щее воздействие. В иссследованиях также показано, что ритмы вальса 3/4 оказывают у^спокаивающее воздействие.
Не меньшей силой вчоздействия, чем ритм, обладает музыкаль-ная интонация. Музыкга использует в качестве своей основы как первичные голосовые рреакции — плач, смех, крик, физическим механизмом которых слтужит безусловный рефлекс, так и развив-шиеся позднее на их освюве условные интонации, в которых больше социального, обобщеннгого значения. Такое сочетание различных интонационных основ о^беспечивает наибольшую выразителъность.
Среди музыкальныж инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состсояние человека. Наибольшее влияние ока-зывает органная музыкса.
При отборе музыкаліьных произведений необходимо также учи-тывать тот факт, что шелодичные произведения, особенно те, что обладают четким, істрого выдержанным ритмом, вызывают
немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдер-жанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики, могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и ответ-ная реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедлен-но, примерно через 1—4 минуты после начала прослушивания.
В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музы-кальные произведения проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспри-нять даже сложное музыкальное произведение во всей полноте, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты исполнения скрыты от них, не отвлекают их внимания от главного содержания музыки и не привносят в акт восприя-тия слишком явный элемент рассудочности, характерный для реакции знатоков и специалистов.
Кроме того, при подборе музыкальных произведений необхо-димо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А.А.Коротаев (1973) показал, что в спокойной ситуации направ-ление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нер-вной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная — улучшает деятельность, а неприятная — ухудшает.
В напряженной ситуации направление изменения в деятель-ности у лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влия-нием приятной и неприятной музыки оказалось противополож-ным. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. У «сла-бых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружи-лась четкая тенденция к ухудшению деятельности, т.е. к даль-нейшему усилению нервно-психического напряжения.
Однако, как позволили установить результаты динамики, это ухудшение деятельности у «слабых» под влиянием приятной му-зыки происходит не сразу с включением музыкальной передачи, а лишь спустя 13—15 минут. До этого же момента наблюдалось улучшение деятельности. В этом же исследовании отмечается от-рицательное влияние неприятной музыки, которая в напряжен-ной ситуации сильнее воздействует на сильных, а слабые не об-ращают внимания, как бы отключаются.
В связи с этим следует рекомендовать ограничивать музыкаль-ное воздействие на учащихся в зависимости от силы нервной сис-темы в спокойной ситуации 20—30 минутами (перерыв, оконча-ние работы), а в условиях напряженной работы — 10—15 минутами.
В учебных заведениях наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных передач (на переменах) с об-щим временем звучания в течение смены не более 1,5 часа. Место размещения громкоговорителей, характер музыкальных передач, громкость и темп должны регулироваться в зависимости от воі-раста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимания, тем меньше громкость и спокойнее ритм). Програм-мы должны быть разнообразными в разные дни и в течение сме-ны, при этом должна учитываться стадия работоспособности.
Каждую передачу следует начинать и заканчивать постоян-ным позывным сигналом. Это — короткая (15 секунд), ненавяз-чивая, красивая музыкальная фраза, исполняемая на электрому-зыкальном инструменте.
Начальный период учебной смены характеризуется пони-женной работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжи-тельность, необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать функцио-нирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двига-тельный аппарат на рабочий ритм.
В связи с этим в начале смены музыка может быть темповой, громкой, помогая войти в ритм учебной деятельности. На пере-мене, в период высокой работоспособности транслируют спо-койную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену му-зыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Музыка пре-дупреждает развитие утомления и способствует росту эффектив-ности и производительности учебной деятельности.
Следует отметить, что в начале недели (понедельник, втор-ник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3—4 де-цибела.
Типовую, применимую в любом учреждении, программу раз-работал ИА.Гольдварг (1988).
Первая музыкальная передача длится 20—30 минут и призва-на сократить период врабатываемости, помочь быстрей вклю-
читься в необходимый рабочий ритм. Она состоит из бодрых жиз-нерадостных песен, маршей. О начале учебы может предупреж-дать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это мо-жет быть традиционный звонок. Но лучше заменить его перели-вом колокольчика.
Музыка, транслируемая на большой перемене, должна учи-тывать вкусы и просьбы слушателей и может быть составлена по заявкам учащихся.
Последняя музыкальная программа начинается сигналом о кон-це последнего урока. Она провожает учащихся бодрой веселой музыкой, песнями. Через 10—15 минут «провожаюшей» музыки идет вторая часть, предназначенная для врабатываемости уча-щихся вечерней смены. С этой точки зрения большая ответст-венность ложится на составление музыкальных программ, их жан-ровую и структурную компоновку, тональность, уровень громко-сти звучания.
Как показали социологические исследования, в которых изу-чалось отношение к функциональной музыке, только 6% оп-рошенных относятся к ней негативно. В основном это были лица старше 40 лет. Поэтому нередко пожилые учителя отрицательно относятся к музыкальным паузам, что связано с возрастными изменениями. При этом верхняя граница слуха человека значительно снижается, вследствие чего звуковые колебания от 10000 герц и выше ему могут быть не слышны. Результаты обсле-дования, проведенного учеными среди лиц сорокалетнего возра-ста, показывают, что верхняя граница чувствительности слуха каждые шесть месяцев снижается примерно на 80 колебаний в секунду.
Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные пере-дачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особен-но в деятельности, имеющей определенную ритмичность (физ-культура).
Музыка в учебе и труде,так же как и во время отдыха, способ-на возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.
Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более пред-почтительным является материал пусть и с текстом, но на незна-комомязыке. Такие произведения, соответствующие ритмуучеб-
ного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инстру-ментальной музыки.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.
Для этих же целей может использоваться искусство танца, тре-нирующего не только мьпиечную, но и сердечно-сосудистую и нерв-ную системы. Публикации американских врачей и психологов по-казывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М.Р.Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят совре-менные танцы, основанные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации. Как показывают наблюдения, исполь-зование танцетерапии вместо традиционной физкультуры значи-тельно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.
Решение вопроса об использовании музыкальных произведе-ний в ходе коррекции психологических и физиологических процессов учащихся требует специально остановиться на приме-нении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофи-лактических мероприятий.
Применение музыкального сопровождения занятий аутотре-нингом существенно повышает их эффективность. Слияние фор-мул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «на-слоение» формул самовнушения на музыкальные фразы являет-ся обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, что-бы постараться «попасть в такт».
В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фазы «мобилизация») музыка долж-на звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста.
Подбор произведений приобретает особое значение при мо-делировании настроения. Для этого не рекомендуется использо-вать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показы-вает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь клас-сические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др.
Одним из наиболее выразительных средств воздействия му-зыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с фи-зическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психо-логаческих переживаний, окраска которых всегда глубоко ин-дивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произ-ведения и темпу его исполнения соответствуют вполне опреде-ленные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в за-висимости от эмоциональной окраски и художественного выра-жения той или иной формы могут ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействи-ем. Естественно, что нежелательно использование в процессе се-ансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощу-щения тоски или скорби.
Для того, чтобы вывести человека из того или иного эмоцио-нального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переме-ной в настроении.
На основании опытов можно утверждать, что наиболее силь-ный и выраженный эффект дает однородная по своему харак-теру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие труд-но, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных про-изведений целиком. Лучше проводить тщательный целенап-равленный подбор музыкальных огрывков или произведений малых форм.
В большинстве исследований указывается, что достаточно про-вести 8—10 сеансов направленного прослушивания музыки, что-бы получить наглядное улучшение психического состояния па-циента. Рекомендуется последовательно прослушивать два—три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произ-ведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.
Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвеча-ющая душевному состоянию слушателя в данный момент. На-пример, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога,
трах, то первой ему предліагают для прослушивания грустную іелодию, которая звучит длія него, как голос сострадания и со-увствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звуча-ие следующего произведеіния призвано противостоять дейст-ию первой мелодии, как 6іы нейтрализуя его. В данном случае то будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и все-яющая надежду. Третье піроизведение, завершающее данный юмплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание об-адало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы но породило у слушателя настроение, необходимое для оздо-овления его психического состояния. Как правило, это дина-іическая музыка, вселяющаія уверенность в себе, мужество, твер-ость духа.
Для моделирования настрюения посетителей комнаты разгрузки южно порекомендовать следующие музыкальные произведения:
при переутомлении и нервном истощении — «Утро» Э.Грига, Полонез» М.Огинского.
при угнетенном меланхалическом настроении — «К радости» І.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта.
при выраженной раздражимости, гневности — «Хор пилигри-юв» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.
при снижении сосредотоіченности, внимания — «Времена го-іа» П.И.Чайковского, «Лунмый свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шу-іана.
Расслабляющее воздействие оказывают такие классические ме-юдии, как «Баркаролла» Ш.И.Чайковского, «Пастораль» Ж.Би-е, Соната до мажор (частіь 3) Ж.М.Леклера, «Лебедь» К.Сен-^анса, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Кроме того, дя более широкой аудитории можно использовать более попу-іярные произведения: ромашс из кинофильма «Овод» Д.Д.Шос-аковича, «Старинная песенка» Ж.Бизе, «История любви» Ф.Лея, Вчера» ДЛеннона, «Элеги:я» Г.Форе и др.
Программа тонизирующего воздействия реализуется с по-ющью «Чардаша» Ф.Монтги, «Аделита» Г.Пёрсела, «Шербург-кие зонтики» М.Леграна иі др.
Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой му-ыкальные произведения іподбираются в соответствии с воз-[ействием, оказываемым ма те или иные функции, при этом югут быть предусмотреныі варианты, направленные на успо-:оение (в конце учебной с мены) и мобилизацию (перед заня-иями). В качестве примера можно использовать следующие іроизведения:
Успокаивающий вариант
Упражнение | Музыкальный фон* | Время |
Вводная часть. Установка на со-стояние покоя и отдыха Расслабление мимических мышц Расслабление мьппц рук Расслабление мышц туловища Расслабление мьшіц ног Регуляция ритма дыхания Регуляция ритма сердечных со-кращений Выход из состояния расслаблен-ности Общая активизация | И.С.Бах. Прелюдия № 1 И.С.Бах. Прелюдия № 8 И.С.Бах. Хор Ф.Шопен. Прелюдия № 4 Ф.Шопен. Прелюдия № 13 Ф.Шопен. Прелюдия № 15 Ф.Шопен. Прелюдия № 15 К.Глюк. «Мелодия» Ф.Шопен. Прелюдия № 17 | 2 мин 4 мин 30 сек 3 мин 30 сек 2 мин 5 сек 4мин 35 сек 1 мин 10 сек 1 мин 10 сек 4мин 5 сек 3 мин 45 сек |
Мобилизующий вариант