Тема: Происхождение и развитие психики и сознания

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

По мнению А. Н. Леонтьева, объективным биологическим призна­ком возникновения психики может служить появление чув­ствительности у животных. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

Функции психики:

-отражение окружающей действительности,

-обеспечение целостности организма.

-регуляция поведения

Структура психических явлений:

-психический процессы (познавательные, эмоциональные и волевые)

-психические свойства (направленность, способности, характер, темперамент)

-психические состояния (страх, бодрость, уныние и др.)

Сознание— высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу (А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении со­знания человека).

В структуре сознания А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко выделяют 2 уровня:

1) Бытийный уровень, который включает чувственную и биодинамическую ткани сознания

2) Рефлексивный уровень, который включает значения и смыслы

Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды

Деятельность – сознательная активность человека, направленная на достижение цели. Деятельностный подход разрабатывали А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.

Мотивы — со­вокупность внешних и внутренних побудителей, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Цель—это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Задача — это заданная в определенных усло­виях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре

Потреб­ность периодически возникающее состояние напряжения, нужды в организме живых существ.

Реактивность ответное действие или реакция на воздействие какого-либо сти­мула (активен воздействующий на человека стимул)

Навык- автоматизированные дей­ствия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в, результате многократного повторения и совер­шенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.

Интериоризацней - перевод внешнего действия во внутренний план. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности.

Таблица 1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)*

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика   Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем   Виды живых существ, достигших этого уровня развития  
I. Стадия элементарной сенсор­ной психики        
А. Низший уровень. Примитив­ные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость   А. Четкие реакции на биологи­чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Слабая, нецеленаправ­ленная двигательная активность   А. Простейшие. Многие низ­шие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде  
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важней­шего органа манипулирова­ния — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов   Б. Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные про­граммы   Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные  
II. Стадия перцептивно» психики          
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Главный орган ма­нипулирования — челюсти   А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограмми­рованные компоненты, раз­витое защитное поведение. Двига­тельные способности весьма сложны и разнообразны (ныря­ние, лазанье, полет и др.). А. Рыбы и другие низшие по­звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво­ночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насеко­мые  
Б. Высший уровень. Элемен­тарные формы мышления (ре­шение задач). Складывание определенной' «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктив­ные формы поведения. Способ­ность к научению   Б. Высшие позвоночные (пти­цы и некоторые млекопитаю­щие)  
В. Наивысший уровень. Выде­ление в практической деятель­ности особой, ориентировоч­но-исследовательской, подго­товительной фазы. Создание и использо­вание деятельности примитив­ных орудий. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)   В. Выделение специализирован­ных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследова­тельских форм поведения с ши­роким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков   В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)  

Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:

Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.

Наши рекомендации