Тема: Происхождение и развитие психики и сознания
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
По мнению А. Н. Леонтьева, объективным биологическим признаком возникновения психики может служить появление чувствительности у животных. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.
Функции психики:
-отражение окружающей действительности,
-обеспечение целостности организма.
-регуляция поведения
Структура психических явлений:
-психический процессы (познавательные, эмоциональные и волевые)
-психические свойства (направленность, способности, характер, темперамент)
-психические состояния (страх, бодрость, уныние и др.)
Сознание— высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу (А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания человека).
В структуре сознания А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко выделяют 2 уровня:
1) Бытийный уровень, который включает чувственную и биодинамическую ткани сознания
2) Рефлексивный уровень, который включает значения и смыслы
Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды
Деятельность – сознательная активность человека, направленная на достижение цели. Деятельностный подход разрабатывали А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.
Мотивы — совокупность внешних и внутренних побудителей, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Цель—это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека
Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Задача — это заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре
Потребность периодически возникающее состояние напряжения, нужды в организме живых существ.
Реактивность ответное действие или реакция на воздействие какого-либо стимула (активен воздействующий на человека стимул)
Навык- автоматизированные действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в, результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.
Интериоризацней - перевод внешнего действия во внутренний план. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.
Таблица 1
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
I. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
II. Стадия перцептивно» психики | ||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Главный орган манипулирования — челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты, развитое защитное поведение. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, лазанье, полет и др.). | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной' «картины мира» | Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению | Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков | В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) |
Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:
Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.