Раздел психологические игры

От слова к рассказу. Вариант 1: ЗАДАНИЕ 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ. Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг. ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, что получилось. ЗАДАНИЕ 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа. Вариант 2: Слова: дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь. Задания те же. Вариант 3: Слова: пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант. Задания те же. Игра "Поиск общих свойств" Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д. За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли. Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов. Построение сообщения по алгоритму Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. К примеру, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии). Задание дисциплинирует и углубляет мышление   Говори наоборот Цель: развитие мышления, воображения. Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец. Покажи одинаковые предметы Ребенку предлагается 15 одинаковых предметов, необходимо найти среди них: - металлические; - длинные; - съедобные; - деревянные; - тяжелые; - маленькие; - мягкие; - прямоугольные; - белые; и т.д. - круглые; Кто кем будет? Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет)…? - яйцо; - мука; - цыпленок; - железо; - мальчик; - кирпич; - желудь; - ткань; - семечко; - ученик; - икринка; - больной; - гусеница; - слабый; Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. Кто кем был? Ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше: - цыпленок; - лягушка; -лошадь; - бабочка; - корова; - хлеб; - дуб; - шкаф; - рыба; - велосипед; - яблоня; - рубашка; - ботинки; - сильный; - дом; Дома зверей Цель: развитие логического мышления. Необходимо шесть фигурок различных зверей, различающихся по величине (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь). Рисунки должны быть одинакового размера. Для каждого зверя свой домик, дома – разной величины (17, 15, 13, 11, 9 и 7 см). Задания: 1. Расселить зверей. 2. Звери пошли гулять. Зайчик вспомнил, что забыл морковку – найти его дом, и т.д. Вместе расскажем историю (2-6 человек) Цель: учить замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая заданную последовательность. 1. Картинка (20х20 см) – девочка гуляет по лесу с корзинкой. Кругом растут грибы, ягоды, цветы. Девочка стоит у куста. 2. Текст рассказа, в котором те или иные слова заменены определенными значками – геометрическими фигурами или цифрами. 3. Полоска (10х20 см) с изображениями геометрических фигур (цифр) и соответствующие им парные картинки (шифр). 4. Полоска (2,5х20 см) с геометрическими фигурами (цифрами), указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети. Детям дается полоска бумаги, на которой в определенном порядке размещены цифры или геометрические фигуры. Отдельно дается шифр. «Сейчас мы вместе прочитаем рассказ. Я начну читать и, если я остановлюсь, смотрите на первый значок вашей полоски, затем – на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа». Взрослый медленно читает рассказ, время от времени останавливаясь. Дети называют слова, соответствующие цифрам или геометрическим фигурам. Текст. Пошла девочка гулять в (4). Вдруг в лесу заметила (7), усеянный крупной, красной (3). Стала (5) собирать ягоды, раздвинула ветки куста и увидела там (6). Тут девочка заметила, что над нею вьется и тревожно пищит (8). Девочка осторожно опустила ветки и тихонько отошла от куста. Села она поодаль и стала смотреть. А птичка кинулась к гнездышку и скрылась в ветвях куста. Девочка еще погуляла в лесу. Набрала много (1), ягод и (2). А потом вернулась домой и обо всем рассказала (9).   Полоска с цифрами указывает последовательность слов, которые должны произносить дети:


«Шифр»

1 – грибы

2 – полевые цветы

3 – ягоды малины

4 – лес

5 – девочка

6 – гнездо с яйцами

7 – куст

8 – птица

9 – мама.

Наши рекомендации