Защитные механизмы у детей имеют свою специфику

Отказ – наиболее ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр, в уходах из дома.

Оппозиция – активный протест ребенка против норм и требований взрослых – наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Это проявляется в виде вспышек гнева, разрушительных действий и агрессии. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением желаний, просьб и развивается в форме аффекта, остро и бурно. Ребенок плачет, кричит, падает на пол, бьется головой, стучит ногами, стремится ударить, ущипнуть, царапается, отталкивает от себя взрослых.

Компенсация – отвлечение от основной проблемной сферы. Переключение на поиск успеха или псевдоуспеха в чем-либо более доступном. Это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Например, плохой ученик утешает себя тем, что он «зато» побеждает всех в драках, а ребенок, которого в семье не любят, – тем, что он «зато» хорошо себя ведет.

Люди, страдавшие в детстве какими-либо недостатками (либо реальными, либо мнимыми) прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием других черт характера, способностей, умений, что нередко приводит к выдающемуся развитию этих способностей. Пример, оратор Демосфен.

Эмансипация – борьба за самоутверждение и независимость, высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых, когда родители или воспитатели предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, когда «все нельзя».

Кроме перечисленных защитных механизмов, у ребенка постепенно обнаруживаются защитные реакции, типичные для взрослых. Они свидетельствуют о становлении зрелой системы психологической защиты.

Замещение проявляется достаточно рано и тесно связано с развитием детских игр. Ребенок во время игры может дать возможность кукле говорить и делать все, что запрещено ему самому: ругаться, высмеивать, драться, быть жестоким и т. п.

Вытеснение можно нередко наблюдать в ситуациях, когда ребенок провинился, а через некоторое время начинает заменять воспоминание о неприятном событии вымышленными фактами.

Регрессия достаточно типична в ситуациях, когда в семье рождается второй ребенок. Старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что именно за это любят малыша. Каким быть, чтобы меня любили? Опасения, что не удастся оправдать ожидания взрослых, приводит к напряжению, превращающемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно. В свою очередь, конфликт на почве краха завышенных притязаний приводит ребенка к «бегству в болезнь».

Для ребенка очень важно быть любимым, желанным и защищенным. Эту защищенность ему обеспечивают родители. Неустойчивое, сумасбродное поведение родителей, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка могут лишить ребенка ощущения своей защищенности. По мнению Карен Хорни[35], главным в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если поведение родителей препятствует удовлетворению этой потребности, весьма вероятно патологическое развитие личности.

Центральное место в теории Хорни отводится понятию базальной тревоги, «чувству ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Стремление ребенка – обрести безопасность в угрожающем ему мире. Когда под влиянием социальных или психологических причин у ребенка возникает базальная тревожность, он вырабатывает свою поведенческую стратегию, позволяющую ему справиться с этим растущим чувством беспомощности и беззащитности.

По Хорни, таких стратегий три: стремление к людям, направленность против людей и направленность от людей. В соответствии с каждой из них формируются три типа личности: уступчивый, обособленный и враждебный.

Человек, которого Хорни относит к уступчивому типу (ориентация на людей), руководствуется иррациональным убеждением: «Если я буду всем помогать, меня никто не обидит». Этому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Они завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.

Обособленный тип (ориентация от людей) руководствуется ошибочным убеждением: «Если я буду сильнее, никто не посмеет меня обидеть». Для людей этого типа характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности. Они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям.

Человек, относящийся к враждебному типу (ориентация против людей), действует исходя из иллюзорного убеждения: «Если я от всех спрячусь, меня никто не сможет обидеть». Он считает, что все люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Этот тип любую ситуацию или отношения рассматривает с позиции: «Что я буду с этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах, идее или любви.

У здоровой личности эти тенденции уравновешены. Он меняет стратегии сообразно обстоятельствам. Когда у него возникает потребность в любви, он пытается ее удовлетворить, когда во власти – удовлетворяет и эту потребность. Невротическая же личность, реагируя на различные ситуации, использует защитные стратегии негибко, что не позволяет ей эффективно решать свои жизненные проблемы.

РАЗДЕЛ 2

Психология групп

Группы делятся на большие и малые. К большим группам относятся государства, нации, народности, партии, классы и т. п. К малым — семья, школьный класс, фирма, приятельская компания и т.п. Большие и малые группы подразделяют на условные и реальные. Реальные группы делят на формальные (официальные) и неформальные(неофициальные). Цели формальных групп определяются на основе задач организации, в которую они входят. Цели неформальных групп возникают на основе личных интересов их участников.

Если для каждого из участников группы интересы и цели значимы, если их системы ценностей совпадают, то такая группа для каждого из них будет являться референтной. Если цели и интересы группы чужды для индивида, то такая группа является нереферентной. Кроме того, существуют так называемые антиреферентные группы, когда поведение и психологию ее членов индивид не приемлет, осуждает, отвергает.

Для характеристики каждого члена группы используют понятия: «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль». Позиция – это официальное положение человека в той или иной системе отношений. От позиции зависит степень официального влияния на поступки остальных членов групп. Под статусом понимается реальная социально-психологическая характеристика положения члена группы в системе внутригрупповых отношений, степень его действительной авторитетности для остальных участников. Внутренняя установка – субъективное восприятие человеком своего статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и внутренняя установка могут совпадать или расходиться. Роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения в соответствии со статусом.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение ее членов обычно осуществляется через формальных (официально назначенных лиц) и неформальных (пользующихся действительным авторитетом среди членов группы) лидеров. Человек, обладающий особым набором личностных черт, которые, как считают некоторые ученые, даны человеку от природы, называется лидером. Для оказания воздействия на других членов своей группы лидер пользуется совокупностью средств психологического воздействия, которые определены как стили лидерства.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью, директивностью, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за членами группы. Действия последних ограничиваются лишь исполнительскими функциями. Идеальный подчиненный в такой системе отношений – дисциплинированный исполнитель. Длядемократическогостиля характерно привлечение мнения других членов команды, совместная выработка и принятие решений, сотрудничество в управлении группой, добровольная передача части полномочий членам группы. Особое внимание при таком стиле лидерства уделяется не только деловым, но и личностным качествам подчиненных людей. Либеральныйстиль– это фактический уход от своих обязанностей по руководству группой. Все вопросы решаются в соответствии с ее коллективным мнением, и в своем поведении лидер следует за представлениями группы. Фактически он является лидером лишь номинально.

Эффективность деятельности группы изменяется при увеличении или уменьшении ее состава. Некоторые психологические последствия таких изменений представлены в таблице.

Положительная динамика Отрицательная динамика
Больше людей с ярко выраженной индивидуальностью – следовательно, больше идей. Увеличивается расхождение во мнениях, обостряются взаимоотношения.
Легче распределить обязанности между членами группы. Статус и авторитет членов группы изменяется, увеличивается психологическая дистанция. Роль каждого участника группы снижается.
Уменьшается время на сбор и переработку большего объема информации. Труднее становится управление, организация, налаживание деловых и личных взаимоотношений.
Повышается «ресурс талантов», а значит, увеличивается вероятность оптимального принятия решений. Уменьшается сплоченность между членами группы, возрастает вероятность распада на мелкие группировки.  

Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности, которая определяется задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости.

При решении сложных творческих задач могут быть использованы техники брейнсторминга или синектики с их основными правилами: равенство всех участников по положению, отсутствие какой-либо критики, продуцирование и генерация самых фантастических идей. Для обсуждения вопросов, не имеющих единственно правильного решения, полезно использовать метод групповой дискуссии. Успех будет зависеть от компетентности участников, их умений логически рассуждать, убеждать, слушать других. В групповых дискуссиях люди начинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.

В последние годы за рубежом разработаны модели профессиональных позиций учителей по отношению к учащимся, или стили педагогического общения. Каждый из этих стилей имеет свои достоинства и недостатки, поэтому важно учитывать это в воспитательном и педагогическом общении, не допуская чрезмерных злоупотреблений или перегибов.

«Сократ» – учитель, намеренно провоцирующий споры и дискуссии на занятиях, когда ученики учатся формулировать и отстаивать свои позиции. Отрицательная сторона такого стиля – несистемность учебного процесса из-за часто возникающей постоянной конфронтации.

«Мастер» – учитель, который является образцом для подражания. Ученики пытаются воспроизводить его действия. Это может относиться не только к учебному процессу.

«Генерал» – учитель, который ведет себя по отношению к ученикам подчеркнуто требовательно, жестко добиваясь послушания, поскольку считает, что во всем и всегда прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно ему подчиняться.

«Менеджер» – учитель, который в процессе обучения всячески поощряет инициативность и самостоятельность учащихся. Он стремится обсудить с каждым учеником смысл решаемой задачи, обеспечивая тем самым качественный контроль и оценку конечного результата.

«Тренер» – учитель, который главную задачу видит в том, чтобы добиться конечного результата, блестящего успеха, победы. Каждый ученик в таком классе действует как член спортивной команды.

«Гид» – этот учитель, который является образцом ходячей энциклопедии для своих подопечных. Он лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны, как, собственно, и сами вопросы. Технически он безупречен, но зачастую откровенно скучен.

Важнейший фактор, определяющий эффективность взаимодействия «учитель – ученик», – тип установки педагога по отношению к своим подопечным. Позитивная или негативная установка педагога по отношению к «хорошим» или «плохим» ученикам в значительной мере определяет программу их дальнейшего развития.

Г. Г. Воробьев в книге «Легко ли учиться в американской школе?» пишет, что в общественном сознании формируется модель идеального учителя, способного быть именно учителем, хорошо обученного, культурного, независимого и ответственного одновременно. Остракизму подвергаются учителя, которые стараются конфузить учеников, придираются к ним, не мудрствуют лукаво и строго руководствуются учебниками. Приветствуются педагоги новой формации, делающие упор на заинтересованность, рациональную организацию учебы, взаимоотношения в классе.

В американскую школу приходит давно укоренившаяся в колледжах практика рейтинга преподавателей. Гласность означает, что каждый год вывешивается список преподавателей в порядке их популярности у студентов. Часто этот список публикуется в местной печати. Так что свой «вес» ты не скроешь ни от учеников, ни от родителей, ни от своей семьи, ни от друзей... Рейтинг неумолим. Если из года в год твое место в списке отходит все дальше и дальше от начала и приближается к концу, от печального исхода не спасут ни благожелательность директора, ни уважение коллег. В лучшем случае можно рассчитывать на их сочувствие.

Для каждого родителя важно, чтобы школа не нивелировала индивидуальные особенности ребенка, а помогала максимально развивать все то лучшее, что дано ему от природы. Ребенок изначально – натура творческая и очень активная. Нет предела детскому любопытству в 5–7 лет и уже в этом возрасте родителям часто приходится обращаться к справочникам и словарям, чтобы найти ответ на «детские» вопросы. Взрослея, ребенок не становится менее пытливым, зачастую, не получая ответ от взрослых на тот или иной интересующий его вопрос, он просто привыкает их не задавать. Часто он и в школе вынужден молчать, поскольку там не принято «выделяться».

Можно в любом возрасте улучшить навыки творческого мышления, используя специальные методики, но лучше воспитывать и поощрять спонтанно-творческую активность с раннего детства.

Вот некоторые важные рекомендации для стимулирования и воспитания креативности у школьников из статьи Клауса К. Урбана в журнале «Иностранная психология» (№ 11, 1999).

Хотя эти рекомендации сформулированы для школьных учителей, они в принципе справедливы для любого образовательного учреждения, института или места работы, где имеется цель или надобность в творческой продуктивности или инновациях.

1. Стимулируйте и поддерживайте творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.

2. Избегайте группового давления, зависти и конкуренции, но поддерживайте климат взаимодействия и командного соревнования.

3. Старайтесь предотвращать негативные реакции со стороны одноклассников. Каждый имеет право на серьезное отношение к своим мыслям. В первый момент новые идеи иногда кажутся смешными, никчемными, что может давать повод к насмешкам.

4. Проявляйте сами и цените юмор.

5. Поощряйтестремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Примеры реакций на заданный вопрос, которые препятствуют креативности: «Этим мы займемся позже», «Это относится к совсем другой теме».

6. Будьте осторожны и избегайте слишком быстрых ответных реакций на замедленные проявления учеников или задержки решений.

7. Избегайте «подсказывающих» вопросов или вопросов, предполагающих ответ только «да» или «нет».

8. Позволяйте делать ошибки и интерпретируйте их как признак индивидуального конструктивного поиска собственного решения.

9. Поддерживайте проявление интересов и обретение знаний в разнообразных областях.

10. Проявляйте терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.

11. Применяйте и поощряйте конструктивную критику, а не критику ради критики.

12. Поощряйте сомнения в фактах и решениях, которые кажутся несомненными.

Даже самый творческий учитель может добиться лишь немногого в рамках жесткой, статичной системы, отвергающей открытость и инновации. Благодаря тому, что учителя будут служить образцами поведения, поощрять творческое мышление, а интерес учащихся будет поддержан социально и организационно, у детей разовьется творческое мышление и творческая деятельность…

Наши рекомендации