Христианство как духовный путь
Христианство как учение основывается на идеях более древних арийских традиций. Ведийский миф, проходящий красной нитью через все религии арийского мира, одушевляет все символы, обряды и формы христианства. Поэтому в христианстве мы снова встречаем те церемонии, которые раньше составляли внешнее, символическое изображение ведийского мифа: рождество, церемонии пасхи, причащения, обряды, молитвы, процессии, песнопения.
Ежегодно в день зимнего солнцестояния - 25 декабря - праздновалось рождение Агни; в этот день солнце как бы начинало новую жизнь. Рождение это возвещалось звездой, появление которой на небе совпадало с поворотом солнца. Когда культ Агни сменился культом Христа, этот праздновавшийся повсюду день был признан церковью днем рождения Христа. День летнего солнцестояния - 22 июня - христиане назвали Ивановым днем, ссылаясь при этом на относящиеся к Христу слова Иоанна Крестителя: ”Ему должно расти, а мне умаляться”. Действительно, начиная с Рождества Христова, день увеличивается, между тем как после Иванова дня, Рождества Иоанна Крестителя, он убывает.
В день весеннего равноденствия установились особые церемонии, которые олицетворяли смерть и воскресение солнца. Во времена язычества эти празднества продолжались целую неделю, которая носила название “святой”. В римской церкви церемония воскресения огня в страстную субботу представляет собой следующее. Добытый посредством деревянной свастики огонь служит для зажигания пасхальной свечи; одетый во все белое дьякон берет тростник, “ветазу” ведийских гимнов, с тремя прикрепленными к нему свечами, которые соответствуют трем фигурам ведийского цикла, и зажигает их, произнося у каждой свечи: “Свет Христов”, затем зажигается пасхальная свеча, воск которой заменяет жертвенное масло. Наконец, Христос является под именем Агнца (Agnus - пасхальный ягненок), которое представляет собою, по-видимому, латинизированную форму индийского слова “Агни” - “огонь”. В древности год начинался весной. Повсюду воскресение солнца праздновалось церемониями, которые напоминали о символической смерти этого светила и заканчивались радостными возгласами в честь его возвращения. Празднество начиналось в день мартовского полнолуния, в то время, когда солнце вступало в созвездие Овна (ягненка, агнца). Христианская пасха - это не что иное, как продолжение этого древнего обычая.
Молитвам древнейшие народы приписывали особое влияние на таинственные силы природы. Отсюда возникли магия и волшебство. Это обожествление слова, отдавшее божественную силу в руки жрецов, послужило для касты жрецов средством забрать власть в свои руки. Жестикуляции, сопровождающие молитву, заимствованы из язычества и буддизма. Как свидетельствуют многие древние монеты, язычники во времена молитвы простирали руки вперед и слегка поднимали их над головой. Буддийские священники становились во время молитвы на колени. Такова же была и молитвенная поза египтян. Формулы важнейших молитв, таких как “Отче наш”, “Верую”, “Исповедую”, по-видимому, заимствованы из маздеизма, который, в свою очередь, почерпнул их из ведийских учений.
Молитва вызвала появление четок, которые облегчают многократное механическое повторение одних и тех же слов. По всей вероятности, изобретателями такого способа молитвы были буддисты. Святой Доминик усовершенствовал четки, устроив первоначальное число шариков, благодаря чему одни и те же слова в одном и том же порядке можно повторять 150 раз.
Обычай совершать процессии возник из потребности поддержать культ богов посредством одного из его важнейших внешних проявлений. В Риме во время мистерий совершались торжественные процессии - по улицам носили статуи богов и богинь под молитвенное пение жрецов и верующих, к которым в равной степени относилась мужчины и женщины, рабы и свободные. Апулей в своих “Метаморфозах” так описывает процессию в честь Дианы: “Богиню несли в торжественном шествии. Одетые в белое женщины шли впереди, осыпая путь цветами. Сзади них шла толпа народа со свечами и факелами; затем следовала музыка, главным образом флейты и трубы; за ней хор одетых в белые одежды детей, которые декламировали красивые стихи. За ними верховные жрецы и жрицы, закутанные в белые покрывала, со своими тонзурами подобные земным светилам, несли священные реликвии всемогущих богов. Другие, одетые в такие же одежды, сзади них несли алтари. Потом шли боги; за ними один из жрецов нес священный ковчег, в котором сокрыты все тайны возвышенной религии. Другой жрец нес на своей счастливой груди досточтимую статую всемогущей богини”. Процессии совершались у римлян каждую четверть года для того, чтобы испросить у богов дождя или хорошей погоды.[11]
Все церковные обрядные формы, принятые в христианстве, еще не составляют сущность самого учения. Так, святой Серафим Саровский говорил: “Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня... суть средства для стяжания Святого Духа Божьего”. Примечательно, что все эти воззрения совпадают с аналогичными представлениями религий Востока.
Так же как и многие другие религиозно-этические учения, христианство имеет великолепно сбалансированный психотехнический пласт.
Одним из самых старейших является воздержание от пищи, которое подразделяется на голодание и пост. Установлением Русской Православной Церкви предусмотрено 220 постных дней: еженедельные однодневные посты по средам и пятницам, однодневное голодание в Крещенский и Рождественский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в воздвижение Креста Господня. Многодневные посты – Великий пост (49 дней), Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост (40 дней).
Пост – это воздержание от пищи животного происхождения (мясо, молоко, яйца, рыба, растительное масло) и потребление только хлеба, растительной пищи, воды, сырых овощей и фруктов.
В Церковном уставе есть указания о большей или меньшей строгости в принятии пищи в некоторые дни поста. Например, в
В Сырную неделю Великого поста можно есть молочные продукты, сыр, яйца, в другие дни разрешается растительное масло и т.д. Больным, беременным женщинам и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы пост не привел к упадку сил.
При голодании христианин должен полностью воздерживаться от пищи. В Библии сказано, что Моисей, Илья и Христос голодали сорок дней. Известно, что царь Давид часто голодал, иногда воздерживаясь от пищи до 12 дней. Иосафат узаконил голодание как средство оздоровления по всей Иудее. Каждый желающий принять звание священнослужителя проходил долгий период моления и поста.
Голодание и пост являются не столько методами восстановления здоровья, а сколько психопрактиками, приводящими человека к особым духовным состояниям. Огромное количество отцов Церкви на протяжении всей истории христианства черпали в голодании свои духовные силы. Христианские пророки знали, что голодание и пост – это путь к внутренней духовной чистоте, воздержание не только от пищи, но и от грехов.
В психотехниках христианства нельзя обойти такой метод освоения духовных пространств, как чтение духовной литературы, а именно Библии, Жития Святых, изречений святых отцов Церкви и др. Христианину советуется читать в день хотя бы по строчке из Священного Писания. Духовные писания христианства являются результатом глубоких размышлений о проблемах человеческого существования, жизни и смерти, о чести и долге, милосердии и доброте, любви и сострадании. Вне сомнения, познание и сопереживание с христианской добродетелью и мудростью наполняют человека смыслом, и помогает решить те вопросы жизни, которые он не может решить самостоятельно.
В христианской традиции издревле применяется техники звукотерапии в нескольких вариантах.
Во-первых – это хоровое пение в церкви. Пение в хоре не только доставляет удовольствие, но и снимает нервно-психическое напряжение, раздражение. Самое главное – даже слушание хорового пения в церкви создавало и создает особый настрой души, благостность.
Во-вторых – колокольный звон, который не только напоминал христианину, что Бог на земле есть и Церковь, но и являлся особой поэзией духовных состояний.
Особой формой стяжания истины, осознания и очищающего переживания в христианстве всегда была исповедь, беседа со священником. Любое переживание, которое мы не можем рассказать другим, бередит душу и является источником тревоги и беспокойства, страдания. У христианина всегда была возможность искренней и доверительной беседы со священником, возможность очищения души, получения духовного совета и человеческой поддержки, соучастия в трудный час жизни.
Основное место в психотехническом пространстве христианстве принадлежит молитве. Святые отцы Православной Церкви создали дивные молитвы, благотворно влияющие на душу и тело. Молитвы являются духовными помощниками христианина в любой ситуации жизни. Но есть особые молитвы, которые могут помочь человеку обрести благодать Господне. Среди них наиболее известна Иисусова молитва.
Она произносится так «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта молитва обучает со временем непрестанной молитве и состоянию молитвенности: простая, словесная молитва переходит к сознательной, внимательной молитве ума, затем умственно-сердечная молитва, сопровождаемая только мыслями и чувствами, без слов. Высшей формой освоения Иисусовой молитвы является постоянной сосредоточенности и созерцательности в молитвенном состоянии.
Великими учителями в делании Иисусовой молитвы были Иоанн Лествичник, Блаженный старец Серафим Саровский, священноинок Дорофей, преподобный Нил Сорский. В практике молитвы они учили тишине, остановке мыслей, тонкому дыханию, чтобы, в конце концов, молитва проникла в сердце блгодатью, просвещающей, орошающей, действующей как духовное помазание любовью к Богу и ко всем людям.
Православной Церковью издавна применялись и различные запахи для вызывания особых состояний. Ладан, который используется в пространстве церквей, улучшает самочувствие, настроение паствы, мобилизует внутренние силы человека, а также является психологическим якорем особого, молитвенного, возвышенного состояния в Церкви.
Дополнительными психотехниками христианства являются и групповое слушание проповедей, и выполнение различных, достаточно сложных ритуалов инициатического характера и посвященных значительным событиям в жизни Церкви. Они всегда наполнены сакральным смыслом и имеют важное значение для присоединения христианина к психодуховным измерениям бытия, близости его к Богу и вечной жизни в теле Христовом.
Немаловажны в этом отношении молитвенное созерцание на иконы и огонь свечки. Образы при этом вызывают определенный контекст переживаний психодуховного характера, а огонь свечки медитативно-трансовое состояние отрешенности и благодати.
Глубинный смысл христианства заключается в образе жизни, упорядоченном церковными праздниками, постами, ежедневными или еженедельными посещениями храма, созредоточенностью в сознательной молитвенности. Квинтессенция христианства – морально-этическое пространство общения с добром, истиной, прекрасным, любви к ближнему, соборность и общинность совместного существования людей в любви к Богу и человеку.
Христианство это особый духовный путь – путь любви и милосердия между людьми, когда человек постигает истинный смысл божественного через любящее отношение к другому.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчеств, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том ни какой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но
любовь из них больше.
(1ое к коринфянам, 1-8,13)
Все есть в христианстве – и суровые аскетические практики, и молитвы, и песнопения, и созерцания образов, но истинное сердце христианства – ЛЮБОВЬ.
Бог есть любовь.
(Иоан. 4,8)
Да любите друг друга.
(Иоан. 13,34)
И вроде так просто – полюби ближнего и ты уже в райском саду, и господь рядом смотрит любящим взором, и ты уже в теле Христа, и ты уже в изначальном…
Уже второй год пишу эту книгу. Часто, вчитываясь в предыдущие строки, думаю – христианин ли я? Понимаю ли я, что читаю и пишу в этой книге. Если понимаю, то, сокровенно ли это понимание, ведь понять – значит измениться…
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан. 13,35)
Много ли в православной стране христиан?!
Глава III.