Откуда берутся психологи
Хороший человек — это не профессия. Надо делать дело.
Аксиома западного бизнеса.
Давайте скажем главное: быть беспроблемным человеком — можно. И это не об «истинной просветленности» или «духовном рождении», а о нашей с вами повседневности. Быть беспроблемным человеком можно, если мы помним, что проблема — это то, что переживается как проблема.
Есть то, что можно исправить, есть то, чего исправить нельзя, и есть мудрость, чтобы отличать одно от другого. И это все не про проблемы. Проблемы — это то, что исправить хочется. Вот в этом смысле можно жить без проблем: исправляя то, что хочется исправить.
· А если этого исправить нельзя никак, то честно смирившись с реальностью.
Мы, в нашей психологической работе, не создадим совершенных людей, и давайте это примем. Желание срочно спасти всех от всего и привычка видеть ПРОБЛЕМЫ у каждого встречного — едва ли не самый ранний период профессионального становления. Обратная мысль о том, что ничего-то мы поделать не можем, и все давно заложено — тоже не новая, и тоже относится к этапам профессионального роста. Продуктивна, как обычно, средняя мысль — исправить можно все, но — до определенной степени. Вот это и есть наша работа. Именно это мы и можем обещать нашим клиентам. Вряд ли больше — «вычистить окончательно и от всего» не представляется вероятным, жизнь-то продолжается. Зато можно помочь избавиться от «проблем» — ненужных переживаний. Исправляя, что можно и примиряя с тем, чего исправить нельзя. Если «изменчивый мир» прогибается под нас — хорошо. Если нет, есть и еще кое-кто, кто может прогнуться — мы сами. Все это верно для работы с клиентами. И все это верно для нас самих.
Благополучие психолога
Все, описанное выше, в основном касалось техники нашей с вами работы. По возможности, мы оставляли в стороне вопрос о том, насколько личностно успешен, благополучен и беспроблемен должен быть человек, чтобы заниматься нашей работой — помогать другим.
Давайте оставим в стороне крайности: «полностью благополучен и только так» с одной стороны и «абсолютно все равно» с другой стороны. Наверное, каждый из нас может вспомнить примеры скверной работы «от своих проблем» и блестящей работы совсем не идеального человека.
Отсюда два интересных вывода:
— Если «проблемы» решить можно, а психолог этого не делает, наверное он все-таки халтурщик.
— Если из-за «проблем» человек боится идти помогать людям, тут тоже, наверное, не все правильно.
Как мы уже сказали, беспроблемным, благополучным человеком быть можно. И это вовсе не значит, что все благополучные люди будут копиями друг друга. Каждый благополучен по-своему. У каждого свой способ приспосабливать этот мир к себе и себя к миру. И хотя техники нашей работы, при всем их многообразии, все-таки не бесконечны, число способов, как они могут сработать — бесконечно. Или, точнее, этих способов столько же, сколько и людей. И раз наша забота вовсе не в том, чтобы пригнать всех в одно и то же стандартное благополучие, а подтолкнуть каждого к своему собственному, то же самое может относиться и к психологам.
· А что, мы не люди?
Итак, каким бы косноязычным, замкнутым или истероидным, угрюмым или бесшабашным, агрессивным или плаксивым (продолжите сами) вы ни были, вы работать с людьми — можете. В целом. С другой стороны, сколь бы вы ни были мудры и умны, решительны и смелы, вдумчивы и осторожны, блестящи и увлекательны — вам как обычно есть что доделывать. Чему учиться.
Никто не требует от психолога, как и от любого другого, чтобы он был идеалом. Но мы вправе ожидать, что он справится с теми проблемами, с которыми справиться можно. И научится использовать остальное, как свои особенности, которые будут в работе — помогать.
· И уж точно не будет страдать от проблем.
Нет людей, окончательно и полностью «вылеченных». Хотя бы и потому, что до сих пор никто не знает, что такое «норма». Зато есть те, которые живут радостно и с удовольствием. Вот об этом и речь.
Становление коллеги
Будете ли вы блестяще владеть всеми описанными техниками, или другими, или и теми, и другими, вы не будете «таким, каким надо». Вы будете сами собой.
· И со своими заморочками. То есть, со своей структурой личности. Изменчивой и развивающейся, но со своей.
И это то, что нужно.
Ну да, начинается все более или менее одинаково. Будущие психологи идут в психологию, чтобы:
— разобраться, что у них самих «не так»;
— разобраться, что «не так» у их окружающих и помочь им;
— разобраться и использовать это, влияя на окружающих;
— сдуру или от нечего делать.
Соответственно, первые шаги в психологии включают в себя:
— разбор своих сложностей, осознанную или неосознанную их компенсацию за свой счет или за счет тех, с кем начинающий коллега работает: он решает свои проблемы,
— помощь близким и знакомым или попытки такой помощи,
— попытки осознанно влиять на окружающих,
— попытки понять «что я тут делаю?».
Дальше тоже не много вариантов:
— Человек получил какое-нибудь образование, диплом, разговоры о психологии, внутреннее чувство неполноценности от беспомощности и явная или косвенная смена профессии: явная, если бывший психолог становится бухгалтером или юристом, косвенная, если он идет в преподаватели психологии или чиновники от нее же;
— Человек решил-таки свои проблемы или проблемы тех, кому хотел помочь, и потерял интерес к психологии. Если он к этому времени получил свой диплом, то, возможно, просто забросит его, а возможно и устроится на работу. Тогда это будет или предыдущий вариант или следующий;
— Человек решил свои проблемы и захотел помогать другим. Он начал учиться всерьез, то есть практике, стал работать, набирать опыта и, в конце концов, психологом стал;
— Человек научился управлять другими, влиять на них и, независимо от названия, именно этим и стал заниматься, честно используя полученное знание себе во благо.
· Иногда таких коллег называют психотехнологами. Иногда — просто преуспевающими людьми.
Кстати, этапы могут накладываться друг на друга: коллега все еще решает свои проблемы, и уже успешно справляется с чужими, и начал всерьез учиться… и так далее. Возможен и «обратный ход», и смешение вариантов: коллега занят психотехнологией, одновременно помогает близким, одновременно занимается другим, более интересным ему делом. А потом — вновь приходит к психологической практике, совмещая достижения в обеих областях, и… снова что-то ищет.
И вот если человек все-таки начал всерьез заниматься психологией, тогда он, вероятно пройдет через обычные этапы:
— Трепетное отношение к своему делу, страх навредить, сделать что-то не то, испортить жизнь человеку вообще и навсегда. Честно говоря, в этом страхе больше показушного хвастовства: смотрите все, — торопится показать себе и людям начинающий коллега, — с какими силами я связан, к какому могуществу я допущен! Это ж надо очень осторожно! Это ж пострашнее атомной войны!
— Наступает «звездная болезнь»: что-то начинает получаться, коллега учит всех и каждого, объясняет все и всех и активно тащит окружающих «лечиться».
— Такая грандиозная вера в могущество и возможности «настоящей психологии» постепенно угасает. Чтобы всерьез помочь людям, нужна заметно большая квалификация, чтобы им повредить — тем более. Возникает мысль, что все это пустяки, и сколько ни бейся, по большому счету все останется как есть: всерьез психология никому помочь не может. Кто-то в этом месте уходить «учить» или вообще в сторону, кто-то опускает руки, мол дело во мне, «не получилось из меня психолога». А кто-то продолжает искать и работать.
— И приходит к пониманию (не умом, а на практике), что все «достигается упражнением», что нужны опыт и квалификация, и что недоступное и неподвластное сегодня может оказаться вполне рабочим завтра. Словом, гений — это как водится, одна часть таланта и девять частей работы. И коллега работает себе, ищет новое и интересное, учится снова, отрабатывает на практике, снова учится и так далее. Нет, он не становится идеальным и всесильным психологом. А вот хорошим психологом — становится.