Открытое письмо к читателям. 25 страница

Нам не пришлось долго ждать: очень скоро мы снова увидел германцев. Они пересекали нейтральную полосу мощной волной. Но не успели они дойти до нашей колючей проволоки, как вдруг в сотне ярдов слева от нас, чуть впереди от нашей колючей проволоки, на передовой между нами и германцами из земляной воронки или прямо из-под земли возникла белая бестелесная фигура солдата. Призрачная фигура медленно прошлась вдоль линии фронта на расстоянии около сотни ярдов от нас. Ее смутные очертания напомнили мне облик офицера довоенной поры, одетого в плащ-палатку и полевую фуражку. Фигура показалась сначала перед германскими войсками, затем повернула голову в нашу сторону и медленно прошла сквозь проволочное ограждение на наш участок фронта.

Посланный нами сигнал бедствия дошел до нашей артиллерии. Снаряды и пули засвистели над нейтральной полосой, но… никак не подействовали на призрака. Он уверенно промаршировал слева от нас, пока не достиг правого края линии фронта, затем повернулся лицом в нашу сторону. Казалось, что его фигура колыхалась над нашими окопами и становилась все отчетливее.

Совершив беглый обзор, он резко повернул вправо и устремился прямо к германским окопам. Германцы врассыпную кинулись назад… Этой ночью мы их больше не видели.

Ангелы Монса[362] — вот что было первой нашей мыслью. Некоторые говорили, что ангел походил на лорда Китченера[363], но когда он полностью повернулся в нашу сторону, то стал похож на лорда Робертса[364]. Этот случай глубоко потряс меня, долгое время мы в своей компании только и говорили об этом.

Его появление могут подтвердить сержанты и рядовые из моего отделения»[365].

В той же самой статье из «Пирсонз мэгазин» («Pearson’s Magazine») упоминалась история, рассказанная мистером Уильямом М. Спейтом, который потерял своего брата и лучшего друга в сражении при Ипре в декабре 1915 года. Он утверждает, что видел своего друга-офицера, который приходил в его блиндаж в ночь своей гибели. Следующим вечером мистер Спейт пригласил другого офицера прийти в блиндаж, чтобы он мог засвидетельствовать появление призрака. Призрак явился вновь и, указав на определенное место в полу блиндажа, исчез. На том самом месте оказался лаз, а на глубине трех футов друзья обнаружили широкий туннель, прорытый германцами, который был нашпигован минами и взрывателями, готовыми взорваться через 30 минут. Обнаружив эти мины, они спасли жизни многих солдат.

Миссис Э. А. Кэннок, хорошо известная лондонская ясновидица, рассказывала, как многие покойные солдаты сами предложили точный метод установления их личностей. Солдаты (как увидела в своем видении миссис Кэннок) проходили стройными рядами под предводительством молодого лейтенанта и у каждого из них на груди висело что-то вроде таблички с именем солдата и его земным адресом. Миссис Кэннок смогла их прочитать, и все солдаты были позже опознаны присутствовавшими на сеансе. Удивительная особенность заключалась в том, что после прочтения каждого имени, призрак исчезал, уступая свое место следующему за ним в шеренге[366].

Мы можем упомянуть в ряду подобных случаев и тот, который был описан под названием «Фронтовая телепатия». 4 ноября 1914 года миссис Фасси из Уимблдона, чей сын Тэб служил во Франции в составе 9-го Уланского полка, сидя дома, неожиданно почувствовала острую боль в руке, как будто ее ранили. Она вскочила с криком: «Как больно!» и стала тереть больное место.

Ее муж осмотрел руку, но не нашел никаких следов ранения. Миссис Фасси продолжала испытывать боль и пришла к следующему выводу: «Тэба ранили в руку. Я уверена». В следующий понедельник пришло письмо от рядового Фасси, в котором сообщалось о том, что пуля ранила его в руку и он лежит в госпитале[367]. Данный случай совпадает с теми историями, которые происходили с рядом известных экстрасенсов, испытывающих по каким-то неведомым законам сострадания болевые ощущения в то же самое время, что и их близкие друзья или даже незнакомые люди, находящиеся вдали от них.

Очень часто погибшие солдаты проявлялись на спиритических фотографиях. Один из известных примеров — случай, происшедший в Лондоне в День Примирения 11 ноября 1922 года, когда медиум миссис Дин в присутствии мисс Эстеллы Стид получила фотографию толпы в Уайт-холле, неподалеку от Кенотафа. Это произошло во время двухминутного молчания в честь павших. На фотографии отчетливо проявилось широкое светлое пятно округлой формы, в центре которого находились две-три дюжины лиц. Многие из них принадлежали павшим солдатам, которые впоследствии были опознаны. Подобные фотографии снова были получены спустя год и, несмотря на обычные нападки на медиума и ее работу, все, кто имел возможность проверить подлинность фотографий, не сомневались в их достоверности и сверхъестественном характере.

Мы расскажем еще об одном таком случае; связанном с фотографией духов. Мистер Р. С. Хипвуд с Кливлен-Роуд 174, что в Сандерлэнде, пишет:

«Мы потеряли единственного сына во Франции 27 августа 1918 года. Меня, начинающего фотографа-любителя, потрясли фотографии, полученные кружком из Кру. Мы отправились туда, взяв с собой свои собственные пластинки и пометив их моим именем на светочувствительной стороне. После экспозиции в камере получилось отчетливое изображение. Даже мой девятилетний внук смог определить без всякой подсказки, кто был тем „призраком“, который появился на фотографии. Тщательно рассмотрев ее, я смог поручиться за достоверность фотографии во всех ее деталях. Я утверждаю, что отпечаток, который я послал вам — не что иное, как обычный фотографический портрет, на котором запечатлен я со своей супругой, миссис Хипвуд, а в дополнение к нашим реальным фигурам вы можете увидеть четкое изображение нашего сына — Р. У. Хипвуда, офицера 13-го Уэльсского полка, убитого во Франции при великом сражении в августе 1918[368]. Я хочу передать нашим друзьям из Кру наше безграничное признание за ту работу, которую они проводят»[369].

Среди всех многочисленных историй о возвращении павших солдат, особняком стоит случай, описанный двумя независимыми Друг от друга источниками. Он произошел с мистером У. Т. Уотерсом из Танбридж Уэллз, который рассказал нечто такое, что можно считать новостью для спиритического учения:

«В прошлом июле я проводил сеанс с мистером Джей Джей Вэнго, в ходе которого он неожиданно заявил мне, что один из моих знакомых — молодой солдат — был очень обеспокоен и хотел, чтобы я передал сообщение его матери и сестре, которые жили в нашем городе. Я ответил, что среди моих знакомых нет никого, кто бы погиб на войне. Однако парень настаивал. Мои друзья-духи отступили и дали ему возможность говорить, а я пообещал выполнить его желание.

Вскоре я получил точное описание, которое позволило мне распознать в этом солдате сына друга нашей семьи. Сообщенные им детали развеяли все мои сомнения в том, что этот солдат и был тем самым молодым человеком. Затем он передал мне послание для его матери и сестры (отец солдата умер, когда он был еще ребенком), которые в течение двух лет ничего не знали о его судьбе, так как он числился пропавшим без вести. Он рассказал, что был тяжело ранен, попал в плен к германцам во время отступления и спустя неделю умер. Он просил меня пересказать все это его дорогим родственникам, а также передать им, что будет часто навещать их и что самым большим несчастьем для него было видеть горе матери и не иметь возможности сообщить ей о своей судьбе.

Я честно пообещал ему выполнить его просьбу, но зная, что простые люди доверяют лишь официальной церкви и могут с большим скептицизмом отнестись к моему известию, стал гадать, как лучше всего передать его: я предчувствовал, что родственники могут решить, будто постигшая меня потеря помутила мой рассудок. Я рискнул посетить его тетку, но услышал от нее в ответ: „Этого не может быть!“. Но тем не менее я решил дождаться возможности поговорить с его матерью напрямую.

До того как эта возможность наступила, я встретился с одной молодой леди из нашего города, потерявшей два года тому назад мать и услыхавшей от моей дочери, что я занимаюсь исследованиями в этой области. Я дал ей почитать некоторые свои книги. Одна из этих книг называлась „Руперт жив“[370]. Именно она поразила ее больше всего, и леди немедленно организовала сеанс с миссис Макриди, благодаря которой стала истинной приверженкой спиритического учения. Во время этого сеанса солдат, совсем мальчик, который посещал меня, пришел и к ней тоже и обратился с той же просьбой, что и ко мне. Он назвал свое второе имя — Чарли — и просил передать свое сообщение матери и сестре, то есть сделать то, что я так и не смог исполнить. Он был так же настойчив и умолял ее выполнить его просьбу.

Эти события произошли в разное время: первое — в июле, второе — в сентябре, но содержание сообщения осталось прежним. То же сообщение было получено различными медиумами и передано различным людям, хотя некоторые говорят, что это сплошной миф и что медиумы просто читают наши мысли.

Когда эта моя знакомая рассказала мне свою историю, я немедленно попросил ее посетить со мной семью парнишки и с радостью убедился в том, что наше двойное сообщение убедило мать и сестру покойного, и даже его тетка была поколеблена в своем неверии»[371].

Сэр Уильям Баррет описал случай общения с духом при помощи спиритической планшетки[372], который произошел в Дублине при участии миссис Трэверз Смит — дочери покойного профессора Эдварда Даудена. Ее подруга, миссис С., была дочерью медика. Сэр Уильям назвал этот случай «История с жемчужной булавкой».

«У мисс С., которая присутствовала на сеансе, был кузен, офицер, служивший в нашей армии во Франции. Он был убит в сражении месяц назад — вот все, что было ей известно. Однажды имя ее кузена неожиданно появилось на спиритической планшетке, а затем, в ответ на ее вопрос: „Знаешь, кто я такая?“, там появилось также и ее имя, и вслед за ним сообщение следующего содержания: „Скажи матери, чтобы она отдала мою жемчужную булавку для галстука той девушке, с которой я был помолвлен. Я думаю, что именно она должна сохранить мою булавку“.

Когда мы спросили адрес и имя девушки, то получили и то и другое: полное христианское имя и фамилию девушки (фамилия была, впрочем, очень необычной), которые не были знакомы присутствующим. Адрес оказался лондонским и, по всей видимости, неточным (или неверно записанным): письмо, отправленное по этому адресу, вернулось обратно. Полученное сообщение казалось невероятным.

Однако шесть месяцев спустя выяснилось, что офицер действительно был помолвлен незадолго до того, как отправился на фронт, с той самой леди, имя которой мы получили во время сеанса, но он держал это в тайне. Ни кузина, ни кто-либо другой из членов его семьи, проживающей в Ирландии, не знали о помолвке и никогда не видели этой молодой леди, пока Военная канцелярия не прислала извещение о смерти офицера. Лишь тогда стало известно, что он упомянул ее имя в завещании в числе своих ближайших родственников. Оба ее имени точно совпали с теми, что были получены на сеансе медиумом способом автоматического письма и, что самое удивительное, в его завещании была упомянута та пресловутая жемчужная булавка.

Обе леди подписали документ, подтверждающий точность их показаний, и отправили его мне. К тому времени, как я получил его, этот случай не выходил у меня из головы: его невозможно было объяснить ни действием подсознательной памяти, ни телепатией, ни сговором. Полученные же свидетельства безошибочно указывают на то, что это было непосредственное духовное сообщение от погибшего офицера»[373].

Преподобный Вейл Оуэн описывает возвращение Джорджа

Лифа — одного из учеников его Библейского класса в Орфорде близ Уоррингтона, который вступил в ряды Королевского фронтового ополчения и был убит на полях сражений Великой войны. «Несколько недель спустя его мать делала уборку в гостиной. Она опустилась на колени, чтобы вымыть пол, и вдруг что-то заставило ее обернуться и посмотреть на входную дверь. Она увидела, что ее сын в рабочей одежде входит в комнату, как он это обычно делал каждый вечер, возвращаясь с работы. Он снял свое пальто и — по своей привычке — повесил его на дверь. Затем он повернулся к ней, кивая и улыбаясь, прошел в кухню, где он имел обыкновение умываться и сидеть перед ужином. Все это происходило очень живо и естественно. Она знала, что ее сын погиб, и была уверена, что он специально явился с того света, чтобы показать ей, как хорошо ему живется в мире духов, что он счастлив и умиротворен. Улыбка, полная любви, говорила о том, что его сердце до сих пор принадлежит старикам-родителям и их дому. Она была очень чувствительной по натуре женщиной и не сомневалась в происшедшем ни на секунду. Фактически в самый момент смерти его видели в орфордской церкви, которую он имел обыкновение посещать, а также еще в некоторых местах»[374].

Есть много случаев видения солдат, считавшихся погибшими.

В книге Розы Стюарт «Сны и видения войны»[375] приводится описание следующего случая:

«Крайне поучительная история была рассказана мне женой Боурнемута. Ее муж, сержант из Девона, уехал во Францию 25 июля 1915 года. Она регулярно получала от него письма, все они были исполнены бодрости и оптимизма. Она перестала беспокоиться о нем, почувствовав, что опасность прошла стороной.

Вечером 25 сентября 1915 года, около 10 часов вечера, она сидела на своей кровати в спальне, разговаривая с одной девушкой, которая жила с ней в то время. Горел свет, и они не собирались отходить ко сну, увлекшись беседой о событиях прошедшего дня и о войне.

Неожиданно наступила тишина. Жена прервала беседу на середине предложения и уселась, уставившись в пространство. Перед ней стоял в полный рост ее муж, одетый в униформу! Две-три минуты она смотрела на него, не отрываясь, пока ее не поразило печальное выражение его глаз. Быстро поднявшись, она бросилась к тому месту, где он стоял, но в ту же самую минуту видение исчезло.

На следующий день утром она получила письмо от своего мужа, в котором говорилось, что он жив-здоров, но это лишь укрепило ее уверенность в том, что видение предвещало беду. Она оказалась права. Вскоре после этого случая она получила извещение из Военной канцелярии, сообщавшее, что ее муж был убит в битве при Лосе 25 сентября 1915 года, как раз в этот день, когда она видела его стоящим у ее постели».

Наиболее мистическими видениями Великой войны считались ангелы Монса. Мистер Артур Махен, известный лондонский журналист, написал историю о том, как лондонский лучник с полей Азенкура[376] явился во время кошмарного сражения при Монсе. Позже он, правда, утверждал, что выдумал эту историю. Это пример того, как тесно порой переплетаются правда и вымысел в зависимости от репутации свидетелей событий.

Мистер Гарольд Бегби опубликовал небольшую книгу под названием «На стороне ангелов»[377], приведя в ней много интересных фактов, а следом за ним и мистер Ральф Ширли, редактор лондонской «Оккульт ревью» («Occult Review»), выпустил книгу «Воины ангелы Монса»[378], где подтверждает рассказы Бегби.

Британский офицер в своем письме к мистеру Махену, опубликованном в лондонской газете «Ивнинг ньюз» («Evening News») 14 сентября 1915 года, упоминает о случае, происшедшем с ним во время битвы при Ле Като, когда его дивизия отступала по всей линии фронта в ночь с 26 на 27 августа 1914 года. Он говорит:

«Ночью 27-го я скакал вдоль дороги с двумя другими офицерами. Мы разговаривали и пытались подбодрить друг друга, чтобы не заснуть в седлах. Тем временем я отчетливо увидел по обеим сторон дороги большую колонну всадников. Эти всадники, количеством с кавалерийский эскадрон, пересекали поле, двигаясь в том же направлении, что и мы, пытаясь догнать нас. Ночь была очень темная, но я могу поклясться, что видел этот эскадрон совершенно отчетливо.

Я не сказал ни слова своим приятелям, но снова увидел кавалеристов минут через двадцать. Наконец, один из моих спутников спросил меня, не заметил ли я чего-либо странного на поле. И я рассказал им о том, что видел. Третий офицер позже клялся, что видел тех же всадников и именно в то же время. Все мы были убеждены, что действительно видели их. На следующем привале один из офицеров отправился на разведку, взяв с собой нескольких солдат, но они никого не обнаружили. Ночь стала еще темнее, и мы уже ничего не видели.

То же самое рассказывали многие другие солдаты из нашей колонны. Конечно, мы все устали как собаки, но самое необычное состоит в том, что это явление засвидетельствовано таким количеством людей.

Лично я абсолютно убежден в том, что видел этих всадников, и они не плод моего воображения. Я не предпринимал попыток разгадать или объяснить этот таинственный случай — я только пересказал факты».

Этот рассказ звучит довольно убедительно, и можно лишь отметить, что стресс и умственное напряжение людей, переживших отступление, не придавали большего веса их показаниям. С другой стороны, именно во время тяжелых испытаний психические силы человека особенно обострены.

Один из глубочайших аспектов Мировой войны заключается в том, что война земная — лишь видимая сторона невидимых битв в высочайших сферах, в которые вовлечены силы Бога и Дьявола. Покойный мистер А. П. Синнет, выдающийся теософ, рассматривал этот вопрос в своей статье «Сверхпсихические аспекты войны»[379]. Мы не можем подробно осветить названную проблему в данной главе, но заметим только, что существуют многочисленные свидетельства, указывающие на то, что мистер Синнет высказал свою мысль, опираясь на конкретные факты.

Описанные в огромном числе книг, рукописей и отчетов случаи, происшедшие с теми, кто пал на полях сражений, отличаются от историй, связанных с людьми, тихо почившими в бозе в мирное время: война придает их смерти особый драматизм. Величайшая из этих книг — «Рэймонд» — принадлежит перу сэра Оливера Лоджа. Сэр Оливер Лодж — известный ученый и глубокий мыслитель, знаменит своим неординарным складом ума и величайшим талантом популяризатора. Его книга, переизданная затем в сокращенном варианте, до сих пор остается классическим произведением. Другие книги такого же типа — «История Лестера Колтмэна», «Книга Клод»[380], «Руперт жив», «Гренадер Рольф»[381], «Рядовой Даудинг» сходны в главном: все они рассказывают о жизни после смерти, которой мы посвятили завершающие главы нашего повествования.

Открытое письмо к читателям. 25 страница - student2.ru

Глава 24. Религиозные аспекты спиритизма

Открытое письмо к читателям. 25 страница - student2.ru

Открытое письмо к читателям. 25 страница - student2.ru пиритизм как система мыслей и знаний может быть применим к любой религии. В основе спиритического учения лежат непрерывность существования личности и возможность общения после смерти. Эти два основных фактора имеют одинаково важное значение как в индуизме, мусульманстве, парси, так и в христианстве: спиритизм обращен ко всему миру. Существует только одна школа, абсолютно не приемлющая новое учение: материализм, который крепко держит мир в своих руках и является корнем всех зол. Поэтому постижение и принятие спиритизма так важны для спасения человечества, иначе оно обречено опускаться все ниже и ниже к чистому утилитаризму и эгоистическому взгляду на Вселенную. Типичным материалистическим государством можно считать предвоенную Германию[382]. Впрочем, любое другое современное государство можно отнести к тому Же типу, независимо от уровня экономического развития.

Может возникнуть вопрос: почему старые религии оказались недостаточно сильны, чтобы спасти мир от духовной деградации? Ответ таков: они пытались, но не справились с этой задачей. Церкви, которые представляют эти религии, сами оказались близки к последней стадии деградации — в прямом и в переносном смысле. Они утратили контакт с духовностью и удовлетворялись тем, что она осталась в далеком прошлом. Их неискренние заверения и восхваления существующей устаревшей системы, запутавшейся в своей невероятной теологии, вызвали у благородных умов тошноту. Ни один класс не показал себя настроенным более скептически по отношению к современным проявлениям спиритизма, чем священнослужители, хотя они проповедовали веру в древние чудеса, имевшие безусловно спиритическую природу. Их крайнее неприятие этих проявлений в наше время можно расценить как меру искренности их заверений. Верой всегда злоупотребляли, пока проницательнейшие умы человечества, во все времена стремившиеся к знаниям и исследованиям, не отвернулись от нее и не обратили свой взор к спиритизму. Это учение обосновало веру в жизнь после смерти и в существование невидимых миров, не только обращаясь к древним традициям или следуя смутной интуиции, но и на основе доказанных фактов, на которые могла бы опереться и религия. Наконец-то человечество нащупало твердый путь среди зыбучей трясины разных вероучений!

Заявление о том, что спиритизм не противоречит никакой религии, не подразумевает, что все религии равнозначны или что спиритизм сам по себе не может быть самодостаточным и требует сочетания с каким-либо вероучением. Автор полагает, что спиритизм дает человеку все то, в чем он нуждается, но ему встречалось множество людей высокой духовности, которые не могли отказаться от традиционных представлений о конечности человеческой жизни и принимали новое Откровение, не отказываясь от ортодоксальной веры. Если же человек избирает спиритизм своей единственной верой, он становится не противником христианства, а скорее, его толкователем. Оба учения признают жизнь после смерти, которая влияет на прогресс и счастье человечества. Они утверждают существование мира духов, олицетворяющих добро и зло, которых христиане зовут «ангелами» и «демонами», а спириты — «проводниками» («наставниками») и «низшими духами». Оба учения проповедуют в основном одни и те же добродетели: бескорыстие, доброту, чистоту и благородство, которые имеют высшую духовную природу. Однако фанатизм, рассматриваемый спиритами как серьезный проступок, одобряется большинством христианских сект. Спириты приветствуют любой путь к совершенству и полностью признают, что во всех вероучениях говорится о святых, высокоразвитых душах, которые интуитивно знают все то, что спиритами облечено в форму учения. Миссия спиритов направлена не на них: она обращена на тех, кто открыто провозглашает себя агностиками, или на тех, кто еще более опасен, ибо проповедует некую форму вероучения и одновременно с этим носит в своих душах или в мыслях зачатки агностицизма.

С точки зрения автора, новое Откровение прежде всего принесет пользу человеку, который на практике ознакомился со всем разнообразием существующих вероучении и нашел их одинаково несовершенными. Перед ним простирается долина тьмы, где его поджидает смерть, и ортодоксальная религия не может ему предложить ничего кроме этой очевидной истины. Подобные обстоятельства породили многих замечательных стоиков[383], но не принесли им земного счастья. Затем на человечество снизошло позитивное доказательство автономного существования человека после смерти, которое одними принимается сразу, другими — медленно и постепенно. Облака рассеиваются, открывая новые горизонты. Человек более не ощущает себя в долине смерти, он перемещается на границу загробного мира, который открывает перед ним перспективы, более прекрасные, чем его прошлое. Все просветляется, его больше не окружает тьма. День нового Откровения сменяет завершающий день его жизни.

Изучая иерархию высочайших духовных существ, стоящих над ним, спирит понимает, что тот или иной архангел может время от времени посещать человечество с некой просветительской миссией, дабы вселить в него надежду. Даже смиренную Кэти Кинг с ее сообщением о бессмертии, полученным от великого ученого, можно расценивать как «ангела во плоти». Франциск Ассизский[384], Жанна д’Арк, Лютер, Магомет[385], Баб-эд-Дин[386] и другие реальные исторические персонажи и религиозные лидеры были среди этих «евангелистов». И первейший из них — согласно верованиям Запада — Иисус сын еврейского плотника, именуемый нами Христос. Наш разум, далеко не вселенский, не может позволить себе размышлений о степени святости самого Христа; единственное, что мы можем сказать с уверенностью — это то, что Христос был гораздо ближе к понятию святости, чем все мы вместе взятые. Его учение, по которому до сих пор пытается жить мир, наиболее бескорыстное, милосердное и прекрасное. С ним может сравнится только Бума, который также был посланником Господа, но эта вера более близка восточному, нежели западному менталитету.

Когда же мы обращаемся назад, к миссии нашего вдохновенного Учителя, то находим лишь частичное соответствие между его наставлениями и действиями его современных последователей. Мы отмечаем также, что многое из его учения оказалось безвозвратно утраченным. Чтобы восполнить потери, не нашедшие отражения в Евангелии, необходимо вернуться к практике ранней церкви, которой управляли те, кто был действительно связан с Господом. Подобные изыскания показывают, что все то, что мы называем современным спиритизмом, по всей видимости, было знакомо окружению Христа. В частности, те же способности, которыми духи наделили Св. Павла, сегодня проявляют современные медиумы, и те чудеса, которые подвигли людей прежних эпох к признанию существования загробного мира, могут случаться и сегодня. Человек не прекратил обращаться за помощью к загробному миру. Этот предмет обсуждался во множестве трудов. Резюмировать все, сказанное в них, можно следующим образом: вместо того, чтобы плутать в лабиринтах ортодоксальной веры, не лучше ли поверить простому спириту, свободному от догм, напрямую общающемуся с духами и святыми и приемлющему учение о Святом Духе, — то есть стоящему гораздо ближе к раннему христианству, чем любая другая ныне существующая секта.

Поражает то, что в ранних церковных документах, особенно в записях Отцов церкви[387], повсюду встречаются сообщения о психическом учении, которое было весьма распространено в то время, и его практическом воплощении. Ранние христиане жили в тесном контакте с миром духов. Их абсолютная вера в новое учение и преданность ему основывались на позитивных знаниях каждого из них. Они считали не подлежащим обсуждению тот факт, что смерть — это всего лишь переход к другой, бесконечной и содержательной жизни, который можно было бы более точно определить словом «рождение». Поэтому они не страшились смерти и желали ее гораздо больше, чем доктор Ходжсон, когда он воскликнул: «О, я жду этого с нетерпением!» Подобное отношение к смерти никак не влияло на их земную жизнь, что отмечали неоднократно даже их враги. Если мысленно отправиться в отдаленные уголки земли, то можно с грустью констатировать, что после принятия христианства и вплоть до наших дней многое там изменилось не в лучшую сторону. Христианство, которого некогда так чурались, утратило свой непререкаемый авторитет и убедительность, составлявшие его славу в прежние дни.

Кроме свидетельств ранних Отцов церкви мы располагаем сентиментальным наследием ранних христиан, которое они оставили на надгробиях в римских катакомбах[388]. Интересная книга об останках ранних христиан, захороненных в Риме, принадлежит перу преподобного Спенса Джоунса, настоятеля собора в Глостере, которому пришлось заниматься этими удивительными по своей патетичности надписями. Они имеют неоспоримое преимущество перед всеми другими документальными свидетельствами той эпохи, поскольку подлинность их очевидна. Доктор Джоунс, изучивший сотни их, говорит: «Ранние христиане говорят о мертвых так, будто они живы. Они продолжают общаться с усопшими». Это совпадает с точкой зрения современных спиритов, но церковь отказалась от нее давным-давно. Могилы ранних христиан, захороненных в катакомбах, представляют странный контраст с могилами язычников, соседствующих с ними. Последние всегда говорят о смерти, как о свершившемся и окончательном факте, ужасном и бесповоротном событии. «Прощай навсегда!» — вот, что является итогом их жизни. Христиане же, наоборот, убеждены в счастливом продолжении жизни. «Эгип, ты будешь жить вечно», «Виктория, покойся с миром и с Христом», «Пусть Господь укрепит твой дух», «Твоя жизнь — в Боге» — эти надписи достаточно убедительно доказывают, что новый и бесконечно утешительный взгляд на смерть снизошел на человечество.

Можно отметить, что захоронения в катакомбах доказывают простоту и доступность раннего христианства. Эти качества были характерны для него до той поры, пока эта вера не «обросла» разнообразными сложными понятиями и абстрактными терминами, которые распространились из Греции и Византии. Они не принесли миру ничего кроме вреда. Символ, доминирующий в катакомбах, — Пастырь Божий, заботящийся о бедных и беззащитных своих овцах (идея, близкая сердцу человечества во все времена). Усыпальницы первого века нашей эры не содержат ни одного упоминания о кровавом жертвоприношении или девственном рождении. Вы найдете там лишь атрибуты доброго Пастыря, якорь надежды, ладонь мученика и рыбу словом, все те «шарады и ребусы», — которые олицетворяли имя Христа. Все это указывает на примитивный характер религии. Христианство находилось в расцвете, пока оно было религией бедных, простых людей. Именно богатые, властные и сильные мира сего привели христианство в упадок, усложнили и разрушили его.

Изучение надписей на гробницах однако не позволяет сделать каких-либо заключений об их психическом характере. Для этого нам придется обратиться к Отцам до-Никейской поры, и здесь мы находим такое множество сведений, что из них можно составить целую книгу. Проникновение в смысл этих сообщений потребует соответствующей перестройки нашего мышления и усвоения непривычной лексики: например, «пророчество» следует понимать как медиумизм, а «ангел» в нашем представлении — высший дух или проводник. Теперь проанализируем несколько типичных цитат из великого множества сообщений.

Наши рекомендации