Психологические исследования
Психологические исследования. Методы психологических исследований: наблюдение, интервью, опрос, тестирование, эксперимент. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента.
Принципы саморегуляции.
Стресс, его причины. Виды стрессовых ситуаций: информационные, эмоциональные, коммуникативные и их причины Приемы саморегуляции. Релаксационные упражнения.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина изучается во втором семестре. Общая трудоемкость учебной дисциплины распределяется по основным видам учебной работы в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ученым советом ФГБОУ ВПО ЧГАА, следующим образом:
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/в том числе зачетных единиц | |
Аудиторные занятия (всего) | 54/1,5 | |
В том числе: | ||
Лекции, в том числе интерактивные | - | |
Практические/семинарские занятия (ПЗ)/(СЗ), в том числе интерактивные | ||
Лабораторные занятия (ЛЗ), в том числе интерактивные | - | |
Самостоятельная работа (внеаудиторная, всего) | 126/3,5 | |
В том числе: | ||
Подготовка к практическим/семинарским занятиям | ||
Подготовка к лабораторным работам и к защите лабораторных работ (реферат) | - | |
Выполнение курсовой работы/проекта | - | |
Подготовка к экзамену/зачету | ||
Вид аттестации (экзамен/зачет) | экзамен | |
Общая трудоемкость | 180/5 |
Распределение учебного времени по разделам и темам
№ темы | Наименование раздела и темы | Всего | в том числе | Формируемые компетенции | ||||
час. | % | ауд. занятия | самост. раб. студ. | |||||
лекции | Лаборат | практ. | ||||||
Раздел 1. Психика, поведение, деятельность | ||||||||
1.1. | Предмет задачи и методы психологии | 2,78 | - | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||||
1.2. | Структура психики. | 4,44 | - | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||||
1.3. | Личность, поведение, деятельность | - | ОК-11,28 ПК-2, 14 | |||||
1.4. | Психология общения | 6,1 | - | ОК-11, 28 ПК-2, 14 | ||||
Раздел 2. Психология познавательных процессов | ||||||||
2.1. | Внимание | - | ОК-11, ПК- 8 | |||||
2.2. | Ощущение | 3,89 | - | ОК-11, ПК- 2, 14 | ||||
2.3. | Восприятие | 3,89 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||||
2.4. | Память | 3,89 | - | ОК-11,28 ПК- 15 | ||||
2.5. | Мышление | 3,89 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||||
2.6. | Воображение | 3,89 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||||
2.7. | Чувства и эмоции и воля | 4,44 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||||
Раздел 3. Индивидуальные особенности личности | ||||||||
3.1 | Темперамент | 3,89 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 8, 14 | ||||
3.2 | Характер | 4,44 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 15, 18 | ||||
3.3 | Способности | 4,44 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||||
3.4 | Направленность | 3,89 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||||
3.5. | Психологические исследования | 6,69 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||||
3.6. | Принципы саморегуляции | 4,44 | - | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||||
Экзамен | - | - | - | |||||
Общая трудоемкость | - |
Содержание лекций
№ п/п | Содержание лекций | Продолжительность, часов | Формируемые компетенции |
Предмет задачи и методы психологии. Содержание дисциплины «Общая психология». Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Место психологии в системе наук. Категории психологии. Принципы и методы психологии. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Структура психики. Психика и мозг. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Понятие психики. Основные функции психики. Развитие психики в онтогенезе структура психики человека. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Психика, поведение, деятельность. Структура деятельности. Потребность, мотив, цель, объект и субъект деятельности, способ и средства деятельности, операции и действия. Основные виды деятельности личности. Теории личности. Структура личности. Факторы формирования и развития личности, их взаимосвязь. Методики изучения личности. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Психология общения. Классификация групп. Психология малых групп. Признаки коллектива и уровни его развития. Личность и коллектив. Деловые и межличностные отношения, методы их выявления. Трансактный анализ общения, вербальные и невербальные средства общения. Стороны общения. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Внимание как психический познавательный процесс. Физиологические основы внимания. Качества внимания (объём, переключаемость, устойчивость, распределяемость, сосредоточенность). Виды внимания в зависимости от уровня сознания. | ОК-11, ПК- 8 | ||
Познавательные процессы. Ощущение. Виды ощущений, их классификация и закономерности. Роль ощущений в обучение и воспитание обучаемых Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Классификация и общие свойства ощущений. | ОК-11, ПК- 2, 14 | ||
Восприятие. Виды восприятий в зависимости от объекта отражения. Сущность, закономерности и основные свойства восприятия. Восприятие движения, пространства и времени. Нарушения восприятия. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Память. Виды памяти и их взаимосвязь. Процессы памяти. Закономерности запоминания и сохранения информации от установки, способа запоминания, особенностей личности, проверки ассоциаций, правила развития памяти у обучающихся. | ОК-11,28 ПК- 15 | ||
Мышление как высший познавательный процесс. Мышление и речь. Виды, процессы, основные операции мышления. Логическое и интуитивное мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие интеллект. Структура интеллекта. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Воображение. Виды воображения. Процессы воображения. Подготовка к творчеству обучающихся. Понятие воображение. Понятие творчество. Творчество как процесс и результат. Виды творчества. Креативность как качество личности. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие эмоция и чувство. Формы проявления чувств. Классификация чувств. Настроение, стресс, страсть, аффект. Виды стресса. Понятие воля. Структура волевого действия. Процесс принятия решения. Волевые качества. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типы темпераментов, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности личности. Учет влияния темперамента на деятельность. | ОК-11, 28 ПК- 2, 8, 14 | ||
Характер. Физиологические основы характера. Структура и свойства характера. Психологические типы характеров. Экстраверсия и интроверсия. Формирование и развитие характера. Значение характера для профессиональной деятельности. | ОК-11, 28 ПК- 2, 15, 18 | ||
Сущность способностей личности. Уровни развития способностей: задатки, одаренность, талант, гениальность. Способности, задатки, формирование способностей у обучающихся. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Направленность личности. Установки, ценностные ориентации, интересы, идеалы как условия целостности, устойчивости и направленности личности. Характеристика видов направленности. | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Психологические исследования. Методы психологических исследований: наблюдение, интервью, опрос, тестирование, эксперимент. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента. | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Стресс, его причины. Виды стрессовых ситуаций: информационные, эмоциональные, коммуникативные и их причины Приемы саморегуляции. Релаксационные упражнения. | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Итого |
Содержание лабораторных занятий
Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.
Содержание практических/семинарских занятий
№ п/п | Наименование тем практических занятий | Продолжи-тельность, часов | Формируе-мые компетенции |
Психология личности. Методика по исследованию самооценки личности. Овладение навыками по определению уровня самооценки | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Структура личности. Определение качеств личности. Цифровой тест «Социотип». Определение доминирующего инстинкта. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Психология межличностных отношений. Изучение взаимоотношений в учебных группах. Социометрия. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Психология общения. Инсценирование педагогической задачи, влияние группового построения, эмпатия. | ОК-11,28 ПК-2, 14 | ||
Внимание. Определение объема внимания, переключения внимания, распределяемости, устойчивости. | ОК-11, ПК- 8 | ||
Ощущение. Определение нижнего, разностного порогов ощущений, глазомера с помощью линейки Петрова. | ОК-11, ПК- 2, 14 | ||
Восприятие. Определение формы целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Память. Методы определения объема памяти, методы проверки ассоциаций, определение логической и механической памяти. | ОК-11,28 ПК- 15 | ||
Мышление. Определение операционных компонентов мышления, решение мыслительных задач. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Воображение. Отработка навыков развития и формирование особенностей воображения у студентов. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Чувства, эмоции и воля личности. Отработать первоначальные умения по определению человека к окружающей действительности и к самому себе. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Темперамент. Освоить методику по определению свойств темперамента (сила, подвижность, уравновешенность); методика определения своего типа темперамента. | ОК-11, 28 ПК- 2, 8, 14 | ||
Характер. Научиться составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося; характеристику группы; определение акцентуации черт характера обучаемого. | ОК-11, 28 ПК- 2, 15, 18 | ||
Способности. Индивидуальный стиль деятельности. Определение индивидуально-психологических различий обучающихся. | ОК-11, 28 ПК- 2, 14, 15 | ||
Направленность. Характеристика и виды направленности | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Психологические исследования, классификация психодиагностических методик. Тесты учебных и профессиональных достижений. | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Приемы саморегуляции личности. Определение самооценки и ее роль для составления самосознания личности. Релаксационные упражнения. | ОК-11, 28 ПК- 2, 18 | ||
Итого | 36,в том числе18интерактивных |
Содержание самостоятельной работы студентов