Исследование артикулярной моторики
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о семье
Мать
Отец
Жалобы родителей
Наследственные заболевания
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до ... Последующее вскармливание: смешанное, искуственное Выписка из родильного дома на ... день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины
Раннее развитие
Держит голову с ... мес. Сидит с ... мес. Стоит с ... мес. Ходит с ... мес. Первые зубы с ... мес. К 1 году зубов ...
Перенесенные заболевания
До 1 года
После 1 года
Инфекции
Ушибы
Травмы головы
Судороги при высокой температуре
Речевое развитие
Лепет, характер лепета Первые слова
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат
Логопедическое обследование
1. Исследование слухового внимания:
определить направление звука (звучащей игрушки),
указать, какая игрушка звучала.
2. Исследование зрительного восприятия:
назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону.
3. Исследование пространственного праксиса:
показать правую, левую руку, сторону; показать предметы впереди, позади, вверху, внизу.
Отметить: в пространстве ориентируется, нет.
Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей.
Сложить фигурки из палочек по образцу.
То же из памяти.
Исследование артикулярной моторики.
Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: оскал — покой, надувание щек, поднимание бровей, наморщивание лба, носа, поднимание верхней губы.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих.
Поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века.
Движения языком.Одиночные:показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу, показать язык "жалом" при открытом рте, узким языком коснуться правого-левого углов рта, показать язык "чашечкой", показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах, показать лакательные движения языком при открытом рте.
Выполнить серии движений языком:показать широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, рот открыт. Показать попеременно (5-6 раз) узкий язык, широкий язык, рот открыт. Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева направо и наоборот).
Отметить: точность, объем движений, равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение в сторону кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка. Слюнотечение.
Уздечка языка: показать широкий (узкий) язык на нижнюю губу, дотронуться до подбородка; поднять широкий язык на верхнюю губу, тянуться языком к носу.
Отметить: состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.
Мягкое небо: обследовать визуально, предложить покашлять с открытым ртом, язык — на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.
Твердое небо: нормальное, готическое, куполообразное, расщелины.
Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы.
Зубы: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги и т.п.
Прикус: открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия.
5. Общее звучание речи.
Голос: гнусавый, тихий, неумение говорить ше-
потом.
Дыхание- грудное, диафрагмальное, поверхностный вдох короткий, непродолжительный выдох.
Выразительность речи: дикция - отчетливая, смазанная, невнятная; темп - нормальный, ускоренный, замедленный; ритм - норма, аритмия.
6.Исследование произношения звуков.
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.
Свистящие звуки: С, С, 3, 3.
Шипящие звуки: Ш, Ж.
Аффрикаты: Ц, Ч, Щ.
Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р, М, М, Н, Н'.
Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й.
Другие звуки.
Уподобление звуков.
7. Исследование различения звуков.
Из предложенных картинок отобрать те, названия которых начинаются на звук С, на звук Ш.
Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками:
та-да ка- га да - та том - дом баба - папа |
та - да - та ка - га - ка да - та - да зайка — сайка ложки - рожки
Звуковой анализ: выделение начального гласного в словах' Аня, Оля, утро; выделение звука на фоне слова, в начале, в середине и в конце слова, по картинке и на слух.
Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова:
картина -машина — динамика -снеговик — телевизор — сковорода-
аквариум — водопроводчик лекарство — милиционер — пшено — простокваша -