Учение о сценариях жизни 1 страница
Введение в сценарии
Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.
Легко можно представить, что свой жизненный цикл проживают не только люди, но и семьи, группы, организации, города, государства, культуры, вся планета.
Жизнь каждой личности— это единственная в своем роде драма, которая испытывает влияние более широких сценариев: семейных, учрежденческих, районных, городских, региональных, государственных. Взаимодействие жизненных сценариев влияет на жизнь каждого человека и в результате развертывается в историю народов. Более того, по мнению Дж. Кэмпбелл (1997), в своих жизненных проявлениях индивид только частично, в общих чертах представляет целостный образ человека. Целостность — полнота человека— заключена отнюдь не в отдельном лице, а в обществе как едином целом. Индивид может быть только его членом — органом. Сообществу, к которому он принадлежит, человек обязан своим образом жизни, языком своих мыслей и общения, идеями, которыми он живет; к прошлому его обще-
ства восходят те гены, которые создают его тело. Отважившись отмежеваться, будь то в действиях, помыслах или чувствах, он отлучается от самих источников своего существования.
Сценарий личности может более или менее гармонировать с другими, более общими сценариями. Тогда человек, возможно, проживет долгую и спокойную жизнь. Когда же сценарий личности входит в постоянное противоречие с более общими сценариями, жизнь человека превращается в тяжелую борьбу, становится короткой и ненадежной.
Сегодня в нашем обществе сложилось или интенсивно развивается несколько самостоятельных субкультур. Они могут существовать автономно, могут игнорировать друг друга, конфликтовать или сотрудничать.
Человеку важно жить в своей субкультуре. Попадание во враждебную субкультуру может привести к драматичному результату. Важно максимально быстро диагностировать враждебную субкультуру и покинуть ее. Убежищем для человека зачастую является семья. Помощь может оказать и организация, где работает человек.
Организации, как и личности, могут иметь успешные, банальные и неуспешные сценарии. У них есть история, мифы и легенды, прошлое, настоящее и будущее. У них есть свои Родительские послания, этика, правила. Есть Взрослые технологии и стратегии решения проблем. Есть Детские развлечения, любопытство, мечтательность. У каждого из этих состояний есть свой энергетический уровень, свой ритм жизни.
История организации не всегда начинается с даты ее регистрации. Часто история начинается с поступка значимого героя. Последующие герои продолжают историю, неся прежнюю миссию или давая но-
вый смысл и энергию организации и отдельным ее группам.
Все сказанное об организациях относится и к городам. И к целым народам. Так, когда-то народы Западной и Восточной Европы разделились на две части. Народы Западной Европы стали жить, опираясь на законодательство. Тогда как народы Восточной Европы — жить, руководствуясь «велениями сердца». Сегодня различия в сценариях этих народов весьма очевидны. Впрочем, это отдельная тема. Нас больше интересуют сценарии человека.
Сценарный процесс
«Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты» (Ян Стюарт, В. Джойнс, 1996).
РОДИТЕЛИ Я И МОЙ ОПЫТ МОИ РЕШЕНИЯ Я БУДУ ЖИТЬ ТАК
Рис. 10. Формирование сценарных решений
Идея о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведение взрослых людей, является центральной во многих направлениях современной психологии. Отличительной чертой транзак-тного анализа является то, что ребенок сам формирует свой план жизни, а не является жертвой обстоятельств и детских травм (см. схему рис. 10).
9 Макаров В. В.
Итак, сценарий — это неосознаваемый план жизни. Он представлен в форме драмы с началом, серединой и концом.
Сценарий ведет к развязке, кульминационной сцене, ради которой и разыгрывается спектакль жизни. Это не обязательно конечная сцена смерти.
Сценарий подкрепляется родителями вербально и невербально. С первых минут жизни родители передают ребенку послания, на основе которых формируются представления ребенка о себе, мире и других, так называемые сценарные послания. Ребенок сам принимает решение о сценарии, так называемое ранее решение, без тщательного обдумывания, под действием чувств и эмоций. В доказательство Эрик Берн приводил пример двух братьев, которые имели послание от матери: «Вы оба завершите жизнь в психушке». В последствии один из них стал хронически психически больным и постоянно находился в психиатрической больнице, другой ежедневно приходил в психиатрическую больницу, только в качестве врача-психиатра. Сценарий лежит вне пределов осознания. Это ближайшее и глубинное бессознательное человека. Во взрослой жизни приближение к детским воспоминаниям возможно через сны, фантазии, мечты, трансовые состояния.
Человек искажает собственное объективное восприятие реальности с целью «оправдания» своего сценария. Искажение происходит с помощью механизмов игнорирования, обесценивания себя, другого или мира. А также другими путями, которые мы будем обсуждать ниже.
В чем цель сценария? Адаптироваться и добиться любви и внимания со стороны значимых людей. Получить все те же поглаживания.
Для чего мы следуем сценарию всю жизнь? Цель та же— желание быть любимым, значимым. Когда-
то нам это удавалось, и мы повторяем «спектакль» каждый раз, когда испытываем потребность в любви. Однако мы пользуемся устаревшими стратегиями и способами добиться желаемого.
Татьяна, женщина 25 лет, программист, разведена, детей нет. В 20 лет попытка суицида. Мать Татьяны неэмоциональный, холодный человек, постоянно занята на работе или домашними хлопотами. Когда Татьяна была маленькой то, чтобы добиться любви мамы, девочке надо было пораниться — разбить коленку, порезать палец. Вид крови заставлял маму — профессионального врача — быстро и оперативно оказывать помощь дочери. На детском языке — проявлять любовь к ребенку. Будучи подростком, Татьяна привлекала внимание матери и добивалась своего, вырезая название любимой рок-группы на своей руке бритвочкой. Когда в 20 лет у Татьяны была «несчастная любовь», она совершила попытку самоубийства. Она сидела всю ночь на подоконнике и ждала, когда мать проснется. С поломанными конечностями, вся в крови она снова была любима матерью, которая потом выхаживала Татьяну полтора года.
Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни. «Только мать может защитить меня» — решение Татьяны. «Я уверена в ее любви, когда она лечит мои раны». «Разговоры бесполезны, надо «пустить себе кровь», чтобы быть снова с ней вместе» — слова Татьяны на психотерапевтической сессии.
Сценарные решения определяют способ тестирования ребенком реальности. Сценарий принимается ребенком в соответствии с особенностями его мышления и чувств. Событие жизни взрослый чело-
9*
век может объяснить себе логическим построением и, поверив в это, освободиться от страха и фрустрации. Мир ребенка включает острые переживания, его эмоции аутентичны: страх, гнев, печаль, радость, боль. Его логика и язык марсианский, не из взрослого мира, они конкретны. «Уйди с глаз долой!» — говорит мать. «Чтобы мама полюбила меня, я должен умереть»,— решает ребенок.
Почему мы во взрослой жизни многократно проигрываем детские сценарные решения? Как и в детстве, мы хотим добиться любви и внимания. Однако мы пользуемся старыми стратегиями поведения. В детстве, возможно, они помогли бы выжить и адаптироваться, но у взрослого человека уже иные ресурсы, отличные от детских. Есть опыт, интеллект, знания, есть сила и энергия взрослого тела, есть социальный статус. На одной из групп родилась метафора о старом детском паттерне поведения. Собираясь в длительное путешествие по жизни, человек положил в рюкзак банки консервов, как «НЗ — неприкосновенный запас» на экстренный случай. Он был во многих походах, и они спасали его от голода. Сейчас он возмужал, а, возможно, даже состарился, и старые банки консервов всегда с ним, за его плечами, в рюкзаке. Однажды, когда голод был силен, он открыл одну из старых банок, но тут же выбросил, т. к. еда была несъедобной. Он носит банки до сих пор, надеясь на то, что они спасут его, как раньше. Но срок годности этих консервов давно истек!
Когда личность автономна, с хорошими навыками осознания происходящего, то расшифровка сценария — приятное занятие, т. к. сценарий изначально был сценарием победителя. Когда сценарий середняка — есть возможность улучшить свою жизненную успешность. Сценарии неудачников, особенно трагические, требуют длительного сценарного
анализа, порой для того, чтобы предотвратить трагическую развязку, не осознаваемую клиентом.
Содержание сценария уникально, оно неповторимо, как отпечатки пальцев, и требует тщательного и длительного анализа.
формула сценария
Э. Берн предложил способ анализа сценария, который называется «Формула сценария». Формула сценария включает пять обязательных процессов которые должны присутствовать в поведении клиента. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение—'сценарное.
Формула сценария— ранние родительские предписания (1); программа (2); подчинение, согласие следовать программе (3); важные поступки, подтверждающие подчинение (4); развязка (5).
Рассмотрим пример. Регине 40 лет, она предприниматель. Одинока. Прародители Регины из репрессированных в советское время. Ее отец 10 лет провел в детском доме, из которого его в возрасте 14 лет и двух его младших сестер забрала бабушка, вернувшись из лагеря.
Мать Регины из зажиточной семьи, которая во время войны оказалась на оккупированной территории. Все мужчины в семье погибают. Остаются только женщины и дети. Женщины «демонстрируют чудеса выживания и адаптации, поддерживая друг друга, они поднимают детей, дают всем высшее образование».
Для родителей Регины это второй брак. Она желанный первенец. До двух лет ощущает себя принцессой, затем рождается брат, и мать тяжело заболевает, лежит по полгода в больнице. Отец отдает четырехлетнюю дочь в чужой дом, где семья бездетных пожилых людей за деньги присматривает за девочкой. Регине это не нравится, и она начинает бо-
леть и, так же как и мать, подолгу лежит в больнице. Регина возвращается в семью в возрасте семи лет.
Ранние родительские предписания. Она отчетливо помнит родительские предписания, полученные в раннем возрасте. Мама твердо и серьезно говорила: «Ты уже взрослая», «Ты можешь все». Отец же говорил: «Не высовывайся», «Выше себя не прыгнешь». По-видимому, эти предписания были переданы по наследству родителям Регины от их родителей. Именно следование этим предписаниям позволило выжить отцу Регины в детском доме, а женщинам в материнской семье адаптироваться и вырастить детей в сложных условиях послевоенного времени. Итак, предписанием матери было: «Не будь ребенком, ты уже взрослая, ты можешь все», а отца «Не будь первой, не доверяй, не высовывайся». Невыполнение этих ранних родительских предписаний подразумевало— гибель, смерть, которые были так реальны для родителей Регины в их детском опыте. Эти детские страхи родителей давали эмоциональную окраску предписаниям, тем самым усиливая их бессознательную передачу дочери.
Программа. Ранние родительские предписания Регины были амбивалентными: «Ты можешь все», но при этом «не высовывайся, не будь первой». Программа должна была показать, какие стратегии поведения выбрала Регина для осуществления родительских предписаний. Отец говорил: «Терпи, за зимой будет лето», мать— часто повторяла: «Счастье не дается без борьбы». На этапе принятия стратегий поведения уже значительную роль играет и социальное окружение. Родительские стратегии хорошо уживались с советскими идеалами. «Будь сильной». «Пока я сильная, я выдержу все», «Женщина
должна быть сильной!», «Счастье— удел сильных личностей».
Возврат в семью в семилетнем возрасте дал возможность Регине общаться со своими родственниками. Бабушка (мать матери) любила поучать внучку: «Не важно, что с тобой происходит внутри, ты должна хорошо выглядеть, быть корректной с другими, аккуратной и опрятной». Радовать других, особенно внешним видом, — одна из важных поведенческих программ Регины. Итак, две яркие стратегии: будь сильной (терпи, борись, но не высовывайся) и радуй других внешне (при этом не будь близкой, не показывай, что у тебя в душе).
Подчинение, Регина подчиняется своей программе. Она рано выходит замуж, вскоре теряет ребенка в родах, разводится. Но об этом никто даже не догадывается в институте, где она твердая отличница. Она не доверяет подругам, не высовывается со своими бедами, она аккуратна и корректна всегда и во всем. Она не проявляет слабости к себе, не берет академический отпуск. Если она проявит слабость и станет ребенком, начнет открываться и доверять — она может просто не выдержать и умереть от горя и слабости. Она считает, что ведет себя достойно, по-взрослому, однако она во власти сценария.
Важное поведение. В 22 года Регина принимает решение заняться собственным бизнесом, это период перестройки в стране, и такой шаг требует силы и мужества. За последующие 18 лет она переживала взлеты и падения в бизнесе. На терапию она пришла с запросом разобраться в'своей неуспешности. В бизнесе Регина всегда выбирала области, где от нее требовались значительные усилия (дополнительные
профессиональные знания, язык, жесткая конкуренция). Когда бизнес уже налаживался, она искусственно создавала новую ситуацию борьбы («Ты можешь все», «Счастье не дается без борьбы»). Однако то, как Регина создавала эти патовые ситуации в бизнесе, стоит рассмотреть отдельно. Это были тонкие манипуляции, интриги, где она была «серым кардиналом». Регина никогда не высовывалась, не была первой и значимой. Но именно она была автором интриги, которая поначалу приводила к успеху, и успех, кажется, нарастал... но в конце концов все довольно быстро приходило к краху бизнеса. «Не доверяй никому!» и «Не будь близкой ни с кем!» при этом «Не высовывайся!»— все отцовские предписания срабатывали, и разрушали то, что Регина с трудом создавала, следуя материнским посланиям «Ты уже взрослая и можешь все». Крах бизнеса приводил к отчуждению от коллег и партнеров, и давал новые возможности с трудом и усилиями строить новый бизнес. «С каждым крахом я становлюсь сильнее»,— с гордостью говорила Регина. Аналогичное поведение и в личной жизни. Все мужчины в ее жизни были компаньонами в бизнесе. Крах бизнеса позволял Регине не становится близкой и значимой для этих мужчин. Расставания всегда были неизбежными. Каждая последующая потеря закаляла ее и делала все «сильнее» — отчужденней, холодней, формальней.
Расплата. Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию: одиночество, истощение, сумасшествие и убийство себя или другого.
Расплата Регины— это одиночество. Она сознательно отказывается иметь детей. После первого мертворожденного ребенка она пылала желанием родить и долго методично лечилась. Наконец, она
стала беременеть. И каждая ее беременность завершалась абортом. Причем ее партнеры, ее возможные мужья и отцы ее будущего ребенка не участвовали в принятии решения о прерывании беременности. Им сообщалось постфактум. Регина оправдывает свое поведение тем, что этот мужчина не достаточно силен, чтобы поддержать ее с ребенком в дальнейшей жизни. Замужество Регина рассматривает как недостойное для себя, сильной женщины, существование, оценивая его как финансовую и эмоциональную ловушку и зависимость от мужчины.
Возможен ли выход из сценария? Как избежать расплаты? Для Регины— это полный отказ от рассмотренного нами сценария. Если анализировать семейное генеалогическое древо Регины, то появление такого патологического сценария произошло под воздействием внешних социальных событий, которые вызвали перестройку семейного родового сценария. Война, оккупация, детский дом — внешние причины, которые заставили семьи искать новые стратегии поведения и адаптации. Именно они помогли выжить, но для Регины это чужые, устаревшие средства выживания, «протухшие консервы» из семейного «Неприкосновенного Запаса».
До революции, со слов Регины, «в семейных преданиях зафиксированы только страсти по поводу любви и наследства. До замужества все девушки вели беззаботный образ жизни. Получали хорошее воспитание и образование. Главное для девушки — это хорошо и счастливо выйти замуж, а потом иметь хороший дом и здоровых детей. Меньше 7 детей не было никогда». Мощные социальные влияния привели к коренному изменению сценария этой семьи.
В своей терапевтической работе со сценариями мы используем метафору дерева. На сценарном ро-
довом дереве Регины много ветвей и почек. Мы сами выбираем, в каком саду нам жить. Решение принимается ребенком в детстве. Взрослый же может, обрезав старые, больные ветки, дать жизнь новым росткам.
Образцы сценарного процесса
Анализ жизненных сценариев выявил удивительный факт — существует ограниченное количество способов проживания сценария. В современном анализе известно шесть способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами сценарного процесса.
Они универсальны для любого пола, возраста и даже национальной культуры. Эрик Берн проиллюстрировал каждый способ темой из древнегреческих мифов.
«Никогда»
Иллюстрируется мифом о Тантале. Сын Зевса Тантал как любимец богов был удостоен чести посещать собрания и пиры на Олимпе. Однако он прогневал богов (по одной из версий мифа, разгласил людям тайные помыслы Зевса, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими людей), за что был жестоко наказан. Низвергнутый Зевсом в Тартар (область Забвения— самая жуткая часть в царстве мертвых), он стоял в воде, но не мог утолить жажду. Над ним висели ветви с плодами, которыми он не мог насытиться. Вода отступала, когда он собирался напиться, ветви отодвигались. Когда он протягивал к ним руку. Отсюда выражение «Танталовы муки» — означающее нестерпимые страдания из-за невозможности достичь близкой и желанной цели. Древнегреческий философ и ученый
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в сочинении «О небе» рассказал о человеке, который, несмотря на голод и жажду, находясь на одинаковом расстоянии от пищи и воды, продолжает оставаться на прежнем месте, не решаясь протянуть руку ни к тому, ни к другому. Аналог «буриданов осел» (Жан Буридан, 14 век), который не может выбрать между двумя одинаковыми охапками сена, и поэтому обречен на голодную смерть. Такое поведение означает крайнюю степень нерешительности и безволия в выборе. Вы никогда не будете способны делать то, что вы больше всего хотите делать или получить. Вы не сможете закончить то, что вы начали, независимо от того, как усердно вы трудитесь и интенсивно желаете. Например: человек утверждает, что хочет выучить иностранный язык или защитить кандидатскую, описывает, сколько у него возможностей и желаний. Однако он ничего не делает, чтобы достигнуть желаемых целей. Речь таких людей постоянно переполнена словами об их желаниях и о трудностях в их достижении. Например, одинокая женщина средних лет постоянно говорит о желании иметь семью, ребенка, однако ничего не предпринимает для этого. Ее круг общения ограничен сотрудниками по работе и соседями, все выходные она проводит дома одна, она не посещает мест, где можно познакомиться с мужчинами. Она рассуждает, что можно ребенка усыновить, но как же без отца его воспитывать. «Долгоиграющая пластинка» — позволяющая ей оставаться на прежнем, удобном и привычном месте. «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу!» Удивительны сны людей с таким способом проживания сценария. Например, Олег 35 лет, имеет высокооплачиваемую работу, но не интересную для него. Очень любит преподавать и бесплатно работает в вузе, проводя много времени со студентами, выезжает летом
с ними в экспедиции в счет отпуска. У него уже много лет жена и любовница, каждая из которых требует определенности в отношениях. Уже много лет ему снится один и тот же сон. Одновременно приходящие на перрон две электрички, идущие в одном направлении и приходящие в пункт назначения в одно время. Необходимо сделать выбор между ними. Обе стоят всего минуту. Сон постоянно обрывается на одном и том же месте — двери начинают закрываться. Олег просыпается в «холодном поту», так и не сделав выбор ни во сне, ни в жизни.
«Пока не»
Второй способ проживания сценария называется «Пока не». В его основе лежит миф о подвигах Геракла (Геркулеса у римлян). Сын Зевса и царицы Алкмены, Геракл обладал необыкновенной физической силой, совершил 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Совершая подвиги, Геракл прошел через всю Европу и Африку (Ливию) и в память о своих странствиях соорудил одно из 7 чудес света — две горы на берегах Гибралтарского пролива — Геркулесовы столбы. В античные времена у Геркулесовых столбов проходила граница мира, известного людям. Поэтому существует выражение «дойти до геркулесовых столбов» — что означает «дойти до последней точки, до предельной черты». «Геркулесов подвиг» — означает невероятно трудную и тяжелую работу, требующую огромных усилий. Однако награда равноценна — стать богом, бессмертным и жить на Олимпе. Девиз этого паттерна — Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не можете испытать радости, пока сполна не настрадались. Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. Существует многочис-
ленное количество вариантов этого сценарного поведения, но в каждом мысль о том, что ничто хорошее не наступит до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится. Пример: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В этой жизни надо терпеть, но мне воздастся по заслугам в раю»; «Пока не вышла замуж, то и не мечтай»; «Вот кончишь институт, то делай что хочешь, пока— нет». Проживается паттерн в течение как короткого, так и длительного времени. Например, мать считает: «Вот дети вырастут, и я вздохну с облечением, займусь любимым делом» — длительное проживание. И, вместе с этим короткое — «Я буду смотреть сериал, вот только вымою посуду». Для людей верующих— отдохнуть можно в раю, при коммунизме, в другой жизни, а сейчас надо успеть — отработать грехи, терпеть и не грешить, или терпеть во имя светлого будущего последующих поколений. Это часто встречающийся паттерн у трудоголиков— «Отдохнем в могиле». «Белка в колесе». Построение фраз речи у людей с таким паттерном тоже специфическое. Они часто используют вводные предложения: «Я говорил жене — имей в виду, то же я сказал и дочерям, старшей и младшей, — домом надо заниматься, а не глупостями!» Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну, две фразы, он должен успеть как можно больше. Девиз: Прежде, чем отдохнуть, я должен успеть сделать все! Отдых надо заслужить, и чем тяжелее ты трудишься, тем выше будет награда. Например, Ирина всегда была отличницей в школе, институте, общественницей, участвовала во всех кружках, собраниях и на первых ролях. Она делала это искренне, с полной отдачей. Но не испытывала радости от достижений. «Так должен трудиться каждый. Это нор-
мально». Сейчас она директор торгового центра. Она не имеет выходных, ее рабочий день не нормирован. В ее кабинете есть диван, где она спит почти каждую ночь. Муж привык. В такой жизни ее устраивало все, за исключением часто повышавшегося артериального давления. И когда высокое давление уже не реагировало на самые современные лекарства, врач-кардиолог направила Ирину на консультацию к психотерапевту. Прошло достаточно много времени, прежде чем Ирина смогла позволить себе уверенно выполнять свой терапевтический контракт. Ее психотерапевтический контракт был такой — работать только 4 дня в неделю и уходить домой в 17.00. Важно то, что ее успехи в бизнесе еще более возросли. Кроме того, Ирина теперь знает, какую и от кого награду она должна получить за свои труды. И ее жизнь наполнена большими и малыми наградами.
«Всегда»
В его основе миф о пряхе Арахне. Из всех людских грехов, которые вызывают у богов раздражение, худший — высокомерная гордыня. Она побуждает людей вызывать богов на состязания и даже пренебрегать ими. Одной из таких неразумных смертных была Арахна — простая крестьянская девушка, но очень хорошая пряха. Она славилась по всей Греции мастерством прясть и ткать. Искусства прядения и ткачества изобрела богиня Афина. И вот Арахна вызывает богиню Афину на состязание. Богиня рассмеялась над вызовом смертной и не откликнулась, за что поплатилась уменьшением количества жертвоприношений в своих храмах. Тогда богиня, всегда рассудительная и терпеливая, разгневалась. Афина спустилась на землю и предстала перед Арахной, вызвав ее на состязание. Состязание началось. Арахна оказалась достойной
соперницей. Афина была восхищена ее мастерством. Все бы закончилось хорошо, если бы Арахна не начала высмеивать богиню и хвастаться, что прядет лучше богини. Тогда Афина, взглянув на Арахну сказала; «Если ты прядешь лучше всех, так делай это всегда». И Арахна превратилась в паука... Человек, имеющий сценарный паттерн «Всегда», часто задает себе вопрос: «Почему это всегда случается со мной». Например, девушка, выросшая в алкогольной семье, будет неоднократно выходить замуж, при этом каждый раз выбирая себе в мужья алкоголика. Одним из вариантов поведения является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Речь таких людей путанна, как паутина Арахны. Они начинают фразу, говоря об одном, затем, прерывая фразу, перескакивают на другую, забывая первую, и так их мысль перескакивает с одного предмета на другой. «Я зашла к тебе для того, чтобы, да кстати, по дороге к тебе встретила нашу старую подругу.., помнишь, как мы в школе с ней.., да между прочим у меня сегодня радость, ты сказала, что не повезет. А тут такое началось.., просто ужас». Сценарный процесс «Всегда» отражает убеждение: «Я должен всегда оставаться в той же самой приятной ситуации». (В паутине, которую я хорошо плету, или в алкогольной среде, которая мне так хорошо знакома с детства).
«После»
Цицерон в сочинении «Тускуланские беседы» поведал о древнем придании про сиракузского тирана Дионисия Старшего (432-367 гг. до н. э.) и его царедворца Дамокла. Завидуя властелину, Дамокл всем говорил о нем как о счастливейшем из людей. И тогда Дионисий решил проучить Дамокла, повелев пове-
сить над его головой во время пышного пира острый меч. Этот меч держался на одном конском волосе. Правитель объяснил всем присутствующим, что меч— символ постоянных опасностей, которым он, Дионисий, подвергается. Выражение «Дамоклов меч» — символ грозящей опасности, отсюда — «висеть на волоске», «быть на волоске от смерти». Девиз: «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это». «За сладкую жизнь надо платить». Речь человека с таким сценарием имеет слова «после», «но». Например: «После свадьбы, начинаются будни семейной жизни»; «Да, вечеринка класс, но завтра голова будет раскалываться», «Это тебе горькие плоды после сладкой жизни», «Сладкую ягоду рвали вместе, горькую— я одна». «Да, но» — излюбленный оборот и любимая психологическая игра людей, чей сценарный паттерн «После».
«Снова и снова» (Почти)
Коринфский царь Сизиф за многочисленные свои грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был наказан богами: в загробном царстве он был осужден выполнять вечную, мучительную работу. Он вкатывал на гору камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз, и Сизиф вынужден был все начинать сначала. Бесконечная, тяжелая и бесполезная работа — наказание за грехи в прошлом. Девиз: «Я почти сделал это, но не до конца!». Ю.М. Лужков в книге «Закон Паркинсона по-российски» называет это качество недоделывать до конца национальной русской чертой. Чуть-чуть недоделать, чтобы потом переделывать или вечно ремонтировать. В пример он приводит известные швейные машинки «Подольск», которые не шьют, но если детали подточить, то все замечательно работает. «Качество— это когда сделано на 100%». Вот реальные
примеры. Денис читает книги, но много раз бросает, не дочитав до конца. Ксюша хорошо учится в течение четверти, за четверть выходит «5», но контрольную пишет на «2», четвертная— «4», Катя моет посуду, но оставляет пару недомытых ложек. Примеры демонстрируют паттерн сценарного поведения «Почти— тип 1». Вариант второй «Почти— тип 2» характерен для людей, которые вкатили свой камень на вершину, но, не останавливаясь, сразу же ищут очередную вершину повыше и продолжают свое бесконечное движение. Такие люди не чувствуют, что они уже на вершине. И это повторяется бесконечно. Виктор хорошо закончшьшколу, институт, защитил диссертацию, одну, вторую. Он уважаемый член профессионального сообщества. Несмотря на зависть коллег, Виктор не считает, что чего-то достиг и продолжает профессиональный рост. Это требует еще большего напряжения сил, у него совсем не остается времени на общение с друзьями, на отдых и развлечения. Речь людей со сценарием «Почти» имеет особенности. Основная тема разговора прерывается, иногда резко иными темами, которые договариваются до конца. Например, читается лекция студентам по узкой профессиональной теме, вдруг она резко прерывается без ассоциативных связей, темой о предстоящих мероприятиях, которые произойдут через 5-6 месяцев, например, на каникулах. Кроме того, человек со сценарием «Почти» может сделать ряд положительных высказываний, за которыми следует отрицательное, например: «Белые ночи на пароходе просто замечательны. Однако комары кусают, да».