Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек
Пол курс | Уровень эгоцентрической направленности | ||||
очень низкий | низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр: | |||||
юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 |
девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 |
Студенты других курсов: | |||||
юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 |
девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции.
Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.
В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность – это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в защите своего "Я", в том числе и психосексуальной потребностью.
Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности.
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Поскольку определение величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.).
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе – учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Для коррекции эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие Б тренингах сензитивности, общения, децентрации.
Своевременная коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне – конформность и социальная пассивность.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
К МЕТОДИКАМ ИССЛЕДОВАНИЙ
Задание 1. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека
1. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под общ. ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С.60-64.
2. Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.137-138.
Задание 2. Исследование остроты зрительных ощущений
1. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.139-140.
2. Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А.Мадорский, Н.И.Мельченко, Р.Ф.Ихсанов, Л.И.Мостовая. – Самара: СМИ, 1992. С.16.
Задание 3. Исследование мышечно-суставных ощущении
1. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.141.
2. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.72.
3. Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. – Самара: СМИ, 1992. С. 17.
Задание 4. Исследование наблюдательности
1. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.154.
2. Фридман Л.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.88.
Задание 5. Исследование восприятия времени
1. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990.C.151.
2. Практикум по общей психологии / В.В.Богословский, Т.И.Бочкарева, А.И.Великородн; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.154-155.
3. Практические занятия по психологии/Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.78-79.
Задание 6. Исследование познавательного контроля при восприятии
1. Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис... канд. психол. наук. – Л., 1976.
2. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М.А. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990. С.17-18.
Задание 7. Исследование объема кратковременной памяти
1. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.79-80.
2. Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.171-172.
3. Учебные задания и методические рекомендации по теме "Память" практикума по общей экспериментальной психологии: для студентов отделения психологии философского факультета. Киев: Изд-во КГУ, 1986. С.32.
Задание 8. Исследование опосредованного запоминания
1. Практикум по общей психологрии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С. 169-170.
2. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.128-138.
3. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.94.
Задание 9. Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
1. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. III: Метод. указания / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.24-29.
2. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972 С.128-138.
3. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.91.
Задание 10. Исследование преобладающего типа запоминания
1. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.93.
2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. С.61– 63.
Задание 11. Исследование избирательности внимания
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.С.11-12.
2. Психодиагностические методы (в комплексном лон-гитюдном исследовании студентов). Отв. ред. А.А, Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.124-126.
Задание 12. Исследование концентрации внимания
1. Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С. 12-13.
2. Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.18-19.
Задание 13. Исследование переключения внимания
1. Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Т.Ф. Цыгульская. Кировоград: КГПИ, 1988. С.37-38.
2. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.127-130.
3. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С.101-104.
Задание 14, Исследование влияния установки на способ решения задач
1. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С.145-151.
2. Практические занятия по психологии/Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.116-117.
3. Luchins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavier. – Oregon, 1959.
Задание 15. Исследование аналитичности мышления
1. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.33-41.
2. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.147-151.
3. Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1988. С.171-173.
4. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карлинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.4З-45.
Задание 16. Исследование рефлексивности мышления
1. Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.
2. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1988. С.93.
Задание П. Исследование продуктивности воображения
1. Изучение психологии личности "трудного" младшего школьника: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и учителей 1-3-х классов общеобразовательной школы / Сост.: Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1988. С.37-42.
2. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, B.C. Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.72-81.
3. Розен И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1977. С.86-92.
Задание 18. Исследование индивидуальных особенностей воображения
1. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 107-114.
2. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах: Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.86-92.
3. Психологическая служба в педагогическом институте / П.В. Лушин, Н.А. Головань, Т.И. Пашукова, Т.Ф. Цыгульская, Н.Н. Дроботун; Под ред. П.В. Лушина. Кировоград: КГПИ, 1993. С.41-48.
Задание 19. Исследование творчества
1. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спи-чак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.52.
2. Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. Самара: СМИ, 1992. С.60-61.
Задание 20. Исследование ригидности речи
1. Практические занятия по психологии/Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.52.
Задание 21. Исследование темпа устной речевой деятельности
1. Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.29.
2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе-/Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.49.
Задание 22. Исследование эготизма
1. Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв i вихователiв. / Укл.: Лушин П.В., Головань Н.О., Цигульска Т.Ф. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.12-18.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. С. 145-149.
Задание 23. Исследование настроений
1. Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989.С.10-12.
2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988. С.104-119.
Задание 24. Исследование тревожности
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. С.41-45.
2. Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов., 2-е изд. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. – М.: Просвещение, 1990. С.52-56, 215-216.
3. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.51-52.
Задание 25. Исследование эмоциональной отзывчивости
1. Методические рекомендации по диагностике эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников для учителей и студентов пединститутов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1987. С.7-13.
2. Kerr W.D., Speroff B.L Validation and evaluation of Empathy Test // Journal of genetic Psychology. 1954, V. 50. P.269-276.
3. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // 1972. V. 40. N4. P.525-544.
Задание 26. Исследование субъективного контроля
1. Бажин Е.Ф., Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т.5. №3. С.152-161.
2. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.С.86-93.
Задание 27. Исследование настойчивости
1. Витт Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку / Психология и методика устной речи в языковом вузе. Вып. 142. 1979. С.16-24.
2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.57-58.
Задание 28. Исследование импульсивности
1. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. С.25-27.
Задание 33. Исследование волевой саморегуляции
1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.116-129.
Задание 34. Исследование характерологических тенденций
1. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, B.C. Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.89-102.
2. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб. методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С 63-64.
3. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.
Задание 35. Исследование умственных способностей
1. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С.112-126.
Задание 36. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей
1. Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987. С.7-10.
2. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. К.: Радянська школа. 1980. С.54-65.
Задание 37. Исследование самооценки
1. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.30-32.
2. Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога. Методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии / Сост. Н.В. Ильчукова, Е.А. Ильчукова, Кропоткин Д.Т. Сыктывкар: Коми гос.пед. ин-тут, 1992. С.24-25.
Задание 38. Исследование уровня притязаний
1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб.пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. С.90-91.
2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе/Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.26-28.
Задание 39. Исследование эгоцентризма
1. Методические рекомендации по диагностике эгоцентризма у подростков и старших школьников для студентов-практикантов педагогических институтов / Сост. Т.Н. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1987. С. 16.
2. Пашукова Т. И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии // Педагогика. 1991. №2. С.45-48.
3. Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. №4. Р.263-267.