Психологическое обследование

Схема патопсихологического обследования ребёнка

Ф. И. О. возраст

Психологическое обследование

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

В контакт не вступает;

проявляет речевой негативизм;

контакт формальный (чисто внешний);

в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

не проявляет заинтересованности в контакте;

контакт избирательный;

легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нём заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоциально-волевая сфера:

1) активен/пассивен;

деятелен/инертен;

бодрый/вялый;

работает с удовольствием/из подчинения;

2) неадекватное поведение;

двигательная расторможенность;

агрессивность;

избалованность;

колебания настроения;

конфликтность;

страхи.

Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота)

Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).

Моторика:

1) ведущая рука (правая, левая);

2) развитие манипулятивной функции рук:

отсутствует хватание;

резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);

ограничена;

недостаточная мелкая моторика;

сохранная;

3) согласованность действий рук:

отсутствует;

норма;

4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):

ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);

внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;

быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;

плохое переключение внимания;

внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:

адекватная (радуется одобрению, ждёт его);

неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:

адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);

неадекватная (обижается);

нет реакции на замечание;

негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:

неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);

отсутствует оценка неудачи;

негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:

крайне низкая;

снижена;

достаточная.

Характер деятельности:

отсутствие мотивации к деятельности;

работает формально;

деятельность неустойчивая;

деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):

обучаемость отсутствует. Помощь не использует;

нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;

обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос заданий затруднён;

ребёнок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.

Уровень развития деятельности:

1) проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса. Стойкость игрового интереса (длительно занимается 1 игрушкой или переходит от 1 к другой):

интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со

взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует);

проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;

проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам;

2) адекватность употребления игрушек:

совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры

или качеством предмета действия);

игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением);

3) характер действий с предметами-игрушками:

неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково,

стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосёт, бросает);

специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предмета;

предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;

процессуальные действия;

цепочка игровых действий;

игра с элементами сюжета;

сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:

низкий, ограничен;

несколько снижен;

соответствует возрасту.

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация).

Зрительное восприятие:

1) восприятие цвета:

представление о цвете отсутствует;

сличает цвета;

различает цвета (выделяет по слову);

узнает и называет основные цвета (норма – в 3 года);

2) восприятие величины:

представления о величине отсутствуют;

соотносит предметы по величине;

дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову);

называет величину (норма – в 3 года);

3) восприятие формы:

нет представления о форме;

соотносит предметы по форме;

различает геометрические формы (выделяет по слову);

называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы (норма – в 3 года).

Складывание матрёшки (трёхсоставная – от 3 до 4 лет; четырёхсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):

действия адекватные/неадекватные;

способы выполнения задания:

действие силой;

перебор вариантов;

целенаправленные пробы (норма – до 5 лет);

примеривание;

зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрёшка – с 5 лет):

действия адекватные/неадекватные;

способы выполнения задания:

без учёта величины;

целенаправленные пробы (норма – до 6 лет);

примеривание;

зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5-6 колец):

действия неадекватные/адекватные;

без учёта величины колец;

с учётом величины колец:

пробы;

примеривание;

зрительное соотнесение (норма – с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши (пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение).

Почтовый ящик (с 3 лет):

действие силой (допустимо в норме до 3,5 лет);

перебор вариантов;

пробы;

примеривание;

зрительное соотнесение (норма с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок)

Конструирование:

1) конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);

2) складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:

1) ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;

2) дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре);

3) целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);

4) понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).

Временные представления:

части суток (норма с 3 лет);

времена года (норма с 4 лет);

дни недели (норма с 5 лет);

понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).

Количественные представления:

порядковый счёт (устно и пересчёт предметов);

определение количества предметов;

выделение нужного количества из множества;

соотнесение предметов по количеству;

понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»;

счётные операции.

Память:

1) механическая память (в пределах возрастной нормы, снижена);

2) опосредованная (вербально-логическая) память (норма, снижена).

Мышление:

уровень развития мышления:

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов.

«Четвёртый – лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий).

Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом.

Понимание картин со здравым смыслом.

Последовательность событий (серия сюжетных картин).

Заключение специалиста

Наши рекомендации