Психологическое обследование
Схема патопсихологического обследования ребёнка
Ф. И. О. возраст
Психологическое обследование
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
В контакт не вступает;
проявляет речевой негативизм;
контакт формальный (чисто внешний);
в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
не проявляет заинтересованности в контакте;
контакт избирательный;
легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нём заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоциально-волевая сфера:
1) активен/пассивен;
деятелен/инертен;
бодрый/вялый;
работает с удовольствием/из подчинения;
2) неадекватное поведение;
двигательная расторможенность;
агрессивность;
избалованность;
колебания настроения;
конфликтность;
страхи.
Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота)
Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).
Моторика:
1) ведущая рука (правая, левая);
2) развитие манипулятивной функции рук:
отсутствует хватание;
резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
ограничена;
недостаточная мелкая моторика;
сохранная;
3) согласованность действий рук:
отсутствует;
норма;
4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
плохое переключение внимания;
внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение:
адекватная (радуется одобрению, ждёт его);
неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
неадекватная (обижается);
нет реакции на замечание;
негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
отсутствует оценка неудачи;
негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
крайне низкая;
снижена;
достаточная.
Характер деятельности:
отсутствие мотивации к деятельности;
работает формально;
деятельность неустойчивая;
деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос заданий затруднён;
ребёнок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
Уровень развития деятельности:
1) проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса. Стойкость игрового интереса (длительно занимается 1 игрушкой или переходит от 1 к другой):
интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со
взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует);
проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам;
2) адекватность употребления игрушек:
совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры
или качеством предмета действия);
игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением);
3) характер действий с предметами-игрушками:
неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково,
стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосёт, бросает);
специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предмета;
предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
процессуальные действия;
цепочка игровых действий;
игра с элементами сюжета;
сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений:
низкий, ограничен;
несколько снижен;
соответствует возрасту.
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация).
Зрительное восприятие:
1) восприятие цвета:
представление о цвете отсутствует;
сличает цвета;
различает цвета (выделяет по слову);
узнает и называет основные цвета (норма – в 3 года);
2) восприятие величины:
представления о величине отсутствуют;
соотносит предметы по величине;
дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову);
называет величину (норма – в 3 года);
3) восприятие формы:
нет представления о форме;
соотносит предметы по форме;
различает геометрические формы (выделяет по слову);
называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы (норма – в 3 года).
Складывание матрёшки (трёхсоставная – от 3 до 4 лет; четырёхсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
действия адекватные/неадекватные;
способы выполнения задания:
действие силой;
перебор вариантов;
целенаправленные пробы (норма – до 5 лет);
примеривание;
зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрёшка – с 5 лет):
действия адекватные/неадекватные;
способы выполнения задания:
без учёта величины;
целенаправленные пробы (норма – до 6 лет);
примеривание;
зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5-6 колец):
действия неадекватные/адекватные;
без учёта величины колец;
с учётом величины колец:
пробы;
примеривание;
зрительное соотнесение (норма – с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши (пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение).
Почтовый ящик (с 3 лет):
действие силой (допустимо в норме до 3,5 лет);
перебор вариантов;
пробы;
примеривание;
зрительное соотнесение (норма с 6 лет обязательно).
Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок)
Конструирование:
1) конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);
2) складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений:
1) ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;
2) дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре);
3) целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);
4) понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).
Временные представления:
части суток (норма с 3 лет);
времена года (норма с 4 лет);
дни недели (норма с 5 лет);
понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).
Количественные представления:
порядковый счёт (устно и пересчёт предметов);
определение количества предметов;
выделение нужного количества из множества;
соотнесение предметов по количеству;
понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»;
счётные операции.
Память:
1) механическая память (в пределах возрастной нормы, снижена);
2) опосредованная (вербально-логическая) память (норма, снижена).
Мышление:
уровень развития мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
элементы абстрактно-логического мышления.
Классификация предметов.
«Четвёртый – лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий).
Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом.
Понимание картин со здравым смыслом.
Последовательность событий (серия сюжетных картин).
Заключение специалиста