Данные, необходимые психологу
Как говорил в свое время отечественный философ и психолог Г.И. Челпанов (1862-1936): "Не из наблюдения только самого себя, а из наблюдения вообще всех живых существ психолог стремится строить законы душевной жизни". Эти наблюдения психология черпает из целого ряда других наук. Материал, необходимый психологу для построения системы психологии, условно можно разделить на три группы данных:
1. Данные сравнительной психологии:.
Ø "психология народов" (этнография, антропология);
Ø психология животных;
Ø психология ребенка.
2. Анормальные явления.
Ø душевные болезни;
Ø гипнотические явления, сон, сновидения;
Ø психическая жизнь слепых, глухонемых и т.п.
3. Экспериментальные данные.
Итак, мы видим, что для современного психолога, прежде всего, необходимо иметь данные сравнительной психологии, в которую входят история и развитие религиозных представлений, история мифов, нравов, обычаев, языка, история искусств, ремесел и т.п. Весьма важный материал для психологии доставляют и художественные произведения: например, для изучения такой страсти, как "скупость", нам следует обратиться к изображению ее у Пушкина, Гоголя и Мольера.
Психология животных важна потому, что в психической жизни животных те же самые "способности", которые у человека являются в неясной форме, возникают в простой, элементарной форме, вследствие чего доступны более легкому изучению; например, инстинкт у животных выступает в гораздо более ясной форме, чем у человека.
Психология ребенка имеет важное значение потому, что, благодаря ей, мы можем видеть, каким образом высшие способности развиваются из элементарных. Например, развитие способности речи можно было проследить у ребенка, начиная с самой зачаточной формы.
Изучение анормальных явлений, куда относятся душевные болезни, гипнотические явления, сон и сновидения, также необходимо для психолога. То, что у нормального человека выражено неясно, у душевнобольного выражается чрезвычайно ясно. Например, явление потери памяти замечается и у нормального человека, но особенно отчетливо оно выступает у душевнобольных.
Экспериментальные данные дают нам возможность классифицировать феномены психической реальности, установить проверяемую на опыте закономерную связь между ними. Наиболее эффективным методом их получения является лабораторный эксперимент.
Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.
Словарь к теме 1
Вера – знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования.
Знание – отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях человеческого опыта.
Мировоззрение– система научных представлений о мире и месте в нем человека. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения и действий людей.
Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
Мировосприятие – формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства.
Органы чувств – каналы, по которым внешний мир проникает в сознание. Телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.
Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Парадигма– (в широком смысле) концептуальная модель постановки и решения задач на данном этапе общественно-исторического развития. (В узком плане): набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества
Познание – процесс приобретения знания, результатом которого является накопление и обогащение знаний
Прагматическая вера – научная гипотеза, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы.
Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений
Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее: направленность, темперамент, характер и способности;
Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.
Реакция – ответ организма на какой-нибудь раздражитель.
Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - "небесный", сверхъестественный, сверхчувственный.
Рецептор – специализированный органический орган, расположенный на поверхности тела или внутри него и предназначенный для восприятия различных раздражителей – физических, химических, механических – и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Ценностные ориентации – направленность личности на усвоение общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Ценность – философское понятие для обозначения объектов, явлений и идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Значение – 1) объективная функция предмета, которую он выполняет в деятельности людей в процессе их общения; 2) содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; 3) предметно выраженный образ или понятие. Значение определяется объективной сущностью предмета.
Смысл – 1) конкретизация значения предмета в речевом или деятельностном соотношении его со значением слов или с предметной ситуацией; 2) субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ним; 3) содержание человеческого бытия в функции посредника в отношениях индивида с миром и с самим собой. Смысл не всегда осознается и не всегда может быть выражен рационально.
Основные понятия жизненного пути личности
Жизненный путь – процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель – представление об основных результатах или событиях жизни, интегрирующих все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива – готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реальных жизненных событиях.
Пространство и время жизни – психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время – как свойство его регуляции.
Инициатива – своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.