Параллели с факторами Айзенка
Следует обратить особое внимание на тождественность дихотомического фактора «логика—этика» в типологии Юнга и дихотомического фактора «упорство—уступчивость» (жесткость-мягкость) в последней редакции типологии Айзенка (Айзенк, Вильсон, 2000), а также юнговской дихотомии «иррациональ-
|ность—рациональность» и айзенковского фактора «нейротизм— эмоциональная стабильность». Эти совпадения наглядно прослеживаются в практически одинаковой структуре характеристичных признаков, используемых для диагностики полюсов в соответствующих факторах и дихотомиях. Анализ структуры айзенковских диагностических шкал показывает, что школа Айзенка в конце 1990-х годов фактически пришла к тем же по содержанию осям психологического пространства, которыми пользуется школа Юнга, хотя и под другими названиями (экстраверсия = экстраверсия, нейротизм = иррациональность, жесткость = логика). Различие, помимо названий, лишь в том, что факторы Айзенка повернуты относительно осей Юнга на незначительные углы. Без пары осталась только юнговская ось интуиция—сенсорика, что можно объяснить, с одной стороны, упорным нежеланием представителей школы Айзенка отказываться от трехфакторной модели личности в пользу четырехфакторной (слишком много взаимных полемических стрел было на эту тему выпущено за 50 лет), и, с другой стороны, отсутствием в базовых признаках, используемых для факторизации в исследованиях школы Айзеика, главных и наиболее характерных признаков интуитивно-сенсорной дихотомии: воображения и фантазии, способности—неспособности раздваивать внимание, стремления сенсориков к комфорту и приятным ощущениям от еды и сна и т. д. В силу этого в соответствующих факторных исследованиях (Айзенк, Вильсон, 2000) фактор, соответствующий дихотомии «интуиция—сенсорика», остается в скрытом, латентном состоянии, набирая малую весовую нагрузку, что позволяет его игнорировать. Соответствующие ему признаки, которые
ГЛАВА 2
все-таки частично наличествуют в базе признаков, используемых школой Айзенка для факторизации, оказываются «размазанными» по структуре трех других факторов,— в зависимости от своих слабых и второстепенных корреляций с ними.
КОРОТКО О ХАРАКТЕРЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КАЖДОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Из логики, этики, интуиции и сенсорики складывается, как из кирпичиков, работа человеческого сознания. Психологическая активность этих функций физиологически обусловлена преобладающей активностью и «тренированностью» определенных функциональных образований подкорки и мозговой коры. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально-устойчивым для данного конкретного человека распределением энергоинформационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них у разных людей) и основана юнговская классификация психологических типов.
Дихотомию сенсорики и интуиции Юнг трактовал как предпочитаемый способ восприятия информации (Sensing—iNtuition). Сенсорика, или здравомыслие (S),— это восприятие информации конкретными целостными и не очень большими блоками, без параллельного восприятия информации сразу по нескольким каналам и без домысливания, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Сенсорики часто ориентируются на общепринятое мнение, внимательны к своему самочувствию, хорошо оценивают сиюминутную практическую выгоду.
Интуиция (N)— схватывание информации в целом, полагаясь на развитые ассоциативные процессы и связанное с ними воображение, легко восполняющее информационные пустоты. В рамках интуиции возможно одновременное усвоение информации, поступающей но многим параллельным каналам. Интуиты хорошо улавливают возможную перспективу, скрытые комбинации и возможности, хотя при этом могут излишне абстрагироваться от реальности. Из-за конкуренции со стороны образов воображения непосредственное сенсорное восприятие у интуитов как бы разорвано на временные кадры, перемежающиеся образами воображения, и слегка «затуманено» — воспринимаемый ими мир ли-
ПСИХОДИАГНОСТИКА
шен той плавности разворачивания событий, той конкретной живости и сочности красок, которые доступны сенсорикам.
Дихотомию логики и этики Юнг трактовал как предпочитаемый способ принятия решений (Thinking—Feeling).
Логика, или размышление (Т), — ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность.
Этика, или переживание (F), — эмоциональная вовлечен-
Кть, ориентация в принятии решений в большей мере на че-еческие взаимоотношения, этические моменты. Для этиков актернь} более живые и насыщенные эмоции.
О ПРОЯВЛЕНИЯХ ЭКСТРАВЕРТНЫХ И ИНТРОВЕРТНЫХ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Деловая логика(экстравертная, наступательная логика, обращенная «вовне»). Ее типичными чертами являются конструирование, логический синтез, деловая выгода, эффективность, цель, план, технология.
Люди с развитой деловой логикой умеют говорить долго, громко и логично, при этом как бы мысля и рассуждая вслух и получая от этого удовольствие. Они энергичны и работоспособны, упорны, являются жесткими руководителями, уверены в своей правоте и своем логическом и интеллектуальном превосходстве. В разрешении конфликтов склоняются к жестким и силовым способам; мало думают о морали и этичности поступков, нуждаясь в этих вопросах в советчике со стороны; умеют манипулировать людьми и ситуациями; придают большое значение материальным интересам и деньгам; умеют обходить действующие нормы и правила; практичны; изобретательны; деловиты; организованны; объективны; эрудированны; больше верят логике силы и логике документов, фактов, чем людям и чувствам. Из них получаются хорошие администраторы и бизнесмены.
2. Структурная логика(интровертная, защитная логика) систематизирует и логически упрощает окружающее, помогает выстраивать логическую линию обороны против внешнего вмешательства, придирчиво выискивает чужие логические ошибки. Для нее характерны анализ, умозрительная структура, система, теория, стратегия.
ГЛАВА 2
Люди с развитой структурной логикой любят во всем постоянство, систему и предсказуемость, часто заняты последовательным логическим обдумыванием своих предыдущих действий и поступков, склонны к дотошному планированию, нередко любят серьезную классическую музыку, неукоснительные правила и порядок в жизни (педантизм); дисциплинированы, предусмотрительны (порой перестраховываются), требуют от других соблюдения порядка и дисциплины. Они часто подозрительны к людям; легко подмечают неточности и ошибки; люб,ят схемы, структуры и графики, эмоционально холодны (иногда даже жестоки), не любят и не умеют входить в чужое положение; часто демонстрируют упрямую парадоксальную логику, склонны к подробному логическому перебору вариантов; интересуются политикой и точными науками; любят оружие; часто что-нибудь коллекционируют. Хорошие кабинетные ученые и инспектора. 3. Этика эмоций (экстравертная, наступательная эмоциональность).Типичны открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция, экстаз.
Люди с развитой этикой эмоций не скрывают своих чувств, умеют и любят их показывать; любят находиться в фокусе человеческих эмоций и страстей; решения принимают сердцем, а не логикой или рассудком; очень общительны, эмоционально контактны, энергичны и творчески активны (Леонид Якубович). Они любят танцы и музыку, эстраду, сцену, им легко дается фраза: «Какой сегодня прекрасный день!»; они подчиняют окружающих своему эмоционально-волевому напору; легко завязывают отношения с новыми людьми; любят одеваться модно и ярко, пользоваться духами; любят принимать гостей и умеют торговать, вкладывая в общение с покупателями общительность и обаяние. Умеют испытывать эмоции и страсти. Порой не понимают самих себя (не умеют и не хотят в себе логически разобраться) и внутренне комплексуют.
4. Этика отношений (интровертная, защитно-оборонительная эмоциональность).Большое значение имеют отношения и взаимодействия между людьми, вопросы долга и морали, тонкое эмоциональное восприятие.
Люди с развитой этикой отношений ранимы к критике, боятся выглядеть смешными, придают большое значение приличиям и форме поведения; боятся воров и мошенников. В их характерном выражении глаз чувствуется как бы осуждение по отношению к людскому несовершенству и жестокости. Они из-
ПСИХОДИАГНОСТИКА
бегают борьбы и столкновений интересов; им плохо удается деловая логика, но они мастера в сочувствии и в наблюдении тонких психологических нюансов поведения. Им хорошо удается воспитательная работа "в коллективе, из них получаются очень хорошие врачи. Все великие писатели-моралисты (Драйзер, Достоевский) имели сильную этику отношений.
5. Интуиция возможностей (экстравертное, наступательное воображение).Характерны способность мгновенно оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности объекта, поиск новых возможностей, творческая фантазия, генерация новых идей. Люди с развитой интуицией возможностей быстрее других придумывают что-нибудь новое и оригинальное, открывают новые возможности, подходы и решения; сверхчувствительны, любят опасность и приключения, часто кажутся непредсказуемыми. Они быстро начинают скучать от любой рутины; легко бросают начатые, даже перспективные дела, обращаясь к новому и предоставляя возможность другим доделывать начатое. Если у них развита логика, то из них получаются хорошие ученые, если преобладает этика — получаются отличные журналисты и специалисты по рекламе. Из-за слабой сенсорики они порой забывают вовремя поесть, мало обращают внимания на неудобства (сенсорики, внимательные к своим ощущениям, находятся на одном конце психологического «коромысла», а инту-иты — на другом).
6. Интуиция времени (интровертное, защитно-оборонительное воображение).Типичные черты — тревога, скептицизм, мнительность, способность предчувствовать, прогнозировать, улавливать динамику развития, одним взглядом распознавать будущие опасности. Люди с развитой интуицией времени обычно пессимистичны и тревожны, задумчивы, иногда всю жизнь пытаются разобраться в себе; любят думать о смысле жизни и строении вселенной, о проблеме непрерывности человеческого Я. Если они этики — они тонкие и грустные лирики с хорошим поэтическим чутьем, если логики — великолепные прогнозисты и аналитики (и в политике, и в финансах). Кстати, и у В. В. Путина эта функция сильно развита. Душа человека для них всегда важнее, чем внешность. Часто скучают, любят мечтать в одиночестве, избегают конфликтов и силового давления (не умеют и не любят). Нуждаются в партнерах, которые «подпитывали» бы их своей мощной, оптимистической и эгоцентрической волевой сенсорикой. Отлично
ГЛАВА 2
и мгновенно ощущают вероятность возможных событий, видят в будущем дальше других, легко делают правильные выводы о целостной ситуации, опираясь лишь на малые подсказки и фрагменты информации. Сомнения, мечты и фантазии, альтруизм, равно как и прозорливость в отношении будущих событий — это про них.
7. Волевая сенсорика (экстравертная, наступательная и оптимистическая).Основные качества характера — решительность, уверенность, оптимизм, отсутствие сомнений, анархичность, независимость, эгоцентризм, позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, активное стремление ко всему самому лучшему, красивому и приятному. Люди с развитой волевой сенсорикой оптимистичны, самоуверенны, не умеют ждать, всегда реагируют быстро и решительно (не понимают сомнений и не любят долгих раздумий). Они свободны и раскованы, эмоционально поверхностны, обожают и умеют руководить другими людьми, любят поесть и поспать, но по большому счету всегда в тонусе и готовы к действию (типичные примеры — Наполеон, Цезарь, Александр Македонский, маршал Жуков). Они подчас не очень дисциплинированы и бесцеремонны в отношении чужих интересов, щедры к себе, нередко эгоцентричны («Подвиньтесь, пожалуйста, — мне будет удобней в середине»). Они беззаботны, любят жизнь и умеют жить, мало думая о чужих интересах. Они любят владеть красивыми и редкими вещами, держать в своем окружении красивых и редких людей (при этом часто инспектируют свое «хозяйство»). Все профессии, где требуются решительность,воля, самоуверенность, стремление и талант к руководству (чем выше, тем лучше), — это для них. Там, где нужно в первую очередь думать об общественном благе, подчиняться и уметь «подстилать соломку», — это не для них.
8. Сенсорика ощущений (защитная).Характерны понимание гармонии пространственных форм, ощущение красоты и удобства, ощущение вкуса, хорошее самочувствие, радость покоя и удобства положения, гедонизм, лень, нежелание напрягаться, сосредоточенность на своих удобствах и ощущениях (терпеть не могут сквозняков и авральной работы, смысла которой для себя не понимают). Люди с. развитой сенсорикой ощущений плохо чувствуют новые идеи и всевозможные новаторские проекты, им очень трудно раздваивать свое внимание на двух-трех делах сразу, но уних есть чутье на уют, комфорт, удобство и красоту. Отзывчивы на чужую потребность в удобствах, комфорте, еде, сне
|т. п. Не любят резких и громких звуков, не терпят конфликтов, ни хорошие миротворцы-посредники, кулинары и художники, «торопливые и тщательные мастера. Лучше других способны тонкой ручной работе. Они хорошо умеют совершенствовать ке известное (придумывать новое им намного сложнее). Весьма бережливы по отношению к себе, к своим трудозатратам — стараются свести к минимуму усилия, терпеть не могут любых избыточных, неоплаченных или неожиданных нагрузок. Поэтому из них, если у них развита логика, получаются хорошие неспешные рационализаторы — психотип «мастер», и именно благодаря их примеру говорят, что лень — двигатель прогресса.
Все наступательные (экстравертные) функциив своих проявлениях как бы стремятся к расширению контактов человека с миром, бесцеремонны по отношению к существующей системе отношений.
Все оборонительные (интровертные) функции,наоборот, стремятся минимизировать и упростить эти контакты, выстраивают стабильную систему отношений.
ИЗМЕРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЕ ИХ ПРОФИЛЯ
Зная у конкретного испытуемого величину каждой из четырех рассмотренных дихотомий, играющих роль четырех степеней свободы и определяющих психологическую координату человека (с учетом ограничений, указанных в подписи к рис. 2.1), можно рассчитать величину выраженности у испытуемого всех описанных психологических функций по отдельности: логики, этики, интуиции, сенсорики, а также их восьми экстравертных и интровертных компонент, описанных в предыдущем разделе:
ЛОГИКА = логика деловая + логика структурная
ЭТИКА = этика эмоций + этика отношений
ИНТУИЦИЯ = интуиция возможностей + интуиция времени
СЕНСОРИКА = сенсорика волевая + сенсорика ощущений
БАЛАНС (E/I) = логика деловая — логика структурная БАЛАНС (E/I) = этика эмоций — этика отношений БАЛАНС (E/I) = интуиция возможностей — интуиция времени БАЛАНС (E/I) = сенсорика волевая — сенсорика ощущений
ГЛАВА 2
БАЛАНС (J/P) = (ЛОГИКА + ЭТИКА) - (ИНТУИЦИЯ +
+ СЕНСОРИКА)
БАЛАНС (T/F) = ЛОГИКА - ЭТИКА
БАЛАНС (N/S) = ИНТУИЦИЯ - СЕНСОРИКА
ЛОГИКА + ЭТИКА + ИНТУИЦИЯ + СЕНСОРИКА = 100 %
Это четвертое вспомогательное уравнение, необходимое для нахождения всех 12 неизвестных, исходит из предположения о постоянной сумме энергетических ресурсов, распределенных по всем психологическим функциям.
Если в эксперименте измерены и известны значения всех четырех дихотомий (балансы E/I, J/P, T/F, N/S), то можно найти значения всех 12 неизвестных величин — каждой из восьми базовых психологических функций (вертных проекций), имеющих выраженную вертную окраску, и четырех сумм экстравертных и интровертных компонент, уже не связанных с вертностью. Правда, решение получается приблизительным, поскольку оно исходит из огрубляющего предположения об одинаковом балансе вертности для логики, этики, сенсорики и интуиции, что не совсем правильно, а также из не вполне точного предположения о постоянной сумме энергетических ресурсов, приходящихся на сумму всех психологических функций.
Совсем иное дело, если нами заранее независимо измерены восемь зкстравертных и интровертных компонент базовых функций (то есть логика деловая, логика структурная, этика эмоций и этика отношений, интуиция возможностей и интуиция времени, сенсорика волевая и сенсорика ощущений). В этом случае на основании тех же уравнений и без всяких лишних допущений легко рассчитать как все четыре интегральные функции, так и все четыре дихотомии. Дихотомию между экстраверсией и ин-троверсией в этом случае вычисляют как среднее разностей экстравертных и интровертных компонент четырех функций:
БАЛАНС (E/I) = [(логика деловая — логика структурная) + (этика эмоций — этика отношений) + (интуиция возможностей — интуиция времени) + (сенсорика волевая — сенсорика ощущений)]: 4
Как в. эксперименте измеряются дихотомии? На практике это достигается предъявлением испытуемому анкеты с вопросами в формате выбора между двумя фиксированными альтернативными ответами, например:
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Для вас ближе и дороже: а) чувство; б) мысль. Данный вопрос нацелен на измерение дихотомии баланса между логикой и этикой. Выбор испытуемым варианта ответа «а» прибавляет один балл к преимуществу этики, а выбор варианта «б» — соответственно один балл к преимуществу логики. При предъявлении достаточного количества подобных вопросов можно измерить у данного испытуемого баланс между логикой и этикой, то есть соответствующую дихотомию в условных единицах. Условные единицы нестрашны — далее они легко переводятся в универсальные стэны. Для этого достаточно определить в условных единицах среднее значение и стандартное отклонение измеряемого баланса для достаточно большой выборки испытуемых, моделирующей генеральную совокупность.
Аналогично (на характерных альтернативных признаках) конструируются вопросы, предназначенные для измерения баланса интуиции—сенсорики и рациональности—иррациональности. Для измерения баланса рациональности—иррациональности используют общие поведенческие признаки, характерные для людей рационального и иррационального полюсов. Рациональность (J) — предпочтение определенности, стремление к планированию, следование заданному плану, организованность, методичность. Иррациональность (Р) — это импульсивность, предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность.
По подобному образцу выстроены, например, популярная а России (и не очень надежно работающая) переводная анкета Кейрси (Практикум по психологии, 1996) на 70 вопросов, анкеты Типологического показателя Майерс-Бриггс — формы на 166 и 126 вопросов (Briggs-Myers, McCaulley, 1985), тест ГУТ — Грей-Уилрайт Тест (Gray, Wheelwright, 1946), предназначенные для измерения дихотомий и диагностики у испытуемого одного из 16 возможных юнговских психологических типов.
Как уже нами отмечалось, в действительности способ построения психологического профиля испытуемого и определения его юнговского психотипа на основе измерения лишь четырех дихотомий не вполне корректен. Ведь он игнорирует те самые 37 % «свободной» дисперсии для каждой функции, о которых говорилось выше и которые дают возможность каждой психологической функции (будь то логика, этика, интуиция или сенсорика) слегка флуктуировать как по своей величине, так и по своей вертности, независимо ни от каких измеренных дихотомий. Ма-
ГЛАВА 2
тематически эта некорректность вышеприведенной системы уравнений спрятана в четвертом уравнении, где почему-то постулируется, что суммарная активность всех четырех функций обязательно должна равняться 100 %. В действительности, если функции не полностью зависимы друг от друга, эта сумма может быть и 110, и 92 %, что и имеет место на практике. . Как уже говорилось, мы получим не приблизительный, а точный результат только в том случае, если будем измерять не четыре показателя для нахождения восьми функций, а сразу все восемь функций непосредственно. Для этого нам понадобится анкета с вопросами в ином формате. Например: Вы склонны сочувствовать людям ? Вы любите танцы и музыку?
Первый положительный ответ (можно и с градациями в зависимости от степени согласия) добавит определенный балл в «копилку» этики отношений,второй — в «копилку» этики эмоций.Аналогично, по характерным признакам, строятся вопросы для диагностики логики, интуиции, сенсорики, а также их экстравертных и интровертных поведенческих компонент. Так построен, например, личностный опросник Зингер—Лу-мис — ЛОЗЛ (Loomis, Singer, 1980), предназначенный для раздельного измерения всех юнговских функций. На этом же принципе основан личностный опросник В. Л. Таланова (ЛОТ) на 340 вопросов, разработанный и стандартизированный в Петербурге в 2000-2002 годах для целей особо точной диагностики индивидуального профиля юнговских функций. В данном опроснике повышение точности достигнуто благодаря использованию восьми независимых шкал примерно по 30 вопросов каждая для раздельной диагностики всех функций в двух их возможных ипостасях — экстравертной и интровертной. Точность повышена и благодаря использованию градаций ответов и весовых коэффициентов для оценки вклада вопросов, а также за счет применения при компьютерной обработке четырех корректирующих шкал (коррекции на искренность, на внушаемость и соглашательство, на интеллект, на внутреннюю устойчивость и согласованность ответов, на приобретенную асоциальность или социальность установок). Приведенные в настоящей главе данные о величине корреляций между отдельными юнговскими функциями, а также между их вертностью, были получены именно с помощью данного опросника; с помощью анкет, диагностирующих только четыре дихотомии, это сделать невозможно.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ТИПОЛОГИЯ ЮНГА И СОЦИОНИКА
Развитием типологии Юнга в России, Прибалтике, на Украине и в других странах СНГ занимается соционика— молодая наука, возникшая в 70-х годах прошлого века на стыке психологии, социологии и информатики. Основатель соционики — литовский ученый, педагог, экономист Аушра Аугустинавичю-хе — соединила типологию Юнга с информатикой, разработав систему знаков и моделей, которая составила аналитический аппарат для изучения структуры человеческой психики (Аугу-стинавичюте, 1997, 1998) и описала взаимодействия между типами личностей, названные интертипными отношениями.
Разрабатывая идеи соционики, Аугустинавичюте не была знакома с типоведением Бриггс-Майерс. Она сама пришла к выводу о шестнадцати психологических типах, но, не остановившись на этом, прошла гораздо дальше. Она познакомилась с современным типоведением, когда в развитой ею соционике уже были достигнуты значительно более важные результаты в сравнении с исследованиями американских ученых. Отличие от типоведения Бриггс-Майерс здесь состоит в том, что Аугустинавичюте, следуя описаниям Юнга, сохранила за функциями их особое значение в зависимости от местоположения в иерархии, что позволило впоследствии построить модели информационного-обмена. При этом для функций она изменила названия, приблизив их к современным значениям слов. Это было сделано для того, чтобы не путать понятия «чувство» (feeling) и «ощущение» (sensing), а также чтобы показать, что мыслят, например, не только «мыслительные», а чувствуют не только «чувствующие». Смысл юнговских понятий при этом остался тем же (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Соционический базис психологических типов
Соционические признаки (функции) | |
по К. Г. Юнгу | по А. Аугутинавичуте |
Мыслительная (Т) | Логическая(Л) |
Эмоциональная (F) | Этическая(Э) |
_Ощущающая (S) | Сенсорная (С) |
Интуитивная(N) | Интуитивная (И) |
ГЛАВА 2
Соционические типы различаются между собой, в первую очередь, индивидуальной «технологией», индивидуальным способом физиологического обеспечения ряда психических процессов, протекающих на «высших этажах» церебральной организации — переработки информации об окружающей обстановке, прогнозирования ситуации и принятия решения.
В связи с тем, что различия в типе личности — это не что иное, как различия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности были названы типами информационного метаболизма. Этот термин был введен классиком польской психиатрии А. Кемпинским (Кемпински, 1975). По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его.
Мы кратко рассмотрим так называемую модель «Ю», которую разработала Аушра Аугустинавичюте и которую она назвала так в честь Юнга. Для преодоления недоразумений надо помнить, что всего у нас восемь психологических функций (с учетом их экстра-вертных и интровертных компонент), а каналов в этой упрощенной модели — четыре (то есть имеются места лишь для четырех функций). Впрочем, это те функции, которые играют наибольшую роль в интертипных отношениях, поэтому модель «Ю», несмотря на свою очевидную неполноту, очень хорошо работает на практике, объясняя и предсказывая поведение и взаимодействие людей.
Согласно модели «Ю», человеческая психика есть результат совместного действия четырех «каналов связи», или каналов обработки информации. Каждому каналу соответствует своя функция, не повторяющаяся ни в одном из них.