Дискуссию с теми, кто также проходит испытание .. .... п
3. Устное изложение и показ того, что я знаю.................. I—
4. Сообщение в свободной форме о том, как
я применил то, чему научился........................................ П
5. Письменный отчет, охватывающий историю
вопроса, теорию и метод.................................................. I—I
Н. ЛЮДИ, ЧЬИ ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА Я УВАЖАЮ БОЛЬ-ПІЕ ВСЕГО, ЭТО ВЕРОЯТНО:
1. Выдающиеся философы и ученые...................................
2. Писатели и учителя...........................................................
3. Лидеры деловых и политических кругов.........................
4. Экономисты и инженеры.................................................
5. Фермеры и журналисты....................................................
0. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я НАХОЖУ ТЕОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ, ЕСЛИ ОНА:
1. Кажется родственной тем другим теориям — и идеям, которые я уже усвоил....................................... Ш
2. Объясняет вещи новым для меня образом..................... I—I
3. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций.......................................................... I—I
4. Служит прояснению моего личного опыта и __
наблюдений....................................................................... Н
5. Имеет конкретное практическое приложение............... I—I
П. КОГДА Я ЧИТАЮ СТАТЬЮ ПО ДИСКУССИОННОМУ ВОПРОСУ, Я ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ В НЕЙ:
1. Показывались преимущества для меня в —. зависимости от выбираемой точки зрения.................... Н
2. Излагались все факты в ходе дискуссии......................... I—I
3. Логично и последовательно обрисовывались
затрагиваемые спорные вопросы.................................... =^
4. Определялись ценности, которые исповедует автор..... I—I
5. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.............................................
п
Р. КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ, ВЫХОДЯЩУЮ ЗА РАМКИ МОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я ДЕЛАЮ ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЛЕДСТВИЕ:
1. Заинтересованности в совершенствовании своих —
профессиональных знаний.............................................. I—I
2. Указания со стороны уважаемого мной человека
на возможную ее полезность........................................... Ш
3. Желания расширить свою общую эрудицию.................. I—I
4. Желания выйти за пределы собственной
деятельности для разнообразия............. .......................... □
5. Стремления узнать больше об определенном
предмете.......................... ...................:....................................□
С. КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ПОДХОЖУ К КАКОЙ-ТО ТЕХНИ-ЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ, Я СКОРЕЕ ВСЕГО БУДУ:
1. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией.......................................................................
2. Искать пути и способы решить эту проблему................
3. Обдумывать альтернативные способы ее решения........
4. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему....................................................... I—I
5. Пытаться найти самую лучшую процедуру для .—. ее решения......................................................................... I—I
Т. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОНЕН К ТО-МУ, ЧТОБЫ.
1. Находить существующие методы, которые
работают, и использовать, их как можно лучше........... 1—1
2. Ломать голову над тем, как разнородные методы
могли бы работать вместе................................................ =і
3. Открывать новые и более совершенные методы........... I—I
4. Находить способы заставить существующие
методы работать лучше и по-новому.............................. I—I
5. Разбираться в том, как и почему существующие
методы должны работать................................................. I—I
Благодарим Вас за искренние ответы. А теперь, пожалуйста, сложите проставленные вами номера как баллы ответов по сле-дующим формулам:
С" = 1(А + Ж + Н) + 2(Б + 3 + О) + 5(В + И + П) + 4(Г + К + Р) +
+ 3(Д + Л + С) + 2(Е + М + Т) Й" = 2(А + Ж + Н) + 1(Б + 3 + О) + 4(В + И + П) + 3(Г + К + Р) +
+ 1(Д + Л + С) + 3(Е + М + Т) ІІ' = 3(А + Ж + Н) + 4(Б + 3 + О) + 1(В + И + П) + 5(Г + К + Р) +
+ 2(Д + Л + С) + 4(Е + М + Т) А" = 4(А + Ж + Н) + 3(Б + 3 + О) + 3(В + И + П) + 1(Г + К + Р) +
+ 5(Д + Л + С) + 5(Е + М + Т) Р" = 5(А + Ж + Н) + 5(Б + 3 + О) + 2(В + И + П) + 2(Г + К + Р) +
+ 4(Д + Л + С) + 1(Е + М + Т)
где С", Й\ Л", А" и/- основные мыслительные стратегии, соответственно, синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, ре-алист. Выражение 1(А + Ж + Н) означает, что необходимо сло-жить баллы по первым окончаниям в пунктах А, Ж и Н опросни-ка, 4(Г + К + Р) — складываются баллы по четвертым окончани-ям в пунктах Г, К и Р.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
СИНТЕЗАТОР
1. Открытая конфронтация.
2. Ошеломляющие вопросы и ответы.
3. Позиция «стороннего наблюдателя».
4. Инкубация противоречий.
5. Фантазирование в стиле «что если».
6. Негативный анализ.
ИДЕАЛИСТ
1. Интерес к целому.
2. «Дальний прицел».
3. Определение целей и критериев.
4. Рецептивное слушание.
5. Поиск средств для достижения согласия.
6. Апология гуманности.
ПРАГМАТИК
1. Инкрементализм (кусочечный подход).
2. Экспериментирование и инновации.
3. Поиск быстрой отдачи.
4. Тактическое мышление.
5. Маркетинговый подход.
6. Планирование возможностей.
АНАЛИТИК
1. Систематический анализ вариантов.
2. Запрос дополнительных данных.
3. Консервативное фокусирование.
4. Картирование ситуации.
5. Конструктивное внимание к деталям.
6. Анализ через синтез.
РЕАЛИСТ
1. «Что? Где? Когда и Как? Зачем и Почему?»
2. Инвентаризация ресурсов.
3. Стремление к практическим результатам.
4. Упрощение.
5. Опора на мнение специалистов.
6. Острая коррекция.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ
СИНТЕЗАТОР
Характерные особенности:
1. Интегративный подход.
2. Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах.
3. Стремится к конфликту и синтезу.
4. Питает интерес к изменениям.
5. Теоретизирующий.
6. Безразличен к данным без интерпретации.
Достоинства:
1. Во всяком деле сконцентрирован на основополагающих принципиальных допущениях и положениях.
2. Обращает внимание других на концептуальные, теоретиче-ские аспекты дела.
3. Искусен в предотвращении соглашательской политики, не-обоснованных уступок.
4. Лучше других действует в ситуациях напряженной дискус-сии, спора.
5. Обеспечивает в группе дискуссию и творчество.
Недостатки: Может:
1. Проявлять безразличие к достижению согласия.
2. Грешить излишним стремлением к столкновениям и конф-ликту.
3. Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны («пе-ремен ради перемен»).
4. Чрезмерно увлекаться теоретизированием.
5. Казаться другим необязательным, безответственным.
ИДЕАЛИСТ
Характерные особенности:
1. Ассимилятивный или холистский подход.
2. Приветствует широкий диапазон мнений.
3. Стремится к идеальным решениям.
4. Питает интерес к человеческим ценностям.
5. Рецептивный.
6. Одинаково ценит данные и теорию.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях.
2. Обращает внимание других на человеческие ценности, мо-тивы и стремления.
3. Искусен в четком формулировании целей.
4. Лучше других — в неконструктурированных, неподдающихся рациональному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства.
5. Обеспечивает широкий спектр взглядов, цели и нормы.
Недостатки: Может:
1. Проигнорировать или забраковать «тяжелые», неприятные данные.
2. Затягивать решение при достаточно большом выборе вари-антов.
3. Проявлять излишнюю настойчивость в стремлении к «со-вершеннным, безупречным» решениям.
4. Просмотреть важные детали.
5. Казаться излишне сентиментальным.
ПРАГМАТИК
Характерные особенности:
1. Эклектический подход.
2. «Годится все, что работает». «Что-нибудь да сработает».
3. Ищет кратчайший путь к получению отдачи, прибыли.
4. Питает интерес к инновациям.
5. Адаптивный.
6. Ценит любые данные или теорию, если они позволяют бы-стрее достичь цели.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на отдаче, прибыли от вложений.
2. Обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии.
3. Искусен в отыскании путей и способов влияния, воздействия.
4. Лучше других — в сложных, развивающихся под влиянием обстоятельств и случая ситуациях.
5. Обеспечивает эксперимент и инновации.
Недостатки: Может:
1. Проявлять безразличие к долгосрочным аспектам дела.
2. Излишне поспешно добиваться отдачи от вложений.
3. Переусердствовать в погоне за выгодой.
4. Излишне полагаться на то, что «продается» (имеет спрос).
5. Казаться другим слишком легко идущим на компромисс.
АНАЛИТИК
Характерные особенности:
1. Формально-логический, дедуктивный подход.
2. Ищет «самый лучший способ».
3. Стремится к моделям и формулам.
4. Питает интерес к «научным» решениям.
5. Прескриптивный.
6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на плане и методе.
2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.
3. Искусен в планировании и построении моделей.
4. Лучше других — в структурированных, поддающихся про-считыванию ситуациях.
5. Обеспечивает стабильность и структуру.
Недостатки: Может:
1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внут-реннему миру личности.
2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.
3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.
4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.
5. Казаться склонным к поляризованному, «черно-белому» мышлению.
РЕАЛИСТ
Характерные особенности:
1. Эмпирический, индуктивный подход.
2. Полагается на факты и мнения экспертов.
3. Стремится к решениям, которые удовлетворяют текущие, неотложные потребности.
4. Интересуется исключительно конкретными результатами.
5. Корректизирующий.
6. Отдает предпочтение фактам перед теорией.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на фактах и результатах.
2. Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсов.
3. Искусен в упрощении ситуаций, урезывании средств и «от-шивании» просителей.
4. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью.
5. Обеспечивает побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс.
Недостатки: Может:
1. Проигнорировать расхождения во мнениях.
2. Грешить стремлением к излишне упрощенным решениям.
3. Проявлять излишнее давление для достижения согласия и немедленного ответа.
4. Переоценить полученные «факты» и оказаться у них в плену.
5. Казаться другим ориентированным только на результат.
СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ)
СИНТЕЗАТОР
Внешне выглядит вызывающим, скептичным, забавляющим-ся; или может казаться невнимательным (что-то обдумывающим), но настораживается, когда с кем-то или с чем-то не согласен.
Склонен говорить: «А что если?..», «С другой стороны...», «Вов-се необязательно должно быть так».
Склонен использовать вводные предложения, определитель-ные прилагательные и конструкции.
Тон: сардонический; зондирующий; скептичный; могут зву-чать ноты несогласия, спора и вызова.
Склонен выражать и предлагать другим альтернативные, оп-позиционные мнения, концепции, теории; приглашает к размьші-лению, замечает и указывает на противоречия, нелепости.
Получает удовольствие от теоретических, философских, ин-теллектуальных дискуссий.
Не любит разговоры, которые кажутся упрощенческими, по-верхностно-вежливыми, фактоцентричными, нудными, призем-ленными, «светскими».
В напряженном состоянии отпускает шуточки.
Социальные стереотипы: «Возмутитель спокойствия», «Смуть-ян», «Завзятый спорщик».
ИДЕАЛИСТ
Внешне выглядит внимательным, восприимчивым; ободряю-щая, поддерживающая улыбка, частые кивки головой в знак со-гласия; хорошая вербальная обратная связь с партнером.
Склонен говорить: «Как Вам кажется?..», «Мне кажется, что...», «Не думаете ли Вы, что?..»
Склонен использовать непрямые вопросы, вспомогательные средства для достижения согласия.
Тон: расспрашивающий; обнадеживающий; располагающий к беседе; может казаться неуверенным или звучать разочарованно и обиженно, возмущенно.
Склонен выражать и предлагать другим чувства, заботы о бла-ге людей, соображения по поводу человеческих ценностей, це-лей и задач деятельности.
Получает удовольствие от обсуждения людей и их проблем на уровне эмоций.
Не любит разговоры, которые кажутся слишком фактоцент-ричными, ограниченными рамками наличных данных, «дегума-низированными»; открытые конфликты, если только они не ка-саются вопросов нравственности или заботы о людях.
В напряженном состоянии выглядит обиженным.
Социальные стереотипы: «Воспитанный», «Милый человек», «Сердобольный».
ПРАГМАТИК
Внешне выглядит открытым, общительным; часто много шу-тит, легко устанавливает контакт с другими; быстро соглашается.
Склонен говорить: «Мне это подходит», «Я покупаю это» (аме-риканский вариант), «Сейчас мы сделаем это так, а там по-смотрим...»
Склонен использовать примеры прецендентов, иллюстрации, стереотипные фразы, выражающие общественное мнение.
Тон: восторженный, увлеченный; соглашающийся; может ка-заться неискренним, лицемерным.
Склонен выражать и предлагать другим несложные идеи; крат-кие личные примеры для пояснения идей.
Получает удовольствие от оживленного обмена мнениями, «мозговой атаки» по поводу тактических вопросов.
Не любит разговоры, которые кажутся сухими, скучными, из-лишне серьезными, лишенными юмора, или теоретическими, фи-лософскими, аналитическими, «увязшими в излишних подроб-ностях».
В напряженном состоянии выглядит скучающим, человеком, которому все надоело.
Социальные стереотипы: «Политик», «Политикан», «Шустрый».
АНАЛИТИК
Внешне выглядит холодным, замкнутым, часто трудным для установления контакта и «прочтения», из-за недостатка обрат-ной связи с партнером может производить впечатление не слу-шающего Вас.
Склонен говорить: «Существует положение (закон), согласно которому...», «Если посмотреть на это с точки зрения логики...», «Если подойти к этому научно...»
Склонен использовать длинные, дискурсивные, правильно по-строенные предложения.
Тон: сухой, дисциплинированный; может казаться твердым, упрямым, придерживающимся заранее заготовленных или ого-воренных позиций.
Склонен выражать и предлагать другим общие правила; кон-кретные, подтверждающие данные; подробное, полное описа-ние дел и событий.
Получает удовольствие от спланированного, рационального анализа и изучения существенных вопросов.
Не любит разговоры, которые кажутся иррациональными, ли-шенными логики, бесцельными, или слишком умозрительными, «нетрадиционными», свободными от условностей; «неуместные» шутки и юмор. В напряженном состоянии уходит в себя, избега-ет людей.
Социальные стереотипы: «Истукан», «Робот», «Зануда», «При-дира».
РЕАЛИСТ
Внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным; часто согласие или несогласие быстро выражает невербальными сред-ствами (мимикой, взглядом, жестом, позой).
Склонен говорить: «Для меня очевидно...», «Всем известно, что...», «Давайте придерживаться фактов».
Склонен использовать ясные, сжатые, дескриптивные фор-мулировки.
Тон: прямой, откровенный; уверенный; позитивный; может казаться догматическим и высокомерным, властным, не допу-скающим возражений.
Склонен выражать и предлагать другим мнения, фактологи-ческие характеристики, по обстоятельствам, краткие язвитель-ные анекдоты, колкости.
Получает удовольствие от краткого, прямого и откровенного, фактологического обсуждения текущих неотложных дел.
Не любит разговоры, которые кажутся слишком теоретиче-скими, сентиментальнми, субъективными, бесполезными, «мно-горечивыми».
В напряженном состоянии возбуждается.
Социальные стереотипы: «Твердолобый», «Хват», «Лидер».