Тренировка педагогической наблюдатеаьности
Ставятся задачи:
а) определить эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состоя-ния — удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмо-ционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыг-рыша и т.п.);
б) определить эмоциональное состояние детей с помощью фо-тографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам;
в) определить эмоциональное состояние группы детей (клас-са во время урока, отдельных учащихся). По окончании сле-дует сопоставить наблюдения с информацией классного ру-ководителя.
ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПЕААГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Ставятся следующие задачи.
1. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя:
а) наблюдая за учеником Н., надо зафиксировать все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее интенсивно;
б) наблюдая за активностью учащихся при объяснении нового материал, постараться по их внешнему виду определить, как они усвоили новый материал; все ли учащиеся работали одинаково активно; кто был менее активен, на каких этапах урока; соответ-ствуют ли план урока и методика возможностям данного класса.
2. Развитие умений оценить свои действия:
а) отметить свои действия, которые привели к разрешению (неразрешению) педагогической задачи; проанализировать свои запланированные и импровизированные действия на уроке, при-емы, использованные при общении;
б) выделить положительное и спорное в своей методике педа-гогического общения;
в) дать целостный коммуникативный анализ урока (стадии об-щения, система приемов, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля об-щения состоянию класса, опора на коммуникативную атмосфе-ру предыдущего урока и т.п.).
Здесь важно дать себе отчет, всегда ли методика педагогиче-ского воздействия соответствует структуре общения с классом.
3. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении:
а) установить, отвлекался ли на уроке ученик Н., когда и по-чему; вовремя ли было обращено внимание на этого ученика и какими способами решилась возникшая задача; чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач;
б) назвать мотивы, которыми руководствовались в выборе спо-собов воздействия;
в) оценить, можно ли было предотвратить возникшую задачу и как; существуют ли другие способы решения данной педагоги-ческой задачи; назвать их и обосновать свой выбор.
4. Решение педагогических задач с целевыми установками: а) в конкретных педагогических ситуациях ставится цель про-
анализировать причины их возникновения и предположить свое поведение в аналогичной ситуации.
Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, най-ти оптимальный вариант решения;
б) более сложные упражнения — инсценированные педаго-гические задачи:
сделать замечание ученику;
поговорить с учеником, не выполнившим домашнее задание;
сделать короткое внушение нарушителю дисциплины;
прокомментировать какую-либо отметку.
Эти упражнения развивают навыки неподготовленной ком-муникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагоги-ческого общения.
5. Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах: Например, выяснилось, что ученик Н. недобросовестно вы-
полнил домашнее задание. После школы он остается один. Мать работает, отец в длительной командировке. Нужно выбрать сис-тему коммуникативного воздействия.
Для выбора педагогической ситуации можно использовать раз-личные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юно-шеских фильмов.
Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах пред-полагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогиче-ского воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.
На отдельные занятия следует приглашать опытных педаго-гов, классных руководителей, использовать магнитофонные за-писи уроков, кинофильмы.
Непосредственно следующее за исполнением обсуждение мо-тивов поведения, тона, мимики и т.д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учи-телей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вер-нуться к ним спустя длительное время.
6. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней со-
бранности, решительности, готовности кпреодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кро-ме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тре-нируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.
Воз можные типы упражнений: вызвать ученика спокойно; вызвать ученика весело, жизнерадостно; вызвать ученика равнодушно; вызвать ученика доброжелательно; вызвать ученика с юмором; вызвать ученика с иронией и т.п.;
войти в класс и поговоритъ с тремя учениками с разными эмоциюнальными нагрузками.
Учмтывая, что важнейшим компонентом педагогического ма-стерства является правильный выбор методик, в систему упраж-нений введено инсценирование педагогического требования.
Возшожны такие варианты упражнений: обратиться к учени-ку с требованием-просьбой, с требованием-доверием, требова-нием-юдобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требюванием-намеком, с требованием-условием, с требовани-ем-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все вріемя меняются, вводятся новые данные: например, ученик долго болел или у ученика конфликт с классом и т.п.
Подобные занятия вооружают навыками использования раз-
личныгх методик при предъявлении педагогического требования.
На занятиях по педагогическому требованию также важную
роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора тре-
бованіия.
Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, импровизации
Развитие педагогического воображения, критического отно-шеншя к своему опыту и навыков прогнозирования условий пред-стоянцей деятельности опирается на результаты, достигнутые в заданіиях первого цикла.
1. Например, ученик К. отказался дать дневник. Нужно вспом-нить Вашу реакцию, ее причины. Имелись ли другие варианты поведіения в аналогичной ситуации?
Чтю делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во вре-мя обѵьяснения нового материала, мешает другим и т.п.?
В мачале урока оказалось, что все ученики не поняли домаш-нее задание. Что станет делать учитель?
При объяснении нового материала оказалось, что ученики сла-бо оріиентируются в старом. Как поведет себя учитель?
Ученики плохо слушают объяснение нового материала. Нужно определить возможные причины и предложить план действия.
2. Для упражнений на прогнозирование межличностных от-ношений и организацию общения с детьми возможны следую-щие ситуации.
Вы собирались поговорить с учеником после урока, но собы-тия разворачиваются так, что разговор необходим немедленно. Как Вы построите разговор?
Ученик Вам нагрубил — Ваши возможные действия.
Ученик и ученица дружат, все время проводят вместе, но за-метно слабее стали заниматься. Что Вы будете делать? Приведи-те план возможной беседы с ними, как Вы ее проведете и т.п.
3. В группе упражнений на исполнение инсценированных задач по общению с введением элементов педагогической деятельности в условиях, приближенных к действительности, ситуации задаются самими участниками, затем исполняются. После этого начинается обсуждение. При анализе необходимо концентрировать внимание на стадиях решения педагогической задачи, на планировании воз-можных действий и общения, на прогнозировании способов реше-ний ситуаций. Особое внимание уделяется педагогическому анализу осуществленного и планируемого общения (в зависимости отхарак-тера задания). Это необходимо для того, чтобы при выполнении любых заданий участники почувствовали необходимость планиро-вания и прогнозирования педагогической деятельности, создания своеобразной модели предстоящего педагогического воздействия.
Эти упражнения не только развивают навыки педагогической импровизации в общении, но и активно формируют педагогиче-ское мышление, на основе которого может оформляться педаго-гическая импровизация.
В задания на действия в ситуациях, приближенных к действи-тельности, входят упражнения типа:
обоснуйте необходимость использования наглядных пособий в классе на уроке по определенной теме (дается только дидакти-ческая цель урока);
спланируйте методическую структуру урока в соответствии с особенностями вашего стиля общения и взаимоотношения с кол-лективом, органичную для вашей творческой индивидуальности;
подготовьте и обоснуйте план обсуждения книги (указывается воспитательная цель мероприятия);
проведите беседу с учеником Н. о его дисциплине (успевае-мости) и т.п.; составьте план беседы, учитывая особенности его юаимоотношений с классом и индивидуальные особенности;
составьте и обоснуйте план урока или воспитательного ме-роприятия.
4. В специальную группу выделяются упражнения по озна-комлению с методикой изучения учащихся, определению мотивов их поступков, составлению психолого-педагогических характе-ристик ученика и классного коллектива, ведению педагогиче-ской документации, развитию умения анализировать урок и воспи-тательные мероприятия.
Приведенные упражнения подкрепляются разнообразной об-щественной и практической педагогической работой, способству-ющей накоплению опыта общения в самых разнообразных сферах.