Основные методы диагностического интервью

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в преобладающем числе медицинских дисциплин исследование больных производятся с помощью клинического и экспериментально-лабораторных методов исследования. Число последних неуклонно растет и нередко становится доминирующим, и при исследовании больных, оттесняя клинический метод на задний план. Психиатрия сегодняшнего дня также располагает определенным числом методов исследования, основанных на использовании достижений естественных наук. Однако для решения вопросов диагностики, и, тем более, лечения психических больных, основным, по-прежнему является клинический метод.

Беседа с психически больным человеком может осложняться тем, что не все больные добровольно обращаются за помощью к врачу, у них может вообще отсутствовать желание и способность вступать в контакт, многие из них склонны скрывать свои душевные переживания. По этой причине, отношения между врачом и больным в психиатрии оказывает значительное влияние на то, что больной расскажет доктору о своем внутреннем мире.

Специфика психической патологии предполагает применение таких методик, которые могли бы установить не только характер психических нарушений, но и особенности предшествующего развития личности. Эти задачи решаются с помощью сбора анамнеза жизни и болезни, изучения клинико-психопатологической картины и экспериментально-психологического исследования.

Студентам необходимо овладеть стратегией ведения клинической беседы с психически больным, навыками выявления психических нарушений и их квалификацией в виде психопатологических симптомов и синдромов, а также методами патопсихологического исследования, использование которых может помочь в психиатрической диагностике. В пособии отражены наиболее устоявшиеся, общепринятые в настоящее время подходы к диагностике психических расстройств, а также использован многолетний опыт преподавания на кафедре психиатрии ТГМА.

Основные методы диагностики в психиатрии

  Метод     Направленность метода (его разновидности)
Клинический Психиатрический Включает в себя осмотр, беседу (изучение субъективного анамнеза и психического статуса), динамическое наблюдение и сбор объективных анамнестических сведений.
Экспериментально-психологический Психометрические (ориентированны на «количественное» изучение личностных свойств и характеристик психического состояния). Проективные (направлены на изучение подсознательных психических процессов). Нейропсихологические (направлены на оценку психических функций при «очаговых» поражениях головного мозга).
Психофизиологи-ческий Изучение показателей умственной и физической работоспособности.
Дополнительные Электрофизиологические, лабораторные, рентгенологические, генетические, эпидемиологические.

Основой диагностики психических расстройств является клиническое обследование, которое включает в себя:

1. Установление «доверительной дистанции» с пациентом: активное слушание, понимание, эмпатия, заинтересованность, снятие психического напряжение, предоставление гарантий конфедициальности.

Во время беседы с больным необходимо соблюдать следующие условия:

- Быть с пациентом с глазу на глаз;

- Быть в открытой позе;

- Время от времени наклоняться к пациенту, что выражает вовлеченность и участие в беседе.

- Поддерживать контакт глаз с пациентом, чтобы подчеркнуть внимание и заинтересованность, который не должен быть непрерывным.

- Быть расслабленным, показывая свою эмпатическую вовлеченность в контакт.

2. Наблюдение: внешний вид, общая реакция больного на окружающее, его движения и поза («язык тела»), выражение лица и его изменения, выражения эмоциональных переживаний, взгляд больного.

3. Клиническое интервью. Его основные принципы: однозначность, точность и доступность формулировок врачом вопросов; адекватность, последовательность; гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации.

Учитывая ответственность, в первую очередь, морально-этическую, лежащую на психиатре в процессе клинической беседы, приводим основные этические положения:

1. Придерживаться конфиденциальности: уважать права пациента и его личную жизнь.

2. Осознавать пределы своей компетентности.

3. Избегать расспрашивать о несущественных деталях.

4. Относиться к пациенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

5. Принимать во внимания индивидуальные и культурные различия.

4. Анализ продуктов творчества (рисунки, письма, литературные произведения).

Основные методы диагностического интервью

Методика Описание Функции в процессе Беседы
Открытые Вопросы «Что?»–выявляет факты; «Как?» – чувства; «Почему?» – причины; «Можно ли?» – общую картину Используется для выяснения основных фактов и облегчают разговор
Закрытые вопросы Обычно включают в себя частицу «ли», на них можно отвечать кратко Дают возможность выявить особые факты, сокращают слишком длинные монологи
Поощрение (поддержка) Повторение нескольких ключевых фраз пациента Поощряет детальную разработку специфических слов и смысла
Отражение чувства Обращение внимания на эмоциональное содержание интервью Проясняет эмоциональную подоплеку ключевых факторов, помогает открывать чувства
Пересказ Повторение сущности слов пациента и его мыслей, используя его ключевые слова Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
Резюме В сжатом виде повторяет основные факты и чувства пациента Полезно повторять периодически во время беседы. Обязательно в конце встречи.

Наши рекомендации