ГПАРы-школъпики: Говорят педагоги

Здесь особенно интересным представляется то, что некоторые, отраженные в вопросах, наблюдения опытных учителей несомненно помогут их молодым коллегам, а также родителям гиперактивных детей.

31. Я учитель в «углубление». Свои группы второклассников вижу два раза в неделю. «Ашки» совершенно нормальные дети, но зато в «бэшках» целых два гиперактивных ребенка. Классный учитель уже к ним как-то приспособилась, хотя знаю, что тоже забот хватает. А я не могу никак. Этим двум удается в одну секунду сбить настрой у всех остальных: ребята или хохочут над ними, или жалуются на их обидные реплики или тычки. Результат один: трачу время не на «умное и доброе», а на то, чтобы, как минимум, успокоить группу. Иногда к концу урока кажется, что гиперактивными становятся все. Пробовала вызывать родителей, так они в претензии: лучше бы, по их мнению, яо занятии думала, а дети у них «просто замечательные». За один урок устаю так, как будто день отработала. Что делать — ума не приложу. Иногда, придя домой, плачу.,.

Сейчас ваша задача — загрузить парочку утомительных ГПАРов так, чтобы к концу занятия уставали именно они, а не вы. Продумывайте алгоритм ваших действий заранее, перед уроком. Лучше всего давать им отдельные карточки или картинки с заданиями. Если не удается загрузить их учебными задачами, подойдут любые другие: расставить парты, рассортировать тетрадки, картинки, любые учебные пособия (даже не относящиеся к вашему уроку), унести, принести, достать, поднять, повесить, снять, поставить... Пусть они будут постоянно заняты, а вы тем временем сможете спокойно «сеять разумное, доброе, вечное» для остальной группы.

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

32. Узнала, что дома «коррекция поведения» моего ученика-первоклассника Гоши происходит с помощью окриков и подзатыльников, Я педагог с большим стажем, и такой Гоша у меня не первый. В классе он вместе со мной проводит физкультминутки, все задания заканчиваю словами «Гоша тоже выполняет...(то-то и то-то)». Уроки он делает на продленке «малыми дозами». Перед уходом домой дети бегают на улице, играют в активные игры, и Гоша — вместе со всеми, как вечный двигатель — без устали. Гладко все равно не получается, но бывало и хуже... И все бы ничего, но в понедельник, помимо гиперактивности, приходится бороться и с его агрессией. Думаю, что если бы родители изменили свое отношение к ребенку, стало бы значительно легче — и им в том числе. Но как, ведь, как говорит его мама, он «бессовестный» («в выходные отдохнуть хочется, а с ним сплошные несчастья»)?

К сожалению, Гоше достались именно такие родители. Отлично, что мальчику повезло с первой учительницей — вы умный и опытный педагог, не сомневаюсь, что многие молодые учителя, которые не справляются со своими ГПАРами, с интересом и пользой прочтут здесь ваши рекомендации. Пожалуйста, продолжайте делать то, что вы делаете, и потихоньку «просвещайте» родителей Гоши. Попытайтесь объяснить им, что их сын вовсе не «бессовестный злодей», препятствующий полноценному отдыху родителей, а просто ребенок с особенностями нервной системы, которые к тому же поддаются коррекции. У вас же получается! Настойчиво интересуйтесь их неудачами и особенно успехами. Как правило, родители первоклассников все же склонны прислушиваться к мнению первой учительницы ребенка и ценить ее внимание к их чаду...

В конце концов, дайте им почитать эту книгу!

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

33.Из-за ребенка вынуждена была пойти работать в детский саб. Дали группу 6-леток, где двое детей азербайджанцев. Один из них вмешивается во вес игры у спокойно минуты не посидит, с заданиями не справляется (и не только из-за того, что не все понимает), чуть что, в драку — явно гиперактивный. Я сказала об этом медсестре, та пожала плечами — восточный темперамент, мол, что тут поделаешь? Но второй-то ребенок, хотя тоже активный, совсем по-другому себя ведет! Меня попросили в эту ситуацию не вмешиваться — родители мальчика «платят по полной». Кстати сказать, родители озабочены тем, чтобы ребенок учился русскому языку и играл с другими ребятами — они уже и школу хорошую ему присмотрели. А я не знаю, ни что самой предпринять, ни что родителям посоветовать...

Разумеется, дело вовсе не в национальности ребенка! Гиперактивность, к сожалению, не различает национальных и государственных границ. Вам обязательно следует поговорить с родителями ребенка, которые явно заинтересованы в его полноценной адаптации в русскоязычном обществе. Не предъявляйте им никаких претензий. Узнайте у них, как они сами дома справляются с гиперактивностью сына. На каком языке говорят с ребенком? Чем он обычно занят в семье? Как его наказывают и поощряют? Что его интересует, как он выходит из конфликтов с детьми-соплеменниками (как правило, дети в диаспоре много общаются между собой)?

Сделайте родителей своими единомышленниками, а затем вместе попробуйте помочь ребенку. Попросите родителей больше говорить с ним по-русски, читать ему русские книги. Во время совместных игр держите ребенка в поле зрения, рядом с собой, назначайте ему в игре какую-нибудь роль. Давайте ему особые задания. Помогайте ему сбросить излишнюю активность во время

I,

' Гиперактивный ребенок во всей своей красе

i-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

■Прогулок, постоянно предлагая какие-нибудь соревнования по бегу, прыжкам, лазанию и т.д. Если он окажется Хоть в чем-то успешен, заслужит похвалу, а не порицание, это поможет устранить и агрессивность мальчика по Отношению к другим детям.

>84. Я учитель физкультуры. Гиперактивных детей сейчас много. И вот парадокс: родители, боясь «как бы чего не вышло», достают своим деткам освобождение от физкультуры. А им двигаться надо, учиться быть в команде, понимать других детей. Как убедить — не знаю. Особенно родители боятся лыж и бассейна: по мнению мам, их «гипер» либо палкой глаз выколет (не себе, так другому), либо утонет. Может, существуют какие-нибудь «железные» аргументы?

«Железный» аргумент выглядит приблизительно так. У всех ГПАРов в нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В этом суть синдрома. То есть по коре головного мозга таких детей почти постоянно «бегает» это самое излишнее психомоторное возбуждение. Само оно никуда не денется, его надо куда-то «сбрасывать». Самым естественным каналом «сброса» является структурированная и кем-то руководимая физическая активность. То есть — уроки физкультуры или занятия в спортивной секции.

Можно конечно, найти и другие каналы. Например, истерики дома, скандалы, различные каверзы и хулиганства в школе и во дворе, драки и т. д. Если родители предпочитают все вышеперечисленное — флаг им в руки. Но вы лично вместе со специалистами рекомендуйте все же регулярное посещение уроков физкультуры...

35. Я психолог в детском центре развития, и директор нашего центра решила организовать группу для

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

занятий с гиперактивными детьми и их родите / •/ ми. Я, если честно, в растерянности: до сих /<■/ такие занятия вела только индивидуально. Можт; в группе будет проще, но я сильно сомневаюсь. Еон ли какие-нибудь общие положения относительна организации таких групп?

Работать в таких группах достаточно сложно. Воои ще-то, рекомендуется гиперактивных детей включая. в группы с обычными детьми. Тогда ГПАРы подстраив;» ются под обычных. А собранные в отдельную группу ГПАРы, наоборот, просто «подзаводят» друг друга. Мо жет быть, ваш директор согласится на «смешанную группу?

Если же нет, то в таких группах не должно быть боль ше пяти-шести детей. Очень важно, чтобы в группу не по пал ребенок с каким-нибудь более серьезным неврологическим диагнозом — он может сам ухудшить свое состояние и окончательно дестабилизировать работу группы. Важно изначально очень четко определить цели и продолжительность работы группы: родители (да и директор центра) должны понимать, что убрать или «вылечить» гиперкинетическое расстройство их чад вы не сумеете. Стало быть, задача может быть, к примеру, такой: «совершенствование социальных навыков». Собираете пять-шесть детей, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и пять недель учите их этому в совместных играх...

36. Я учитель начальных классов. К гиперактивности уже более-менее привыкла — один-два-три ребенка попадаются постоянно. Но в этом году достался класс, где гиперактивный ученик один, но с ним очень тяжело. Мальчик действительно талантливый (успешно занимается в джаз-хоре), но амбициозный, из-за проблем удержания внимания постоянно срывается, становится обиженным, позволяет, себе обидные высказывания. Родители подогревают

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

его амбициозность, говоря, что он «талант», что, «как всем талантливым людям, ему всегда будет тяжело», что «его не будут понимать окружающие» и т. д. Пыталась разговаривать с мамой, но она стоит на своем —■ талант, и все. У мамы маленький ребенок от второго брака; ощущение, что старший просто недополучает внимания, но хочет заслужить его любой ценой. Пока он в первом классе, что-то можно предпринять. Но я в растерянности: если родители не хотят быть соратниками, что я могу сделать?..

Довольно обычная для ГПАРа, да и для любого маленького ребенка, проблема: хочется внимания. Когда не получается получить внимание позитивное (за какие-то хорошие поступки), сгодится и негативное (за шалости, обидные высказывания и т.д.).

Позиция родителей откровенно неправильная, но от пестуемого ими «таланта» они свое еще получат. Ваша же задача — успешное и эффективное выполнение своих обязанностей как учителя-профессионала. Попытайтесь на практике показать «сложному» ребенку, каким именно образом он может заслужить ваше позитивное внимание. А в негативном просто отказывайте: «ой, как это все скучно, банально и неинтересно... Совершенно не хочется тебя в таком состоянии видеть, слышать, общаться...» Ребенок амбициозный, и потому наверняка по крайней мере постарается вести себя в классе «правильно». Чего вам в конечном счете и надо.

Особый случай

В эту группу я отнесла вопросы, которые касаются «теоретических» и медицинских сторон явления гиперактивности. А также несколько случаев, которые имеют к гиперактивности лишь косвенное отношение.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

37. Пожалуйста, скажите, есть ли профилактика рождения гиперактивных детей? У меня первый сы> рос «гипером» (сейчас ему 14, так отдыхаем, //. смотря на «трудный» возраст, в сравнении с сады ковским возрастом и начальной школой). Мучилги > всей семьей. Ждем второго, хочется избежать «ги перактивных бед»...

К сожалению, никакой специфической профилактики рождения ГПАРов не существует, так как науке пок;| доподлинно неизвестно, что именно приводит к рожде нию таких детей. Поэтому здесь действенны только самые общие рекомендации для беременных: режим, сбалансированное питание, достаточная физическая активность, хорошее настроение...

Есть и приятное: ваш старший сын будет отличной нянькой для младшего чада. Подросшие ГПАРы превосходно справляются с малышами, изобретательно играют с ними, очень любят младших братьев и сестер и сами пользуются их любовью и уважением.

38. Слышала, что гиперактивность связана с мутацией. Это действительно так? А если так, можно ли сказать, насколько массовым это явление станет со временем?

Относительно происхождения гиперактивности в науке существует несколько разных точек зрения. Самая распространенная и аргументированная на сегодняшний день связывает гиперактивность и синдром дефицита внимания с перинатальными событиями — то есть это может быть внутриутробная инфекция или стресс матери на поздних сроках беременности, та или иная травма при родах, какое-то заболевание или травма сразу после родов.

Увеличение количества гиперактивных детей в популяции, о котором любят писать жадные до сенсаций

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

журналисты, — это, скорее всего, кажущееся явление. Рождается этих детей столько же, сколько и раньше. Просто в современном обществе с его ускоряющимся темпом жизни и постоянно увеличивающимся информационным потоком становится все больше людей, которые «не догоняют». Понятно, что ГПАРы попадают в эту «группу риска» едва ли не в первую очередь...

39, Невропатолог посоветовала лечить нашего гиперак-тивпого ребенка лекарствами. Но я слышала, что это вовсе неоС)51зательно. Или все-таки необходимо?

Все зависит от степени выраженности этой самой гиперактивности. В легких случаях медикаментозное лечение не показано по одной простой причине: лечить ГПАРа надо постоянно, годами. Прекращается лечение— возвращаются все симптомы. А ведь у любых, даже самых лучших лекарств есть побочное действие... Но бывают такие случаи, когда из-за сильной выраженности синдрома лекарства все-таки приходится назначать и принимать. Судить вам самим: если гиперактивность ребенка не слишком мешает вам и ему, без лекарств можно и обойтись.

40. Можно ли лечить гиперактивного ребенка не лекарствами, а гомеопатическими средствами?

Гомеопатия — старая и достаточно загадочная фармакологическая система. Как именно и кому она помогает, неясно, по-видимому даже ее адептам. Если вы верите в действенность гомеопатических препаратов, то можно попробовать. В конце концов, побочных действий у гомеопатических средств явно меньше, чем у традиционных лекарств, применяющихся невропатологами для лечения выраженного гиперкинетического расстройства. Ну а поможет гомеопатия в вашем случае или нет — сами увидите.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

41. У пас особая форма гиперактивности: ребенка тянет ко всему, что горит (или может загореться). Из карманов постоянно вытаскиваю зажигалки, спички, проводки какие-то. Задает много вопросов, и все вроде таких: «А можно дома сделать порох? А как от молнии зажечь спичку? А если микровол-новку не выключать всю ночь, что будет?» и т. д. Кто-то ему рассказал, как с помощью лупы зажечь бумагу. Лупу взял дома, бумагу — в садике, воспитатель увидела его за верандой с другими детьми. Хорошо, что солнце зимнее, — не получилось. Но впереди лето — не думаю, что он забудет. Позади опыт со спицами и розеткой, изготовление факела, попытка зажечь спичку от электроплиты и другие опасные опыты. Вообще он ребенок смышленый, делает все не со зла, а из-за любопытства. Но от этого не легче: скоро в школу, там возможностей проявить себя будет больше. А смотреть за всеми у учителя не будет возможности.

Желание все поджигать — это не гиперактивность, а особая форма навязчивости, в медицине называемая «пиромания». Ребенка обязательно надо показать невропатологу, К сожалению, скорее всего, он ничем не сможет вам помочь. Поэтому придется действовать своими силами:

1. Изо всех сил показывайте ребенку вашу обеспокоенность грозящими из-за его «поджигательной» активности опасностями. Ребенок маленький, еще работает биологическая программа: то, что родители считают опасным, в самом деле — опасно.

2. Тщательно отвечайте на его вопросы. Не сообщайте лишней информации, но обязательно подробно учите технике безопасности.

3. При первой возможности жгите костры вместе с ребенком, позволяйте ему вечером любоваться свечами — все это снизит напряженность потребности.

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

4. При первой же возможности отдайте его в подходящий технический (химический и т.д.) кружок. Когда научится читать, покупайте ему соответствующие книги про науку (но не про то, как изготовить порох в домашних условиях!).

42. Влияет, ли тип вскармливания — естественный или искусственный — на профилактику /провоцирование гиперактивности?

Нет, не влияет. Как правило, истоком гиперактивности являются какие-то события в родах или около них. Естественно или искусственно вскармливать ребенка начнут уже потом, и на наличии/отсутствии гиперактивности это уже не скажется. Гораздо большее прогностическое значение имеет режим дня младенца. Те ГПАРы, которые с самого рождения попадают в руки родителей — сторонников режима дня, имеют более благоприятное «течение» своей гиперактивности.

43. Скажите, пожалуйста, как определить, что у гиперактивного ребенка — депрессия? Бывает ли она у дошкольников или только при поступлении в школу?

Депрессия бывает у детей и взрослых любого возраста. Диагностировать и лечить ее может только врач-невропатолог или психоневролог. Никакая самодиагностика здесь неуместна. По моим собственным наблюдениям, ГПАРы к депрессиям отнюдь не склонны. Но повторюсь: окончательно решить может только врач.

СПИСОК АКСИОМ

Аксиома 1

Родители должны как можно подробнее представлять себе состояние неврологического здоровья своего ребенка. Помочь им в этом могут врачи-невропатологи, врачи-психоневрологи, медицинские психологи и соответствующая научно-популярная литература.

Аксиома 2

Следует неукоснительно отделять поступки ребенка от его личности. Поступки и проступки могут осуждаться, личность — безусловно принимается.

Аксиома 3

Учебные проблемы детей с ММД запрограммированы их неврологическим статусом. Но любую ситуацию можно улучшить с помощью режима и других специальных мероприятий.

Аксиома4

Воспитание детей с ММД требует от родителей невероятного терпения и выдержки. Не держите все

в себе — учитесь говорить о своих чувствах. Ищите союзников.

Аксиома 5

Все синдромы будут побеждены, если вам удастся сделать ребенка вашим союзником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксарипа Н. М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. М., 1974. 52 с.

Богомолова Ф. А. Физическое, нервно-психическое развитие и методика исследования ребенка. М., 1979. 102 с.

Бютпер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 202 с.

Гарбузов В. И. Нервные дети. М., 1990. 172 с.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981. 270 с.

Залмаева Р. Сам себе логопед. СПб., 1996. 90 с.

Зеиъковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 337 с.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997. 165 с.

Леей Г. Квадратные колышки к круглым отверстиям. СПб., 1995. 116 с.

Личко А. Е. Эти трудные подростки. Л., 1973. 124 с.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989. 527 с.

Любар Дж. Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление-3: теория и практика. Новосибирск, 1998. 31 с.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). СПб., 1994. 303 с.

Слепович Е. С. Исправление речи у детей. Минск, 1983. 61с.

Скворцов И. А. Детство нервной системы. М., 1987. 63 с.

Работа семьи и школы по предупреждению речевых нарушений у детей: Метод, рекомендации. Минск, 1974. 35 с.

Толковый словарь психиатрических терминов: В 2 т. Ростов н/Д., 1996. 917 с.

Яременко Б. Р., Яременко А. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 1999. 128 с.

Наши рекомендации