Почему оценки так важны?
Система оценивания: практики и методические советы
Лучше всего, если весь процесс оценивания учитель рассмотрит как определенную систему и будет следовать этой системе всегда, начиная с самого первого урока.
Предлагаем несколько вариантов деятельности, которые используют опытные педагоги.
· Избавляемся от субъективизма
Оценки должны быть не только "карой", но и стимулом. Проблема многих "троечников" в том, что они подсознательно не верят в возможность успеха. Да имногие учителя считают, что, к примеру, отличник не способен завалить тест (если только по недоразумению), а вот троечник изначально не может написать контрольную на "пять" (не иначе, как списал!).
Такой подход изначально лишает оценивание объективности. А слабоуспевающие и вовсе не получают никакой мотивации.
Сетуя на нерадивых учеников, учителям неплохо бы спросить для начала себя: а что я сделал, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом?
· Зачетная система
Попробуйте использовать систему "зачетных книжек". В дидактике их часто называют "индивидуальными маршрутами коррекции знаний".
Вот пример оформления:
Внизу обязательно подпись классного руководителя и родителей.
Практика показывает, что слабоуспевающие по предмету учащиеся сами несут "зачетные книжки", прося дать им посильное задание.
· Во-первых, у учителя к концу четверти на руках документ, подтверждающий активность/пассивность ученика и показывающий темы, по которым в знаниях остался пробел.
· Во-вторых, реализуется дифференцированный подход.
· В-третьих, родители видят результаты работы своего ребенка. Если нужна обязательно "пятерка" — вариант работы уже предложен.
· Разъясняем критерии выставления оценок
Каждый учитель все равно оценивает субъективно. Один за малейшую помарку снижает оценку на балл, у другого для получения даже "тройки" приходится "попотеть", а кто-то рисует заветную "тройку" просто за посещаемость.
Некоторые ученики и родители даже предлагают вознаграждение за хорошие оценки
Разъясните ученикам, по каким критериям выставляете оценки вы. Даже напишите и разместите на стенде. Учащиеся привыкнут, что ваше оценивание — не сиюминутное требование, а продуманная система. Это поможет им принимать решение: стоит ли "замахиваться" на "пятерку", если все условия получения этой оценки они выполнить не в состоянии.
· Даем возможность исправлять "двойки"
Некоторые учителя не ставят "двойки" сразу в журнал, давая ученику возможность и определенный срок для исправления.
Однако если ученик продолжает халатно относиться к своим обязанностям, на пересдачу не приходит, то нужно срочно "бить тревогу" — поставить в известность классного руководителя и родителей.
С другой стороны, этот способ может привести к тому, что учащиеся будут всю четверть "валять дурака", зная, что в конце выполнят пару-тройку заданий и получат заветную "тройку".
Такую практику можно, наверное, взять на вооружение, если речь идет о "значимых" оценках — за контрольные работы, итоговые зачеты и т.д.
· Используем опыт других педагогов
Одну из систем оценивания предлагает Н.Ф. Леонов в своей книге "Новая эффективная дидактика".
Суть вкратце: Учащиеся сами ставят себе те оценки, на которые они претендуют. Но оценки такие, которые обязуются защитить. Как показала практика и исследования Челябинского пединтститута, ученики обычно оценивают свой уровень знаний ниже, чем педагоги. Подобный метод зарекомендовал себя положительно, так что, если приучать детей к самооценке, проблема "выклянчивания оценок" отпадет сама собой.
Почему оценки так важны?
Причин тому много.
Причина первая — психологическая.
Об этом писал еще В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка… Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".
Зачастую такому идолу начинают служить и родители. Связывая свое отношение к ребенку с полученными отметками, родители затрудняют формирование адекватной самооценки. А порой психологическая зависимость от оценок — это прямой путь к комплексу неуверенности.
Однозначного разрешения подобной ситуации не существует. Поможет лишь планомерная и систематическая работа и с учениками, и с родителями, до сознания которых важно донести, что знания должны быть приоритетнее, чем оценки.
Причина вторая — не менее важная.
Успеваемость — важнейший показатель работы учителя и школы в целом. Более того, в зависимости от успеваемости учащихся поставлена и заработная плата учителей. Даже если педагог принципиален и объективен в оценках и не желает их завышать искусственно, он может столкнуться с давлением администрации.
Проблема эта сложная и достойна отдельного обсуждения. В любом случае выход может быть один — повышать качество самообразования учителя, искать новые методики и приемы, чтобы оценки соответствовали знаниям учащихся.
Причина третья и актуальная. Наша система образования в последнее время заточена под ЕНТ и последующее за экзаменами поступление в ВУЗ.
Как быть в случаях, если слышишь: "Четверка" по вашему предмету испортит мне аттестат!"? Педагоги согласятся, что однозначного ответа здесь не может быть. Решение принимается в каждом конкретном случае. Наверно, есть смысл принять во внимание общую успеваемость данного ученика, его старание на уроках, его трудолюбие или, наоборот, нежелание даже попробовать что-то изменить, проанализировать, в конце концов, причины, из-за которых случилась подобная ситуация.
Таким образом, проблему выклянчивания оценок нужно решать, в первую очередь, педагогам. Учителю желательно изначально продумать систему оценивания знаний учащихся по своему предмету, адаптировать ее под свой стиль ведения уроков. Чем больше будет объективности, тем меньше претензий со стороны детей и родителей.
А что делаете вы, если вас просят незаслуженно повысить оценку?