Общая трудоемкость дисциплины

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
Очная
Заочная
Очно-заочная

Методическими приемами изучения дисциплины «Социальная психология» являются: принцип системности, поэтапности овладения ЗУН, формирование профессионально-значимых качеств (компетенций).

Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием: программированных заданий, конспектов первоисточников, стандартизированных методик.

Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи ­­­­­­­­­­­­ письменного экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Форма обучения и количество часов   Наименование разделов и тем   Количество часов Всего часов Формируемые компетенции (код)
Л П/3 СМР ОК-13 ПК-11 ПК-29
Тема 1. Предмет, история и методы социальной психологии. 2* + + +
Тема 1.2. Субъективная интерпретация социальной реальности. + + +
Тема 1.3. Личность как предмет социально-психологических исследований. 2 2 + + +
Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса. + + +
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления.   2 + + +
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние аттитюдов на поведение личности. + + +
Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности.   2 i + + +
Тема 3.1. Социально-психологические характеристики и структура малой группы. 2* 2 + + +
Тема 3.2. Динамические процессы в малой группе. 2* 2i + + +
Тема 3.3. Руководство и лидерство в группе.   2i + + +
Тема 3.4. Психология семьи. 2* + + +
Тема 4.1. Психология большой социальной группы. 1* 2i + + +
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания. 1* + + +
Тема 4.3. Психология этнических общностей.   1* + + +
Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений. 1* 2i + + +

Примечание: выделены * - темы для изучения на заочной форме обучения, курсив - темы для изучения на очно-заочной форме обучения.




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет, задачи и этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.

Литература по теме лекции:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. С.8-46

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2001. С.48-220

3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.3-8; 23-32

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397-403

5. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 3-7

6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32-46

7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.87-94; 280-282; 302-305; 481-492

Раздел 1. Теоретико-методологическая база социальной психологии

Тема 1.1. Субъективная интерпретация социальной реальности

Проблема социального восприятия и социального познания. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки атрибуции. Исследование социальной установки в общей и социальной психологии. Социальная установка (аттитюд): структура и функции. Формирование социальных установок: бихвиористский, когнитивистский, мотивационный, структурный, генетический подходы. Перцептивная защита. Социальные стереотипы.

Литература по теме лекции:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. С.288-302; 311-312

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. С.43-98; 146-161

3. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2009 . С. 152-174

4. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С.377-393

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С.136-156

6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.158-171

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397-403

8. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 39-45

9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32-46; 119-162; 214-277

10. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.68-70; 297-302

11. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 162-182.

12. Хьюстоун М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применение // Перспективы социальной психологии. М., 2001. 190-226

13. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерение и функции // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С.228-262

14. Штрёбе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С.266-301

15. Шихирев П.Н. Социальная установка // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С.364-377

16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000. С. 267-273

Наши рекомендации