Общая трудоемкость дисциплины
№ | Формы обучения | Лекции (часы) | Практические занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Всего часов |
Очная | |||||
Заочная | |||||
Очно-заочная |
Методическими приемами изучения дисциплины «Социальная психология» являются: принцип системности, поэтапности овладения ЗУН, формирование профессионально-значимых качеств (компетенций).
Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием: программированных заданий, конспектов первоисточников, стандартизированных методик.
Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи письменного экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма обучения и количество часов Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | Формируемые компетенции (код) | ||||
Л | П/3 | СМР | ОК-13 | ПК-11 | ПК-29 | ||
Тема 1. Предмет, история и методы социальной психологии. | 2* | + | + | + | |||
Тема 1.2. Субъективная интерпретация социальной реальности. | + | + | + | ||||
Тема 1.3. Личность как предмет социально-психологических исследований. | 2 | 2 | + | + | + | ||
Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса. | + | + | + | ||||
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления. | 2 | + | + | + | |||
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние аттитюдов на поведение личности. | + | + | + | ||||
Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности. | 2 i | + | + | + | |||
Тема 3.1. Социально-психологические характеристики и структура малой группы. | 2* | 2 | + | + | + | ||
Тема 3.2. Динамические процессы в малой группе. | 2* | 2i | + | + | + | ||
Тема 3.3. Руководство и лидерство в группе. | 2i | + | + | + | |||
Тема 3.4. Психология семьи. | 2* | + | + | + | |||
Тема 4.1. Психология большой социальной группы. | 1* | 2i | + | + | + | ||
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания. | 1* | + | + | + | |||
Тема 4.3. Психология этнических общностей. | 1* | + | + | + | |||
Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений. | 1* | 2i | + | + | + |
Примечание: выделены * - темы для изучения на заочной форме обучения, курсив - темы для изучения на очно-заочной форме обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет, задачи и этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.
Литература по теме лекции:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. С.8-46
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2001. С.48-220
3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.3-8; 23-32
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397-403
5. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 3-7
6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32-46
7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.87-94; 280-282; 302-305; 481-492
Раздел 1. Теоретико-методологическая база социальной психологии
Тема 1.1. Субъективная интерпретация социальной реальности
Проблема социального восприятия и социального познания. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки атрибуции. Исследование социальной установки в общей и социальной психологии. Социальная установка (аттитюд): структура и функции. Формирование социальных установок: бихвиористский, когнитивистский, мотивационный, структурный, генетический подходы. Перцептивная защита. Социальные стереотипы.
Литература по теме лекции:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. С.288-302; 311-312
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. С.43-98; 146-161
3. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2009 . С. 152-174
4. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С.377-393
5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С.136-156
6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.158-171
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397-403
8. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 39-45
9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32-46; 119-162; 214-277
10. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.68-70; 297-302
11. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 162-182.
12. Хьюстоун М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применение // Перспективы социальной психологии. М., 2001. 190-226
13. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерение и функции // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С.228-262
14. Штрёбе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С.266-301
15. Шихирев П.Н. Социальная установка // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С.364-377
16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000. С. 267-273