Перечень карточек внешних и внутренних возможностей человека
Как и на карточках путей-достижений рядом с названиями некоторых карточек в скобках указана их ориентировочная ценность для успеха жизни: «звезда» — скорее всего этот путь-достижение принимается многими людьми; «дырка» — скорее всего такое «достижение» многими осуждается; пустое место (без знака) — неопределенное отношение к данному достижению. Кроме того, рядом с некоторыми карточками цифрами обозначено, сколько таких карточек рекомендуется изготовить. Дело в том, что некоторые карточки используются чаще остальных (по опыту многократного использования игры бывает видно, что такие карточки часто оказываются более «замусолен-
ными»)... При наличии желания можно просто изготовить все карточки в 2 экземплярах.
1. Согласие в семье — (звезда).
2. В семье ссоры, нервозность — (дырка).
3. Материальная обеспеченность (богатые родители,
наследство, крупный выигрыш, калым..) — 2 экз.
4. Высокообразованные, культурные родители — (зве
зда).
5. Блат («выгодные» знакомства, связи...) — 2 экз.
6. Чудо (счастливый случай, везение...) — (звезда).
7. Не везет... — (дырка) — 2 экз.
8. Большие планы (высокий уровень притязаний) —
(звезда) — 2 экз.
9. Много не надо... (не высокий уровень притязаний) —
(дырка) — 2 экз.
10. Суетливость, нехватка времени (неумение плани
ровать свою жизнь) — (дырка) — 2 экз.
11. Организованность (умение планировать время) —
(звезда).
12. Любознательность, общая эрудиция — (звезда).
13. Безразличие ко всему, апатия. Ограниченность ин
тересов — (дырка) — 2 экз.
14. Жажда приключений («шутник», «безобразник»,
«сорви голова»...).
15. Предприимчивость, изворотливость, хитрость —
(звезда) — 2 экз.
16. Здоровье, сила, ловкость — (звезда) — 2 экз.
17. Болезни, слабость, неуклюжесть — (дырка) — 2 экз.
18. Красота, внешние данные — (звезда) — 2 экз.
19. Некрасивость, внешние дефекты — (дырка) — 2 экз.
20. Умение общаться (обаяние, умение нравиться...) —
(звезда) — 2 экз.
21. Плохой собеседник, зануда (неумение нравиться...) —
(дырка) — 2 экз.
22. Сообразительность, логичность. Хорошая память —
(звезда).
23. Немножко тупость. Наивность («растяпа») —
(дырка) — 2 экз.
24. Воля, настойчивость, смелость — (звезда).
25. Безволие, лень, пассивность — (дырка) — 2 экз.
26. Доброта, отзывчивость, душевность — (звезда).
27. Злость, хамство, наглость — (дырка) — 2 экз.
28. Достоинство и честь. Порядочность — (звезда) — 2 экз.
29. Продажность... — (дырка) — 2 экз.
30. Влюбчивость. Чувственность. Жажда любви —
(звезда).
31. Замкнутость, самоуглубленность
32. Уравновешенность, внимание, аккуратность —
(звезда) — 2 экз.
33. Неуравновешенность, импульсивность, каприз
ность — (дырка) — 2 экз.
34. Исполнительность, ответственность, послушность —
(звезда).
35. Чувство прекрасного. Художественный вкус —
(звезда) — 2 экз.
36. Воспитанность. Скромность — (звезда) — 2 экз.
37. Оптимизм, веселый нрав — (звезда).
38. Пессимизм, угрюмость — (дырка) — 2 экз.
39. Самодовольство. Самомнение (переоценка своих
возможностей) — (дырка) — 2 экз.
Воспитанность, скромность
Рисунок 5.
Пример карточки внешних и внутренних возможностей.
В верхней части — номер карточки (который не играет
особого значения), а также показатель ценности карточки
для прохождения тех или иных путей — знак «звезда» (Н),
указывающий на привлекательность данной возможности.
Знак «дырка» (©), наоборот, указывает на непривлекательность
карточки. Для удобства игры верхнюю линию рекомендуется
выделить красным фломастером или маркером.
40. Знание жизни (интуиция, чутье, мудрость...) —
(звезда).
41. Трудолюбие, общая активность, работоспособность —
(звезда).
42. Неуверенность в себе. Трусость — (дырка) — 2 экз.
43. Зависть — (дырка) — 2 экз.
44. Равнодушие («пофигизм») — (дырка) — 2 экз.
45. Эгоизм — (дырка).
46. Чувство справедливости — (звезда) — 2 экз.
47. Презрение к простым людям, к «быдлам»... — 2 экз.
48. Физическая сила, ловкость, выносливость — (звезда).
49. Повышенная внушаемость (Вас легко убедить в
чем-либо) — 2 экз.
50. Извращенный вкус — (дырка).
51. ДЦП с осложнением на руки — (дырка)1.
52. ДЦП с осложнением на ноги — (дырка).
53. ДЦП с осложнением речи — (дырка).
54. ДЦП с эпилептическими эпизодами — (дырка).
55. ДЦП с незначительными двигательными наруше
ниями — (дырка).
Подготовка к игре
Естественно, психолог должен сначала хорошо разобраться в правилах игры.
При отборе игровой команды следует исходить из принципа добровольности (как правило, здесь особых проблем не возникает). Важно, чтобы в игровой команде не было участников, находящихся в остро конфликтных отношениях, иначе все будет направлено на демонстрацию своего пренебрежения к конфликтной стороне.
Перед игрой следует разложить все карточки по своим группам. Особенно важно не забыть разложить карточки «целей-ценностей» по порядку, иначе возникнут сложности при подведении итогов. Карточки «путей-достижений» также важно разложить по этапам жизни: «детство», «школа» и т.д.
Опыт показывает, что из-за ограниченного времени все карточки путей-достижений разыграть не удается, поэтому для игры необходимо отобрать наиболее интересные из них. Поскольку время игры во многом зависит от количества разыгрываемых карточек «путей-достиже-
Опыт показал, что данную методику можно использовать с подрост-ками-инвачидами, пораженными детским церебральным параличом (ДЦП). Естественно, процедура должна проводиться в более шадя-щем режиме (более частые и длительные перерывы, более щадящий эмоциональный накал игры). Даже дети с нарушенной координацией движений рук быстро находили способ работы с картами, и карточки оставались практически целыми. Главное в работе с подростками-инвалидами ДЦП — это повышенная чуткость и то, что психотерапевты называют «работой на позитиве». Естественно, что в работе со здоровыми подростками данные карточки лучше исключить из игры.
ний», то ведущий психолог может предварительно отобрать те карточки путей, которые, на его взгляд, будут наиболее важными для данной группы подростков (важно при этом, чтобы среди отобранных карточек были как явно привлекательные — со «звездой», так и непривлекательные — с «дыркой»). Но чтобы не делать эту большую работу, можно уже во время игры отбирать наиболее важные карточки, советуясь при этом с самими подростками.