Глава 1 начала судьбоанализа
Человек в своей жизни руководствуется одним принципом — он стремится получить удовольствие и избежать неудовольствия.
Чувство удовольствия особенно сильно проявляется там, где непосредственно переживается чувство безопасности, источниками которого чаще всего являются следующие состояния:
¨ здоровье;
¨ благополучие;
¨ сбывающиеся надежды и желания;
¨ ощущение защищенности;
¨ ощущение собственной значимости;
¨ уверенность в завтрашнем дне.
На противоположном полюсе планеты наших эмоций пребывают вечные ледники тревоги — место рождения каждого отдельного человека. Никто еще не вошел в этот мир с улыбкой на устах. Рождению всегда сопутствуй плач.
И дальнейшая жизнь индивида — траектория движения от этого полюса. Кто-то уходит далеко, кто-то не очень, кто-то остается навсегда среди мрачных ущелий вечного холода.
Назовем это место Зоной Ада. Что удерживает в ней человека?
Если же говорить об изложенном подходе как о методе, то последний я назвал Психономикой.
Термин «психономика» складывается из таких понятий, как psyche греч. — «душа», nomos греч. — «закон», noos греч. — «дух». Тогда смысл получится следующий — психономика есть дисциплина, изучающая законы душевной деятельности в их сопряжении с феноменологией духа.
И подобно тому, как oikonomike греч. — «экономика» — есть управление домашним хозяйством (oikos греч. — «дом»), психономика — это искусство управления своим «внутренним домом». Нам суждено в нем жить всю жизнь, и потому нам следует ухаживать за ним. Таким образом, получается, что психономика — это искусство управления своим внутренним «хозяйством», от состояния которого зависит состояние «хозяйства» внешнего.
Вместе с тем, не следует отождествлять ее с психологией, потому что интерес психономики распространяется не только на изучение закономерностей психики, но сфера ее исследований также устремляется и в область метапсихики, то есть того, что лежит за пределами душевной организации и управляет самой душой. Например, Судьба.
Будучи в какой-то степени психотерапией — заботой о душе (therapeia греч. — «забота, уход, лечение»), психономика предстает и как психотропия, равно как и ноотропия (tropos греч. — «поворот, направление») — поворот и направление к душе через постижение законов духа. То есть, по сути своей, она психотропна и ноотропна. (Это не есть трюизм, ибо не всякая психология-психотерапия психотропна, а тем более, ноотропна.) Тем не менее, ее центральным интересом является тема здоровья.
Определимся же с данным понятием.
Здоровье — это свойство человека постоянно самообновляться. Иными словами, здоровье — это способность к самообновлению.
Что же такое самообновление?
Человек прожил день. За этот день он совершил некую, допустим, тяжелую работу и израсходовал немалое количество энергии. То есть он израсходовал, если хотите отдал часть себя. Ясно, что его энергетический потенциал к концу дня значительно ниже, чем в начале. Но вот он, измотанный и усталый, ложится спать. А на следующий день встает с ощущением бодрости и притока свежих сил. Его энергетический потенциал полностью восстановился. Произошло самообновление. Такой человек здоров. Значит, он использует положительный энергоинформационный ресурс. Если же усталый человек и после сна продолжает чувствовать себя таковым, значит, он не здоров. В механизмах его самообновления произошел сбой — за счет патогенного влияния негативного ресурса,
Отсюда следует, что человеком управляет негативная программа.
Каким же образом мы работаем с негативной программой? Здесь важно осознать и запомнить, что любая программа записывается в закодированном виде на трех уровнях: тело (организм) — душа (психика) — ситуация (судьба). И реализация этой программы также происходит на всех этих трех уровнях, акцентируясь на одном, двух или всех трех одновременно. Следовательно, терапевтическая работа также ориентирована на эти уровни: воздействие на тело определяется поиском соответствующих точек, в которых негативная информация скопилась в виде нервно-мышечных блоков, влияя на психику. Таким образом, мы погружаемся в психодинамику Бессознательного, и предлагаем некоторые модели осознавания для коррекции процесса развертывающихся цепочек событий, то есть судьбы.
Следует осознать еще одну важную категорию психономики — наши исследования показали, что некоторые метафизические понятия являются конкретными реалиями, зачастую наполняющими обыденную жизнь.
Такими реалиями являются Ад и Рай. Это — две зоны которые даются человеку в этой жизни. И ему дается возможность выбора, в которой из них пребывать.
Цель психономики — помочь человеку перейти из зоны ада в зону рая. При этом используется своеобразный путеводитель. Топография этого путеводителя временами бывает парадоксальной. Однако за этой парадоксальностью скрывается путь к успеху.
Так, например индивиду не рекомендуется стремиться вырваться из зоны ада, а напротив, ему следует погрузиться в нее и пройти ее всю до конца. Именно там, в глубинах ада, прячется дверца, ведущая в зону рая. Ад подобен болоту — чем сильнее барахтаешься, тем глубже погружаешься в трясину. Самопознание же и есть движение через ад. Это не состояние, а процесс. Актуализируя наши страдания, мы получаем возможность их реагирования, и, таким образом, освобождения, очищения от них. Нередко и сам процесс трансформации является своеобразной «баней», которая через очищение выводит пациента к новому пониманию и просветлению.
Слово «пациент» здесь применяется в более широком смысле, равно, как и — «терапия».
Почему именно терапия?
Мы привыкли к тому, что данное слово несет в себе кафельный отблеск больничных стен. Однако исторически толкование его содержит, несомненно, более разветвленное и насыщенное пространство значений.
Напомню, что по-гречески therapeo — «служу, забочусь», а не только «лечу». Соответственно, therapeutes — «пекущийся, заботящийся».
Мир можно разделить на «заботящихся» и «озабоченных».
Такое разделение произвела сама жизнь. Нам только остается его констатировать. Причем подобное разделение касается не только отношения, распространяющегося на другое существо, но, может быть, в первую очередь, и на себя самого.
Таким образом, «заботящегося» уместно назвать терапевтом, «озабоченного» — пациентом.
Из сопоставления понятий становится очевидным, что если я не «заботящийся», то, соответственно, я — «озабоченный». И наоборот.
Психономика — это сюртерапия.
Почему — «сюр»?
Приставка «сюр» — проистекает от французского sur — «над». В то же время на латыни одно из значений приставка sur указывает на местонахождение внутри. Стало быть, понятия «над» и «внутри» органически воссоединяются в целостный смысловой контекст. Оно и понятно — разве небеса, которые над нами, не внутри нас? И разве не через погружение в себя мы поднимаемся над собой?
Выходит, что знаменитый до привычности сюрреализм раскрывается не только как то, что над реальностью, но и то, что внутри реальности, в реальности.
Впрочем, как мы выяснили, это одно и то же.
Следовательно, сюртерапия буквально переводится как «над заботой».
С другой стороны, исходя из сказанного мы не преминем заметить, что перевод может выглядеть и как — «в заботе». Последнее представляется не слишком приятным. Кому же охота быть в заботе? Тем не менее, если не убояться такого поворота событий, то весьма несложно разрешить непрошенный парадокс.
Все дело в том, что, пока мы не осознаем нашу насущную, сокровенную заботу, не встретимся с ней лицом к лицу, а встретившись, не испугаемся, не обратимся в бегство, назад «в улитку» бережно выстроенного, но хрупкого и ненадежного невротического домика, мы никогда над ней не вознесемся. Отвернуться от заботы — значит подставить собственную спину для ее атак. Об этом писали и Зигмунд Фрейд, и Карл Густав Юнг, и другие не менее известные психоаналитики.
В сравнении с традиционными «умными» психотерапевтическими системами, отличительной особенностью настоящего подхода является то, что он излагает обобщения, сделанные в результате наблюдений за так называемыми спонтанными самоисцелениями.
Поясню проще. Когда я только начал работать практическим врачом в области психотерапии, я быстро обратил внимание на следующий факт. Болел человек, болел, и вдруг ни с того ни с сего без какого-либо специфического вмешательства со стороны специалистов, взял, да и выздоровел. Мои тогдашние старшие коллеги в таких случаях глубокомысленно изрекали — «спонтанное исцеление», но вот почему оно происходит, это самое спонтанное исцеление, разъяснять не торопились. Впрочем, я помнил об одном древнем толковании, и оно мне нравилось — «всему свое время, время болеть и время выздоравливать». Это похоже на насморк, который, если его лечить, проходит за неделю, а если не лечить, то — за семь дней. Известны мне были и многозначительные выражения вроде: «саморегуляция», «защитные силы организма» и т. п. Однако практические действия требует применения практических подходов, а красивые декларации хороши для риторики.
И я просто стал пристально наблюдать за такими вот счастливчиками, которые оздоравливаются сами, а обнаруженные закономерности положил в основу естественно сформировавшегося метода, подробный и обстоятельный отчет о котором составил содержимое данного опуса.