Аутодеструкция обыденности
Вовченко Артем Николаевич
Студент 3 курса социально-правового факультета
Национального университета «Одесская юридическая академия»
АУТОДЕСТРУКЦИЯ ОБЫДЕННОСТИ
Однажды Мишель де Монтель сказал: «Природа дала нам лишь один путь появления на свет, но указала нам тысячи способов, как уйти из жизни». Не смотря на прозаичность фразы, восприятие её двояко.
Аутодеструкция – сложное психологическое и философское явление, имеющее распространенный характер – как в наши дни, так и во времена предков, когда воины добровольно клеймили себя раскаленным железом в честь уважения и преданности нации, проповедники били себя же плетями дабы приблизиться к тем мукам, которые испытал Всевышний. Склонные к депрессии люди зачастую режут себе руки, употребляют алкоголь, наркотики, курят и т.п., чтобы «стало легче».
Как видно из вышеперечисленных примеров, любая форма самобичевания имеет определенный подтекст. Д. И. Шустов считает, что «Аутодеструкция являет собой активность, нацеленную на причинение себе вреда в физической и психической сферах»[1]. Стоит заметить, что аутодеструкция может проявить человека в благородной форме (бьющие себя мечем по спине шииты во время Ашуры), так и в форме самоуспокоения. Человек получает моральное удовлетворение как в одной, так и в другой ситуации, а в исключительных случаях и физическое.
В ходе написания тезисов, невольно вспоминается цикл рассказов Булгакова М. А. «Записки юного врача», где, не смотря на востребованность, почетный социальный статус врачу не удается «взять себя в руки». Работа-сон-работа изо дня в день, выбивают специалиста из колеи, что звучит крайне парадоксально, ведь эта колея, как никакая иная, пряма. Что же может быть проще, чем жить, тем же, чем и вчера? Неужели морфий хоть как-то мог облегчить и без того легкую жизнь врача? Ответ – мог. Более того, это было его единственное спасение, ведь цикличность помогает жизни, но не помогает жить. Дышать и повторять обыденный сценарий проще простого, а выдержать этот сценарий на психологическом уровне в разы сложнее, ибо даже не воодушевленные предметы, к примеру, механизм часов, выходят из строя цикличности поломкой. Самое досадное, что вещь возможно починить, а «состояние человека зависит полностью от внешних факторов».[2]
В этом и есть суть аутодеструкции, что в зависимости от мировоззрения человека, «пациент» сам выбирает себе «лекарство» по собственному вкусу.
«Ты окажешься на пьянящем летнем лугу, в мягкой траве будешь нежиться на солнце и пребывать в полнейшем блаженстве и не захочешь больше возвращаться обратно…».[3]
Ни в коем случае, не отвергается возможность «дышать полной грудью» и без аутодеструктивных моментов. Все дело в менталитете. Если задать вопрос любому прохожему: «С чем у вас ассоциируется Новый год / день рождение / свадьба (та, что уж там, любое событие в жизни от выходного дня до похорон)»? В ответ прозвучит «с тетрагидроканнабинолом / дронабинолом одним из основных каннабиноидов, что в свою очередь является ароматическим терпеноидом»… К сожалению, научность высказывания никак ни капли не сгладит грубость слова «алкоголь».
Не стоит отрицать тот факт, что аутодеструкция может привести к воспроизведению «финальной звонкой ноты саксофона»[4]. Иными словами, речь пойдет о суициде.
Самоубийцы – трусы и храбрецы в одном лице, их выбор – сугубо их выбор и никто не вправе осуждать «шагающих в петлю». Однако недавно затронутые стороны аутодеструкции также входят в структуру самоубийства. Человек, который не в состоянии больше выдержать проблемы, сложные ситуации решается на «роковой поступок», и вовсе не играет роли причина (то ли от слабости духа, психического / физического состояния, безысходности). Главное, что это принесло в кой-то мере результат – спасение.
Даже в этом пессимистическом патагонизме есть доля благородства в образе мусульман, приносящих себя в жертву ради Всевышнего, камикадзе, приносящих себя в жертву ради нации, детей времен Второй мировой войны, которые с гранатами шли под танки.
«Утешение с помощью возможного самоубийства раздвигает до бесконечного пространства стены этого жилища, где мы задыхаемся. Идея самоуничтожения, многообразие способов достижения этого, их простота и доступность одновременно и радуют, и пугают нас, ибо нет ничего более простого и более страшного, чем акт, посредством которого мы принимаем бесповоротное решение о нас самих».[5]
В заключении хочется добавить, аутодеструкция – априори существует в обыденности, что она является неотъемлемой частью обыденности в тех или иных проявлениях, как и искусство, философия и т.д. Ко всему вышесказанному хочется добавить, что пути спасения от жизни разнообразны: кто-то занимается экстремальными видами спорта, ради получения новых ощущений, кто-то от заката до рассвета играет в компьютерные игры, лишь бы меньше видеть «серый свет», кто-то работает волонтером в приюте бездомных животных, чтобы чувствовать себя значимым. Разница заключается лишь в том, что «лекарств одинаковых не бывает» и человек сам выбирает как «лечится от жизни» и этот путь – выбор жаждущего, и никто не вправе осуждать его за этот выбор.
Список использованной литературы:
1. Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа, №1 март, 2005.
2. Ялом И. Д. Групповая психотерапия. Теория и практика – СПб.: Питер Ком, 1998.
3. Буглагов М. А. Записки юного врача. – М. АСТ, 2005.
4. Ж. Сартр. Тошнота. – К.: Азбука, 2005.
5. Сиоран Э. М. Послеконцаистории.– СПб.: Симпозиум, 2002
[1] Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа, №1 март, 2005. – С. 2.
[2] Ялом И. Д. Групповая психотерапия. Теория и практика – СПб.: Питер Ком, 1998. – с. 166.
[3] Буглагов М. А. Записки юного врача. – М. АСТ, 2005. – с.86.
[4] Ж. Сартр. Тошнота. – К.: Азбука, 2005. – С.90.
[5] Сиоран Э. М. Послеконцаистории.– СПб.: Симпозиум, 2002. – С. 365.