Глава пятая. Эмоциональные и волевые процессы, психические
состояния и образования...................................................................... ... 151
5.1. Сущность эмоций и чувств.............................................................. ... 152
5.2. Возникновение эмоций (по Кеннону — Барду)......................... 154
5.3. Классификация эмоций и чувств................................................... .. 156
5.4. Особенности настроений и аффектов........................................... 158
5.5. Психологическая характеристика воли....................................... 160
5.6. Психологическая структура волевого акта................................ 162
5.7. Сущность психических состояний................................................ 164
5.8. Психические образования................................................................ 166
5.9. Сущность навыка............................................................................... 168
5.10. Виды навыков и умений................................................................. .. 170
5.11. Особенности взаимодействия навыков и умений ................... 172
Главашестая. Психология личности...................................................... ... 175
6.1. Сущностная характеристика личности....................................... ... 176
6.2. Обусловленность особенностей развития личности ............... 178
6.3. Движущие силы психического развития личности................... ... 180
6.4. Основные направления и тенденции психического развития личности 182
6.5. Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» 184
6.6. Общая классификация теорий личности...................................... 186
6.7. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.......... 188
6.8. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии 190
6.9. Психологическая структура личности......................................... ... 192
6.10. Направленность личности............................................................ ... 194
6.11. Структура и особенности потребностей................................... .. 196
6.12. Психологическая характеристика мотивов ............................. .. 198
6.13. Психологическая характеристика интересов.......................... .. 200
6.14. Психологическая характеристика темперамента.................. 202
Оглавление
6.15. Психологические особенности представителей различных темпераментов 204
6.16. Сущность характера....................................................................... 206
6.17. Типы личности, выделенные на основе взаимосвязи телосложения и характера человека 208
6.18. Типы людей, классифицированные по присущим им коммуникативно-поведенческим особенностям 210
6.19. Социально обусловленные характеристики личности.... 212
6.20. Сущность способностей ................................................................ 214
6.21. Механизмы и средства социализации личности.................... 216
Глава седьмая. Психологическая характеристика деятельности219
7.1.Сущность деятельности.................................................................... 220
7.2. Основные науки о проблемах человека как субъекта деятельности 222
7.3. Особенности деятельности человека и животных.................... 224
7.4. Специфика развития деятельности человека.............................. 226
7.5. Психологические особенности действий и деятельности 228
7.6. Структура деятельности................................................................... 230
7.7. Характеристика мотивационной сферы деятельности человека 232
7.8. Процессуальная характеристика мотивов деятельности человека 234
7.9. Структура и функции действия....................................................... 236
7.10. Виды деятельности человека........................................................ 238
Краткий словарь терминов..................................................................... 241
Литература.................................................................................................. 253
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психология как наука изучает множество сложных и разнообразных явлений. Вот почему она непроста для понимания. Вместе с тем первоначально психология складывалась и развивалась как система фундаментальных знаний о психике человека, его поведении и деятельности, закономерностях их формирования, развития и проявления. Сейчас эта система носит название общей психологии и является важнейшей из отраслей психологической науки в целом. Роль и значение общей психологии всегда состояли в том, что она давала фундаментальные, обобщенные, хорошо осмысленные представления о содержании И специфике функционирования психических явлений и процессов.
Цель данного учебного пособия — показать, что представляет собой общая психология как наука, изучающая психику человека во всем многообразии и специфике ее проявления.
Для этого в нем решались следующие задачи:
< описать предмет и задачи общей психологии как науки, ее взаимосвязи с другими отраслями знаний;
> раскрыть методологические, теоретические и естественно-научные основы осмысления и интерпретации психики людей;
> показать сущность и своеобразие проявления психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, психических состояний и психических образований человека; дать всестороннюю характеристику личности человека и особенностей проявления его психологических свойств;
> раскрыть психологическое содержание и специфику деятельности людей. Представленное учебное пособие является методическим, поскольку оно;
> дает стройную систему знаний общей психологии;
< показывает, в каком направлении и как нужно ими овладевать;
> отражает основные принципы подхода к их анализу, изучению и интерпретации;
> содержит информацию, изложенную в обобщенном и логически продуманном виде;
> включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций но общей психологии.
В учебном пособии, кроме того, реализуется своеобразный подход, облегчающий процесс овладения представленными здесь обширными знаниями. Психологические феномены очень многообразны и сложны, не поддаются
Предисловие
быстрому освоению, их содержание трудно запомнить с первого раза. Для их изучения также нужна определенная система. Важнейшей характеристикой последней является ее внутренняя упорядоченность. Добиться такой упорядоченности позволяют схемы — логически продуманные наглядные изображения обобщенных представлений, обеспечивающие возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании воспринятые знания.
Включенные в содержание учебного пособия схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий общей психологии. Каждая из этих схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психологических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширяться, но уже навсегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Комментарии к схемам имеют своей целью разъяснить и закрепить заложенную в них информацию.
Глава первая