Краткая справка о состоянии психологии на современном этапе
Психология – одна из наук о человеке, изучающая, как уже указывалось, взаимосвязанные сферы человеческого бытия: мышление, эмоции, поведение (иногда нравственное чувство). В психологии как науке есть два больших отдела, которые условно называют «религиозная психология» и «светская психология». Первая говорит об уме, чувствах, воле, нравственности человека с точки зрения той или оной религии – таким образом, в каждой религии имеется своя религиозная психология. Светская психология работает в свете внерелигиозной установки, используя научные методы эксперимента, наблюдения, систематизации, опросов, анкетирования, анализа, синтеза, и так далее. Понятно, что в религиозной психологии единства нет и быть не может (религии ведь разные), но и в светской психологии единства так же не наблюдается. Современная светская психология – это скорее набор психологических школ, строящих каждая свои теории, и отвечающих на одни и те же вопросы по-разному.
К примеру, современная светская психология строит свое понимание человека так, что отдельные психологические школы объединяются в группы на основании некоторых моделей понимания человека. Рассмотрим их вкратце [5].
1.) Модель конфликта. В этой модели человек формируется и живет под воздействием 2-х конфликтующих сил. В одном варианте одна из этих сил находится в самом человеке, вторая – в противостоящем человеку обществе. Во втором варианте обе силы находятся в самом человеке. В обоих случаях человеку остается или искать компромисс в балансе этих сил, или делать обреченную на провал попытку устранить одну из этих сил. В этом и состоит жизнь человека.
2.) Модель самореализации. Говорится о том, что в человеке существует некая ведущая и движущая сила, которая с течением полноценной жизни должна все более возрастать в своем проявлении. В одном варианте эта сила есть некая генетическая программа, нацеленная на некоторые человеческие способности. Выполняя эту программу, человек самоактуализируется, и ведет полноценную успешную жизнь. Невыполнение этой программы приводит к неполноценной жизни. Во втором варианте рассматриваемая сила есть некий идеал красивой полноценной и осмысленной жизни, к которому человек постоянно стремится в своем самосовершенствовании. Недостижение идеала обесценивает жизнь.
3.) Модель согласованности. Человек живет под постоянным влиянием обратной связи из внешнего по отношению к нему мира. Если данные этой обратной связи согласуются с некоторым ожиданием самого человека, то человек находится в покое. Если не согласуются, то в человеке возникает чувство рассогласованности, что подвигает человека к устранению неудовлетворяющего его положения вещей. Жизнь заключается в постоянной поддержке согласованности и спокойствия. В одном варианте все это работает на уровне разумно-познавательных способностей человека (согласование идей, осмысление и согласование ожидания и того, что реально произошло), во втором варианте акцент делается на активности человека (согласование действий – необходимого в настоящий момент и возможного для человека уровня физического напряжения).
Из приведенного обзора видна основная проблема современной психологии – рассогласованность психологических школ, разность путей их развития. Соответственно, осложняется и рассмотрение интересующей нас темы психологии туризма, но сложности не должны мешать достижению поставленной нами цели.
Немного о методах избавления от последствий стресса
Сразу необходимо отметить - метод избавления от стресса через агрессию и ругань является, во-первых, социально неприемлемым (так как при этом стрессу подвергаются другие люди), и, во-вторых, ведет не к избавлению от стресса, а к новому стрессу.
Итак, для избавления от стресса:
- Необходимо разрушить мозговую доминанту – или ее ликвидировать (разрядить), или создать конкурирующую доминанту (хобби, чтение, музыка, театр – обязательно увлекающее, интересное для человека, открывающее путь к положительным эмоциям). В этом же ряду общение с близким человеком (излить душу, переключиться на интересную тему, отыскать путь решения конфликта или снижения его значимости), общение с детьми. С осторожностью необходимо относиться к успокоительным медикаментозным средствам, взывающим привыкание – предпочтение лучше отдать растительным препаратам, не вызывающим привыкания. Алкоголь успокаивает, но при этом расстраивает главные функции организма, и сам становится источником стресса. Полезен сон. Так же успокаивающим фактором является время. Полезны физиологические переключения, когда доминанту разрушают импульсы, исходящие от 5-ти наших органов чувств попеременно. Важен логический прием – найти выход из сложившейся ситуации, снизить значимость ситуации, логически отключиться от неприятности (найти в ситуации положительное и сосредоточиться на нем, найти оправдание своему поведению или (лучше) поведению других людей), перейти к ярким положительным воспоминаниям, сравнить свои невзгоды с большим чужим горем, заняться философским переосмыслением жизни.
- Необходимо «сжечь» адреналин и глюкозу в крови – это посильно-интенсивная мышечная нагрузка, желательно в сопровождении положительных эмоций (импульсы от мышц так же разрушают доминанту). Полезны игровые виды спорта, плавание. Полезно общение с природой. Туризм является, таким образом, идеальным лекарством от стресса .
- Уйти от «источника» стресса, если это возможно.
При стрессе успокаивают рукоделие, декламация стихотворений, танцы, посещение парной бани, новая прическа, дыхательные упражнения, мимические упражнения (гримасы, бокс с воображаемым противником).
Итак: «В после стрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать выделившиеся активные вещества, прекратить «умственную жвачку» неприятных событий и тем самым блокировать выделение новых порций гормонов стресса» [2, стр.202].
Разработчик теории стресса Ганс Селье выдвинул свой, по времени первый, метод защиты от эмоционального стресса, назвав его «альтруистический эгоизм». Суть метода – естественные эгоистические желания человека можно удовлетворить только тем, чтобы быть полезным другим людям. Селье выдвинул принцип альтруистического эгоизма – «Заслужи любовь ближнего». Из этого принципа вытекают некоторые рекомендации для повседневного общения:
- Стремясь завоевать любовь ближнего, все же не дружить с «бешеной собакой»
- Понимать, что совершенство невозможно, в каждом виде деятельности для каждого человека есть своя вершина – к ней и нужно стремиться.
- Радостна подлинная простота жизненного уклада, очищенная от вычурно-показного
- Сталкиваясь с жизненной ситуацией, необходимо подумать, стоит ли сражаться.
- Внимание необходимо держать на светлых сторонах жизни , стараясь забыть о безнадежно-отвратительном и тягостном.
- С мыслью о неудаче, даже после сокрушительного поражения, можно бороться воспоминанием о бывших успехах.
- Не откладывать удручающе-неприятное дело, важное для достижения цели.
- Понимать, что готового рецепта для всех не существует, ибо все люди разные.
Стресс можно преодолеть, используя следующие методы психологической саморегуляции:
- Расслабление мышц для снятия физического и психологического напряжения
- Успокаивающее дыхание, уравновешивающее психическое состояние человека
- Наблюдение за телесными ощущениями и управление ими
- Создание положительного эмоционального настроя и душевного равновесия
Первые три пункта входят в комплекс аутогенотренировки - одного из сильнейших методов избавления от стресса.
Положительного эмоционального настроя и душевного равновесия можно достигнуть, используя следующие психологические принципы:
- Принцип реальности (то, что есть – есть): принимать окружающий мир и себя так, как оно есть, не уходя от реальности в мир несбыточных желаний и фантазий; простить обидчиков ради себя; воздерживаться от излишних упований на окружающих; освободиться от зависимости и беззащитности; предпринимать реальные практические шаги для изменения жизни к лучшему.
- Принцип оптимизма (то, чего нет – нет): преодоление пессимистического взгляда на прошлое (с бессмысленным самобичеванием за прошлые ошибки); преодоление негативных ожиданий в будущем (беспочвенных связывающих по рукам и ногам тревог и сомнений); смотреть на прошлое как на источник опыта; смотреть на настоящее как на источник сил, реальную возможность активного действования для решения сегодняшних проблем. «В настоящем моменте кроется ключ к решению всех ваших проблем – действительных и мнимых. Все зависит от того, как вы сами будете думать об этих проблемах» [2,стр.125-126]. Не стоит тревожиться о будущем, не следует завышать вероятность неприятных событий – это программирует психику и создает установку на неудачу (боящийся споткнуться споткнется за свою боязнь). Все события необходимо рассматривать как объект использования, осмысления, переработки – как зерно перемалывается в муку, так и человек может перемолоть прошлые события для их утилизации.
- Принцип ответственности: отказаться от привычки к тому, что решения за вас принимают другие; привыкать к ответственности, взять ответственность в свои руки; научиться иметь собственное мнение
- Принцип разумного эгоизма (описан выше): поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой; забота одинаково о других и себе; помочь (вместе с помощью другим) и себе; избавиться от поводов жалеть себя и вызывать к себе жалость окружающих; не сидеть, охая и вздыхая, а начать действовать и навести порядок в собственной жизни.
В итоге – познать самого себя без переоценки или недооценки. Это значит «научиться реалистично, ответственно оценивать свои возможности и планировать свои действия, никогда, ни при каких обстоятельствах не теряясь и не впадая в уныние, но в то же время и не отрываясь от твердой почвы под ногами, не уходя от реальной жизни в радужно-иллюзорный мир несбыточных мечтаний и фантазий» [2,стр.130]. Это значит осознать и те части Я, которые обычно находятся в тени, расширить свое сознание за рамки привычных для Я стереотипов мышления. Для этого необходимо отслеживать и запоминать состояния собственного «Я», различать их тонко и детально, уметь воспроизводить их по памяти. Познать себя – значит научиться использовать заложенные в нас возможности для снятия стресса и отрицательных эмоций. Познать себя – значит, сделать постоянным своим спутником самонаблюдение (взгляд на себя со стороны), самоанализ, запоминание различных состояний своего «Я»: негативных для осознания источника и освобождения, позитивных для того, чтобы сделать их привычными и быть способным вызвать их на помощь в трудную минуту.
Профилактика и преодоление конфликта
*** Для предотвращения конфликтов в общении с человеком необходимо учитывать, какие особенности его поведения обусловлены его темпераментом. Вспомним – темперамент зависит от деятельности нервной системы, которую так просто не поменяешь, и не следует пытаться делать это грубо и одномоментно. Интересны следующие примеры. Излишняя вспыльчивость и суетливость холерика раздражает флегматика; самого холерика раздражает медлительность и степенность флегматика или излишняя чувствительность меланхолика. Холерик, услышав нечто его возмутившее, может мгновенно эмоционально разрядиться вспышкой слов, и быстро забыть об этом, а его собеседник – меланхолик, - надолго погружается в пучину обиды.
*** Одно и то же событие люди с мыслительным и художественным типом (физики и лирики) воспринимают по-разному, и это бывает причиной конфликтов и споров.
*** Столкновение экстраверта и интроверта может привести к конфликту – экстраверт склонен принимать необдуманные решения, а интроверт склонен рассуждать там, где требуются незамедлительные действия.
*** К конфликтам приводят следующие проявления невротичности и тревожности:
- По причине впечатлительности и обидчивости у невротика даже по пустякам возникает эмоциональный стресс
- Невротик тяжело переживает ссоры, конфликты, ему трудно «взять себя в руки»
- Невротик постоянно ощущает подавленность, огорченность, изнуряющую непрестанную тревогу.
- У невротика весьма сужен круг общения
*** Любой человек обладает той или иной долей акцентуации характера, но если ее уровень низкий, то этого можно просто не заметить. Если же уровень превышает некоторый порог, то в общении это приводит к частым однотипным конфликтам и нервно-психическим срывам.
*** К конфликтам приводит как завышенная, так и заниженная самооценка человека
***Эмоции и конфликты
Основной источник отрицательных эмоций – межличностные столкновения, когда слова или действия одного человека препятствую удовлетворению потребности другого человека. Катализатором служит чрезмерная эмоциональная возбудимость. Иногда то, что субъективно является незначительной мелочью для одного, субъективно важно для другого. Эмоции могут стать неуправляемыми – конфликт в этом случае трудноразрешим. Человек часто даже не осознает свою отрицательную роль в возникшем конфликте. Порог возникновения отрицательных эмоций снижается при усталости, подавленности, раздраженности, испытании болевых ощущений.
При общении эмоции способны резко усилить или ослабить скованность и робость. Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению (сравни неприязнь и очарование). При этом барьер в общении создает не любая, но только устойчивая отрицательная эмоция. Это такие эмоции, как:
- Страдание, горе. Причина – трагические события, сильное неудовлетворение собой, тягостные физические ощущения, предполагаемое горестное событие. У разных людей разный порог возникновения страданий.
- Гнев. Возникает в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление, обиду, и др. Усиливает физическую и психическую энергию, вынуждает выплеснуть эту энергию словами или агрессивными действиями.
- Отвращение и брезгливость - в ответ на отталкивающие манеры в разговоре, на несоблюдении дистанции общения, неприятный запах, дефекты внешнего вида.
- Презрение.
- Страх.
- Стыд и вина. Слишком низкий, и слишком высокий порог возникновения чувств вины и стыда нарушают психологические контакты с людьми.
- Плохое настроение
*** Рекомендации для предупреждения и разрешения семейных конфликтов [1]:
- При готовности к конфликту лучше уйти, сделать временную паузу.
- При усталости и нервозности необходимо “разрядить” отрицательные эмоции заботой, лаской.
- Необходимо выявить причину недовольства и устранить ее до перехода недовольства в конфликт. О причине необходимо поговорить друг с другом.
- Не следует говорить о противоречиях и конфликтах посторонним, не решать конфликты при посторонних, не позволять вмешиваться в конфликты даже родителям и собственным детям, не говоря уже о посторонних.
- Умен не тот, кто прав, а тот, кто умеет остановить конфликт.
- При разрешении конфликта бесполезно пользоваться волевыми аргументами и решениями.
- Обсуждать необходимо только предмет разногласия – обобщения и «переход на личности» недопустим.
- Не следует делать контрвыпады на замечания.
- Не позволять себе резкости и бранных слов – резкость вызывает ответную резкость.
- В конфликте полезно представить себе, что его свидетелем является авторитетный человек.
- Необходимо уметь признать свою вину, если таковая стала очевидной.
- Даже при агрессии одной стороны спокойствие и доброжелательность другой стороны помогает прекращению конфликта.
- Если конфликт грозит перерасти в катастрофу, возможно, следует признать свою вину, даже если таковой нет – этим можно выиграть время и дать конфликту успокоиться.
*** Рекомендации для предупреждения и разрешения служебных конфликтов [1] (актуально и для туризма) :