Семинарское занятие VII
1. Кризис новорожденности.
2. Комплекс оживления, как основное новообразование периода новорожденности
3. Сенсомоторное развитие в младенчестве
4. Развитие речи, мышления, эмоциональной сферы
5. Кризис одного года
Литература
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1991.
2. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. – М., 1979.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
4. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопр. психол. – 1994. – №3.
5. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр. психол. – 1994. – №6.
6. Шмурак Ю. Пренатальная общность / Человек. – 1993. – №6.
7. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту / Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979.
Раннее детство
Возрастные границы преддошкольного периода: от 1 до 3 лет. Здесь осуществляется переход от естественного к социальному типу развития. Основным видом деятельности у преддошкольников является предметно-манипулятивная деятельность. Основным новообразованием возраста является возникновение первых представлений о себе – зачатков самосознания, самооценки, самоидентификации и половой идентификации. Социальная ситуация развития – совместная деятельность со взрослым – «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Общение – форма организации предметной деятельности. Это период активного овладения речью.
Уже к началу раннего возраста складывается предметное восприятие, отличающееся пока недостаточной точностью и осмысленностью. Формирование перцепции – предпосылка всего последующего развития психики. От взрослого требуется организовать широкое и разнообразное практическое ознакомление с предметами окружающего мира.
Основным видом мышления является наглядно-действенное мышление: сначала возникает цель, затем, после нескольких проб, появляется случайный, нестойкий результат, который фиксируется ребенком; действие подвергается «тренировке»; возникает «понимание» закономерностей; затем – перенос на другие ситуации.
Для этого уровня развития мышления характерно использование орудий, отвлечения и обобщенность. Первоначально обобщения появляются в действиях, постепенно закрепляются в словах.
Постепенно осуществляется переход к наглядно-образному мышлению.
Воображение носит воссоздающий характер, но не является активным. Ребенок воссоздает действия, показанные взрослыми. Образы воссоздаются очень легко, при этом дети довольствуются малейшим намеком на сходство и используют простейший вид создания образов воображения – агглютинацию.
Речь ребёнка в преддошкольном периоде.
Этапы освоения речи:
1. Предречевой: эмоциональный тон и псевдослова.
2. Понимание и произношение
Для понимания необходим ряд предпосылок:
Общие – весь естественный путь развития психических функций
– наличие предметной деятельности
– наличие невербального опыта общения
– языковая, социальная среда окружения
– наследственная предрасположенность к овладению речью (готовность артикуляционного аппарата)
Специальные – наличие предречевого развития
– параллельная работа 3х уровней речи: фонемный, словообразовательный и синтаксический.
Начинает понимать речь, обращение к нему. На 2й половине 1го года жизни устанавливается связь между словом и действием или предметом. Но для этого нужна общая деятельность с взрослым, либо специальное научение.
Выполняет ряд команд: посмотри, принеси, сделай как я.
Сначала накапливаются названия непосредственно окружающих предметов, имён взрослых и названий игрушек, предметов одежды – потом частей тела и лица.
С 1,5 до 2х лет —понимание речи об окружающих предметах.
На 3м году не только увеличивается объем речи, но и происходит качественное её изменение: ребёнок любит слушать сказки, стихи, разговоры взрослых.
Фонематический уровень
Начинается примерно с 11 мес. и в основном к 2м годам заканчивается. Это и произношение псевдослов (звуковые комплексы на отдалённые предметы), появляются слова с разницей в 1 фонему. Именно с этого возраста ему необходимо слышать правильную взрослую речь.
Словообразовательный уровень.
От 7 месяцев (чаще с 11) и до конца жизни. Высокий интеллект предполагает большой запас слов. Основа – овладение слогами – закладывается в этом возрасте.
От 12 до 14 мес. – слова, непохожие на слова взрослого; 14-18 мес. – повторяются обрывки слов взрослого (последний слог).
К 1г ребёнок знает как минимум 4 слова
15 мес. — 12 слов
18 мес. — 22 слова
21 мес. — 118 слов
2г. — 272 слова.
2,5г. — 446 слов
3г. — 896 слов
3,5г. — более 1000 слов
Можно выделить несколько признаков происхождения слов. Самое трудное для преддошкольника – обобщать. Одно слово обозначает не класс предметов, а конкретную вещь, поэтому внимание сначала обращается на функциональное назначение предмета, на местонахождение, ребенок ориентируется на внешнее сходство, звукопохожесть.
Базовой потребностью возраста является потребность в любви. Ведущее значение в удовлетворении этой потребности отводится родителю противоположного пола. 3 года – возраст возникновения Эдипова комплекса (комплекса Электры).
Кризис трех лет впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы:
1. Негативизм – отрицательная реакция на требования взрослых (но не непослушание, которое может быть и в более раннем возрасте)
2. Упрямство – реакция на собственное решение – требование считаться с его решением (но не настойчивость в выполнении чего-либо)
3. Строптивость – реакция, которая носит безличный характер – протест против жизненных порядков)
4. Своеволие – стремление к эмансипированному поведению
5. Обесценивание взрослых – ребенок может ругать, дразнить и обзывать взрослых
6. Протест-бунт – ссоры с родителями, состояние постоянного конфликта
7. Деспотизм – властное отношение к окружающим, (к братьям и сестрам – ревность)
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам».
Если кризис протекает вяло, это может говорить о задержке психического развития. У ребенка начинает формироваться воля, он познает различие между понятиями «должен» и «хочу». Э.Эриксон утверждает, что на этой стадии формируется автономия (независимость, самостоятельность).
Контрольные вопросы
1. В чем особенности и роль речевого развития в раннем детстве?
2. Чем обусловлен и как проявляется кризис трех лет?
3. Как изменилась роль взрослого в жизни ребенка?