Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации

Кризис психического развития определяется как относительно короткий период личностного развития человека, характеризующий собою переход (как правило, "скачкообразный") с (от) одного периода (эпохи) индивидуального психического развития к другой. Кризисы психического развития, несмотря на дифференцированность их форм выражения, имеют общую для всех людей психофилогенетическую и социально-культурную природу. Кризисы психического развития имеют также весьма четкие для подавляющего большинства людей сроки протекания в психоонтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, кризис это всегда обострение субъективных внутренних противоречий между уже сформированным опытом и психическими функциями и вновь возникающими качествами мотивации, способностей, самосознания.

Кризис новорожденности. Данный кризис обусловлен переходом организма человека из внутренней среды организма матери, из среды околоплодных вод организма матери в предметную гетерогенную среду внешнего мира. Происходит осуществление физического отрыва от матери, производится первая психическая травма - частичное разрушение психологического симбиоза с матерью. Этот кризис характеризуется тем, что осуществляется резкий переход организма ребенка в новое качество - в качество отдельного, во многом автономного физического, телесного, и психического, индивидуально-психологического существования. Кризис новорожденности может осложнятся трудностями родового процесса и увеличением времени родовой асфиксии (время до первого крика новорожденного).

Кризис одного года (1года-полутора лет). Данный кризис выражается в противоречии между сформированным комплексом физических и психических свойств, определяющих индивидуальную возможность независимого от матери существования и взаимодействия с предметным миром с одной стороны и сохраняющейся потребностной мотивацией к интимному (эмоционально-телесному) общению с матерью с другой стороны. На позитивное разрешение этого кризиса влияет опыт общения и совместной деятельности с ближайшими (со значимыми) взрослыми, - отцом, бабушкой, дедушкой и т.д. Также, на положительное разрешение кризиса одного года, существенно воздействует эмоционально-чувственная и мотивационно-деятельностная позиция матери по отношению к ребенку. Разрешается этот кризис, обычно, в как таковом поведенческом и деятельностном психическом развитии ребенка, осуществляющемся в виде элементарного смыслового понимания и эмоционального переживания (потребностное реагирование) своих собственных предметных действий. Данный опыт ребенок получает эмпирическим путем (частично под руководством взрослых) в ходе взаимодействия с внешней предметной средой обитания.

Кризис трех лет (2,5-3 лет лет, или, даже, 2-3 лет). Данный кризис еще называется кризисом "Я сам". В ходе него происходит резкое индивидуально-психическое, но подчиненное общим законам психоонтогенетического развития, обострение разнообразных личностно-средовых противоречий. Обостряются противоречия между слабо сформированными способностями самостоятельного предметного действия и сформировавшимся мыслительно-языковым и поведенчески-деятельностным осознанием отдельности своего Я от родителей (семьи). Причем психологическая автономия производится ребенком не только от родителей (по отношению к ним), но и от окружающих (по отношению к) взрослых и, даже, от других детей. По определению Д.Б. Эльконина, кризис трех лет это первый кризис социальных отношений, направленный большей частью на личностное обособление от микросоциума. Этот кризис происходит в связи с активным формированием внутреннего Я (эго) ребенка, но отличается тем, что имеется непонимание ребенком смыслового подтекста социальных (ролевых) отношений в семье и микросоциуме. Ребенок также еще далеко не полностью осознает целостную (логическую, причинно следственную) структуру сложных предметных действий, что также является причиной данного кризиса. Кризис трех лет, как правило, разрешается в ролевой игре, в освоении ребенком различных социально-деятельностных ролей, в умозрительном понимании им смысла разнообразного ролевого поведения (в том числе и относительно его "основной роли").

Кризис шести-семи лет (5-6 или, даже, 5-7 лет). Данный кризис знаменует собою глобальное противоречие между желанием (пробудившейся социальной потребностью) быть учеником, побуждением вступить в систему "настоящих" (общественных) отношений, и личностной неуверенностью (общей тревожностью), вызванной наличием опыта управления собственным поведением и деятельностью, в основном, только в пространстве игровой (как домашней, так и уличной) деятельности. Этот кризис, обычно, разрешается в процессах организации социального взаимодействия, в формировании осознания личностных самооценок во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками в разных ситуациях общественного общения, социального научения, обучения в школе. Кризис шести-семи лет считается началом социального становления человека и первой вехой успешности и эффективности процесса его личностной социализации.

Кризис полового созревания (подросткового, отроческого возраста) от 11-12 до 14-15 лет. Границы данного кризиса наиболее размыты, он может быть как раньше, так и позже, и протекать как быстрее, так и медленнее. Эти характеристики зависят, прежде всего, от уровня психофизической сформированности конкретного подростка (отрока). Данный кризис обусловлен, прежде всего, невозможностью доминантно овладеть своей эмоционально-чувственной (аффективной) и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурно-социальному статусу индивидуальности. "Гормональный взрыв" сочетается в этом возрастном кризисе с усложнившейся для личности системой социальных отношений и с активизацией самосознания и рефлексии. Кризис полового (что касается и формирования "психологического пола" - гендера) созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах общественной организации удовлетворения и предметного разнообразия реализации "проснувшихся" социальных потребностей подростков. Этот кризис также, обычно, разрешается в общественных процессах социальной (разнообразные социальные институты) организации разнообразия объектной актуализации способностей, поведения и личностного развития подростков в разных видах предметной, творческой деятельности, - в прикладных видах художественного творчества, в искусстве, в спорте, и т.п. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста существенное положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков, а осложнен данный возрастной кризис может быть неправильно организованной системой социальной педагогики (в широком, общественном, институциональном понимании этого термина).

Кризис ранней юности (15/16 - 17/18 лет). Данный возрастной кризис, по мнению Э. Эриксона, психически и культурологически обусловлен наличием у субъекта амбивалентных социально "заземленных" переживаний интимности-изоляции. Этот кризис характеризуется переходом из "мира детства" и подростковой субкультуры в общественный мир социальных (культурных, политических, экономических и т.п.) отношений. Личностью производится нахождение своего места в мире, происходит формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, - все это создает сложную социально-психологическую ситуацию для человека. При положительном, позитивном разрешении данного возрастного личностного кризиса субъектом осуществляется интеграция в социальные институты, стратификация (вхождение в социально-профессиональные группы), происходит осознанно-личностное осмысление общественных норм культуры, морали, нравственности и поведения. При негативном, отрицательном разрешении этого кризиса, человек на данном этапе своего личностного развития не вырабатывает личностных приоритетов собственного развития, не осуществляет социально-профессионального самоопределения, а общество, в свою очередь, не предоставляет ему возможностей для получения образования, политических знаний, профессиональных умений и навыков, не обеспечивает резко возросшие познавательные и эстетические потребности субъекта. Психологической характеристикой возраста ранней юности, по мнению И.С. Кона, является кризис социального и личностного самоопределения, детерминированный, обусловленный существенной недостаточностью общественного опыта взрослой жизни, что и проявляется в общении, поведении и деятельности лиц раннего юношеского возраста.

Кризис межличностных отношений (около 20-23 лет). Этот кризис, как правило, связан с началом семейной жизни и критическим периодом ее становления.

Кризис 30-35 лет - переход к "официальной", социальной зрелости, оценка собственных жизненных ролей: профессиональных, семейных, общественных, личных.

В 36-40 лет - переоценка жизненных ценностей (принципов, установок) и обязательств (изменение "хочу" и "могу").

Кризис среднего возраста (40-42 года). Главным свойством возрастного периода взрослой жизни является осознание своего акме. Акме (греч.) - высшая точка развития чего-либо, например личности человека, - отсюда понятие, термин и научная дисциплина - акмеология - вершины собственных достижений. Данный период может характеризоваться (и, как правило, характеризуется) так называемым кризисом среднего (взрослого) возраста. Кризис среднего (у некоторых индивидуумов, большей частью, зрелого) возраста - это противоречие между уже реализованным личностным потенциалом и дихотомичным переживанием неудовлетворенности сформированных и осуществленных в юности, молодости и в начале периода взрослости ценностных установок. Это кризис переоценки ценностей. Он (в положительном варианте) разрешается в позитивном смысле (в реализованных целях) подтверждением принятого и реализованного жизненного пути. В отрицательном значении этот кризис переживается как личная драма и разрешается в существенной смене ценностей, в поведенчески - деятельностном изменении взглядов на жизнь, что выражается в смене профессии, в разводах, в новых браках, в кризисе вероисповедания.

Все периоды взрослости характеризуются переходом к организации самоконтроля, переходом к организации самообразования (в самом широком смысле слова) и процессом увеличения его доли в личностных тенденциях, в социально-психологических закономерностях организованного (прежде всего самим субъектом, но, отчасти, и обществом) обеспечения развития человека.

В возрасте 51-60 лет - осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом.

Старше 65 - кризис старости. Главным в этом кризисе, по мнению Э. Эриксона, является оценка собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов. И каждый следующий этап наступает после того, как решены задачи предыдущего, нерешенные же задачи ведут к остановке развития. Как считает Ш. Бюлер, стимулятором невротического состояния в этом возрасте выступает сам факт старения, который становится психологическим кризисом. В этот период, многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому, что невротик вообще не умеет радоваться успехам; он никогда не был доволен своими достижениями: ему всегда казалось, что он что-то не дополучил, что ему недодали. К старости эти сомнения усиливаются. Кризис старости знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринимает ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть - естественный конец жизни.

Феномен смерти.

Страх смерти. Если человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чувство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Человек живет, до тех пор, пока он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней. Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?» — изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне. Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад. После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе — наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле). Пятая стадия — это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течении 10—20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма. Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека, существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, групповое решение творческих задач (метод дневников, метод развивающейся кооперации), проектирование.

Наши рекомендации