Результаты исследования и их интерпретация
В ходе психодиагностического исследования получены следующие фактические данные:
В таблицах представлены качества преподавателя в последовательности от наибольшего количества голосов к наименьшему. Сравнительный анализ велся по двум оценкам: принципиально важные и нужные качества преподавателя, т.к. «успешный преподаватель» - понятие положительное, и мы берем во внимание высокую и среднюю оценки.
Таблица 1
Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию
«Принципиально важные»
Наименование качества личности преподавателя вуза | Количество проголосовавших | Кол-во в % |
Ответственность | 80,9 | |
Умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал | 71,4 | |
Глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность | 66,6 | |
Любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность | 57,1 | |
Пунктуальность; оптимизм; тактичность | 52,3 |
Окончание Таблицы 1
Организованность; культурно-эстетическая образованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов | 47,6 | |
Уважение по отношению к студентам | 42,8 | |
Успехи студентов; трудолюбие | ||
Активность; способность к творчеству и инновациям; высокая заработная плата; наличие собственного стиля преподавания; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства | 33,3 | |
Внешняя привлекательность, умение одеваться соответственно своему возрасту, сочетать цвета в одежде | 23,8 | |
Скромность; работа над развитием авторитета | ||
Разносторонняя развитость, наличие увлечений, хобби; наличие высокой научной степени; активное участие в жизни вуза | 14,2 |
Итак, по данным Таблицы 1 мы видим, что большинство студентов высоко оценивают профессиональные качества преподавателя, которые нацелены на самих студентов. Им важно получение знаний, их количество и качество, важно, чтобы преподаватель не опаздывал на занятия, любил свой предмет и умел пробудить к нему интерес у аудитории. По мнению респондентов, этого не будет достигнуто в большей мере без профессионального роста преподавателя, повышения уровня его компетентности. Также студенты ценят доброжелательность, понимание и оптимизм. Возможно, в успешном преподавателе они видят не только профессионала своего дела, но и собеседника, с которым можно пообщаться, получить совет или психологическую поддержку. Наименьшее количество высоких оценок получила творческая сторона личности преподавателя, наличие высокой научной степени и активное участие в жизни вуза.
Таблица 2
Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию «Нужные»
Наименование качества | Количество проголосовавших | Кол-во в % |
Активность | 66,6 | |
Успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам | 57,1 | |
Разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства | 52,3 | |
Организованность; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость; непредвзятость в оценке знаний студентов | 47,6 | |
Любовь к своей работе; доброжелательность и понимание; высокая заработная плата; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность; | 42,8 |
Окончание Таблицы 2
внешняя привлекательность; наличие своего стиля преподавания; тактичность; уверенность в себе; | ||
Пунктуальность; оптимизм; активное участие в жизни вуза | ||
Постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; умение найти общий язык со студентами, коммуникабельность; наличие высокой научной степени | 33,3 | |
Глубокое знание своего предмета; умение заинтересовать предметом, доходчиво объяснить материал; скромность | 28,5 | |
Ответственность |
По данным Таблицы 2 видно, что для большинства студентов старших курсов не менее важное значение в личности успешного преподавателя имеет его общая активность, трудолюбие и уважение к самим студентам, а также разносторонняя развитость, наличие хобби, благоприятные отношения с коллегами и начальством, умение быть организованным, культурно развитым и непредвзято оценивать обучающихся, т.е. на втором месте и определяется творческая и коммуникативная сторона личности преподавателя.
Таким образом, проанализировав статистические данные, их можно объединить в единую совокупность качеств личности успешного преподавателя. Ниже представлены те характеристики «педагога-идеала», которые оказались предпочтительными для более половины студентов старшекурсников. По количеству голосов они представлены в порядке от наибольшего к наименьшему
Ответственность; умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал; глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность; активность; любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность; успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам; пунктуальность; оптимизм; тактичность; разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства; организованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость.
Выводы по III главе
Как показало исследование, студенты-старшекурсники хотят, чтобы преподаватель был надежен во всех направлениях своей деятельности. Им, не важно, как он выглядит, уверен в себе или нет, чем занимается в свободное время, что любит, какой авторитет имеет и как он сам их оценивает. В успешном преподавателе в первую очередь они видят увлеченно занятым своим делом человека, который сможет «заразить» им и других людей, и человека, с которым можно легко вести общение, консультироваться, задавать вопросы и получать на них исчерпывающие ответы. Это значит, что студенты старших курсов имеют цель быть образованными, понятыми и уважаемыми.
Таким образом, цели курсового исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Заключение
Хороший преподаватель по своей природе должен постоянно совершенствоваться не только профессионально, но и внутренне, т.к. первое без второго будет не эффективно. Все мы хотим видеть в своем наставнике тот образец, тот эталонный набор характеристик личности, к которому будем стремиться сами. Говоря об образе успешного преподавателя, мы имеем в виду идеал, т.к. образ – это, в нашем случае, воображаемый объект, который по сути своей не должен иметь изъянов.
В ситуации педагогического общения студенты наблюдают за преподавателем и анализируют его личностные особенности, позицию по отношению к студентам, умение взаимодействовать с аудиторией и индивидуальные взаимоотношения, оценивают его знания и профессиональные качества.
Восприятие, понимание и отношение студентов к выявляемым в учебном процессе вуза профессионально важным качествам личности педагога, к его профессиональным умениям и системе профессиональных психолого-педагогических знаний являются профессионально значимыми для студентов, т.к. во время обучения в вузе у студентов формируется эталон личности преподавателя. Студент оценивает уровень компетентности преподавателя и выражает свое отношение к нему.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. [Текст] /
Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
2. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса [Текст] /
И.А. Мурзинова // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. - № 12. - С. 105-107.
3. Беляева Г.Ф. Социологический мониторинг «Преподаватель глазами студента» как инструмент оптимизации управления учебным процессом в вузе [Текст] / Г.Ф. Беляева, А.С. Царенко - М.: МГУ. - 128 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /
А.А. Бодалев - М.: МУ, 1982. 200 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Педагогика», 1983. - 271 с.
6. Бодалев А.А. Познание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев,
Н.В. Васина– СПб.: Речь, 2005 г. 324 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова,
В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
8. Бондарчик Е.Ю. Социальная перцепция / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opsychology.ru/2008/12/06/socialnaya-percepciya/
9. Вопросы повышения качества образования (по материалам социологических исследований оптимизации учебного процесса на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова) [Текст] / И. В. Васенина, А.В. Клочкова // Вестник Московского университета. - 2009. - № 5. - С. 62-76.
10. Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки [Текст] / Чалых Н.А. // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2009. - №12. - С. 236-239.
11. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза [Текст] / С.К. Бондырева // Мир психологии. - 2000. - № 3. - С. 199-205.
12. Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов [Текст] / T.B. Гущина, И.В. Якеева // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2009. - № 22. - С. 97-100.
13. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М., 2005.- 365 с.
14. Личность современного преподавателя в контексте современного вектора образования [Текст] / Т.А. Крупа // Ойкумена. - 2012. - №22. - С. 34-40.
15. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов [Текст] /
Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2004. - № 6. - С. 37-47.
16. Преподаватель глазами студента, студент - глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) [Текст] / Е.Г. Васильева, Т.В. Юдина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 95-107.
17. Преподаватель глазами студентов [Текст] / Г.Т. Трофимова // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 72-75.
18. Особенности развития представлений студентов о преподавателе высшей школы [Текст] / Л.З. Зарипова, С.Ю. Жданова // Вестник Санкт – Петербургского университета. - 2008. - № 1. - С. 275-280.
19. Скрынник Н.Е. Представления студентов о профессионально важных качествах педагогов [Текст] / Н.Е. Скрынник // Психологические проблемы педагогической деятельности. - Ростов-на Дону, 2010. С. - 210.
20. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов [Текст] / Смирнов С. Д. - М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.