Аналитическая психология

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

Психоаналитическое направление в психотерапии было и ос­тается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Оно включает в себя чрезвычай­но многочисленные и часто непохожие друг на друга школы и течения. Можно сказать, что именно психоанализ заложил осно­вы современной психотерапии.

Здесь мы рассмотрим только классический психоанализ 3. Фрей­да (1856—1939). Зигмунд Фрейд, безусловно, оказал революцио­низирующее влияние на всю психологию и психиатрию, можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал совер­шенно невероятное влияние на всю западную культуру. Психоте­рапия возникла как научно-практическое направление только после его открытий. Он создал Венское психоаналитическое об­щество, внутри которого выросли такие великие психологи, как К. Юнг, А. Адлер и многие другие.

Основные идеи

З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душев­ное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Глав­ная заслуга Фрейда состоит в том, что именно он впервые пока­зал, что психические заболевания имеют в своей основе психологи­ческие причины и лечить их можно и необходимо только с помо­щью психологического воздействия, а не воздействия на мозг. Тем самым он создал психотерапию в психологическом смысле этого слова. 3. Фрейд впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с несознаваемыми мотивами (психо­анализ).

З.Фрейд выделяет три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное (топографическая модель).

Сознание состоит из ощущений, мыслей и переживаний, кото­рые осознаются в данный момент времени. Это содержание легко контролируется личностью и подчиняется законам логики. Такое определение сознания недостаточно, так как само сознание определяется через факт осознанности, но до сих пор психологиче­ская наука не предложила ничего лучшего.

Содержание предсознательного (или «доступной памяти») в данный момент не осознается, но может легко стать доступным сознанию.

В бессознательном находятся основные детерминанты лично­сти, психическая энергия, побуждения и инстинкты. Содержание бессознательного практически недоступно сознанию, оно либо никогда не осознавалось, либо было вытеснено туда из сознания. В бессознательном не действуют законы логики, в нем одновре­менно могут сосуществовать противоречащие друг другу факты или идеи.

Главное в этой модели состояло в утверждении, что бессозна­тельное, а не сознание по большей части определяет поведение личности, что сознание часто содержит ложные объяснения при­чин поведения, что сознание не имеет прямого доступа в область бессознательного, но содержание бессознательного может быть постигнуто с помощью специальных методов.

В структуре личности, по Фрейду, также присутству-юттри основных компонента (структурнаямодель): Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Зго), называемое еще иногда Идеалом Я. Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, и Оно, я Я, и Сверх-Я имеют как осоз­нанные, так и бессознательные элементы.

Что касается Оно (Ид), то эта основная, первоначальная и цент­ральная часть личности по большей части бессознательна. Ид соот­ветствует принцип удовольствия. Оно включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали, глав­ным его содержанием являются мотивы и инстинкты, требующие своего удовлетворения. Неудовлетворенный инстинкт создает на­пряжение, удовлетворение инстинкта приводит к разрядке на­пряжения и удовольствию. Существуют два основных инстинкта: либидо (Эрос), или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти (Танатос), называе­мый в современной литературе «мортидо».

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется требованиям реальности, эта часть лично­сти отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и уси­лению удовольствия. Эго соответствует принцип реальности.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельно­сти и мыслей Эго. Именно те чувства, желания, идеи и образы, которые не соответствуют нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются с помощью Эго из сознания в область бессознательно­го. Этой части личности соответствует принцип морали. Супер-Эго в значительной степени находится в подсознании.

Понятие вытеснения или подавления нежелательных мотивов также явилось важнейшим теоретическим положением, выдвину­тым Фрейдом, которое в том или ином виде используется прак­тически в любом современном направлении психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал снова не проник в созна­ние, Я использует разнообразные способы защиты, которые также не осознаются субъектом. Фрейд указывал в основном на такие фор­мы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и из­бегание (см. выше). Далее концепция психологических защит раз­вивалась его дочерью Анной Фрейд и другими психоанали­тиками[1].

В современном психоанализе выделяется примерно 18 — 20 раз­личных типов защит:

Подавление (или вытеснение) — активное выталкивание из со­знания болезненных воспоминаний, чувств или импульсов. Обыч­но подавление и вытеснение понимаются как синонимы, но есть некоторая разница. С нашей точки зрения, подавление связано со сдерживанием чего-то, что «рвется» изнутри к реализации, связано с ощущением распирания изнутри и мышечного напря­жения.

Вытеснение связано с изгнанием чего-то из себя и порождает ощущение пустоты (в частности, пустоты жизни) и обессилива­ния (в результате этой борьбы).

Отрицание — игнорирование болезненных фактов, человек дей­ствует так, как будто их не существует, отрицает очевидное.

Формирование реакции — преувеличение некоторого эмоцио­нального или поведенческого аспекта ситуации, чтобы с его по­мощью подавить противоположную эмоцию или желание. Напри­мер, человек, стремящийся убежать из дома, формирует страх на транспорт. Человек излишне бережливый и аккуратный может подавлять свое желание свободно распоряжаться деньгами и не заботиться о порядке.

Обратное чувство — превращение чувства в свою противопо­ложность, или изменение направления чувства на противополож­ное. Ненависть маскирует любовь, упреки в свой адрес могут скры­вать разочарование в ком-то другом.

Идентификация с агрессором — бессознательное подражание чувствам и поведению устрашающего авторитета, противостоя­ние которому представляется невозможным. Например, подража­ние маленьких детей грозным родителям или разделение некото­рыми евреями нацистских идей в фашистской Германии.

Аскетизм — отказ себе в удовольствиях, нарочитая «правиль­ность». Используется главным образом подростками для контроля над сексуальными влечениями, сопровождается демонстрацией своего морального превосходства. Может служить источником ре­лигиозного фанатизма.

Рационализация — попытка рациональным способом объяснить (оправдать) свое поведение, основанное на иррациональных по­буждениях.

Изоляция аффекта — отделение определенного чувства от всей остальной душевной жизни.

Регрессия — возвращение к способам поведения, свойствен­ным более раннему возрасту. Например, взрослый человек начи­нает хныкать как маленький ребенок или проявлять чувства, ко­торые испытывал в детстве по поводу ситуации, легко решаемой по-взрослому.

Проекция — приписывание другим людям или объектам своих собственных чувств, идей или намерений. Так, параноики припи­сывают другим людям собственные агрессивные импульсы и при­нимают меры по защите от них.

Расщепление — разделение позитивного и негативного образов себя или другого человека. Например, человек может восхвалять своего друга и тут же, не видя в этом противоречия, поносить его.

Всемогущество — преувеличение собственной силы и возмож­ностей, порой до фантастических размеров.

Девальвация — снижение истинной значимости тех или иных фактов или собственных чувств. Так, человек может принижать силу собственной любви или страданий, ценность замечаний те­рапевта и т.д.

Примитивная идеализация — преувеличение престижа и силы другого человека.

Прожективная идентификация — приписывание другому соб­ственных чувств, мыслей или намерений с последующей иденти­фикацией с ним. Например, человек говорит: «Мир ненавидит меня. Поделом мне».

Эскапизм (избегание) — избегание контакта с людьми, факта­ми, мыслями или чувствами, которые связаны с запретными или болезненными переживаниями.

Сублимация (возгонка) — это зрелый механизм защиты, состо­ящий в том, что нереализованные импульсы низшего порядка могут переводиться на более высокий уровень и служить основой творчества и развития личности.

Трансфер (перенос) — перенос чувств, которые человек испы­тывал к кому-либо ранее (в основном к родителям), на новые объекты (на супруга, политического деятеля, терапевта и т.д.). Часто трансфер не называется в ряду защит, а выделяется в само­стоятельный психологический механизм, объясняющий происхождение многих человеческих проблем. Например, замечено, что мо­лодые люди часто выбирают себе жену, чем-то напоминающую мать, а девушки — мужа, похожего на отца. Похожесть может быть не обязательно во внешности, но в характере и стиле отношений.

Пример.

Одна женщина, которая трижды была замужем, спросила меня, почему все ее мужья относились к ней с агрессией: могли ударить, орали, один даже угрожал топором. Я расспросил о ее детских переживаниях, и она рассказала, что ее отец был алкоголиком, был очень агрессивен и бил мать. «Получается, что вы выбирали мужей по образцу и подобию?..» — сказал я. Задумавшись, она признала, что, видимо, так оно и было, хотя раньше она этого не понимала.

Агрессия также обычно не выделяется в качестве механизма защиты, однако, с моей точки зрения, она очень часто может выполнять подобные функции, т.е. вместо избегания объектов, которые пробуждают неприятное осознание, человек может при­бегать к агрессии против них.

Однако, несмотря на наличие защит, вытесненные желания (в основном связанные с сексуальными переживаниями) прорыва­ются в сознание в форме сновидений, фантазий, оговорок, нео­жиданных действий и т. п. Подавленные мотивы продолжают дей­ствовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания. Когда давление этих мотивов становится невыносимым для лич­ности, принцип реальности может быть отброшен, Эго «истоща­ется в борьбе» и перестает управлять поведением, что проявляет­ся в форме бреда, припадков, в различных формах неадекватного поведения, расщепления личности и т.д.

Таким образом, невротические симптомы могут образовывать­ся как форма той или иной психологической защиты, как проявление неконтролируемого прорыва подавленных желаний или как резуль­тат истощения Эго.

Причины многих неврозов, по З.Фрейду, кроются в вытес­ненных в область бессознательного воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чув­ствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. На­пример, таковы случаи истерии у женщин, связанные с сексуаль­ными посягательствами со стороны отца, происходившими в их детстве. Именно детским сексуальным переживаниям Фрейд при­дает особое значение.

Общеизвестен обоснованный им комплекс Эдипа, основу кото­рого составляет запретная любовь к своей матери и ненависть к собственному отцу (у мальчиков). С этим также связан комплекс кастрации, т. е. страх потери полового органа в результате мести отца. Ребенок подавляет эти неприемлемые с точки зрения морали чувства, но именно они зачастую лежат в основе будущих не­врозов у взрослых людей. Аналогичный комплекс у девочек полу­чил название комплекса Электры.

Пример.

Многие родители отмечали, что их сыновья в 2—3 года могли колотить отца, если он целовал мать, прогоняли отца из материнской постели и т.д. Дочери так обычно не поступали, но могли мешать родителям обниматься.

Девочка, по З.Фрейду, ощущает себя изначально кастриро­ванной и испытывает зависть к пенису. В дальнейшем рождение ребенка служит для нее компенсацией, обретением пениса.

В своем психосексуальном развитии человек проходит опре­деленные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из ранних фаз (ораль­ной., анальной или фаллической) может сохраняться в бессозна­тельной форме и во взрослом состоянии.

Оральная стадия развития начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания и сексуальные чувства направ­лены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он мо­жет сосать свой палец или пустышку. До шести месяцев длится орально-корпоративная стадия, когда ребенок еще не отделяет себя от матери и ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются тут же. С шести месяцев ребенок постепенно отделяется от матери, у него формируется Эго. Этот период связан с сильной фрустрацией и называется орально-са­дистическим. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания и т.д.

Считается, что длительное и обильное грудное вскармливание способствует развитию щедрости и оптимизма, раннее же отлуче­ние от груди формирует ущербность и жадность. Рудименты ораль­ного периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алко­голю, постоянному жеванию чего-либо. Многие люди снимают стресс с помощью постоянного поглощения пищи, что может ве­сти к ожирению. Потребность постоянно поглощать информацию (бесконечно читать газеты, смотреть телевизор или болтать) также может служить замещением первичной оральной потребности.

Пример.

Насколько важен данный период в развитии человека, можно судить по следующему случаю.

Студентка примерно двадцати лет обсуждала со мной проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида. Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Девушка была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, при­чем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный мо-лочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с моло­ком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной и у мамы не было молока!..

Я предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки, и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратил­ся в нее саму. После чего я предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла, ее эмоциональное состояние, вначале подавленное, стало таким, что ей захотелось просто плясать от радости.

У некоторых людей в соответствии с этим периодом формиру­ется так называемый оральный характер, самая главная черта ко­торого беспомощность и зависимость в межличностных отноше­ниях. Такой человек проявляет несамостоятельность, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке и пассивно жаждет ее. Он склонен к депрессии, может быть чрезвычайно зависим от нали­чия или отсутствия пищи, особое значение придается поцелуям, подаркам, вниманию. Другой вариант орального характера прояв­ляется в постоянной язвительности в межличностных отношени­ях, что является формой оральной агрессии.

Анальная стадия развития начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и полу­чает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. На этой стадии формируется Супер-Эго, ребе­нок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овла­девает правилами туалета, у него появляется способность откла­дывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряже­ние.

Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачканий. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может «наделать» в штанишки, это может быть и местью родителям.

Пример.

После лекции по психоанализу ко мне подошла одна студентка и сказа­ла: «Вы сейчас как будто о моем сыне рассказывали. Ему 2 года, и мы его отдали в детский сад, а я и работаю, и учусь. Он иногда, когда меня нет, ложится на пол и вопит: "Хочу маму!" На горшок он вообще-то хорошо ходит, но однажды я посадила его, а он ничего не сделал. Потом спрятался за дверь и сделал в штаны. Вышел из-за двери, показал пальцем на это место и сказал: "Вот тебе!"»

Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола.

Пример.

Мой психологический кружок посещала молодая женщина, шестилет­ний сын которой страдал энурезом. Ее муж умер год назад, она много работала. Зная методы НЛП, она пыталась как-то вылечить его, но успех был только временный. Я высказал предположение, что ребенку не хватает ее внимания. Она возмутилась и сказала, что постоянно с ним занимается и играет. Я ответил, что с ее точки зрения этого достаточно, но важно, как это воспринимает ребенок. Через месяц она вернулась к этому вопросу и призналась: «Мой сын заболел, и я неделю сидела с ним по бюллетеню. Вы, наверное, правы, потому что эту неделю он совершенно не писался».

Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горш­ку, страх родителей перед «грязью» приводят к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к дет­ским фекалиям может привести к подавлению творчества, убеж­дению ребенка, что он может производить только «гадость».

Анальный характер, соответствующий данной стадии, прояв­ляется в излишней бережливости (вспомним образ Плюшкина), раздражительности и педантичности. Деньги отождествляются с фекалиями и перестают рассматриваться как объективно полез­ная вещь, а хранятся и складируются (скупой рыцарь), иногда бессмысленно транжирятся. Упрямство переходит в форму мораль­ного превосходства. Могут сдерживаться слова, мысли и творче­ство. Ценится власть, деньги, формальные законы. Все черты аналь­ного характера содержат садистский элемент.

С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипо­ву) стадию развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости. Девочки испытывают комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсут­ствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности (нор­мальный путь), либо путем соперничества с мальчишками (в даль­нейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам они высказывают пренебрежение, взрослые сексуальные отношения могут отторгаться как унизительные. Могут образоваться и другого рода психологические трудности.

Пример.

Студентка обсуждала со мной свой повторяющийся сон, где она видела себя юношей, который «косил» от армии. Ее ловили солдаты, а она прята­лась у какой-то девушки в избе на печке. Я спросил ее: «А в детстве Вы не играли с мальчишками в казаки-разбойники и т.д.?» Ответ: «Да я только с мальчишками и играла. Когда я родилась, отец ждал мальчика и воспиты­вал меня как сына. Но вот теперь у меня проблема — у всех девушек есть парни, а у меня — никого, хотя у меня очень хорошие отношения с ребята­ми, много друзей среди них». Я сказал, что, к сожалению, в детстве она усвоила другие полоролевые стереотипы и теперь каждый молодой чело­век чувствует в ней скорее «своего парня», чем девушку. Необходимо хотя бы теперь изменить свои стереотипы и развить в себе женственность, хоть это и нелегко сделать.

Фаллический характер проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения (как у мужчин, так и у жен­щин), что является неосознанной защитной реакцией на непрео­доленный страх кастрации в детстве (стиль бесшабашного мото­циклиста). Такие люди как бы доказывают всем, что у них есть пенис. Женщины, как правило, презираются, по отношению к мужчинам проявляется скрытый вызов. Часто любят и коллекционируют оружие. Показное мужество, коллекционирование любовных побед, которое оборачивается проявлением жесто­кости. Такие люди не испытывают глубокой любви и привязан­ности, женщины редко выходят замуж, а выйдя, продолжают бороться с мужем за первенство. Сексуальные отношения вос­принимаются по преимуществу лишь как взаимодействие поло­вых органов.

С шести лет до полового созревания проходит латентная ста­дия развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуаль­ности. В этот период все дети проходят интенсивное обучение. Мальчики в основном дружат с мальчиками, девочки — с девоч­ками. Однако скрытая влюбленность и мысли типа «за этого маль­чика я вышла бы замуж» характерны и для этого периода.

В стадии пубертата ребенок превращается в половозрелое су­щество и нуждается в частичном развенчании своих родителей. Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются с пьедестала» и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают пози­цию старших товарищей. В большинстве стран подростки в этот период проходят тот или иной обряд инициации (например, кон­фирмации), символизирующий вступление в мир взрослых.

После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется формированием личностно окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью, получать нормальное сексу­альное удовлетворение.

Важное место в теории 3. Фрейда принадлежит анализу снови­дений. Некоторые терапевты считают, что именно с этих идей начался настоящий психоанализ, а З.Фрейд называл анализ сно­видений «царской дорогой» в психоанализе.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

К. Г. ЮНГА

Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ чело­веческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и вклю­чает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихо­логии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние, чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.

Основные идеи

Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным кол­лективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), на­полняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональ­ным и образным содержанием. Архетип может найти свое выра­жение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, ко­торый стоит за всеми способами своего выражения.

За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мисти­ка» и «святоши».

Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объеди­няет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами со­держание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отра­жаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конк­ретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других наро­дов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип органи­зует и объединяет этот опыт.

Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом, и обычно человек не может управлять собственны­ми архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответ­ствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, свя­занным с отношениями к родителям, рождению и смерти, вре­мени и пространству, к душе и Богу.

Пример.

Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано цик­лично, поэтому все повторяется, и при этом жизнь там как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, также происходит и сейчас. Задача индуса не добиться прогресса, а вырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непре­рывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, че­ловек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новые территории и знания.

Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоля­ции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.

Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами.

Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпо­читаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.

Эго — центр сознания, он создает ощущение последователь­ности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противореча­щие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть ас­пектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы смо­жем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.

Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответ­ственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчи­на стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.

Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостно­сти личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обяза­тельно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в це­лостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бес­сознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (пол­нота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квад­рат, обозначающие объединение противоположностей).

Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содер­жанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случай­но нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким обра­зом, архетипы составляют фундамент, на котором строится чело­веческая личность.

По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивидуации, становлению единым, однородным существом, и посколь­ку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоян­ная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это про­цесс развития к целостности и благодаря этому — движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бес­сознательного, прежде всего своей самости, но также и в разво­рачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разра­ботанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимуще­ственно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей.

Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощуще­ний, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональ­ном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психоло­гические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий — воспринимающему, мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивно­му. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний основных качеств).

[1] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

Наши рекомендации