Аналитическая психология
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ
Психоаналитическое направление в психотерапии было и остается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Оно включает в себя чрезвычайно многочисленные и часто непохожие друг на друга школы и течения. Можно сказать, что именно психоанализ заложил основы современной психотерапии.
Здесь мы рассмотрим только классический психоанализ 3. Фрейда (1856—1939). Зигмунд Фрейд, безусловно, оказал революционизирующее влияние на всю психологию и психиатрию, можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал совершенно невероятное влияние на всю западную культуру. Психотерапия возникла как научно-практическое направление только после его открытий. Он создал Венское психоаналитическое общество, внутри которого выросли такие великие психологи, как К. Юнг, А. Адлер и многие другие.
Основные идеи
З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная заслуга Фрейда состоит в том, что именно он впервые показал, что психические заболевания имеют в своей основе психологические причины и лечить их можно и необходимо только с помощью психологического воздействия, а не воздействия на мозг. Тем самым он создал психотерапию в психологическом смысле этого слова. 3. Фрейд впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с несознаваемыми мотивами (психоанализ).
З.Фрейд выделяет три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное (топографическая модель).
Сознание состоит из ощущений, мыслей и переживаний, которые осознаются в данный момент времени. Это содержание легко контролируется личностью и подчиняется законам логики. Такое определение сознания недостаточно, так как само сознание определяется через факт осознанности, но до сих пор психологическая наука не предложила ничего лучшего.
Содержание предсознательного (или «доступной памяти») в данный момент не осознается, но может легко стать доступным сознанию.
В бессознательном находятся основные детерминанты личности, психическая энергия, побуждения и инстинкты. Содержание бессознательного практически недоступно сознанию, оно либо никогда не осознавалось, либо было вытеснено туда из сознания. В бессознательном не действуют законы логики, в нем одновременно могут сосуществовать противоречащие друг другу факты или идеи.
Главное в этой модели состояло в утверждении, что бессознательное, а не сознание по большей части определяет поведение личности, что сознание часто содержит ложные объяснения причин поведения, что сознание не имеет прямого доступа в область бессознательного, но содержание бессознательного может быть постигнуто с помощью специальных методов.
В структуре личности, по Фрейду, также присутству-юттри основных компонента (структурнаямодель): Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Зго), называемое еще иногда Идеалом Я. Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, и Оно, я Я, и Сверх-Я имеют как осознанные, так и бессознательные элементы.
Что касается Оно (Ид), то эта основная, первоначальная и центральная часть личности по большей части бессознательна. Ид соответствует принцип удовольствия. Оно включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали, главным его содержанием являются мотивы и инстинкты, требующие своего удовлетворения. Неудовлетворенный инстинкт создает напряжение, удовлетворение инстинкта приводит к разрядке напряжения и удовольствию. Существуют два основных инстинкта: либидо (Эрос), или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти (Танатос), называемый в современной литературе «мортидо».
Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется требованиям реальности, эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия. Эго соответствует принцип реальности.
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Именно те чувства, желания, идеи и образы, которые не соответствуют нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются с помощью Эго из сознания в область бессознательного. Этой части личности соответствует принцип морали. Супер-Эго в значительной степени находится в подсознании.
Понятие вытеснения или подавления нежелательных мотивов также явилось важнейшим теоретическим положением, выдвинутым Фрейдом, которое в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.
Для того чтобы вытесненный материал снова не проник в сознание, Я использует разнообразные способы защиты, которые также не осознаются субъектом. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание (см. выше). Далее концепция психологических защит развивалась его дочерью Анной Фрейд и другими психоаналитиками[1].
В современном психоанализе выделяется примерно 18 — 20 различных типов защит:
Подавление (или вытеснение) — активное выталкивание из сознания болезненных воспоминаний, чувств или импульсов. Обычно подавление и вытеснение понимаются как синонимы, но есть некоторая разница. С нашей точки зрения, подавление связано со сдерживанием чего-то, что «рвется» изнутри к реализации, связано с ощущением распирания изнутри и мышечного напряжения.
Вытеснение связано с изгнанием чего-то из себя и порождает ощущение пустоты (в частности, пустоты жизни) и обессиливания (в результате этой борьбы).
Отрицание — игнорирование болезненных фактов, человек действует так, как будто их не существует, отрицает очевидное.
Формирование реакции — преувеличение некоторого эмоционального или поведенческого аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию или желание. Например, человек, стремящийся убежать из дома, формирует страх на транспорт. Человек излишне бережливый и аккуратный может подавлять свое желание свободно распоряжаться деньгами и не заботиться о порядке.
Обратное чувство — превращение чувства в свою противоположность, или изменение направления чувства на противоположное. Ненависть маскирует любовь, упреки в свой адрес могут скрывать разочарование в ком-то другом.
Идентификация с агрессором — бессознательное подражание чувствам и поведению устрашающего авторитета, противостояние которому представляется невозможным. Например, подражание маленьких детей грозным родителям или разделение некоторыми евреями нацистских идей в фашистской Германии.
Аскетизм — отказ себе в удовольствиях, нарочитая «правильность». Используется главным образом подростками для контроля над сексуальными влечениями, сопровождается демонстрацией своего морального превосходства. Может служить источником религиозного фанатизма.
Рационализация — попытка рациональным способом объяснить (оправдать) свое поведение, основанное на иррациональных побуждениях.
Изоляция аффекта — отделение определенного чувства от всей остальной душевной жизни.
Регрессия — возвращение к способам поведения, свойственным более раннему возрасту. Например, взрослый человек начинает хныкать как маленький ребенок или проявлять чувства, которые испытывал в детстве по поводу ситуации, легко решаемой по-взрослому.
Проекция — приписывание другим людям или объектам своих собственных чувств, идей или намерений. Так, параноики приписывают другим людям собственные агрессивные импульсы и принимают меры по защите от них.
Расщепление — разделение позитивного и негативного образов себя или другого человека. Например, человек может восхвалять своего друга и тут же, не видя в этом противоречия, поносить его.
Всемогущество — преувеличение собственной силы и возможностей, порой до фантастических размеров.
Девальвация — снижение истинной значимости тех или иных фактов или собственных чувств. Так, человек может принижать силу собственной любви или страданий, ценность замечаний терапевта и т.д.
Примитивная идеализация — преувеличение престижа и силы другого человека.
Прожективная идентификация — приписывание другому собственных чувств, мыслей или намерений с последующей идентификацией с ним. Например, человек говорит: «Мир ненавидит меня. Поделом мне».
Эскапизм (избегание) — избегание контакта с людьми, фактами, мыслями или чувствами, которые связаны с запретными или болезненными переживаниями.
Сублимация (возгонка) — это зрелый механизм защиты, состоящий в том, что нереализованные импульсы низшего порядка могут переводиться на более высокий уровень и служить основой творчества и развития личности.
Трансфер (перенос) — перенос чувств, которые человек испытывал к кому-либо ранее (в основном к родителям), на новые объекты (на супруга, политического деятеля, терапевта и т.д.). Часто трансфер не называется в ряду защит, а выделяется в самостоятельный психологический механизм, объясняющий происхождение многих человеческих проблем. Например, замечено, что молодые люди часто выбирают себе жену, чем-то напоминающую мать, а девушки — мужа, похожего на отца. Похожесть может быть не обязательно во внешности, но в характере и стиле отношений.
Пример.
Одна женщина, которая трижды была замужем, спросила меня, почему все ее мужья относились к ней с агрессией: могли ударить, орали, один даже угрожал топором. Я расспросил о ее детских переживаниях, и она рассказала, что ее отец был алкоголиком, был очень агрессивен и бил мать. «Получается, что вы выбирали мужей по образцу и подобию?..» — сказал я. Задумавшись, она признала, что, видимо, так оно и было, хотя раньше она этого не понимала.
Агрессия также обычно не выделяется в качестве механизма защиты, однако, с моей точки зрения, она очень часто может выполнять подобные функции, т.е. вместо избегания объектов, которые пробуждают неприятное осознание, человек может прибегать к агрессии против них.
Однако, несмотря на наличие защит, вытесненные желания (в основном связанные с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, оговорок, неожиданных действий и т. п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания. Когда давление этих мотивов становится невыносимым для личности, принцип реальности может быть отброшен, Эго «истощается в борьбе» и перестает управлять поведением, что проявляется в форме бреда, припадков, в различных формах неадекватного поведения, расщепления личности и т.д.
Таким образом, невротические симптомы могут образовываться как форма той или иной психологической защиты, как проявление неконтролируемого прорыва подавленных желаний или как результат истощения Эго.
Причины многих неврозов, по З.Фрейду, кроются в вытесненных в область бессознательного воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, таковы случаи истерии у женщин, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца, происходившими в их детстве. Именно детским сексуальным переживаниям Фрейд придает особое значение.
Общеизвестен обоснованный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь к своей матери и ненависть к собственному отцу (у мальчиков). С этим также связан комплекс кастрации, т. е. страх потери полового органа в результате мести отца. Ребенок подавляет эти неприемлемые с точки зрения морали чувства, но именно они зачастую лежат в основе будущих неврозов у взрослых людей. Аналогичный комплекс у девочек получил название комплекса Электры.
Пример.
Многие родители отмечали, что их сыновья в 2—3 года могли колотить отца, если он целовал мать, прогоняли отца из материнской постели и т.д. Дочери так обычно не поступали, но могли мешать родителям обниматься.
Девочка, по З.Фрейду, ощущает себя изначально кастрированной и испытывает зависть к пенису. В дальнейшем рождение ребенка служит для нее компенсацией, обретением пениса.
В своем психосексуальном развитии человек проходит определенные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из ранних фаз (оральной., анальной или фаллической) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
Оральная стадия развития начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку. До шести месяцев длится орально-корпоративная стадия, когда ребенок еще не отделяет себя от матери и ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются тут же. С шести месяцев ребенок постепенно отделяется от матери, у него формируется Эго. Этот период связан с сильной фрустрацией и называется орально-садистическим. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания и т.д.
Считается, что длительное и обильное грудное вскармливание способствует развитию щедрости и оптимизма, раннее же отлучение от груди формирует ущербность и жадность. Рудименты орального периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алкоголю, постоянному жеванию чего-либо. Многие люди снимают стресс с помощью постоянного поглощения пищи, что может вести к ожирению. Потребность постоянно поглощать информацию (бесконечно читать газеты, смотреть телевизор или болтать) также может служить замещением первичной оральной потребности.
Пример.
Насколько важен данный период в развитии человека, можно судить по следующему случаю.
Студентка примерно двадцати лет обсуждала со мной проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида. Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Девушка была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, причем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный мо-лочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с молоком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной и у мамы не было молока!..
Я предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки, и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратился в нее саму. После чего я предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла, ее эмоциональное состояние, вначале подавленное, стало таким, что ей захотелось просто плясать от радости.
У некоторых людей в соответствии с этим периодом формируется так называемый оральный характер, самая главная черта которого беспомощность и зависимость в межличностных отношениях. Такой человек проявляет несамостоятельность, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке и пассивно жаждет ее. Он склонен к депрессии, может быть чрезвычайно зависим от наличия или отсутствия пищи, особое значение придается поцелуям, подаркам, вниманию. Другой вариант орального характера проявляется в постоянной язвительности в межличностных отношениях, что является формой оральной агрессии.
Анальная стадия развития начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряжение.
Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачканий. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может «наделать» в штанишки, это может быть и местью родителям.
Пример.
После лекции по психоанализу ко мне подошла одна студентка и сказала: «Вы сейчас как будто о моем сыне рассказывали. Ему 2 года, и мы его отдали в детский сад, а я и работаю, и учусь. Он иногда, когда меня нет, ложится на пол и вопит: "Хочу маму!" На горшок он вообще-то хорошо ходит, но однажды я посадила его, а он ничего не сделал. Потом спрятался за дверь и сделал в штаны. Вышел из-за двери, показал пальцем на это место и сказал: "Вот тебе!"»
Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола.
Пример.
Мой психологический кружок посещала молодая женщина, шестилетний сын которой страдал энурезом. Ее муж умер год назад, она много работала. Зная методы НЛП, она пыталась как-то вылечить его, но успех был только временный. Я высказал предположение, что ребенку не хватает ее внимания. Она возмутилась и сказала, что постоянно с ним занимается и играет. Я ответил, что с ее точки зрения этого достаточно, но важно, как это воспринимает ребенок. Через месяц она вернулась к этому вопросу и призналась: «Мой сын заболел, и я неделю сидела с ним по бюллетеню. Вы, наверное, правы, потому что эту неделю он совершенно не писался».
Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горшку, страх родителей перед «грязью» приводят к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к детским фекалиям может привести к подавлению творчества, убеждению ребенка, что он может производить только «гадость».
Анальный характер, соответствующий данной стадии, проявляется в излишней бережливости (вспомним образ Плюшкина), раздражительности и педантичности. Деньги отождествляются с фекалиями и перестают рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются (скупой рыцарь), иногда бессмысленно транжирятся. Упрямство переходит в форму морального превосходства. Могут сдерживаться слова, мысли и творчество. Ценится власть, деньги, формальные законы. Все черты анального характера содержат садистский элемент.
С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипову) стадию развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости. Девочки испытывают комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсутствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности (нормальный путь), либо путем соперничества с мальчишками (в дальнейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам они высказывают пренебрежение, взрослые сексуальные отношения могут отторгаться как унизительные. Могут образоваться и другого рода психологические трудности.
Пример.
Студентка обсуждала со мной свой повторяющийся сон, где она видела себя юношей, который «косил» от армии. Ее ловили солдаты, а она пряталась у какой-то девушки в избе на печке. Я спросил ее: «А в детстве Вы не играли с мальчишками в казаки-разбойники и т.д.?» Ответ: «Да я только с мальчишками и играла. Когда я родилась, отец ждал мальчика и воспитывал меня как сына. Но вот теперь у меня проблема — у всех девушек есть парни, а у меня — никого, хотя у меня очень хорошие отношения с ребятами, много друзей среди них». Я сказал, что, к сожалению, в детстве она усвоила другие полоролевые стереотипы и теперь каждый молодой человек чувствует в ней скорее «своего парня», чем девушку. Необходимо хотя бы теперь изменить свои стереотипы и развить в себе женственность, хоть это и нелегко сделать.
Фаллический характер проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения (как у мужчин, так и у женщин), что является неосознанной защитной реакцией на непреодоленный страх кастрации в детстве (стиль бесшабашного мотоциклиста). Такие люди как бы доказывают всем, что у них есть пенис. Женщины, как правило, презираются, по отношению к мужчинам проявляется скрытый вызов. Часто любят и коллекционируют оружие. Показное мужество, коллекционирование любовных побед, которое оборачивается проявлением жестокости. Такие люди не испытывают глубокой любви и привязанности, женщины редко выходят замуж, а выйдя, продолжают бороться с мужем за первенство. Сексуальные отношения воспринимаются по преимуществу лишь как взаимодействие половых органов.
С шести лет до полового созревания проходит латентная стадия развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности. В этот период все дети проходят интенсивное обучение. Мальчики в основном дружат с мальчиками, девочки — с девочками. Однако скрытая влюбленность и мысли типа «за этого мальчика я вышла бы замуж» характерны и для этого периода.
В стадии пубертата ребенок превращается в половозрелое существо и нуждается в частичном развенчании своих родителей. Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются с пьедестала» и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают позицию старших товарищей. В большинстве стран подростки в этот период проходят тот или иной обряд инициации (например, конфирмации), символизирующий вступление в мир взрослых.
После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется формированием личностно окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью, получать нормальное сексуальное удовлетворение.
Важное место в теории 3. Фрейда принадлежит анализу сновидений. Некоторые терапевты считают, что именно с этих идей начался настоящий психоанализ, а З.Фрейд называл анализ сновидений «царской дорогой» в психоанализе.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
К. Г. ЮНГА
Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ человеческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и включает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние, чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.
Основные идеи
Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Архетип может найти свое выражение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, который стоит за всеми способами своего выражения.
За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мистика» и «святоши».
Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других народов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип организует и объединяет этот опыт.
Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом, и обычно человек не может управлять собственными архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, связанным с отношениями к родителям, рождению и смерти, времени и пространству, к душе и Богу.
Пример.
Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано циклично, поэтому все повторяется, и при этом жизнь там как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, также происходит и сейчас. Задача индуса не добиться прогресса, а вырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непрерывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, человек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новые территории и знания.
Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоляции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.
Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами.
Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.
Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.
Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.
Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в целостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (полнота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квадрат, обозначающие объединение противоположностей).
Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким образом, архетипы составляют фундамент, на котором строится человеческая личность.
По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивидуации, становлению единым, однородным существом, и поскольку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это процесс развития к целостности и благодаря этому — движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бессознательного, прежде всего своей самости, но также и в разворачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.
В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разработанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимущественно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей.
Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощущений, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психологические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий — воспринимающему, мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивному. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний основных качеств).
[1] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.