Индивидуальное задание. 1. Продолжить составление карты конфликта, разработав модели и варианты его
1. Продолжить составление карты конфликта, разработав модели и варианты его предупреждения.
2. Продолжить составление карты конфликта, разработав методику регулирования и разрешения конфликта.
Дополнительные задания к самостоятельной творческой работе
Примечание: дополнительные задания выполняются студентами для повышения рейтингового балла перед зачётом.
Диагностика конфликта (работа в микрогруппах).
1. Выберите для представления группе и кратко опишите наиболее запомнившийся вам социальный конфликт, участником или свидетелем которого вы были по схеме: участники, причина конфликта, динамика конфликта. Группа выбирает конфликтную ситуацию для анализа.
2. Составьте карту конфликта, в которой должны быть отражены все переменные конфликта: тип противоречия, субъекты противоречия, причины конфликта (реальные и воспринимаемые), повод конфликта. Должны быть охарактеризованы участники конфликта, а также их тактика и стратегия.
Регулирование трудового конфликта (работа в микрогруппах).
1. Составьте модель трудового конфликта и опишите его, составив карту конфликта.
2. Ответьте на вопросы:
· Как интересы сторон связаны с интересами организации?
· Существуют ли общие интересы, могущие получить основой для начала регулирования конфликта?
· Есть ли официальное лицо, не вовлечённое в конфликт, компетентное в разрешение спорного вопроса?
· Какая из сторон сильнее, можно ли уравновесить силу сторон?
· Какую информацию необходимо получить для более адекватного понимания противоположной стороны, их интересов, действий и т.д.?
3. Разработайте несколько вариантов регулирования конфликтов.
Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению для студентов заочной формы обучения
Тема контрольной работы выбирается самостоятельно из предложенного списка; по выбранной теме изучается 7-10 источников. Составляется план, в соответствии с которым излагается изученный материал.
В контрольной работе должны быть введение (где излагаются актуальность темы, мотивы выбора, ее значимость для Вашего профессионального становления), изложение основного текста по пунктам плана, заключение (где подводятся основные итоги работы), список использованной литературы.
В ходе выполнения работы необходимо делать сноски на использованную и цитируемую литературу. Работа должна полностью раскрывать заявленную тему. Контрольная работа может быть выполнена на листах формата А4 (объём не менее 20 с., через 1,5 интервала, шрифт 14) или в тетради с полями (объём не менее 24 с.).
Варианты контрольных работ
1. Ранние представления о причинах и движущих силах конфликтов и способах их урегулирования.
2. Зарождение научной конфликтологии.
3. К. Маркс и М. Вебер о социальном конфликте.
4. Способы типологизации конфликтов.
5. Субъекты конфликта и их цели.
6. Межличностные конфликты.
7. Межгрупповые конфликты.
8. Экономические конфликты.
9. Этнические конфликты.
10. Межконфессиональные конфликты.
11. Политические конфликты.
12. Межгосударственные конфликты.
13. Ролевое поведение субъектов конфликта.
14. Психология участников конфликтов.
15. Функции конфликта.
16. Понятие социальной напряжённости в социологии.
17. Динамика и механизмы развития конфликта.
18. Проблема насилия в конфликте (психологический и социологический аспекты).
19. Образ врага в общественно-политических отношениях.
20. Прогнозирование социальных конфликтов.
21. Социальное сотрудничество как способ предупреждения конфликтов.
22. Методы регулирования конфликтов.
23. Нормативный подход в регулировании конфликтов.
24. Способы регулирования трудовых конфликтов.
25. Проблемы регулирования этнических конфликтов.
26. Регулирование внутриполитических конфликтов.
27. Регулирование межгосударственных конфликтов.
28. Насилие в конфликте. Механизмы ограничения применения насилия в конфликте.
29. Технологии регулирования конфликта (психологический аспект).
30. Технологии консенсуса и компромисса в разрешении конфликта.
31. Переговоры как метод управления конфликтом.
32. Стратегия и тактика переговоров.
33. Третья сторона в конфликте. Проблема посредничества.
34. Картография конфликта, этапы составления карты конфликта.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предметная область конфликтологии. Понятие конфликтов.
2. Представления о конфликтах в античном мире.
3. Представления о конфликтах в эпоху Возрождения и в Новое время.
4. Становление конфликтологии как науки, её основные понятия и категории.
5. Современные теории конфликтов.
6. Сущность конфликта и его структура. Сферы проявления конфликта.
7. Типологизация и классификация конфликтов.
8. Ранняя диагностика конфликтов.
9. Межличностные конфликты.
10. Особенности религиозных конфликтов.
11. Конфликты и власть. Место и роль конфликтов в политическом процессе.
12. Конфликты в экономике.
13. Этнические конфликты.
14. Межгосударственные конфликты.
15. Конфликт как средство инновации.
16. Этапы и фазы развёртывания конфликтов.
17. Субъекты конфликта.
18. Функции конфликта в обществе.
19. Организация и работа сети конфликтологического мониторинга.
20. Институционализация конфликта как фактор его регулирования.
21. Особенности восприятия и развития конфликтов.
22. Основные конфликты в современной России: причины возникновения и динамика.
23. Прогнозирование социальных конфликтов.
24. Социальное сотрудничество как способ предупреждения конфликтов.
25. Насилие в конфликте.
26. Механизмы ограничения применения насилия в конфликте.
27. Технологии консенсуса и компромисса как метод регулирования конфликта.
28. Переговоры как способ управления конфликтом.
29. Стратегия и тактика ведения переговоров.
30. Основные принципы и направления регулирования конфликтов.
31. Нормативный подход в регулировании конфликтов.
32. Понятие и роль третьей стороны в конфликте.
33. Виды и формы посредничества.
34. Функции переговоров и их стадии.
35. Роль государства в регулировании конфликтов и поддержании общественной стабильности.
36. Демократические процедуры как средство регулирования и разрешения конфликтов.