Доисторические исследования сознания
Table of Contents
Джеффри Мишлав КОРНИ СОЗНАНИЯ История, наука и опыт высвобождения скрытых возможностей психики
ВВЕДЕНИЕ
Часть первая КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЗНАНИЯ[1]
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВЕК РАЗУМА
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
Уильям Джеймс ЧЕГО ДОСТИГЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Часть вторая НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ (ВТП)
СОЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ
ОГНЕХОЖДЕНИЕ И ОГНЕДЕРЖАНИЕ
ПСИХОКИНЕЗ
ПОТУСТОРОННЯЯ ЖИЗНЬ
ИНЫЕ МИРЫ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК СОЗНАНИЯ
Физическое тело
Экология сознания
Физическая аура
Психическая аура
Примечания
Annotation
Книга посвящена истории развития и современному, на 1975 год, состоянию в области исследования глубинных, скрытых связей между сознанием, временем, пространством и причинностью — связей, которые представляются обыденному сознанию «чудесными». Рассматриваются традиционные формы исследования и использования таких связей: вхождение в измененные состояния сознания, прорицание, гадание, целительство, естественная магия, алхимия, астрология, общение с духами и т. д. Особое внимание уделено явлениям, изучаемым в настоящее время с привлечением научной методологии: различным формам экстрасенсорного восприятия, предвидению, психокинезу, внетелесным опытам, биополям, биокосмическим ритмам и т. п. Представлены космологические концепции, в которых предпринимается попытка найти место указанных явлений в общей картине мира, рисуемой средствами современного научного познания. Рассмотрены существующие примеры и перспективы практического использования пси-способностей. Книга получила положительный отзыв у Тельмы Мосс, Ури Геллера, Джона Лилли, Дж. Б. Райна, Стенли Криппнера, Алана Вогэна и др. Представляет интерес как для специалистов, так и для всех интересующихся данной тематикой. Джеффри Мишлав (1946 г.р.) — первый ученый Калифорнийского университета в Беркли (а также всех других аккредитованных университетов США), организовавший отделение, выпускники которого получают докторскую степень по парапсихологии. Предлагаемая книга частично отражает программу его экзаменационных требований. Более шести лет он вел учебные курсы и группы по парапсихологии в ряде колледжей и университетов. Кроме того, он подготовил более трех сотен радиопередач, посвященных различным аспектам парапсихических исследований. В настоящее время его интересы сосредоточены на развитии и применении пси-способностей.
· Джеффри Мишлав
o ВВЕДЕНИЕ
o Часть первая
§ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
§ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
§ ВЕК РАЗУМА
§ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
§ Уильям Джеймс
o Часть вторая
§ ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
§ ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ (ВТП)
§ СОЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ
§ ОГНЕХОЖДЕНИЕ И ОГНЕДЕРЖАНИЕ
§ ПСИХОКИНЕЗ
§ ПОТУСТОРОННЯЯ ЖИЗНЬ
§ ИНЫЕ МИРЫ
§ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК СОЗНАНИЯ
§ Физическое тело
§ Экология сознания
§ Физическая аура
§ Психическая аура
· notes
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
o 6
o 7
o 8
o 9
o 10
o 11
o 12
o 13
o 14
o 15
o 16
o 17
o 18
o 19
o 20
o 21
o 22
o 23
o 24
o 25
o 26
o 27
o 28
o 29
o 30
o 31
o 32
o 33
o 34
o 35
o 36
o 37
o 38
o 39
o 40
o 41
o 42
o 43
o 44
o 45
o 46
o 47
o 48
o 49
o 50
o 51
o 52
o 53
o 54
o 55
o 56
o 57
o 58
o 59
o 60
o 61
Джеффри Мишлав
КОРНИ СОЗНАНИЯ
История, наука и опыт высвобождения скрытых возможностей психики
ВВЕДЕНИЕ
Название книги — «Корни сознания» — было подсказано космологом Артуром М. Янгом, который призывал нас не удовлетворяться одними лишь цветами сознания. Цветы, доставив нам минутное удовольствие, быстро вянут и — забываются. Речь идет о диковинной манящей поросли, буйно расцветшей на «нейтральной полосе» пограничных областей психологии — телепатии, ясновидении, предвидении, психокинезе, астрологии, астральных выходах, НЛО и других оккультных, неочевидных явлениях, или, как их теперь называют, пси-феноменах. Неискушенный современный человек сочтет подобные явления из ряда вон выходящими, сверхъестественными или даже, скорее всего, вообще несуществующими. Однако, по нашему убеждению, они не выходят за рамки нормы и не являются, таким образом, чем-то нереальным или недостойным внимания; напротив, их корни уходят в сущностный центр нашего космического существования, побеги же их пронизывают всю нашу культурную историю, научные знания и социальные институты.
Причиной моего обращения к исследованию сознания послужили искры удивления, неоднократно при различных обстоятельствах высекаемые моим личным опытом. Эти простейшие опыты-переживания и лежат в основе науки о сознании — вновь возрождающейся дисциплины, которая, подобно музыке, живописи, медицине и физическому воспитанию, наряду с объективным знанием неизбежно включает в себя также и страстную личностную вовлеченность.
И когда при таком подходе к сознанию его корни обнажат себя в нашем опыте, цветы его, питаемые искренним умом, смогут принести плоды духовной реализации.
Одна из глубочайших догадок о происхождении сознания содержится в гимне Ригведы, сложенном более 3000 лет назад мудрецами, которые в поисках личностного, социального и космического начал сущего обратились к собственным сердцам:
«Не было тогда не-сущего и не было сущего. Не было ни пространства воздуха, ни неба над ним. Что двигалось тогда своей чередой? Где? Под чьей защитой? Чем были воды непроницаемые, глубокие?
Не было тогда ни смерти, ни бессмертия. Не было признака дня или ночи. Нечто Единое (Экам) дышало, не колебля воздуха, по своему закону. И ничего, кроме Него, не было.
Мрак был вначале сокрыт мраком. Всё это было неразличимой пучиною: возникающее, прикровенное пустотой, одно Единое порождение было силою жара.
Вначале поднялось в нем желание, что было первым семенем мысли. Проистеченье сущего в не-сущее открыли мудрецы размышлением, вопрошая в сердце.
Поперёк была протянута их бечева. Был ли низ тогда? И был ли верх? Были плодотворители. Силы роста были. Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
Кто воистину знает? Кто возвестит это? Отчего родилось, откуда происходит это творение? Ведь боги возникли лишь после. Кому же известно, откуда оно происходит?
Из чего возникло это творение? То ли само себя создало, то ли кто создал его? Тот, Кто взирает на мир сейчас из высшего неба, — лишь он один знает. Но, возможно, не знает и Он».
Представьте все процессы, которые связывают нас со Вселенной.
Есть «воды непроницаемые, глубокие», ПУСТОТА, АБСОЛЮТ, «мрак, сокрытый мраком», потустороннее НЕИЗВЕСТНОЕ. Из него «силою жара» порождено было Единое. Не много можно сказать о неизвестной пустоте, хотя мы и говорим, что она пронизывает всё — включая самые плотные на вид объекты. Однако в отношении «жара», источника Единого, наука физика может внести некоторую ясность. Тепло передаётся в инфракрасной области электромагнитного спектра волнами-частицами, которые называются ФОТОНАМИ. Все электромагнитные взаимодействия, от света и радиоволн до космических лучей, опосредуются фотонами. Эти представления, возможно, соотносятся и с другими мифами о творении, включая текст Книги Бытия, указывающий, что первым из Пустоты проявился Свет. Фотоны являются основной квантовой единицей, квантом действия электромагнитного излучения. Они не имеют ни массы, ни заряда. Они путешествуют в пространстве со скоростью 300 000 км/сек без потери энергии до тех пор, пока не сталкиваются с какими-либо другими частицами. Представьте, что вы фотон, летящий сквозь пространство со скоростью света! Если вы взглянете на свои часы, то обнаружите — в соответствии с теорией относительности, — что время стоит. Следовательно, вы можете попасть в любой конец наблюдаемой Вселенной, не прожив и одного дня, тогда как земному наблюдателю потребовалось бы для этого три миллиарда лет. Таким образом, фотоны, крошечные волны-частицы, которые, не имея ни массы, ни заряда и не являясь ни веществом, ни антивеществом, пребывают вне времени и обладают лишь спиновым числом, составляют в физике основной квант действия. Похоже, что фотоны каким-то невозможным образом представляют собой то, что описывается в ведах как «Единое, порождённое жаром из пустоты».
В XVII веке было открыто, что принцип наименьшего действия справедлив также и для света, — а впоследствии обнаружилась его приложимость почти ко всем физическим явлениям. Этот принцип гласит, что свет достигает своего места назначения наикратчайшим путем. Для Лейбница и некоторых ученых более поздних времен, включая Макса Планка, этот принцип служил доказательством существования целеполагающего высшего разума, растворенного в природе, — ведь фотоны как будто знали, какой путь им выбирать! Для тех мыслителей, которые не желают вводить в науку телеологию, или представления о цели и сознательности, этот принцип остаётся несколько проблематичным.
Хотя фотоны подчиняются закону наименьшего действия, они подчиняются также и принципу неопределенности Гейзенберга. Это подразумевает невозможность предсказания пути следования любого отдельно взятого фотона, вследствие чего физики вынуждены описывать эти волны-частицы как «пакеты неопределенности». Данный пакет неопределенности теоретически обнаруживается в любом месте Вселенной, причем со степенью вероятности даже большей, чем в случае некоторых определенных пространственно-временных координат. Представьте, что вы существуете одновременно повсюду!
Аннигилируя, фотон способен порождать частицы вещества и антивещества — такие, как ЭЛЕКТРОНЫ и ПОЗИТРОНЫ, ПРОТОНЫ и АНТИПРОТОНЫ, причем те и другие обладают массой, зарядом и также пребывают во времени (напомним, что ни одна из указанных характеристик неприложима к фотону). Весьма заманчиво предположить, что эти заряженные частицы соотносятся с принципом желания или притяжения, который, согласно ведическому мифу, возник из Единого.
Протоны и электроны, как известно, притягиваются друг к другу и являются основными составляющими атомов и молекул. Электроны имеют отрицательный заряд, а гораздо более тяжелые протоны — заряд положительный. Позитроны и антипротоны представляют собой частицы того, что называется антивеществом. В атоме антивещества легковесные позитроны вращаются вокруг ядра, состоящего из отрицательно заряженных антипротонов. Взаимодействуя друг с другом, частицы вещества и антивещества аннигилируют, в результате чего возникают фотоны. Физики полагают, что частицы антивещества движутся в обратном направлении во времени. Представьте, что вы движетесь во времени подобно пущенной вспять киноленте!
Поскольку огромная энергия фотонов частично сгущается для образования массы протонов, электронов и их антивещественных двойников, количество свободной энергии, которой обладают эти частицы, соответственно уменьшается. Подобным же образом эти частицы проявляют меньшую, по сравнению с фотонами, степень неопределенности и непредсказуемости: их положение, равно как и импульс, могут быть определены. Однако они не могут быть определены одновременно. Согласно принципу неопределенности Гейзенберга, чем точнее определяется положение частицы, тем менее определенным оказывается ее импульс, и наоборот.
Комбинации протонов и электронов образуют АТОМЫ, обладающие еще большей массой и еще меньшей неопределенностью. К 1975 году было известно 106 различных видов атомов, природа которых определяется числом составляющих их заряженных частиц. Эти атомы, представляющие собой элементы периодической системы Менделеева, химически соединяются в МОЛЕКУЛЫ и образуют таким образом все вещества, с которыми мы имеем дело в нашем повседневном опыте. Неопределенность, проявляемая атомами и молекулами, ограничивается количеством поглощаемой и высвобождаемой ими энергии, а также временем поглощения или высвобождения этой энергии. Несмотря на то, что указанная неопределенность крайне мала, она, однако, вполне реальна. Поэтому ученые уже не считают, будто атомы и молекулы ведут себя подобно полностью предсказуемым бильярдным шарам механической физики XX века. Соединяясь, атомы и молекулы Вселенной образуют звезды, планеты и те открываемые в последнее время фантастические структуры внешнего космоса, происхождение и свойства которых все еще представляют для нас полнейшую загадку. Расширение Вселенной, природа черных дыр, квазаров и т. д. — все это предполагает необходимость введения новых понятий о времени, пространстве и веществе — понятий, совершенно чуждых постулатам классической ньютоновской физики, которые, казалось бы, властвуют над нашей повседневной действительностью. (О Ньютоне еще будет речь в следующем разделе).
Та малая величина неопределенности, которая сохраняется в молекулах, может играть важную роль в любопытном свойстве роста, обнаруживаемом полимерами. Эти длинные молекулярные цепи — такие, как каучук, целлюлоза и нейлон — как бы предвосхищают рост собственно клеточной жизни. Такие функциональные полимеры, как протеины (белки), представляют собой простейшие «кирпичики» животной жизни; а белки актин и миозин — элементарные составляющие мышечных волокон — проявляют свойства животной подвижности. Пожалуй, самая важная молекула из всех — это дезоксирибонуклеиновая кислота — ДНК. Эта сложная молекула заключает в своей двухспиральной структуре всю информацию, необходимую для роста и деятельности живой клетки. Некоторые ученые считают, что структура этих молекул несет в себе всю информацию, которая необходима для полного развития целого организма — такого, например, как человеческое существо. Хотя это остается весьма проблематичным, но тем не менее одна молекула ДНК может хранить гораздо больше информации, чем, скажем, ее содержится в данной книге. Во время деления клетки молекула ДНК также разделяется на две половины, причем обе они способны к самовоспроизведению. Кроме того, молекулы ДНК способны записывать содержащуюся в них информацию на другие молекулы, называемые рибонуклеиновой кислотой, или РНК. Особые очень сложные молекулы ДНК или РНК, связанные с протеинами, называются вирусами; попадая внутрь какого-либо живого организма, они начинают размножаться и производят впечатление вполне живых. Однако в свободном состоянии вирусы совершенно инертны.
Хотя наука еще до сих пор не воссоздала всех звеньев процесса эволюции, появление КЛЕТОЧНОЙ ЖИЗНИ из множества сложных молекул кажется вполне естественным. Одноклеточные организмы составляют, пожалуй, большую часть живущих на земле существ. Пищеварительную, дыхательную, метаболическую и репродуктивную функции организма клетки обеспечивают микроскопические внутриклеточные структуры, называемые органеллами. Если о клетках говорится как о живых организмах, то органеллы сами по себе таковыми не являются; впрочем, как и в случае с вирусами, вопрос это спорный.
Когда подобные виды клеток объединяются в группы, возникают КОЛОНИИ — такие, например, как лишайники, водоросли, губки. Объединение нескольких различных типов клеток ведет к образованию ТКАНЕЙ в пределах одного организма. В более сложных организмах эти ткани, соединяясь, образуют узлы, называемые ОРГАНАМИ. В наиболее сложных организмах группы органов, кроме того, могут объединяться в одну или несколько структурных организаций, называемых системами органов.
Онтогенез повторяет филогенез. Это означает, что с момента зачатия рост любого индивидуального организма следует тому же пути развития, что и эволюция данного вида. Таким образом, в бытность свою эмбрионом вы за девятимесячный период прошли все стадии роста от одноклеточного организма до человека — путь, для которого эволюции понадобилось три миллиарда лет.
Надорганизменные уровни жизни могут различаться по форме социального объединения, как то: СЕМЬИ, УЛЬИ, ПЛЕМЕНА, ПОПУЛЯЦИИ, ВИДЫ и местные СООБЩЕСТВА. Совокупность всех живых сообществ представляет экологическую систему всего живого мира, который, в свою очередь, взаимодействует со Вселенной в целом.
Культурная история человечества охватывает приблизительно пять тысяч лет; однако существование вида ГОМО САПИЕНС может быть обнаружено уже по крайней мере 500 000 лет назад. Таким образом, в некотором смысле можно утверждать, что человек развился до своего современного уровня благодаря качественным изменениям сознания, имевшим место на протяжении всего времени существования нашего вида.
Человеческое существо обладает свободной волей, и это явление перекликается с той непредсказуемостью, которая характеризует фотоны и субатомные волны-частицы. Возможно, что наивысшее проявление сознания действительно заключается в реализации того всеобщего творческого потенциала, которым обладает фотон, с последующим возвращением сознания, обогащенного опытом множественности, к АБСОЛЮТУ, из которого оно проявилось давным-давно.
В кратко рассмотренной нами выше эволюции Вселенной, похоже, проступают определенные закономерности, пульсации, вибрации и циклы. Утрата неопределенности, вовлечение духа в материю по мере того, как мы переходим от фотона к молекуле, как бы уравновешивается все возрастающей свободой по мере последующего восхождения материи к духу через растительный, животный и человеческий мир. Вселенная представляет собой сложнейшую и тончайшую симфонию. И эта книга, в свою очередь, является маленькой частицей общей гармонии универсума, который стремится понять самое себя.
Часть первая
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЗНАНИЯ[1]
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Доисторические исследования сознания
Фундамент современных исследований «необычных» проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур.
Людям этих эпох было присуще анимистическое видение мира: их мир был густо заселен духами, привидениями и божествами, способными вступать в контакт с людьми и неживыми объектами. Духи могли входить в тела людей и животных, принося в них болезни, но они могли также приносить и высшую мудрость. Кроме того, они могли наделять людей необычными психическими силами.
Связующим звеном между миром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции жреца, знахаря, психиатра, учителя и пророка. В различных культурах роль и влияние шаманов, разумеется, были различными. Иногда шаманские приемы и идеология проникали во все формы общественных отношений, а иногда представляли собой лишь второстепенное явление.
Считалось, что шаман может по своей воле умереть, то есть уйти в потусторонний «мир предков», а затем по своей же воле вернуться к жизни. Как свидетельство подлинной связи шамана с параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась его способность входить в измененные состояния сознания — экстаз, транс, а также иметь всякого рода видения, слышать голоса и т. д.
Измененные состояния сознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов, галлюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настой мухоморов, пейот[2] и т. п.), а также долгих ритмических танцев. В своих трансах и экстазах шаман исследовал те необычные планы сознания, в которых он оказывался, и учился использовать обитавшие на этих планах силы. Как бы там ни было, но шаманы, пребывая в разнообразных измененных состояниях сознания, могли определять заболевания и исцелять их, заглядывать в будущее, видеть предметы на огромных расстояниях, ходить по раскаленным углям, беседовать с духами умерших и т. д.
Сон в доисторические времена рассматривался как естественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличие от простого человека, шаман, как предполагалось, знал, как ориентироваться в мире сновидений, знал «где здесь что». Шаман исследовал эту область и умел толковать сны. Опыт сновидений рассматривался в качестве столь же реального и содержательного, как и опыт бодрствующего состояния.
Древняя Месопотамия
В древней Месопотамии, как ни в какой иной из известных нам цивилизаций, расцвело искусство предсказания. Различным предзнаменованиям («знакам») придавалось огромное значение, поскольку считалось, что всякое событие обладает каким-то личностным смыслом для того, кто его наблюдает. Столь характерный для современных умов вопрос о причинной связи между событием и предзнаменованием не возникал вообще — любые события рассматривались исходящими от божества.
Знаменитые месопотамские маги видели единство в природе и гармонию во Вселенной, которая взаимосвязывала все предметы и все события. Здесь не было случайных событий: все они являлись знаками, свидетельствующими о чем-то ином. Поэтому-то и гадать можно было буквально на любом типе «случайностей»: внутренностях животных, дыме и огне, журчанье ручьев и тенях деревьев, атмосферных явлениях вроде дождя, облаков, ветра, молний и т. п., а также поскрипывании мебели и половиц. Вестниками тайных посланий могли оказаться мухи и другие насекомые, не говоря уже о кошках и собаках.
В месопотамской литературе содержится идея о том, что душа, или же какая-то ее часть, во время сна покидает тело и в действительности посещает те места и людей, которых видит спящий. Иногда во сне человеку может явиться божество и дать надлежащий совет. В трудные времена древние цари и герои проводили с этой целью ночь внутри святилища того или иного божества. Благодаря соответствующей ритуальной церемонии божество являлось им во сне и давало вполне ясные и конкретные указания, не требующие дальнейших толкований.
Древний Египет
Египет знаменит своим «культом мертвых»: жизнь после смерти рассматривалась как естественное продолжение жизни на земле.
Различные виды шаманской практики древних племен попали здесь в ведение организованного жреческого сословия. Легко предположить, что в ходе мистерий и таинств, посвященных культу мертвых, эти люди столь интенсивно отдавались служению, что многие из них действительно видели духов умерших.
Во всяком случае, различные египетские рукописи детально описывают природу тех частей человека, которые продолжают жить после смерти. Это САХУ, духовное тело; КА, двойник, который может отделяться от физического тела и путешествовать где захочет; БА, жизненный принцип, пребывающий в КА, подобно сердцу физического тела; КХУ, сияние существа в вечной жизни; СЕКХЕМ, форма, в которой человек существует на небесах; к этому добавляется также РЕН, или духовное имя существа.
Египетские представления о существовании в загробном мире не вполне ясны. Во многих случаях создается впечатление, что египтяне верили, будто умерший человек нуждается в земных богатствах и пище. С другой стороны, не исключено, что подобные представления являются лишь популярной версией высшей философии и оккультной практики. Возможно, что вполне чувственное, физическое описание загробной жизни, с которым мы имеем дело в египетских рукописях, — не более чем поэтическая метафора представлений, имевшихся у жрецов на сей счет.
Предсказательство и толкование снов в древнем Египте было привязано к соответствующим храмам. Так, например, здесь существовал храм, посвященный Имхотепу[3]. Больные люди совершали паломничество в храм, чтобы спать в нем; во сне к ним приходил Имхотеп и исцелял их. Эта традиция, продолженная в греческих храмах бога врачевания Асклепия, предполагает ясное понимание практических возможностей гипнотического внушения.
Рукописи свидетельствуют о том, что египтяне глубоко разработали различные приемы гипнотического погружения в трансовые состояния. Эти приемы нередко основаны на пристальном вглядывании в свет лампы. По всей вероятности, «волшебная лампа» арабской традиции восходит именно к египетским формам подобной практики. Традиция герметического мистицизма также связана с именем легендарного египетского бога-мудреца Гермеса Трисмегиста. Считается, кроме того, что из Египта происходят столь знаменитые в оккультном мире карты Таро.
Древняя Индия и Тибет
Приблизительно в 1500 г. до н. э. в Индию вторглись арийские племена, принеся с собой санскрит и ведическую религию; однако уже за тысячу лет до вторжения здесь существовала цивилизация, о которой нам почти ничего не известно и письменность которой до сих пор не расшифрована. Ученые полагают, что многие элементы этой древней культуры были включены позднее в религию индуизма.
На почве индуистской культуры исследование сознания достигло замечательно высокого уровня. Санскритская терминология, которая применялась для описания различных сторон этого исследования, оказалась настолько точно отработанной, что прочно вошла в западный лексикон. Общее значение таких слов, например, как ЙОГА, КАРМА, КУНДАЛИНИ, МАЙЯ, НИРВАНА, ПРАНА, СИДДХИ и ЧАКРЫ, в принципе известно, пожалуй, каждому, кто хоть сколько-нибудь интересуется проблемами эволюции сознания.
Индия дала нам «ЙОГАСУТРЫ» Патанджали (II в. до н. э.), описывающие принципы раскрытия высших уровней сознания, а также восьмиступенчатую систему психофизиологической тренировки, ведущую к такому раскрытию. Впрочем, по Йоге существует столь обширная литература, что здесь мы в этот вопрос углубляться не будем. Заметим только, в связи с темой данной книги, что большинство йогических традиций предостерегают ищущих от увлечения необычными психическими способностями, указывая, что последние являются не более чем очередной ловушкой на пути к конечному просветлению.
Буддизм, возникнув в Индии, в исследованиях сознания достиг своей вершины в Тибете. Тибетские буддисты полагают, что любые состояния сознания, отличные от чистой Нирваны, представляют собой отражения ограниченной иллюзии самосознания. Основным документом этой традиции служит «Тибетская Книга Мертвых», которая описывает путь сознания от смерти к рождению.
Философия буддизма учит, что рождение и смерть не являются событиями лишь единожды имеющими место в человеческой жизни. Они составляют моменты непрерывного процесса существования, разделенного на шесть БАРДО или состояний. Три из них — бодрствующее состояние и состояния сна — переживаются в период между рождением и смертью, а три других — между смертью и рождением. Это ЧИКХАИ Бардо — опыт первичного света, а также вторичного света в момент смерти; ЧОНИД Бардо — опыт огней, звуков и лучей, а также лицезрения мирных и гневных божеств; и, наконец, СИДПА
Бардо — видение мира, к рождению в котором ведет человека Карма[4]. Сидпа Бардо включает видение совокупляющихся мужчин и женщин, выбор подходящего чрева для вхождения в него.
Все эти Бардо, однако, — как в периоды жизни, так и в периоды перерождения, — обусловлены ментальными процессами души и не составляют подлинной реальности, лежащей за их пределами. Вхождение в последнюю достигается посредством ясного сознания того, что образы и события любых состояний Бардо являются всего лишь проекциями нашего собственного сознания.
Однако если человек неспособен к этому, то в Сидпа Бардо он предстает перед судом Бога Смерти, подводящего итоги Кармы, накопленной умершим в данном воплощении. Добрый и злой гении, которые всякий раз рождаются одновременно с человеком, свидетельствуют здесь о содеянных им добрых и злых делах:
«И ты будешь повергнут в великий страх и трепет и, убоявшись, попытаешься солгать, говоря: Не сотворил я ничего дурного.
Тогда Бог Смерти скажет: Что ж, справимся у Зеркала Кармы.
Сказав так, глянет он в Зеркало, в котором живо отразится все тобой свершенное — как зло, так и добро. Не поможет тебе ложь».
Эта ситуация явно перекликается с эпизодом взвешивания сердца из «Египетской Книги Мертвых», равно как и с идеями суда над душой, которые появляются в поздней греческой и христианской традициях. Похоже, что она отражает какую-то архетипическую реальность, проникающую в глубинное сознание многих культур, составляя, возможно, конечный символ значения и порядка во Вселенной. Современные исследователи и в наши дни пытаются изучать эту реальность, не делая, правда, столь решительных заявлений, как тибетцы, утверждающие, будто они развили способность сообщаться с духом; отделившимся после смерти от тела, и помогать ему проходить сквозь состояния Бардо.
Знаменательно, что «Тибетская Книга Мертвых» была настольной книгой Карла Юнга, который стремился объединить в своих психологических теориях научную логику с мистицизмом. Тимоти Лири, Ричард Альперт и Ральф Метцнер также использовали ее как основу для понимания природы психоделического опыта.
Древний Китай
Подобно индийским йогинам, даосы разработали систему упражнений, которые позволяли им обретать сознательный контроль над внутренними состояниями. Основу этой практики составляли дыхательные упражнения. Кроме того, применялась медитация, целью которой было отделение духа от тела и путешествие в духе вплоть до достижения бесконечного покоя в гуще любых состояний.
С философией даосизма связан метод АКУПУНКТУРЫ (иглоукалывания) и «КНИГА ПЕРЕМЕН» (И Цзин),
Теория акупунктуры основана на представлениях о циркуляции жизненной энергии КИ (что, подобно санскритскому термину ПРАНА, означает «воздух» или «дыхание») по двенадцати меридианам тела. Когда что-либо препятствует этому потоку, органы тела страдают от нарушения энергетического равновесия. Вдоль меридианов тела китайцы открыли около 1000 точек, стимуляция которых нормализует поток Ки.
Энергия Ки представляет собой продукт двух великих сил ИНЬ и ЯН, которые приводят в движение всю Вселенную. Любое явление представляет собой какую-то разновидность напряжения, возникающего между этими двумя силами, действующими на всех уровнях.
Игра Инь и Ян влияет также и на человеческие дела. Этот процесс был тщательно исследован в «Книге Перемен» — одной из древнейших книг мира. Она состоит из шестидесяти четырех разделов, каждый из которых посвящен фигуре, своеобразной стопке из шести линий, — разомкнутых (Инь) и непрерывных (Ян), — называемой гексаграммой. Каждая гексаграмма выражает определенное соотношение между Инь и Ян. Гексаграммы описываются в поэтических, зачастую таинственных выражениях, способных затронуть глубочайшие уровни ума; к каждой гексаграмме имеются комментарии, написанные Конфуцием и другими мудрецами, в которых эти космические принципы соотносятся с чисто человеческими ситуациями. Вот уже несколько тысячелетий «И Цзин» используется как гадательная книга, как источник философской мудрости и как практическое руководство по этическим вопросам.
Предсказания по «Книге Перемен» получаются при помощи таких явно случайных процессов, как, например, подбрасывание монеты, причем результаты зачастую бывают поразительными. Современные исследователи экспериментально засвидетельствовали, что когда человек обращает свой вопрос к Книге с верой и уважением, то гексаграммы, открывающиеся ему, казалось бы, посредством случайного процесса, оказываются более приложимыми к его ситуации, чем другие гексаграммы, принятые как контрольные.
Похоже, что «И Цзин» основана на космическом принципе, согласно которому все события во Вселенной связаны друг с другом. Тот же самый поток Инь и Ян, который приводит сознание вопрошающего в состояние, способное разрешить конкретную человеческую ситуацию, выражается также и в случайном падении монеты. Эта идея, отраженная в выдвинутой Юнгом теории акаузальной синхронистической зависимости, или синхронии, начинает играть огромную роль в развитии новой модели Вселенной. Она лежит в основе всех так называемых «совпадений».
Древняя Греция
Первый письменно зафиксированный парапсихологический эксперимент имел место в Греции в VI в. до н. э.
Греция в те времена славилась своими храмовыми оракулами. Пророчества, как правило, производились жрицами или медиумами: впадая в транс, они становились одержимыми божеством, которому был посвящен соответствующий храм, и вещали от его имени. Затем их слова толковались жрецами. О необыкновенной эффективности этих предсказаний свидетельствовало то, что перед принятием каких-либо ответственных политических решений греческие цари и военачальники считали необходимым проконсультироваться с оракулом.
По словам «отца истории» Геродота, Крез, царь Лидии, желая испытать различных оракулов, отправил посланцев к семи лучшим из них. Сделано это было с целью выявить наилучшего оракула, чтобы посоветоваться с ним затем по поводу войны с персами. Итак, в назначенный час посланцы одновременно задали каждому из оракулов один и тот же вопрос: «Что в данный момент делает Крез?» Наиболее точный ответ дал Дельфийский оракул. За подробностями отсылаем читателя к Геродоту.
Другой важной стороной греческой культуры того времени являлся культ мистерий, в которые были посвящены многие греческие философы. Хотя специфическая природа ритуала хранилась в секрете, многие авторы говорят о глубоком влиянии, оказываемом этим ритуалом на сознание участников. Так, Элевсинские мистерии, посвященные мифу о Персефоне, как бы продолжая шаманскую традицию и традицию египетских мистерий, связанных с нисхождением в царство мертвых, вели к таким состояниям, которые мы сегодня называем внетелесными переживаниями.
Непосредственным звеном между традицией мистерий и развивающейся греческой философией явилось ПИФАГОРЕЙСКОЕ БРАТСТВО. Пифагор, более знаменитый как создатель известной теоремы, учил также, что душа в ряде последовательных перевоплощений переселяется из одного тела в другое; при этом он подчеркивал необходимость гармоничного развития души, пребывающей в человеке. Кроме того, он считал, что соотношения между всеми вещами могут быть выражены в числах, обладающих не только количественными, но и качественными свойствами. Пифагорейцы посвящали себя изучению бесчисленных особенностей, обнаруживаемых в числах, и приписывали их Вселенной в целом. Числа, таким образом, рассматривались как принцип, соединяющий символические свойства ума с механизмами Вселенной.
Одной из наиболее значительных концепций, разработанных пифагорейцами, выступает понятие гармонии сфер, которое связывает внутреннюю музыку ума с перемещением планет по небесам. Человек восходит к этим божественным сферам в состоянии вдохновения. Как замечает один современный исследователь, «если Пифагор был кем-то вроде шамана, входившего в экстазе в соприкосновение с „потусторонним миром“, то в предании, согласно которому он слышал божественную музыку, наверняка есть доля истины».
СОКРАТ, обладающий даром предвидения, объяснял свои способности помощью личного даймония, некоего благосклонного полубожественного существа, голос которого он слышал время от времени с самого детства. Голос отговаривал его от некоторых поступков, но никогда не указывал, что он должен делать. И голос этот, как говорил Сократ, ни разу не ошибся.
ПЛАТОН был учеником Сократа. Он полагал, что мир идей столь же реален, как и мир объектов, — и даже более реален, чем мир объектов. Объекты, говорил Платон, представляют собой лишь тени идей. Мы в своем человеческом состоянии подобны узникам, закованным в пещере спиной к выходу и свету. Наблюдая тени на стене пещеры, отбрасываемые существами и объектами, проходящими мимо входа, мы думаем, что это и есть реальность, не задаваясь вопросом о том, откуда же берутся тени, не догадываясь, что их источник находится у нас за спиной.