Кинестетическая система

В этом случае ребенок вроде бы абсолютно не ощущает предэк­заменационного волнения и на вопрос: "Как ты себя чувствуешь пе­ред экзаменом?" — отвечает, пожав плечами: "Не знаю" или "Никак"-Однако по мере приближения дня экзамена у ребенка развиваются такие психогенные симптомы, как понос, боли в животе, головные

боли, что указывает на выраженную кинестетическую реакцию. Ребе­нок просто не осознает связи между физическими симптомами и тре­вожным предэкзаменационным состоянием.

Визуальная система

Ребенок не понимает, что автором внутренних негативных обра­зов, вызывающих тревогу, является он сам. Страх может появиться в самый последний момент и, несмотря на добросовестную подготовку, у ребенка возникает "психическая блокировка" во время экзамена и он показывает необычно низкие для него результаты или вообще не может закончить свой ответ. Когда спрашиваешь, что у ребенка про­исходило "внутри" во время экзамена, он отвечает только: "Не знаю — я так испугался, что все из головы вылетело". На самом деле в уме у него мелькали внутренние зрительные воспоминания о том, как не­сколько месяцев тому назад он чуть не сгорел со стыда, получив са­мую плохую отметку на экзамене. Ребенок снова и снова видит свой провал и в уме проецирует прошлую картину на все экзаменационные ситуации.

До сих пор мы имели дело со случаями, когда заблокирована лишь одна из систем, но бывает, что у ребенка вне сознания оказыва­ются и две, и даже три системы. В качестве примера можно взять случай девочки-подростка, страдавшей анорексией. Она не осознава­ла, что постоянно "изнутри" критикует себя за излишний вес и внеш­ний вид (внесознательная аудиальная система); при весе около 35 ки­лограммов она видела себя в зеркале очень толстой (внесознательная визуальная система); и хотя она была, как говориться, "кожа да кос­ти", ей казалось, что у нее повсюду свисают складки жира (внесозна­тельная кинестетическая система).

Пока неясно, как объяснить возникновение сенсорных различий. Здесь есть над чем подумать. Нам кажется, что появление у каждого человека своего уникального сочетания сенсорных систем определя­ется природой (биогенетическая модель) и воспитанием (ранним жиз­ненным опытом). Допустим, в упомянутой выше крикливой семье растут двое детей, а сенсорные реакции у них разные. Мальчик, как мы уже говорили, в качестве защиты от крика отключил свою слухо­вую систему и теперь у него проблемы с обучением. А реакцией де­вочки на ту же среду может быть блокировка кинестетической систе­мы, а в результате у нее развивается язва желудка. Пока нет ответа на вопрос, почему каждый сделал именно такой "выбор". Но это не са­мое главное, по сравнению с необходимостью помочь конкретному Ребенку, и сейчас.








Кинестетическая система - student2.ru Кинестетическая система - student2.ru Кинестетическая система - student2.ru Установление внесознательных систем

Для этого в клинических условиях следует обратить внимание на следующее:

1. Речевые сигналы.

2. Выраженная проблема или симптом.

3. Выпадение информации.

4. Движение глаз.

5. Рисунки.

Речевые сигналы

Мы уже говорили, что сознательную систему общения можно определить по предикатам и предикативным членам предложений. Когда к ним добавляется отрицание, это может служить указанием самого ребенка на свою внесознательную чувственную систему.

Мальчик-подросток: "Не могу представить, как я приглашаю де­вочку на свидание". (Внесознательная визуаль­ная)

Девятилетняя девочка: "Я просто не слышу, когда учительница просит меня что-нибудь сделать." (Внесознательная аудиальная)

Кинестетическая система - student2.ru "Я ничего не ощущаю после того, как мой друг поссорился со мной." (Внесознательная кинес­тетическая)

Наши рекомендации