Необходимость обсуждения предмета психологии

Первушина О. Н.

Общая психология.

Оглавление

Предмет и методы психологии. 3

Необходимость обсуждения предмета психологии. 3

Традиционные представления о предмете психологии. 4

Душа как предмет изучения. 4

Явления сознания как предмет психологии. 4

Непосредственный опыт как предмет психологии. 5

Интенциональные акты сознания как предмет психологии. 5

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. 5

Поведение как предмет психологии. 5

Бессознательное как предмет психологии. 5

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. 6

Личный опыт человека как предмет психологии. 6

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов. 6

Выводы. 7

Литература. 7

Структура и функции психики. 7

Литература. 9

Методы психологии. 10

Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 11

Ощущение как начальная ступень познания. 11

Общие свойства анализаторов. 12

Восприятие. 13

Воспрятие пространства. 13

Восприятие движения. 14

Восприятие времени. 14

Иллюзии восприятия. 14

Развитие восприятия. 14

Основные подходы к анализу восприятия: 14

Представление. 15

Характеристики представлений. 15

Литература. 16

Воображение. 16

Виды воображения. 16

Функции воображения: 16

Способы создания образов воображения. 17

Литература. 17

Мышление. 17

Мышление как процесс. 17

Литература. 18

Мыслительные операции. 18

Формирование умственных действий. 18

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. 18

Стадии развития мышления. 19

Подробнее о видах мышления см.: 19

Творческое мышление. 19

Препятствия на пути творческого мышления. 20

Литература. 20

Память. 20

Процессы памяти. 21

О процессах памяти см.: 22

О видах памяти см.: 22

Внимание. 22

Виды внимания. 22

Характеристики внимания. 23

Литература. 23

Интеллект. 23

Литература. 24

Речь и язык. 24

Происхождение и развитие слова. 25

Семантическая структура и функция слова. 25

Становление и развитие речи ребенка. 25

Некоторые теории речевого развития. 25

Литература. 26

Процессы психического регулирования. 26

Эмоции. 26

Литература. 27

Эмоциональные явления. 27

Эмоции и познание. 27

Факторы возникновения эмоций. 28

Об информационной теории эмоций см.: 28

Функции эмоций. 28

Подробнее о функциях эмоций см.: 28

Теории эмоций. 28

Воля. 29

Специфика волевого регулирования. 29

Литература. 30

Сознание. 30

Определение сознания. 30

Основные подходы к проблеме. 30

Литература. 31

Свойства сознания. 32

Свойства сознания как функционального органа: 32

Функции сознания. 32

Литература. 32

Принцип единства сознания и деятельности. 32

О спонтанности сознания см.: 33

Структура сознания. 33

Литература. 34

Сознание и самосознание. 34

Литература. 34

Сознание и бессознательное. 34

Литература. 35

Проблема установки. 35

Поведение и деятельность. 36

Литература. 36

Основы теории деятельности. 36

Литература. 38

Потребности и мотивы. 38

Определение потребностей. 38

К вопросу о происхождении потребностей. 39

Литература. 39

Определение мотива. 39

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу). 40

Концепции мотивации. 41

Литература. 41

Личность. 41

Понятие личности. 41

К вопросу о структуре личности. 41

О попытках классификации личности, выделении типов личности см.: 42

Нейротипические (нейродинамические) свойства человека. 42

Уровни рассмотрения нейродинамических свойств. 43

Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы. 43

Темперамент. 43

Способности. 43

Общие и специальные способности. 44

Литература. 44

Характер. 44

Структура характера. 45

Литература. 45

Литература по курсу. 45

Темы рефератов. 46

Библиографический указатель. 46

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии

Ответственный редактор: П. Е. Рыженков

ББК Ю-93

Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Предмет и методы психологии.

Необходимость обсуждения предмета психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Наши рекомендации