Психоаналитическая теория

Содержание

1.Теории развития............................................................................................. 4

1.1. Психоаналитическая теория................................................................... 4

1.2. Когнитивная теория................................................................................... 5

1.3. Теория поведения........................................................................................ 5

1.4. Биологическая теория............................................................................... 5

1.5. Гуманистическая теория.......................................................................... 5

1.6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского........................... 6

2. Детство.............................................................................................................. 7

2.1. Периодизация и закономерности психического

развития ребенка....................................................................................................... 7

2.2. Младенчество (до 1 года)...................................................................... 10

Кризис новорожденности (0-2 месяца)...................................................... 10

Младенческий возраст (2 месяца-1 год).................................................... 11

Кризис одного года.......................................................................................... 15

2.3. Раннее детство (1-3 года)....................................................................... 16

Кризис трех лет................................................................................................. 19

2.4. Дошкольное детство (3-7 лет)............................................................... 21

Кризис семи лет................................................................................................ 27

2.5. Младший школьный возраст (7-13 лет)............................................. 28

Кризис подросткового возраста.................................................................. 30

2.6. Подростковый возраст (13-16 лет)...................................................... 33

Кризис юношеского возраста....................................................................... 37

3. Зрелость.......................................................................................................... 39

3.1. Ранняя зрелость......................................................................................... 40

Кризис тридцати лет....................................................................................... 41

3.2. Нормальная зрелость.............................................................................. 43

Кризис середины жизни.................................................................................. 43

3.3. Поздняя зрелость...................................................................................... 46

Кризис поздней зрелости............................................................................... 47

Библиографический список ко всему курсу............................................. 48


Психоаналитическая теория - student2.ru

Новосибирский государственный университет Р. П. Ефимкина, 2004 Учебно-научный центр психологии НГУ

Данный значок означает, что речь идет о воспитательных стратегиях
Психоаналитическая теория - student2.ru

Условные обозначения:

взрослых в психическом развитии ребенка.

Психоаналитическая теория - student2.ru 1. Теории развития

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии человека. Чтобы получить более или менее полную картину, нужно познакомиться с не­сколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наи­более известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейдаи Эрика Эриксона.

3. Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологи­ческих факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что человек проходит пять стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг оп­ределенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

- оральная стадия (0—2 года);

- анальная стадия (2-3 года);

- фаллическая стадия (4-5 лет);

- латентная стадия (6-12 лет);

- генитальная стадия (12-18 лет).

Ограничение теории Фрейда в том, что, согласно ей, развитие человека заканчивается в 18 лет.

Э. Эриксон (1902-1979) преодолел данное ограничение, выделив во­семь стадий психосоциального развития личности, охватывающих весь жизненный путь человека. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

- доверие - недоверие к окружающему миру (0-1 год);

- чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1-3 года);

- инициативность - чувство вины (4-5 лет);

- трудолюбие - чувство неполноценности (6-11 лет);
-понимание принадлежности к определенному полу - непонимание

форм поведения, соответствующего данному полу (12-18 лет);

- стремление к интимным отношениям - изолированность от окру­
жающих (ранняя зрелость);

- жизненная активность — сосредоточенность на себе, возрастные про­
блемы (нормальная зрелость);

- ощущение полноты жизни - отчаяние (поздняя зрелость).

Теория развития Э. Эриксона имеет то преимущество, что позволяет рассмотреть развитие человека на всем протяжении жизненного пути. Это послужило причиной, по которой теория Э. Эриксона легла в основу дан-ного методического пособия.

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже(1896-1980). Чело­век, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

- чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до двух лет;

- дооперативный (2-7 лет);

- период конкретного мышления (7-11 лет);

- период формально-логического, абстрактного мышления (11-12-18 лет
и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихе-виористской (от англ. Behavior - поведение). Основоположником бихевио-ризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Беррес Скиннер(1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют три типа социального обучения: классическое, оперантное обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и ак-центирует внимание на определении общего и специфического в их поведе-нии. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит назва-ние этология. Конрад Лоуренц(1903-1988), известный этолог, ввел в пси-хологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, че-ловек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами.

Наши рекомендации