Психоаналитическая теория
Содержание
1.Теории развития............................................................................................. 4
1.1. Психоаналитическая теория................................................................... 4
1.2. Когнитивная теория................................................................................... 5
1.3. Теория поведения........................................................................................ 5
1.4. Биологическая теория............................................................................... 5
1.5. Гуманистическая теория.......................................................................... 5
1.6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского........................... 6
2. Детство.............................................................................................................. 7
2.1. Периодизация и закономерности психического
развития ребенка....................................................................................................... 7
2.2. Младенчество (до 1 года)...................................................................... 10
Кризис новорожденности (0-2 месяца)...................................................... 10
Младенческий возраст (2 месяца-1 год).................................................... 11
Кризис одного года.......................................................................................... 15
2.3. Раннее детство (1-3 года)....................................................................... 16
Кризис трех лет................................................................................................. 19
2.4. Дошкольное детство (3-7 лет)............................................................... 21
Кризис семи лет................................................................................................ 27
2.5. Младший школьный возраст (7-13 лет)............................................. 28
Кризис подросткового возраста.................................................................. 30
2.6. Подростковый возраст (13-16 лет)...................................................... 33
Кризис юношеского возраста....................................................................... 37
3. Зрелость.......................................................................................................... 39
3.1. Ранняя зрелость......................................................................................... 40
Кризис тридцати лет....................................................................................... 41
3.2. Нормальная зрелость.............................................................................. 43
Кризис середины жизни.................................................................................. 43
3.3. Поздняя зрелость...................................................................................... 46
Кризис поздней зрелости............................................................................... 47
Библиографический список ко всему курсу............................................. 48
Новосибирский государственный университет Р. П. Ефимкина, 2004 Учебно-научный центр психологии НГУ |
Данный значок означает, что речь идет о воспитательных стратегиях |
Условные обозначения:
взрослых в психическом развитии ребенка.
1. Теории развития
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии человека. Чтобы получить более или менее полную картину, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейдаи Эрика Эриксона.
3. Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что человек проходит пять стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
- оральная стадия (0—2 года);
- анальная стадия (2-3 года);
- фаллическая стадия (4-5 лет);
- латентная стадия (6-12 лет);
- генитальная стадия (12-18 лет).
Ограничение теории Фрейда в том, что, согласно ей, развитие человека заканчивается в 18 лет.
Э. Эриксон (1902-1979) преодолел данное ограничение, выделив восемь стадий психосоциального развития личности, охватывающих весь жизненный путь человека. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
- доверие - недоверие к окружающему миру (0-1 год);
- чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1-3 года);
- инициативность - чувство вины (4-5 лет);
- трудолюбие - чувство неполноценности (6-11 лет);
-понимание принадлежности к определенному полу - непонимание
форм поведения, соответствующего данному полу (12-18 лет);
- стремление к интимным отношениям - изолированность от окру
жающих (ранняя зрелость);
- жизненная активность — сосредоточенность на себе, возрастные про
блемы (нормальная зрелость);
- ощущение полноты жизни - отчаяние (поздняя зрелость).
Теория развития Э. Эриксона имеет то преимущество, что позволяет рассмотреть развитие человека на всем протяжении жизненного пути. Это послужило причиной, по которой теория Э. Эриксона легла в основу дан-ного методического пособия.
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже(1896-1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
- чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до двух лет;
- дооперативный (2-7 лет);
- период конкретного мышления (7-11 лет);
- период формально-логического, абстрактного мышления (11-12-18 лет
и далее).
Теория поведения
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихе-виористской (от англ. Behavior - поведение). Основоположником бихевио-ризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Беррес Скиннер(1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют три типа социального обучения: классическое, оперантное обусловливание и подражание.
Биологическая теория
Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и ак-центирует внимание на определении общего и специфического в их поведе-нии. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит назва-ние этология. Конрад Лоуренц(1903-1988), известный этолог, ввел в пси-хологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, че-ловек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами.