Психоанализ и теория бессознательного
Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ.Так назвал свое учениеавстрийский врач Зигмунд Фрейд(1856—1939).
На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами и психическими расстройствами людей.
Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтобы объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую.
И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него — стали его неотъемлемой частью.
Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальныевлечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа. Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного.Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.
Предсознаниесостоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания,то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, что Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).
Бессознательноерегулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).
Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.
В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.
Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.
Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга(1875—1961) и Альфреда Адлера(1870—1937).
Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном».
А. Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который являетсядвижущей силой личности, но одновременно, источником невроза.
4. Гуманистическая психология и когнитивная психология.
Когнитивная психология— одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный.
Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У.Найссер.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.
В своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976) У. Найссер пишет, что «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии».
Знание о мире не является простой совокупностью сведений о мире. Представления человека о мире программируют, проектируют его будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит не только от его стремлений и потребностей, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.
Широкое распространение в зарубежной и отечественной психологии получила теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера(1957).
Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов.