Предложения обозначено заглавной буквой первого слова, окончание – точкой, следующей за последним словом
является Человек накоплена на столетий предметом протяжении, о многих колоссальная нем наук многих информация.
единой удовлетворительной не она к, концепции Но человека приводит.
все становится: принципе человек, его в Сегодня загадочный постижении
неисчерпаемый, во очевидней многом предмет; – сверхсложный полное невозможно.
причины можно концепцию как минимум человека человека в веках
осуществляется человеком; кусочков, накопленные как Этому образ сложить из назвать самим в отдельных, : познание мозаику; нельзя три нельзя объединять единую знания разных.
Б-10-3. Прокомментируйте исторический анекдот:
- Что такое человек? – спросил Сократ одного философа
- Это двуногое существо без шерсти и перьев.
Сократ молча удалился, а потом, вернувшись, швырнул к ногам философа нечто со словами: «Вот твой человек». Это оказался
общипанный петух.
Б-10-4. Выполните задания:
а) Представьте, что вы – студент-медик, которого попросили
описать типичного представителя вида Homo sapiens. Какие характеристики вы включите в описание?
б) Представьте, что вы – школьный психолог, которого попросили
описать портрет «типичного выпускника школы». Что вы отметите?
в) Представьте, что вы – ученый, изучающий проблему гениальности. Какие черты гениальных людей вы укажете прежде всего?
Сравните свои описания с описаниями других студентов. Чем вы объясните полученные результаты?
Б-10-5. Объясните результаты, полученные в исследовании, с точки зрения
взаимодействия биологического и социального факторов:
Изучалось формирование черт личности психически здоровых людей, чей рост не превышал 130 см. Было выявлено значительное сходство структуры их личности. В частности, у них наблюдался инфантильный юмор, некритичный оптимизм, непосредственность, низкий уровень
застенчивости.
Б-10-6. Предскажите результаты исследования. Ответ обоснуйте.
В исследовании изучалось влияние опыта игры в «дочки-матери» в
детстве на становление отцовского поведения во взрослой жизни. Испытуемые были разделены на две группы: те, кто вспоминает игру в «дочки-матери» как обычное для своего детства дело и те, которые не играли в эту игру. В какой группе во взрослой жизни наблюдалось более эффективное отцовское поведение, большая степень заботы о ребенке?
Почему?
Задания В
В-1. Выполните тест «Кто Я? Двадцать утверждений».
Инструкция: В течение15минут ответьте на вопрос«Кто я такой»,
использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний.
Обработка и интерпретация:
Подсчитайте получившееся количество ответов. Оно свидетельствует о
том, насколько хорошо человек знает самого себя. Согласно А.М. Прихожан (1997), если человек написал меньше, чем 15 ответов, он знает
себя не очень хорошо, если больше 15 – можно утверждать, что он знает себя.
Отметьте в своих самоописаниях качества, которые характеризуют вас
как индивида, как личность и как индивидуальность. Каких качеств получилось больше? Почему?
Литература
1) Панферов В.Н. Психология человека. – СПб., 2000, 2002.
2) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
3) Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
4) Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 2005.
5) Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
6) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. –
М., 1997.
7) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
8) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
9) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.
10) Слободчиков В.И., Исаев И.В. Основы психологической антропологии. – М.,
2000.
11) Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
12) Уотсон Дж. Бихевиоризм. // Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 34-44.
13) Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб., 2007.
14) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М., 2000.
Преобразования человека и психики
Задания А
А-1.Вставьте пропущенные буквы:
Антр…п…г…нез Онт…г…нез Ф…л…г…нез
М…рф…г…нез П…рц…птивная психика
Такс…с
Вид…сп…ц…фичность инст…нктивного поведения
…бл…гатное научение Г…м…нидная тр..ада Гр…гарный отбор
…пре…меч…в…ние
Соци…лизация
Лев Семёнович Выготский
(1896 - 1934)
А-2.
А-3.
…кс…л…рация
Г…т…р…хронность Д…зонт…г...н…з
С…нз…тивный период
Ответьте на вопросы по литературе для обязательного конспектирования (Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. – М., 1983, главы 1-5):
1. Верно или нет:
Л.С. Выготский являлся сторонником биогенетического закона В высшей психической структуре функциональным определяющим
целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления
Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, сперва - в психологическом, сперва как интрапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интерпсихическая.
Всякая новая форма культурного опыта является не просто извне, независимо от состояния организма в данный момент развития, но
организм, усваивая внешние влияния, усваивая целый ряд форм поведения, ассимилирует их в зависимости от того, на какой ступени
психического развития он стоит
2. Назовите линии развития, которые, согласно Выготскому, сливаются в онтогенезе человека.
3. Чем определяется система активности ребенка на каждой ступени его
развития?
4. Назовите типы перехода внешних операций во внутренние, приведите примеры.
Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:
Л.С.
Выготский
К.Э. Фабри
Д.Б. Эльконин
Э. Геккель
Ф. Гиддингс
Закон рекапитуляции
Стадии психического отражения
Культурно-историческая концепция формирования высших психических функций
Периодизация психического развития на основе выделения ведущих видов деятельности, характерных для возрастного этапа
Ввел в научный обиход понятие «онтогенез»
Автор понятия «социализация»
А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Преобразования человека и психики»в любой удобной для вас форме.
Задания Б