Тема 3. Понятие личности. Структура личности

Биологическое, социальное и духовное в личности человека. Подходы к изучению личности: биогенетические, социогенетические и психогенетические теории. Понятие кризисов психического развития по Э. Эриксону. Теории личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну. Направленность личности: характеристика, формы, виды. Темперамент: типы, свойства, физиологические основы. Характер: структура, формирование, типологии, акцентуации. Способности: виды, уровни и факторы развития. Чувственно-эмоциональная сфера личности. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Высшие чувства. Воля: функции и этапы формирования волевых действий.

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, биогенетические теории, социогенетические теории, психогенетические теории, кризис личностного развития, комплексы, эмоции, чувства, воля, функции эмоций (приспособительная, сигнальная, побудительная, подкрепляющая, коммуникативная), виды эмоций и эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация), структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности), формы направленности личности (мировоззрение, убеждение, интересы, идеал, склонности, желания, потребность, влечения и т.п.), мотивация, типы темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), акцентуации характера (циклотимный, демонстративный, педантичный, гипертимный, эмотивный и т.д.), уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность, идиотия, дебильность, имбицильность), социализация, установка, ценностные ориентации, способности, задатки.

Тема 4. Психология общения

Группа: виды и психологическая характеристика групповых процессов. Положительное и отрицательное влияние группы на личность. Общение: функции, виды, стили и средства. Речь: виды и свойства. Коммуникативная компетентность. Конфликты: структура, классификация, этапы развития, профилактика, стратегии разрешения.

Основные понятия: общение, речь, вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникативная компетентность, группа, коллектив, роль (социальная), статус, толерантность, отношения, социометрия, коммуникативная компетентность, конфликт (объективный, субъективный, конструктивный, деструктивный, внутриличностный, межличностный и др.), конфликтогены, стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс), профилактика конфликтов, манипуляции в общении.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(тесты для выполнения практических заданий имеются в методическом кабинете кафедры истории и социально-политических дисциплин ауд. № 423 гл. корпуса)

СЕМИНАР 1. Проблемы изучения психики человека

1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

2. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.

3. Развитие психологических знаний в 17 веке.

4. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).

5. Возникновение новых направлений в психологии (конец 19 - начало 20 в.).

6. Современные направления исследований в психологии.

7. Организация процесса самопознания личности.

Практическое задание

(выполните самостоятельно психологические тесты)

1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).

2. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).

СЕМИНАР 2.Основные направления

Современной психологии

1. Фрейдизм и психоаналитические направления в современной психологии.

2. Бихевиоризм. Основные идеи и основатели теории.

3. Гештальтпсихология. Основные идеи и основатели теории.

4. Гуманистическая психология. Основные идеи и основатели теории.

5. Трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование – популярные направления современной психологии.

6. Трансактный анализ Э. Берна.

7. Когнитивная психология. Основные идеи и основатели теории.

8. Становление и развитие отечественной научной психологии (до 1917 года).

9. Отечественная психология (послереволюционный и современный период).

Практическое задание

(выполните самостоятельно психологические тесты)

1. Исследование уровня самоактуализации личности (Л.Я. Гозман).

СЕМИНАР 3.Внутренний мир и состояния

Сознания человека

1. Основные этапы развития психики в филогенезе.

2. Основные источники и условия развития высших психических функций у человека.

3. Предпосылки и условия возникновения сознания человека.

4. Психологическая характеристика сознания и его связь с бессознательным. Проявление сознания и бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

5. Физиологические основы психики. Функциональное предназначение нервной системы человека в целом и её основных отделов.

6. Качественное отличие психического развития высших животных и человека.

7. Виды деятельности. Умения, навыки и привычки в структуре деятельности человека.

Практическое задание

(выполните самостоятельно психологические тесты)

1. Диагностика системы ценностных ориентаций личности (модификация Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского).

2. Шкала локус-контроля (Дж. Ротер).

СЕМИНАР 4.Познавательные процессы:

Наши рекомендации