Тема 3. Понятие личности. Структура личности
Биологическое, социальное и духовное в личности человека. Подходы к изучению личности: биогенетические, социогенетические и психогенетические теории. Понятие кризисов психического развития по Э. Эриксону. Теории личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну. Направленность личности: характеристика, формы, виды. Темперамент: типы, свойства, физиологические основы. Характер: структура, формирование, типологии, акцентуации. Способности: виды, уровни и факторы развития. Чувственно-эмоциональная сфера личности. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Высшие чувства. Воля: функции и этапы формирования волевых действий.
Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, биогенетические теории, социогенетические теории, психогенетические теории, кризис личностного развития, комплексы, эмоции, чувства, воля, функции эмоций (приспособительная, сигнальная, побудительная, подкрепляющая, коммуникативная), виды эмоций и эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация), структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности), формы направленности личности (мировоззрение, убеждение, интересы, идеал, склонности, желания, потребность, влечения и т.п.), мотивация, типы темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), акцентуации характера (циклотимный, демонстративный, педантичный, гипертимный, эмотивный и т.д.), уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность, идиотия, дебильность, имбицильность), социализация, установка, ценностные ориентации, способности, задатки.
Тема 4. Психология общения
Группа: виды и психологическая характеристика групповых процессов. Положительное и отрицательное влияние группы на личность. Общение: функции, виды, стили и средства. Речь: виды и свойства. Коммуникативная компетентность. Конфликты: структура, классификация, этапы развития, профилактика, стратегии разрешения.
Основные понятия: общение, речь, вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникативная компетентность, группа, коллектив, роль (социальная), статус, толерантность, отношения, социометрия, коммуникативная компетентность, конфликт (объективный, субъективный, конструктивный, деструктивный, внутриличностный, межличностный и др.), конфликтогены, стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс), профилактика конфликтов, манипуляции в общении.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
(тесты для выполнения практических заданий имеются в методическом кабинете кафедры истории и социально-политических дисциплин ауд. № 423 гл. корпуса)
СЕМИНАР 1. Проблемы изучения психики человека
1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
2. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.
3. Развитие психологических знаний в 17 веке.
4. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).
5. Возникновение новых направлений в психологии (конец 19 - начало 20 в.).
6. Современные направления исследований в психологии.
7. Организация процесса самопознания личности.
Практическое задание
(выполните самостоятельно психологические тесты)
1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
2. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
СЕМИНАР 2.Основные направления
Современной психологии
1. Фрейдизм и психоаналитические направления в современной психологии.
2. Бихевиоризм. Основные идеи и основатели теории.
3. Гештальтпсихология. Основные идеи и основатели теории.
4. Гуманистическая психология. Основные идеи и основатели теории.
5. Трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование – популярные направления современной психологии.
6. Трансактный анализ Э. Берна.
7. Когнитивная психология. Основные идеи и основатели теории.
8. Становление и развитие отечественной научной психологии (до 1917 года).
9. Отечественная психология (послереволюционный и современный период).
Практическое задание
(выполните самостоятельно психологические тесты)
1. Исследование уровня самоактуализации личности (Л.Я. Гозман).
СЕМИНАР 3.Внутренний мир и состояния
Сознания человека
1. Основные этапы развития психики в филогенезе.
2. Основные источники и условия развития высших психических функций у человека.
3. Предпосылки и условия возникновения сознания человека.
4. Психологическая характеристика сознания и его связь с бессознательным. Проявление сознания и бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
5. Физиологические основы психики. Функциональное предназначение нервной системы человека в целом и её основных отделов.
6. Качественное отличие психического развития высших животных и человека.
7. Виды деятельности. Умения, навыки и привычки в структуре деятельности человека.
Практическое задание
(выполните самостоятельно психологические тесты)
1. Диагностика системы ценностных ориентаций личности (модификация Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского).
2. Шкала локус-контроля (Дж. Ротер).
СЕМИНАР 4.Познавательные процессы: