Работа на уровне поведения

Напомним, что речь идет именно об уровне поведения (как мы это оценили в результате всех предыдущих шагов). Либо на этом уровне лежит сама проблема, либо ее решение (а проблема ниже — на уровне окружения).

· Человек хочет нравиться людям, но не может — не умеет. Можно менять людей, пока не найдутся такие, которым он все-таки понравятся (и которые при этом еще и устроят его самого). Это решение на уровне окружения. Или (а может, «и») можно развивать навык «нравиться»: быть подвижным, энергичным, жизнерадостным, доброжелательным, обаятельным, синтонным-неконфликтным, заботливым и дружелюбным и т.д. И это уже поведенческий уровень.

Основная суть бихевиоризма в идее научения. Есть поведение правильное-адаптивное, которое жить помогает — и неправильное-деструктивное, которое все портит и вообще наперекосяк. И тому, и другому человек как-то научился.

· Жизнь научила.

И если научился он чему-то не тому или не научился тому, что нужно, то мы в этом ему поможем. По сути, мы берем на себя роль этакого дрессировщика. Мы объясняем, какое поведение — не приводит к нужному результату. И «наказываем», когда такое поведение проявляется.

· Наказываем, естественно не сами. Поскольку все это нужно клиенту, то и наказывает он себя сам, а мы — контролируем. Съел булочку — пробежка три километра. Или штраф 100 рублей. Или прочесть «Очарованную душу» Ромена Роллана. Всю.

Сразу нужно четко признаться самим себе: мы не можем клиента заставить. Желание должно быть — его. Если он сам результата — хочет, то на наши условия согласится. А если результат нужен маме или инспектору по делам несовершеннолетних, то все наши «наказания» и упреки — …

· Что в лоб, что по лбу.

Обычно, впрочем, вопрос о желании-мотивации в бихевиоризме решается просто. Есть два основных стимула — кнут и пряник. Разные люди ориентируются в большей степени на то или на другое, и в поведенческой психологии для надежности обычно используются оба: будешь делать, тебе будет хорошо. (Лучше). Не будешь — ой, плохо тебе будет. (Так же, как было и еще хуже).

· Пистолет и доброе слово могут больше, чем доброе слово. — говорят, так высказывался Аль Капоне.

И мы, помимо «наказаний»-штрафов, объясняем, какое поведение адаптивно, и за его проявления — награждаем. Ну и жизнь, естественно, награждает, преподнося ожидаемый результат.

· Клиент сдал экзамен, воспользовавшись мнемотехникой, и мы «разрешаем» ему прочесть любимую им «Очарованную душу» Ромена Роллана. Но главное наше поощрение в том, что мы — рады. Мы в восторге от успеха клиента. Мы переживаем триумф вместе с ним! Клиент делится с нами радостью, и мы его — понимаем! И это — очень много.

Именно к уровню поведения относится большинство наших домашних заданий из цикла «до следующей консультации нужно сделать следующее…» Именно на этом уровне происходит обучение техникам по принципу «делай раз, делай два, делай три». Уровень поведения предлагает нам навык — навык что-то делать, будь то вовремя улыбаться, задерживать эякуляцию, вести переговоры или регулировать свой собственный эмоциональный фон.

И при всей простоте и примитивности такого подхода, он срабатывает очень и очень часто.

· И именно пренебрежение к уровню поведения зачастуют вызывает у наших посетителей разочарование: ну, поговорили, а что делать-то? Что делать, решает клиент. И то с нашей помощью. А вот «натаскать» его на то, «как» это делается — зачастую наша забота.

В литературе о Милтоне Эриксоне есть описание замечательного случая об излечении бессонницы. Клиенту — хозяину большого дома — Эриксон, не вдаваясь в глубокую психотерапию, велел всякий раз, когда полчаса спустя после укладывания в кровать клиент еще не спал, вставать и мыть полы во всем доме. Во всем! Каждый раз! Независимо от того, мыл ли он их полчаса назад. Бессонница прошла в считанные дни.

В своей практике мы пользуемся таким подходом сплошь и рядом. Девушка боится звонить нравящимся ей молодым людям? «Хорошо. Ты можешь продолжать, пока сама не захочешь чувствовать себя свободнее. Но: всякий раз, когда ты поймаешь себя на уклонении от звонка молодому человеку, ты откроешь… что тебе нужно сдавать в эту сессию? Экономику? Ага, ты откроешь «Экономикс» и прочтешь два параграфа. Пока не прочтешь, ничего другого делать нельзя. Договорились? Ну и хорошо».

· Как вы думаете, сколько дней понадобилось девушке, чтобы испытывать искреннюю радость при мысли о телефонном звонке симпатичному парню?

Совсем просто с осанкой. Помогает стянуть лопатки клиента пластырем. Тогда сутулиться станет болезненно. А там и восхищенные взгляды окружающих начнут сказываться. Привычка привьется, и пластырь станет уже не нужен.

· Самая восхитительная осанка, которую мы когда-либо встречали, была у женщины, год прожившей в корсете после травмы позвоночника. Корсет давно сняли, но привычка «держать спину» осталась.

А вот случай посложнее: «Я неуверен в себе». Тут нам (если речь об уровне поведения) важно знать, как это проявляется. К примеру, юноша сутулистся, прячет глаза, у него перехватывает дыхание и начинают дрожать руки. Это в теле. А на деле он молчит, когда от него ожидают слова, не протестует, когда испытывает неудобство и вообще старается уйти от любой ситуации общения с не очень знакомыми людьми.

· Мало ли что?

Что делаем мы? Мы внятно описываем, что именно клиент делает не так и что надо делать вместо этого (это даже важнее). Надо ходить прямо, поднять голову, смотреть на людей, а не по углам, желательно выйти на контакт глаз, надо выполнять упражнения по стабилизации дыхания всякий раз, когда появляются сбои, нормализовать тонус мышц рук, если они подрагивают, высказываться именно тогда, когда не хочется и трудно и раз за разом оставаться в ситуации и вступать в общение, когда хочется уйти.

· Естественно, чем увереннее ведет себя клиент, тем больше внимания мы уделяем тому, чтобы не переборщить и не устроить себе и людям агрессивного нахала.

При необходимости мы либо сами показываем как все это делается (по частям), либо «ставим» соответствующий навык на самом клиенте: разворачиваем его плечи, «вправляем» живот, подымаем голову, показываем, куда смотреть, учим обращаться адресно, по имени, глядя в глаза, обучаем навыку установления контакта и вообще самому проявлять инициативу. И так далее.

· Подходишь с развернутыми плечами. Подбородок поднят. Смотришь в переносицу. Улыбка. Останавливаешься в полутора метрах. Это вот столько, понятно? Говоришь текст: «Здравствуйте… (пауза, посмотреть в глаза, улыбнуться шире, убедиться, что человек остановился и смотрит на тебя). Подскажите, пожалуйста, который час? (выслушать ответ) Спасибо». Киваешь, поворачиваешься и идешь дальше. К следующему прохожему. Так 20 раз в день. Все ясно?

Когда клиент говорит, что понял, мы должны убедиться, что он все главное понял правильно. Поэтому мы просим — повторить. Показать все, что можно показать прямо сейчас, остальное проговорить в подробностях.

· А мы поможем все это хорошо и детально себе представить.

Поскольку с самого начала не все будет получаться как надо, мы тут же, на основе его «показа-рассказа» исправляем явные ошибки. А потом раз за разом, когда клиент будет отчитываться о результатах, станем подгонять уже мелочи. То есть отшлифуем навык, когда вчерне уже будет получаться.

· «Который час?» он уже спрашивает, но уходит слишком поспешно. Или подходит только к тем, чье лицо ему нравится. А вот теперь подходи к тем, к кому труднее всего. День, улица, народу много — выбирай.

И, кстати, постепенно усложняем задание: расширяем круг ситуаций, делаем общение все более длительными и т.д.

Всякий раз, когда клиент хотя бы приближается к тому, что нужно (ближе, чем раньше), мы активно хвалим и поддерживаем. Сначала сами, потом подключаем внешнюю информацию: «Вот видишь, тебе улыбнулись 15 раз из 20 и не разу не обругали. Значит, у тебя получается».

· То есть мы еще и прививаем клиенту навык фиксировать поощрения и улучшать свой результат самому с опорой на реакцию извне.

А еще какое-то время спустя мы уже просто выслушиваем рассказ клиента о его удачах и радуемся вместе с ним. Это важно: сначала, пока нет другой поддержки, хвалим клиента мы. Потом мы учим его находить и усваивать поддержку и похвалу, которые выражает его окружение в ответ на его изменения. И, наконец, клиент привыкает трезво (а не только уничижительно) оценивать себя сам и — сам себя хвалить. Знать себе цену. И вести себя соответственно.

· Ну вот вам и уверенность в себе.

Чтобы весь этот эффект еще и усилить, мы просим клиента ежедневно отмечать в блокноте свои действия и результаты, описывать все случаи избегания, тревоги и своего поведения в этих ситуациях, отмечать, насколько он собой доволен и фиксировать все значимые для него проявления успеха: «Мне улыбнулось столько-то девушек. Особенно Маша и Наташа. Начальник подал мне руку. Я сходил в кино.»

· И прочие домашние задания.

Во всех этих примерах можно четко проследить общую схему работы. Где-то мы применяем ее развернуто и по шагам. Где-то свернуто и быстро. Но схема остается одинаковой:

1. Выясняем, что именно клиент делает не так.

2. Объясняем, что делать в этом случае.

3. Убеждаемся, что клиент правильно понял наши инструкции.

4. Даем обратную связь, исправляем ошибки, поощряем достижения. Если нужно, уточняем инструкции или даем новые (то есть возвращаемся к шагу № 2).

5. Формируем навык верной самооценки и самоодобрения, учим видеть одобрение со стороны других людей или обстоятельств, ориентируем клиента на активное применение приобретенного навыка в своей жизни.

По сути, наиболее важным является пятый шаг. Если его недоделать, то клиент или потеряется без вашей поддержки, разочаруется в собственной возможности что-то изменить, или будет нуждаться в помощи психолога для каждого последующего изменения.

Прежде чем двигаться дальше, давайте заметим, что приведенной схемой (не всегда явно) пользуется не только нескрываемый бихевиоризм, но и другие психологические традиции. Поведенческий результат формируют так или иначе и гештальт, и психодрама, и НЛП, и суггестивные направления работы, включая гипноз, и ролевые игры (!) и уж точно разного рода тренинговые подходы.

· Тренинг — это «тренировка», «упражнение».

Не так важно, отдаете ли вы должное бихевиоральной психологии, важно — достигаете ли нужного клиенту результата в ситуации, когда дело касается изменений поведения.

Наши рекомендации