Исследование типа нервной системы
Цель исследования: определение уровня выраженности силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения нервных процессов.
Инструкция:«Вам необходимо ответить на 48 предложенных вопросов. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если указанное свойство или качество у Вас выражено в малой степени, следует поставить знак плюс (+). Если в средней степени - два плюса (++), а если в высшей степени - три плюса(+++). При отрицательном ответе малая степень выраженности характеризуется одним минусом(‑), если в средней степени - двумя минусами-(‑ ‑), а если в высшей степени - тремя минусами (‑ ‑ ‑)»
1. В конце каждого занятия я не чувствую усталости и потому усваиваю материал так же хорошо, как и в начале занятия.
2. В конце учебного дня занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.
3. Я сохраняю высокую работоспособность до конца продолжительных учебных занятий или другой напряженной работы.
4. Быстро восстанавливаю силы после напряженных учебных занятий или другой утомительной работы.
5. В ситуации опасности действую смело, умею подавлять излишнее волнение, неуверенность, страх.
6. Имею склонность к риску при решении сложных жизненных вопросов.
7. На собраниях и заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки даже своих товарищей.
8. Стремлюсь участвовать и охотно берусь за выполнение ответственной работы.
9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдачи зачета и т. д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.
10. В случае неудачи не падаю духом, продолжаю бороться за поставленную цель.
11. Порицания родителей, преподавателей и других лиц (неудовлетворительные оценки, выговор, наказание и т.д.) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.
12. Я безразличен к насмешкам и попыткам остро подшутить надо мной (тонкие чувства, легкая душевная ранимость - удел других людей).
13. Я легко сосредоточиваю и поддерживаю свое внимание во время умственной работы, несмотря на помехи (шепот, разговоры, присутствие посторонних людей и т. д.).
14. Легко и без затруднений соблюдаю правила поведения, принятые в институтской среде.
15. Легко и успешно сдерживаю излишнее волнение перед экзаменом, встречей с начальником.
16. После спора, ссоры и других неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на нужной деятельности.
17. Спокойно, терпеливо делаю трудную и неинтересную работу.
18. В ситуациях ожидания (перед экзаменом, в очереди и т. д.) сохраняю собранность, спокойствие, терпеливость.
19. Отношусь спокойно к неприятностям, которые бывают у моих знакомых.
20. Накануне волнующего события (экзамена, семейного торжества переезда, путешествия и т.д.) мое поведение не отличается от обычного.
21. Как правило, крепко сплю перед серьезными испытаниями (экзаменами, соревнованиями, выступлениями и т.д.).
22. Умею держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства.
23. Способен сдерживать себя, могу быстро успокаиваться по требованию старших.
24. В волнующих ситуациях (спор, ссора) проявляю спокойствие и хладнокровие.
25. Для меня не характерны вспыльчивость и раздражительность по незначительному поводу.
26. Проявляю сдержанность и самообладание при неожиданном известии о предстоящем событии (зачете, выступлении на семинаре и т. п.).
27. Умею легко хранить в секрете интересную новость.
28. Способен терпеливо выполнять однообразную, кропотливую работу.
29. Тщательно и неторопливо готовлюсь к началу любого важного дела.
30. Настроение мое обычно ровное, устойчивое.
31. Активность в учебе, спорте, быту и т. д. проявляется равномерно, без периодических подъемов и спадов.
32. У меня равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
33. Легко схожусь с другими людьми.
34. Часто допускаю ошибки, даже грубые, из-за того, что спешу.
35. Легко вступаю в разговор с попутчиками.
36. Быстро привыкаю к новой среде и к новым людям.
37. Быстро могу изменить принятое решение, учитывая мнение других.
38. Легко и быстро отвечаю на неожиданные вопросы.
39. Легко и быстро привыкаю к характеру и требованиям нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности.
40. Легко завожу новые знакомства, люблю быть с людьми.
41. Быстро переключаюсь от отдыха к делу, быстро втягиваюсь в работу (на учебных занятиях и т.д.).
42. Могу быстро переходить от выполнения одного задания к другому, от одной работы к другой.
43. Люблю, когда занятия или работа часто меняются.
44. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.
45. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к какой-нибудь деятельности.
46. У меня часто меняется настроение по несущественному поводу.
47. Монотонная работа вызывает у меня сонливость и скуку.
48. Моя речь и движения обычно быстрые, но я могу заставить себя говорить и двигаться медленно.
Обработка результатов
По каждому блоку вопросов отдельно подсчитывается сумма баллов со знаком «+», сумма баллов со знаком «-»и алгебраическая сумма баллов.
Если алгебраическая сумма баллов по всем блокам вопросов получается со знаком «+», то это указывает на то, что нервная система у обследуемого сильная, уравновешенная подвижная. Напротив, если сумма баллов имеет знак «-», то это указывает на слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы.