Задание для самопроверки 3.4
(а) Назовите основные психосексуальные стадии детства.
(б) Почему, как упоминалось выше, дети, которые были сильно избалованы или, напротив, ограничены в получении удовольствий на анальной стадии развития, будут, став взрослыми, «упрямыми, чрезвычайно опрятными и скупыми»?
Резюме
Теория Фрейда чрезвычайно сложна, изобилует специальными терминами, а поскольку их значение с годами часто менялось, чтение специализированных работ может быть затруднительным. Хуже другое: отнюдь не очевидно, что теория может выдержать детальную научную проверку, и мало уверенности в том, что она получит эмпирические подтверждения. Это потому, что многие из использованных понятий {например, «репрессия», «пенис как предмет зависти») не могут быть легко квантифицированы и, кроме того, теория может предлагать несколько совершенно разных «объяснений» одного и того же события. Это противоречит требованиям науки. Согласно закону Ньютона, если подбросить два шара, имеющих один и тот же размер, но разные массы, они будут падать с одной и той же скоростью. Если бы эксперимент показал, что один из шаров падает быстрее, чем другой, теория, очевидно, была бы не верна. Между тем теория Фрейда редко позволяет выдвигать четкие недвусмысленные гипотезы — такие, которые можно было бы проверить экспериментально. Например, как можно объяснить цинизм? Согласно Фрейду, цинизм — это, возможно, приемлемый способ выражения агрессивных чувств по отношению к объекту либо порождение сильного сексуального желания, которое преобразуется в свою противоположность с помощью механизма защиты — формирования реакции. Циничный взгляд может отражать неосознаваемые чувства как любви, так и ненависти. Как можно в этом случае установить, верна ли эта теория? В этой связи напрашивается аналогия с физической теорией, которая смогла бы «предсказать» следующее: либо шар А будет падать быстрее, чем шар Б, либо шар 5 будет падать быстрее, чем шар А, либо оба шара будут падать с одной и той же скоростью, однако эта теория не сможет предугадать, что же будет происходить в каждом конкретном случае. Теория такого типа, очевидно, не относится к числу сильных, поскольку она может «объяснить» все возможные следствия, а это означает, что продемонстрировать ее ошибочность практически невозможно. По этой причине становится необходимым внимательно изучить критику, направленную в адрес психоаналитической теории, и, кроме того, выделить те разделы этой теории, которые окажутся в состоянии выдержать детальный научный анализ {если таковые, конечно, найдутся).
Предложения по дополнительному чтению
Самое краткое изложение теории представляют Пять лекций по психоанализу вместе с Вводной лекцией по психоанализу (впервые опубликованы в период с 1915 по 1917 гг.) (Freud, 1917/1964). Эти лекции предлагают несколько более детальное описание основных теорий Фрейда, а Новые вводные лекции по психоанализу (Freud, 1932) обеспечивают их современное и обширное изложение. Перечисленные работы были опубликованы и публикуются в отдельных книгах. Имеется также несколько весьма полезных изложений теорий Фрейда, представленных следующими авторами: Стэффордом-Кларком, Брауном, Клайном и Стивенсом (Stafford-Clarke, 1965; Brown, 1964; Kline, 1984; Stevens, 1983), но было бы неловко обращаться к ним, не прочтя сначала работы самого Фрейда.
Ответы на задания по самопроверке
3.1. (а) Свободные ассоциации — одна из главных характерных черт психоанализа. Пациент соглашается просто говорить все, что придет ему в голову, каким бы тривиальным, мелким или шокирующим это ни казалось. Аналитик произносит слово и изучает ответ пациента, при этом он специально отмечает любое затруднение в порождении ассоциации. Такие трудности могут свидетельствовать о том, что слово связано с каким-то травмирующим воспоминанием, поэтому бессознательный психический процесс (именуемый в ранних работах Фрейда «репрессией») старается удержать все ассоциации, связанные с этим событием, вне сознания.
(б) Сопротивление — это неосознаваемая сила, мешающая пациенту порождать свободные ассоциации с теми словами, которые касаются неразрешенных конфликтов. Сопротивление удерживает эти ассоциации от возможности осознания — это сила, которая противостоит свободной ассоциации.
(в) Репрессия — один из примеров механизма защиты, это процесс, с помощью которого воспоминание, желание или импульс (как правило, сексуальный по природе) удерживаются вне сферы осознания.
3.2. Ид будет напрямую направлять агрессию против какого-то человека или предмета, в то время как Эго будет обеспечивать выражение агрессии в социально приемлемых формах, например, в тех видах спорта, которые предусматривают прямые контакты, в игре воображения, в написании неблагоприятных рецензий на книги или в увлечении горячими дебатами (как в парламенте).
3.3. (а) Любой психологический механизм, цель которого — воспрепятствовать тому, чтобы содержание Ид достигло Эго.
(б) Изоляция.
(в) Чувство любви может превратиться в ненависть (посредством формирования реакции), так что неосознанное чувство «Я люблю его» становится чувством «Я ненавижу его». Проекция превращает это в новое выражение: «Он ненавидит меня». Фрейд предполагал, что эти два механизма защиты встречаются у гомосексуалистов, которые предположительно по этой причине подвержены паранойе.
3.4. (а) Оральная (пассивная и садистская) стадия, анальная стадия и фаллическая стадия. Затем следуют латентный период и генитальная стадия, но они на самом деле совершенно не связаны с детской сексуальностью.
(б) Все это имеет отношение к символизму и формированию реакции. Здесь деньги символически связаны с испражнениями и поэтому скупость может рассматриваться как символическое удерживание испражнений, то же самое касается и упрямства (отказ «сделать что-то», когда просят). Предполагается, что аккуратность — это реакция против желания размазать испражнения и учинить грандиозный беспорядок.
ОЦЕНКА ТЕОРИЙ ФРЕЙДА
Общая картина
Многие психологи принимали теории и воззрения Фрейда, считая их бесспорными до середины XX в., когда возникло сомнение относительно природы приведенных им данных, валидности их интерпретации, а также ценности психоанализа как метода терапии. Вызывал недоумение и тот факт, что теория порою могла объяснить любой результат (и поэтому не поддавалась опровержению). Хотя теории, описанные в главе 3, выглядят довольно привлекательно, мы не нашли никаких надежных эмпирических доказательств, подтверждающих, что они действительно корректны. Все, что происходило в консультативном кабинете Фрейда, не записывалось на аудио- и видеопленку, поэтому независимый наблюдатель не может проверить ни качество основных данных, ни теоретические заключения Фрейда. Обнаружение того факта, что отсутствие каких-либо воздействий на пациента может давать лучший лечебный результат, чем курс психоанализа, не способствовало укреплению позиций этого метода. Наиболее критическая оценка психоанализа дана Рэчманом и Уилсоном (Rachman, Wilson, 1980). Таким образом, необходимо поставить вопрос: существует ли какая-нибудь научная истина в теории Фрейда или ее следует воспринимать лишь как страшную сказку?
Главы, рекомендуемые для предварительного чтения 1, 3 и 11.
Введение
Читатели могли испытать некоторое чувство неловкости при знакомстве с главой 3, посвященной рассмотрению представленных там в общих чертах теорий Фрейда. В сущности теории Фрейда критикуются по ряду причин:
• Психоанализ, по-видимому, не является эффективной формой терапии.
• Теории Фрейда основываются на приведенных столетие назад результатах обследования небольшой, довольно нетипичной выборки людей и поэтому не могут иметь всеобщего приложения.
• Выводы Фрейда излишне широко обобщаются. Например, тот факт, что у одного или двух пациентов невроз навязчивых состояний оказался связан с защитным механизмом изоляции, не дает оснований полагать, что в других случаях произойдет то же самое.
• То, что происходило во время фрейдовских клинических сеансов, не может быть проверено независимыми наблюдателями.
• Многие из терминов Фрейда трудно «операционализировать» и поэтому они не могут быть проверены экспериментально. Например, совсем не ясно, каким способом можно попытаться измерить силу механизмов защиты, оральной фиксации, Эдипова конфликта и т.д.
• Эти теории можно определить как «post hoc», т.е. как возможные объяснения прошлых событий, которые не могут быть легко использованы, чтобы предсказать будущее поведение.
• Теория оказывается противоречивой: одно и то же явление может «объясняться» несколькими различными процессами или один и тот же психологический процесс может привести к разным вариантам поведения.
• Эти теории в состоянии «объяснить» почти любое поведение, что делает невозможным их опровержение.
Поэтому данная глава преследует две цели. В ней анализируются некоторые проблемы, связанные с установлением научной достоверности теорий Фрейда, и приводится ряд примеров экспериментов, предпринятых для проверки некоторых аспектов теории.