Психология организованной преступности
Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспирированного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения.
Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенными принципами общности. Условиями планируемой в качестве долговременной преступной деятельности являются целесообразное распределение ролей, наличие определенной структуры группировки и иерархии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация.
Организованная преступность - устойчивое явление, трудно поддающееся предупредительно-профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жестокими мерами воздействия.
Организованная преступность отличается пространственным размахом. Она охватывает нередко целые регионы либо отрасли народного хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпированными связями преступников с правоохранительными органами, взяточничеством, должностными злоупотреблениями, хищениями в особо крупных размерах, незаконными контрабандно-валютными операциями.
Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. Создание преступного сообщества - это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности.
26Профессионально значимые качества личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. Кадровое обеспечение правовой реформы предполагает создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы.
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы.
27Оценка способностей юриста к профессиональной деятельности.Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности.
Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оцениваются с помощью:
квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оценочных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследованных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д. (см. графу 3 в приведенной выше таблице);
психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей тестовых методик.
Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качества психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.
Критерии профессиональной пригодности (как объективные по результатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:
отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;
различать работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;
быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности необходимо исследовать1.
Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.
28Психология осмотра места происшествия.
Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника.
Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера.
Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей.
Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты.
Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя.
Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии.
Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение.
Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.
29 Психология обыска.
Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК.
В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены.
С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске.
На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации.
Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места.
Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам:
-демонстрирует мнимое сотрудничество;
-умышленно отвлекает внимание следователя;
-дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана;
-провокации в адрес следователя, угрозы.
Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя.
Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно.
Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка.
Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка.
Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину.
Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого:
-метод беседы-вопросы перед обыском;
-метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию;
-метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев).